Открытый урок чтения
в 4 классе.
Тема: «Пословицы. Поговорки»
Задачи урока:
1. Разрешение ситуаций:
а) Правильное употребление пословиц в своей речи.
2. Обогащение речи детей пословицами и поговорками.
Цель урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися понятия о пословицах, поговорках.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.
3. воспитание любви к родному слову, чувство гордости за свой народ.
Оборудование:
1. Плакаты: « Старая пословица – век не сломится »
« Красна речь - пословицей»
« Ученику – удача. Учителю - радость»
« Пословица – недаром молвится »
2.Выставка книг о пословицах.
3.Выставка творческих работ.
4.Аудио запись стихотворения А. Барто « К бабушке Савельевне »
Ход урока
I. Организация класса. Тема. Цель.
1. Создаем хорошее настроение : «Улыбнитесь!
Скажите добрые слова друг другу»
II. Проверка домашнего задания.
1. Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Фразеологизмы». Давайте вспомним: «Что называется фразеологизмами?»
Дети: Устойчивые сочетания слов, которые употребляются в переносном смысле; в них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова, иначе устойчивый оборот уже не будет устойчивым, нарушается смысл.
2. Чтение учащимися сочинений-миниатюр, используя фразеологизмы.
Оценить работы детей.
III. Работа по теме урока
1. Учитель: Послушайте запись стихотворения А. Барто «К бабушке Савельевне». Подумайте, о чем это стихотворение.
К бабушке Савельевне А всего собрал их класс
В гости мы идем, Чуть не полтораста
Утопает в зелени И они не в бровь, а в глаз
Невысокий дом. Попадают часто.
- Бабушка Савельевна, Ноет кто-то из ребят:
Верно или нет, - Скучно, делать нечего.
Что на той неделе вам А ему в ответ кричат:
Минет двести лет? - «Лежит лежень до вечера».
Старые пословицы, Нынче в лагере кино,
Собирает класс, Шурке нездоровится.
Потому приходится Говорят ему одно:
Беспокоить вас, - Про тебя пословица:
Засмеялась бабушка, «Заболели кости,
Шутит: «Ну и ну! Так не думай в гости».
До двух сот, ребятушки, Суп дежурная сварила
Вряд ли дотяну. Вместе с мухомором.
Но скажу по совести, Чуть Буды не натворила!
Восемьдесят – есть. Ей сказали хором:
Вам нужны пословицы? «Какова Аксинья,
Что ж, прошу присесть!» Такова ботвинья».
Двадцать две пословицы Что ж, Савельевна права,
Вспомнила подряд. Помним мы ее слова:
Двадцать две пословицы, «Пословица
Это целый клад! Ввек не сломится».
Учитель: Определите тип текста (повествование, описание, рассуждение). В каком стиле он написан(художественный, научный)? Как построен: это монолог или диалог? Озаглавьте стихотворение с точки зрения его темы («Пословицы»).
В каких словах выражена главная мысль стихотворения? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
2. Работа в тетрадях.
Пословицы и поговорки – это тема сегодняшнего урока. Запись темы в тетрадях. Запись значения слова «Пословица».
Пословица – это мудрое изречение, имеющее назидательный смысл.
- Назовите пословицы, включенные в стихотворение. О чем они? Чему учат?
Сообщение учителя: Н. Н. Ушаков писал: «Наблюдая из года в год, из века в век жизненные явления, народ выделял в них самое главное и свою мысль выражал точным и кратким изречением – пословицей. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относится к родине, к матери, к старшим. Одна пословица может дать самую точную, самую меткую характеристику человеку».
3.Продолжите пословицы.
Учитель: Бабушка Савельевна в стихотворении А. Барто вспомнила подряд 22 пословицы. Не хотите ли посоревноваться с ней?
( Детям раздаются карточки с началами и окончаниями пословиц. Те, у кого написаны половинки с большой буквы, читают их по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Составившие пословицу, объясняют ее смысл ).
- Дружба верна не лестью, …
Друзья познаются …
Дерево держится корнем,…
Не имей сто рублей, …
Дружно – не грузно,…
… а правдой и честью.
… в беде.
…а имей сто друзей.
… а врозь – хоть брось.
… а человек друзьями.
Что дороже всех богатств на свете, как утверждают пословицы?
