Открытый урок литературного чтения, 1 класс, М.М. Пришвин "Глоток молока"
Оценка 5

Открытый урок литературного чтения, 1 класс, М.М. Пришвин "Глоток молока"

Оценка 5
docx
11.05.2020
Открытый урок литературного чтения, 1 класс,  М.М. Пришвин "Глоток молока"
Урок литературного чтения в 1 классе.docx

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Глоток молока».

Цель: на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных, человека и природы.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с  рассказом Пришвина о собаке;

2.     Обучать выразительному чтению и пересказу  текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;

3.     Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;

4.     Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, рисунки, презентация, учебник,  книги М. Пришвина, других писателей о животных,

                                                      Ход урока:

1.Мотивационно-вступительная часть. Эмоциональный настрой

          -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно хорошего настроения. И я вам желаю хорошего настроения на весь день, успешной работы на уроке. У нас немного необычный урок сегодня. К нам пришли гости, посмотрите, улыбнитесь гостям и мысленно также пожелайте хорошего настроения и всего самого хорошего!

2. Организационный момент

- А теперь скажите , какой у нас с вами сейчас урок? ( литературное чтение)

- А чем мы занимаемся на уроках чтения? Чему учимся?

(ответы детей : учимся читать, думать, рассуждать, узнаём что-то новое, и.т.д)

-Верно

3.Подготовка к изучению нового материала

а) -А теперь предлагаю внимательно прочитать выражение, которое послужит девизом, главным выражением у нас сегодня на уроке:

(читает с доски хорошо читающий ребёнок)

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Может кто-то сейчас сразу может нам объяснить смысл этого выражения, пояснить , что оно означает? ( выслушать варианты ответов) Ничего страшного , если не получилось пока точно определить смысл данного выражения. В конце урока мы обязательно вернёмся к нему и попробуем ещё раз объяснить, что же оно обозначает. Если у нас это получится, значит мы хорошо, успешно поработали на уроке и у нас всё получилось.

б) –А сейчас отгадайте загадку

Замечательный мой друг

Без подушки спит, без рук

Зимой без валенок гуляет

А если рад, хвостом виляет (собака)

 

-Верно, это собака

- И сегодня мы будем с вами говорить об отношениях, любви, дружбе между людьми и животными.

- А чтобы узнать как будет называться наш рассказ, над которым мы будем работать, предлагаю поиграть в игру « Буквы заблудились» (Слайд 1, 2)

- Если мы расставим буквы в нужном порядке , то узнаем название рассказа

Голтко  ломкао ( варианты ответов)

Глоток молока

- Верно, молодцы

- А как вы думаете, судя по названию, о чём будет написано в этом произведении

( варианты ответов детей)

 - Посмотрим совпадут ли наши варианты с автором

4. Речевая разминка. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

-Но прежде чем мы начнём работать с произведением, читать, предлагаю провести речевую разминку, подготовиться к чтению (слайд 3)

 

Ка-ка-ка – по-да-ри-ли мне щен-ка

Ку-ку-ку –мо-ло-ко да-ю щен-ку

Ок-ок-ок –за-ме-ча-тель-ный ще-нок

Ик-ик-ик – я к нему уже привык ( читаем хором вместе с учителем спокойно, второй раз – громко, третий раз – тихо,  четвёртый раз – шёпотом, далее по строчкам:

1 строка – с удивлением ( один ученик по желанию)

2 строка -  вопросительно (один ученик по желанию)

3 строка – с радостью ( один ученик по желанию)

4строка – с восхищением ( один ученик по желанию)

 

5.Знакомство с новым материалом (Слайд 4)

-Итак, внимание на доску, произведение над которым мы будем работать написал известный русский писатель, автор многочисленных детских произведений о природе М.М. Пришвин. Рассмотрите внимательно его портрет. Этот замечательный писатель и человек очень любил всё живоё :  природу, животных, относился к окружающему миру с большим уважением и добротой. Очень много путешествовал, во время своих путешествий всегда наблюдал за природой и свои наблюдения записывал в тетради. На основе этих записей  затем писал замечательные рассказы, с которыми мы с вами будем знакомиться.

