Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока».
Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных, человека и природы.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с рассказом Пришвина о собаке;
2. Обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
3. Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;
4. Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, учебник, книги М. Пришвина, других писателей о животных,
Ход урока:
1.Мотивационно-вступительная часть. Эмоциональный настрой
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно хорошего настроения. И я вам желаю хорошего настроения на весь день, успешной работы на уроке. У нас немного необычный урок сегодня. К нам пришли гости, посмотрите, улыбнитесь гостям и мысленно также пожелайте хорошего настроения и всего самого хорошего!
2. Организационный момент
- А теперь скажите , какой у нас с вами сейчас урок? ( литературное чтение)
- А чем мы занимаемся на уроках чтения? Чему учимся?
(ответы детей : учимся читать, думать, рассуждать, узнаём что-то новое, и.т.д)
-Верно
3.Подготовка к изучению нового материала
а) -А теперь предлагаю внимательно прочитать выражение, которое послужит девизом, главным выражением у нас сегодня на уроке:
(читает с доски хорошо читающий ребёнок)
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Может кто-то сейчас сразу может нам объяснить смысл этого выражения, пояснить , что оно означает? ( выслушать варианты ответов) Ничего страшного , если не получилось пока точно определить смысл данного выражения. В конце урока мы обязательно вернёмся к нему и попробуем ещё раз объяснить, что же оно обозначает. Если у нас это получится, значит мы хорошо, успешно поработали на уроке и у нас всё получилось.
б) –А сейчас отгадайте загадку
Замечательный мой друг
Без подушки спит, без рук
Зимой без валенок гуляет
А если рад, хвостом виляет (собака)
-Верно, это собака
- И сегодня мы будем с вами говорить об отношениях, любви, дружбе между людьми и животными.
- А чтобы узнать как будет называться наш рассказ, над которым мы будем работать, предлагаю поиграть в игру « Буквы заблудились» (Слайд 1, 2)
- Если мы расставим буквы в нужном порядке , то узнаем название рассказа
Голтко ломкао ( варианты ответов)
Глоток молока
- Верно, молодцы
- А как вы думаете, судя по названию, о чём будет написано в этом произведении
( варианты ответов детей)
- Посмотрим совпадут ли наши варианты с автором
4. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.
-Но прежде чем мы начнём работать с произведением, читать, предлагаю провести речевую разминку, подготовиться к чтению (слайд 3)
Ка-ка-ка – по-да-ри-ли мне щен-ка
Ку-ку-ку –мо-ло-ко да-ю щен-ку
Ок-ок-ок –за-ме-ча-тель-ный ще-нок
Ик-ик-ик – я к нему уже привык ( читаем хором вместе с учителем спокойно, второй раз – громко, третий раз – тихо, четвёртый раз – шёпотом, далее по строчкам:
1 строка – с удивлением ( один ученик по желанию)
2 строка - вопросительно (один ученик по желанию)
3 строка – с радостью ( один ученик по желанию)
4строка – с восхищением ( один ученик по желанию)
5.Знакомство с новым материалом (Слайд 4)
-Итак, внимание на доску, произведение над которым мы будем работать написал известный русский писатель, автор многочисленных детских произведений о природе М.М. Пришвин. Рассмотрите внимательно его портрет. Этот замечательный писатель и человек очень любил всё живоё : природу, животных, относился к окружающему миру с большим уважением и добротой. Очень много путешествовал, во время своих путешествий всегда наблюдал за природой и свои наблюдения записывал в тетради. На основе этих записей затем писал замечательные рассказы, с которыми мы с вами будем знакомиться.
- Прочитайте небольшую информацию о данном писателе ( хорошо читающий ученик)
- Молодцы, открываем учебник азбуки на стр. ….( читает учитель, дети следят пальчиками, до остановки после слов « Она подняла голову и …….СТОП
-Как вы думаете , что произошло дальше? ( варианты ответов)
-Молодцы, хорошо, давайте прочитаем дальше и узнаем , что же произошло на самом деле, совпали ли наши мнения с мнением автора? ( учитель продолжает читать до конца)
-Итак, у кого совпало мнение с мнением автора? У кого нет? Как вы думаете , а почему были разные точки зрения? Разные мнения и взгляды? Да потому ,что все мы с вами разные и это очень хорошо, что каждый имеет своё мнение, свою точку зрения, высказывает её. А если бы мы все думали одинаково, делали бы всё одинаково и были все одинаковые, было бы скучно жить на нашей замечательной планете.
6. Физминутка
Предлагаю всем встать и отдохнуть
-Я бы мог быть вот такой ( тянемся на носочках, руки вверх, высокий)
-Я бы мог быть вот такой ( руки в стороны, какой большой показываем)
-Я бы мог быть вот такой ( руки опускаем, немного приседаем, маленький)
-Но я вот какой ( указываем на себя рукой)
- И я горжусь , что я такой!
7. Первичный анализ произведения
- Понравилось вам произведение? Почему?
- Как звали собаку?
-Что с ней случилось?
-Как вы понимаете слово «отвёртывалась»?
- От чего отказывалась Лада?
- Кого позвали к собаке?
- Что сказал хозяин Ладе? Что сделал?