4. Игра «Знаешь ли ты пословицы?»
1. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. На соревновании по бегу, Нина, не дождавшись сигнала, бросилась со всех ног вперед. Споткнулась и под общий смех упала. Какую пословицу она при этом вспомнила? (Поспешишь – людей насмешишь)
5. Шуточные вопросы:
1. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее. (Делать из мухи слона).
2. Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготавливаются не в лесу.( К то в лес, кто по дрова)
3. Согласно какой поговорке, слова находятся в кармане?( За словом в карман ен полезет)
Физкультминутка
6. Подберем пословицу (Работа в парах).
(Подобрать пословице А близкую ей по смыслу, выражающую сходную мысль).
1) А. Что прошло, того не воротишь.
1. Что написано пером, того не вырубишь топором.
2. утро вечера мудренее.
3. Кончил дело – гуляй смело.
4. Что с возу упало, то пропало.
2) А. Что у кого болит, тот о том и говорит.
1. Язык до Киева доведет
2. Не сразу Москва строилась.
3. У голодной кумы все хлеб на уме.
4. Где много слов там мало дел.
3) А. Как аукнется, так и откликнется.
1. Своя рубашка ближе к телу.
2. Слово – серебро, молчание – золото.
3. Какова плата, такова и работа.
4. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
7. Игра «На одну тему».
Какой темой можно объединить эти пословицы?
Какой вывод модно из этого сделать?
Без труда мечта мертва.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Без труда ничего не дается.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Птица крепнет в полете, а человек в труде.
Дерево смотри в плодах, а человека смотри в делах.
8. Сравните!
Прославляя трудолюбивого, народ безжалостно высмеивал лодырей, неумех. Нерадивых людей. Найдите в пословицах антонимы. Что с чем сравнивается. Что говорится о труде и лени?
Труд кормит, а лень портит. Труд всегда дает, а лень только берет. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. Здоров в еде, да хил в работе.
9. Подберите к началу подходящий конец так, чтобы получилась полная пословица.
(Соединить линиями).
На словах и так и сяк, … покажи делом.
На словах города берет,… а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словом, … да скуп на дела.
Щедр на слова, … а на деле никак.
10. На доске повешены буквы. Учащиеся, ответив правильно, переворачивает листочек с буквой. Слово написанное (Пословицы).
«Вырази в двух словах»
Попытайтесь подобрать краткие ответы, выражавшие смысл описанного в двух словах.
1. Вадим не многословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко, но метко). «П»
2. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет и рисует хорошо, и телевизор сам починить сможет. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки). «О»
3. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят шутя в таком случае? (Легок на помине) «С».
4. Человек говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом кратко сказать? (Слов на ветер не бросает) «Л»
5. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. Как об этом говорят? (Вышел сухим из воды) «О»
6. Мы этого так не оставим, мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду) «В».
7. Маша пришла к подружке и говорит: «давай решим эту головоломку вместе». Подумали и решили. (Ум хорошо, а два лучше). «И»
8. Весь вечер ребята не могла починить магнитофон. Все как будто в порядке, а он не работает. Гена встал и сказал: «Давайте по домам, спать!» Как об этом сказать кратко? (Утро вечера мудренее).
9. Света не закончила делать уроки и стала просится у мамы поиграть. Мама не разрешила. Что нужно сказать Свете? (Делу время, а потехе час) «Ы»
Учитель: Какое слово у нас получилось? Давайте его прочитаем. «Пословица»
На предыдущих уроках у нас была тема «драматические импровизации», на которй мы учились составлять пьесы. Сейчас мы посмотрим маленькую сценку. Название вы скажете после просмотра.
Сценка «Кончил дело – гуляй смело»
Ведущий: Сценка.
Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Птичка.
Действие происходит днем. Мальчик сидит за столом, он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвится?
Мальчик: Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай мне закончить урок!
Ведущий: Прилетела птичка на окошко.
Щебечет.
Птичка: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвится?
Мальчик: Нет, Птичка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай мне закончить урок!
Ведущий: Наконец, урок закончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.
Мальчик: Ну-ка, кто меня манил?
Все (хором): кончил дело, гуляй смело!
IV. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке? Чем занимались?
Оценки с комментарием.
Домашнее задание: сделать книжку-малышку «Пословица - всем углам помощница»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.