Открытый урок-игра по теме"Фразеологизмы" 6класс

  • docx
  • 23.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий урока.docx

Открытый урок-игра по теме: «Фразеологизмы».

(Русский язык 6класс)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы Крайнюкова Н.П.

Эти загадочные фразеологизмы

Цель урока:

Уточнить, что такое фразеологизмы, выяснить их особенности и синтаксическую функцию; выяснить, где узнать лексическое значение фразеологизмов; роль  фразеологизмов в речи.

Развивать умения употреблять фразеологизмы в речи, объяснять их значение.

Воспитывать лингвистическую зоркость и любовь к русскому языку.

 Тип урока: комбинированный.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1.Мотивация.  Пальчиковое приветствие.(слайд 2)

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

2. Запись темы урока. Постановка целей.(слайд3,4). Знакомство с мозаичной таблицей  урока. (слайд 5) После выполнения каждого задания будет открываться одно из окон мозаики  и в конце урока дети увидят обращение к ним фразеологизма.

3. Актуализация опорных знаний. (слайд 6)

В чистом поле теремок, теремок.

 Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком  живет?

Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).

Конечно, в нашем теремке живут слова.

Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).

В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.

Что это за слова? (СИНОНИМЫ)

Одного брата зовут Смелый.

А как зовут других братьев? Запишите (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный). Дети работают с первым  заданием в рабочем  листе урока.

Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые  в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый. (АНТОНИМЫ)

Что же такое антонимы?

А кто живет в квартире №3, догадайтесь.(ОМОНИМЫ).

По окончании  работы  открывается  окошко мозаики  «Вгости к словам».(слайд 7)

4. Проверка домашнего задания.

1) «С миру по нитке». Собираем корзину фразеологизмов.(слайд 8)

2) Театрализация. Группы детей показывают по одному фразеологизму (совать нос, вешать лапшу на уши, лить воду, водить за нос).(слайд 9)

По окончании  работы открывается окошко мозаики «С миру по нитке».(слайд 10)

5. Введение в тему урока. (слайд 11)

1)Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

А вы знаете ,что значит «собаку  съел(а)»?

2)Экскурс в историю языка.

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания  и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….

 

6. Изучение нового материала.

Работа  в группах (слайд 13, 14)

Группа №1

Цель: выяснить  можно ли узнать значение фразеологизмов и в словаре в учебнике, в толковом словаре , во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете).

Приведите 3 примера.

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больному наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №3

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №4

Цель: выяснить, являются ли фразеологизмы членами  предложения, если да, то какими?

Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Результаты работы дети записывают в таблицу.

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Следствие ведут знатоки». (слайд 15)

 

7. Интеграция. (слайд 16)

Каждая группа аплодирует фразеологизмам, соответствующим выбраной профессии.

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Аплодисменты». (слайд 17)

 

8. Тренировочные упражнения.( слайд 18,19)

1)                  Маша-растеряша

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Держать язык за зубами

Намять бока

Хоть глаз выколи

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца

2)                    Творческая командировка.

Двое учащихся заканчивают фразеологизмы, развешенные по классу.

Со словами нос, ухо, язык, зуб.

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Маша растеряша».(слайд 20).

3) Доктор Айболит (слайд 21).    Вылечи фразеологизм

Комар  уха (__________) не подточит.        

Брать корову (__________) за рога.

А Петька (____________)слушает да ест.  

Пять (____________ пятниц на неделе.

Знать, как свои десять (_____________) пальцев.

Держать в ежовых перчатках (_______________).

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Доктор Айболит». (слайд 22)

 

9. Физминутка  «Покажи фразеологизм»  (слайд 23)

Встаньте так, как будто бы вы аршин проглотили. Согнитесь в три погибели. Попрыгайте как зайчик. Дайте задний ход. Посмотрите друг другу в глаза. Разведите руки. А теперь руки в брюки. Подержим нос по ветру. Намылили друг другу голову. Но в ногах правды нет, садимся.

10. Работа с учебником. (слайд 24)

 А могут ли у фразеологизмов быть синонимы и  антонимы?

Выполни упражнение 350

Четные группы – синонимы

Нечетные группы – антонимы

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Найти приятеля и противника». (слайд 25)

11. Для чего нужны фразеологизмы? (слайд 26)

12. Творческая мастерская (слайд 27. 28, 29)

Средний уровень «В двух словах»

Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? ______________

Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. _________________________________

Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? _____________________

Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.______________________________

Слова для справок:

      

Достаточный уровень «Помоги Незнайке»

Замени фразеологизмы словами

Я проснулся ни свет ни заря. (_____________)На душе   кошки скребли. (______________) Пошёл  к Винтику, долго  бил баклуши, тянул кота за хвост. (______________) Вернулся  ни жив ни мёртв. (________________) Съел с горем пополам суп.  (________________________) Тут как снег на голову

свалился Пилюлькин. (__________________) Он метал гром и молнии. (__________________)  Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой.  (___________________) А мне  хоть кол на голове теши. (___________________)

    Слова для справок: 

  неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

Высокий уровень «Я писатель» (сочинение  «Один день из моей жизни» (5-6 предложений)

По окончании  работы открывается окошко мозаики «Творческая мастерская». (слайд 30)

13. Домашнее задание.(слайд 31)

1.                     п. 31 Фразеологизмы

2.                     Упражнения: 351 (достаточный уровень), 354 (высокий уровень)

3.Собрать фразеологизмы со словами ухо,  нос,   язык,  зуб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.         Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.   Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!   Молодцы, ребята!   Спасибо за работу!