- Прочитайте небольшую информацию о данном писателе ( хорошо читающий ученик)

- Молодцы, открываем учебник азбуки на стр. ….( читает учитель, дети следят пальчиками, до остановки после слов « Она подняла голову и …….СТОП

-Как вы думаете , что произошло дальше? ( варианты ответов)

-Молодцы, хорошо, давайте прочитаем дальше и узнаем , что же произошло на самом деле, совпали ли наши мнения с мнением автора? ( учитель продолжает читать до конца)

-Итак, у кого совпало мнение с мнением автора? У кого нет? Как вы думаете , а почему были разные точки зрения? Разные мнения и взгляды? Да потому ,что все мы с вами разные и это очень хорошо, что каждый имеет своё мнение, свою точку зрения, высказывает её. А если бы мы все думали одинаково, делали бы всё одинаково и были все одинаковые, было бы скучно жить на нашей замечательной планете.

6. Физминутка

Предлагаю всем встать и отдохнуть

-Я бы мог быть вот такой ( тянемся на носочках, руки вверх, высокий)

-Я бы мог быть вот такой ( руки в стороны, какой большой показываем)

-Я бы мог быть вот такой ( руки опускаем, немного приседаем, маленький)

-Но я вот какой ( указываем на себя рукой)

- И я горжусь , что я такой!

 

7. Первичный анализ произведения

- Понравилось вам произведение? Почему?

- Как звали собаку?

-Что с ней случилось?

-Как вы понимаете слово «отвёртывалась»?

- От чего отказывалась Лада?

- Кого позвали к собаке?

- Что сказал хозяин Ладе? Что сделал?

- Как изменилось после этого её поведение?

-Как вы понимаете выражение « забила прутом», « жизнь заиграла в её глазах»?

- Стала ли Лада кушать?

 

-И главный вопрос : « Действительно ли глоток молока спас собаке жизнь или что – то другое помогло ей?» на который мы ответим, прочитав этот раз каждый самостоятельно,  тихонечко, каждый. В этом рассказе много важных мыслей, которых может сразу не увидишь, они спрятались «между строк». Но их можно увидеть и понять , что же хотел нам сказать автор.

 

8. Закрепление

а) самостоятельное чтение ( кто готов, поднимает руку)

б) вторичный анализ

- Итак, вернёмся к нашему вопросу:

Действительно ли глоток молока помог Ладе, спас ей жизнь или же что- то другое? ( варианты ответов детей)

- Может кто-то сможет найти предложение, которое доказывает, что именно ласка человека, его доброе отношение помогли собаке? ( варианты ответов)

-Молодцы! Верно!

-в) коллективная работа, работа с пословицами ( определение основной мысли произведения)

-А сейчас предлагаю поработать с пословицами и выбрать ту, которая по вашему мнению подходит к данному рассказу (Слайд 5)

г) коллективная работа, творческое задание ( Пятистишье)

- Предлагаю выполнить ещё одну интересную работу, которая называется «Пятистишье», состоит из 5 строк. Попробуем?

- Давайте определим главных героев нашего произведения?

- Верно, хозяин и собака.

Давайте попытаемся нарисовать словесный портрет одного из главных героев, человека. который своим отношением, любовью, дружбой помог своему другу, и даже спас ей возможно жизнь.

1 строка ( одно слово, живой предмет, главный герой)                     

2 строка ( два слова, описывающие этот предмет, какой он?)         

3 строка ( три слова, показывающие действия данного предмета)  

4 строка ( любое выражение, показывающее наше отношение к этому предмету) 

 5 строка ( одно слово, синоним верхнего)

 

(как вариант) ( запись на доске)                  ХОЗЯИН

                                                        ДОБРЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ

                                                     ЛЮБИЛ, ГЛАДИЛ, ГОВОРИЛ

                                                           НАСТОЯЩИЙ  ХОЗЯИН

                                                                            ДРУГ

-Вот такой замечательный портрет человека у нас получился! Молодцы!

д) работа в парах , составление рассказа по опорным словам

- И последнее интересное задание «работа в парах». Вы сейчас попробуете поработать вместе со своим соседом, послушать друг друга. Посмотрим чья пара справится с этим заданием лучше. У вас на партах есть карточки со словами, такими же , как на доске.

(Слайд 6)

- Прочитайте на доске слова           Лада

                                                         заболела

                                                          молоко

                                                            ласка

                                                        спасли жизнь

- