Открытый урок ко Дню славянской письменности
Оценка 5

Открытый урок ко Дню славянской письменности

Оценка 5
docx
26.08.2020
Открытый урок ко Дню славянской письменности
Ермакова урок.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 с. АРЗГИР

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

                  Открытый урок

 ко Дню славянской письменности

 

«Кирилл и Мефодий. Путь к бессмертию.»

 

 

                                                              Урок  составила

                                              Ермакова Е.Н .,учитель русского

                                                      языка и литературы

                                              высшей квалификационной категории

                                               МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир

                  

                                          2019 год

Открытый урок ко Дню славянской письменности в 5 классе.

 

Тема урока: « Кирилл и Мефодий. Путь к бессмертию».

 

 Эпиграф к  уроку:                              

                                                                По широкой Руси – нашей матушке                                                                 

                                                                Колокольный звон разливается.

                                                                Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                                                                За труды свои прославляются.

          

Цели урока:

1.Познакомить учеников с историей появления письменности на земле.     Рассказать о жизненном подвиге Кирилла и Мефодия,  составителей славянской азбуки.

2.Прививать детям любовь к русскому языку, как к красивейшему  языку в мире.

 3.Воспитывать уважительное отношение учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

4.Пропагандировать  основные эстетические и нравственные  принципы .

 

Задачи:

1.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и её создателями.

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к слову.

3.Воспитывать потребность совершать нравственные поступки.

 

Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер.

Оформление: Портрет Кирилла и Мефодия. Выставка фотографий памятника Кириллу и Мефодию, подборка фотографий азбук разных времён.

Предварительная подготовка:

1.Посещение школьной библиотеки, знакомство с выставкой «Первые книги на Руси».

2.Выполнение домашнего задания: « Посетить Интернет- страничку краевой библиотеки и выбрать материалы из отдела «Редкие книги»по теме: « Первые азбуки на Ставрополье».

3.Оформление стенгазет« Кирилл и Мефодий. Путь к бессмертию», «Первая азбука». (Работа в группах)

Ход урока:

1.Целеполагание.

 Ребята, я думаю, входя в класс, вы обратили внимание на портрет Кирилла и Мефодия, который появился у нас на Выставочном стенде?  

Как вы думаете, с какой  целью я его повесила и как он может быть связан с темой нашего урока?

Правильно, основная цель урока– познакомиться с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

2. Предкоммуникация.

Учитель:

В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить стенгазеты, уверена, что выполняя это задание, вы не могли не узнать, что Кирилл и Мефодий являются создателями славянской азбуки. В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же важно было создание своей азбуки на Руси? Почему два тысячелетия помнят о них народы?

 

3.Коммуникация.

Ученик:

 Да, действительно мы должны быть благодарны Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Они были монахами и значительную часть жизни посвятили созданию нашей письменности. Кирилл и Мефодий жили в 9 веке. Родились братья в семье военачальника в византийском городе Фессалоники, теперь это город Салоники в Греции. Кирилл  получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем. Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 863году Константин и Мефодий  были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык прежде всего Евангелие и богослужебные книги. И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Ученица:

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

 

Учитель:

Прежде, чем мы будем говорить об истории создания алфавита, давайте вспомним, что же значит в словаре слово «алфавит»?(На экране появляется словарная статья «Алфавит».)

А знаете ли вы, сколько букв было раньше в нашем алфавите? Если мы внимательно рассмотрим фотографии первых свитков, то обратим внимание на большое количество неизвестных нам букв. Всего 44 буквы встречаем мы на старинных свитках. Именно они стали основой современной русской азбуки. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Ваши одноклассники покажут вам « Живые странички»из старого алфавита.

Сценка.

1-й актёр :

- Здравствуйте, дети!

Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня.

 

2-й актёр:

-А меня зовут «Буки».

А теперь назовите нас по порядку. «Аз» и «Буки».

 Получилось слово «АЗБУКА».

 

1-й актёр:

-В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

 

2-й актёр:

Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

После ответов учащихся на экране появляются пословицы: 

     - Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

     - Идти в науку – терпеть муку.

     - Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

     - Без муки нет и науки.

      -Ничего не мыслить – век киснуть.

    

 3-й актёр:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я про все знаю и про все ведаю.

  Отгадайте загадки:

            Черные, кривые,

            От рождения все немые,

            Встанут в ряд –

            Сразу все заговорят.

Поймаю гуся,

Пущу его в воду,

Буду им водить,

Он будет говорить.

 

3-й актёр:

-Продолжим знакомство со славянской азбукой.

-Добрый день! Меня зовут «Добро».Какое красивое и доброе имя уменя! Доброта – лучшая черта человека.

 

 1-й актёр:

  -Ребята, а какие пословицы о добре вы помните?

 

3-й актёр:

 -Добрым быть совсем непросто,

  Не зависит доброта от роста,

  Не зависит доброта от цвета,

  Доброта – не пряник, не конфета.

  Только надо очень добрым быть,

  Чтоб в беде друг друга не забыть.

  И народы будут жить дружней,

  Если будем мы с тобой добрей.

 

 4-й актёр:

 -А имя моей буквы совсем необычное.

  Есть буквы шипящие,

  Есть буквы свистящие,

  И только одна из них –

  Буква рычащая.

 

-Здравствуйте! Я буква «Р-р-р».

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова «Русь».

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята –

Значит, будет жить она.

 

 Учитель:

 -Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Ученица:

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

 4.Посткоммуникация.

  Учитель:

Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь,  он останется в вашей памяти и в вашем сердце. Мы с вами не должны забывать, что обязаны Святым Кириллу и Мефодию тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование.

5. Домашнее задание: по итогам урока написать мини- сочинение: « Книга в моей жизни» или «Моя речь- моя гордость».


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Открытый урок ко Дню славянской письменности в 5 классе

Открытый урок ко Дню славянской письменности в 5 классе

Правильно, основная цель урока– познакомиться с событиями жизни святителей

Правильно, основная цель урока– познакомиться с событиями жизни святителей

Музыкой звучит она. Так восславим эти буквы!

Музыкой звучит она. Так восславим эти буквы!

Отгадайте загадки:

Отгадайте загадки:

Сейчас наша азбука, составленная

Сейчас наша азбука, составленная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2020