- Как изменилось после этого её поведение?
-Как вы понимаете выражение « забила прутом», « жизнь заиграла в её глазах»?
- Стала ли Лада кушать?
-И главный вопрос : « Действительно ли глоток молока спас собаке жизнь или что – то другое помогло ей?» на который мы ответим, прочитав этот раз каждый самостоятельно, тихонечко, каждый. В этом рассказе много важных мыслей, которых может сразу не увидишь, они спрятались «между строк». Но их можно увидеть и понять , что же хотел нам сказать автор.
8. Закрепление
а) самостоятельное чтение ( кто готов, поднимает руку)
б) вторичный анализ
- Итак, вернёмся к нашему вопросу:
Действительно ли глоток молока помог Ладе, спас ей жизнь или же что- то другое? ( варианты ответов детей)
- Может кто-то сможет найти предложение, которое доказывает, что именно ласка человека, его доброе отношение помогли собаке? ( варианты ответов)
-Молодцы! Верно!
-в) коллективная работа, работа с пословицами ( определение основной мысли произведения)
-А сейчас предлагаю поработать с пословицами и выбрать ту, которая по вашему мнению подходит к данному рассказу (Слайд 5)
г) коллективная работа, творческое задание ( Пятистишье)
- Предлагаю выполнить ещё одну интересную работу, которая называется «Пятистишье», состоит из 5 строк. Попробуем?
- Давайте определим главных героев нашего произведения?
- Верно, хозяин и собака.
Давайте попытаемся нарисовать словесный портрет одного из главных героев, человека. который своим отношением, любовью, дружбой помог своему другу, и даже спас ей возможно жизнь.
1 строка ( одно слово, живой предмет, главный герой)
2 строка ( два слова, описывающие этот предмет, какой он?)
3 строка ( три слова, показывающие действия данного предмета)
4 строка ( любое выражение, показывающее наше отношение к этому предмету)
5 строка ( одно слово, синоним верхнего)
(как вариант) ( запись на доске) ХОЗЯИН
ДОБРЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ
ЛЮБИЛ, ГЛАДИЛ, ГОВОРИЛ
НАСТОЯЩИЙ ХОЗЯИН
ДРУГ
-Вот такой замечательный портрет человека у нас получился! Молодцы!
д) работа в парах , составление рассказа по опорным словам
- И последнее интересное задание «работа в парах». Вы сейчас попробуете поработать вместе со своим соседом, послушать друг друга. Посмотрим чья пара справится с этим заданием лучше. У вас на партах есть карточки со словами, такими же , как на доске.
(Слайд 6)
- Прочитайте на доске слова Лада
заболела
молоко
ласка
спасли жизнь
- Что же это за слова? Это главные, основные, самые важные слова в нашем рассказе. Используя их, вам нужно рассказать друг другу этот рассказ. Они вам будут помогать, показывать, что нужно говорить дальше.
- Чья пара готова, можно взяться за руки и поднять их над головой!
- Кто сможет рассказать, что у вас получилось?( заслушивание нескольких пар)
- Молодцы, и с этим заданием вы хорошо справились!
9. Рефлексия
- Итак, давайте подведём итог нашему уроку. Ещё раз уточним, что же хотел сказать автор нам, читателям, своим рассказом? Зачем написал для нас такое произведение? Чему оно нас учит? К чему призывает автор своих читателей?
- Давайте вернёмся к нашим главным словам , которые мы озвучили в начале урока.
« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ» ( Слайд 7)
- Сейчас вам понятно стало, что они означают, что значит приручили, почему в ответе?
(варианты ответов)
Выставка книг М.М Пришвина (Слайд 8)
-Посмотрите, какие ещё замечательные книги написал М.М. Пришвин, как называются эти книги? Можно по названиям догадаться, что все они о бережном , чутком, добром и ласковом отношении к нашей природе, ко всему живому. Эти произведения можно найти в школьной библиотеке и обязательно их прочитать.
10. Итог. Обобщение
- Наш урок подходит к концу.
-Посмотрите на свои парты, у вас лежат смайлики разных цветов. Вам нужно выбрать только один, но послушайте внимательно какой
- Если вам понравился урок , было интересно, всё понятно, и вы считаете , что хорошо поработали, у вас всё получилось, тогда поднимайте смайлик зелёного цвета
- Если что- нибудь не получилось, не совсем всё было понятно, поднимайте смайлик жёлтого цвета.
- Ну а красный выберет тот, кому совсем ничего не было понятно, не смог справиться с заданиями, было неинтересно.
-Спасибо за ответы!
Предлагаю всем встать и прочитать замечательные строки, в которых видна любовь к нашей замечательной природе, к нашей жизни! (Слайд 9)
ПРЕКРАСНО ВСЁ НА НЕБЕ!
ПРЕКРАСНО НА ЗЕМЛЕ!
ПРЕКРАСНО В НАШЕМ КЛАССЕ!
ПРЕКРАСНО ВСЁ ВО МНЕ!
Пусть всё будет прекрасно в нашем окружающем мире, в природе, любите её, берегите и никогда не обижайте!
- Пусть и в вашей жизни всё будет прекрасно! Так мы с вами и есть часть этой природы!
Спасибо за урок!
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.