Открытый урок
экономики в 11 классе
Банки. Банковская система
2017г.
Цель урока:
Расширение представления обучающихся о деятельности банков и банковской системе в целом.
Задачи урока:
· Образовательные: формирование представления обучающихся о банковской системе, раскрыть основное понятие «банка», видов банков и их функции.
· Развивающие: развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разных ситуациях; умения работать с книгой, терминами и понятиями, интернет-ресурсами, обогащение знаний обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней.
· Воспитательные: воспитание финансовой грамотности обучающихся, умение работы в группе
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята, сегодня мы изучим новую тему, которая называется «Банки и банковская система»
Ознакомление со структурой и задачами урока.
II. Актуализация знаний
Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк. Знакомые имеют пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Кто-то наверняка расскажет о том, как ваши родители обращались в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.
III. Изучение нового материала.
Банковская система Российской Федерации — это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Современная банковская система Российской Федерации является результатом реформирования государственной кредитной системы, которая функционировала в период развитого социализма при централизованной плановой экономике. Правовая база современной банковской системы России состоит из следующих Федеральных законов:«О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Законодательно закрепляется определение банковской системы, кредитных организаций и банков, устанавливаются цели и задачи деятельности Банка России, банков и небанковских кредитных организаций, указаны виды банковских операций и сделок, закреплен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций, их финансового оздоровления и банкротства и т.п.
Современная банковская система России функционирует на следующих принципах, закрепленных законодательно:
1. Принцип двухуровневой структуры предполагает разделение функций Банка России и всех остальных банков. Центральный банк Российской Федерации является верхним уровнем банковской системы и выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. К их компетенции относятся операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Банком России устанавливаются показатели денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п., на которые ориентируются банки второго в своей деятельности. Коммерческие банки обязаны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.
2. Принцип универсальности деловых банков означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные действующим законодательством и банковскими лицензиями операции, как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. В Российской Федерации законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций, но коммерческие банки могут выбирать сферы банковской деятельности, клиентские сегменты в соответствии с проводимой ими политикой, если это не противоречит действующему законодательству. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.
Виды и функции банков.
Банк - это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.
Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.
Практически во всех странах банковская система организована по одному и тому же принципу двух уровней банков.
1 уровень
Центральный банк - главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.
Основные функции Центрального банка:
2 уровень
2 уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.
Коммерческий банк - фирма, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей кредитов.
Функции коммерческих банков:
IV. Закрепление.
Работа в группах:
Группа №1
1. Что такое коммерческий банк?
2. Откуда коммерческий банк получает доход?
3. Основные функции коммерческого банка?
4. На основании чего работает коммерческий банк
Группа №2
1. Что такое центральный банк?
2. Основная функция центрального банка?
3. Функции центрального банка?
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?
- Какая информация самая необходимая в современном мире?
- Какой этап урока наиболее понравился? Почему?
- Что получилось и что не получилось на уроке?
VII. Домашнее задание
1. Написать эссе по теме «Самый безопасный способ удвоить деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман» - Ильф и Петров.
2. Учебник И.В. Липсица глава 6. 1-3 задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.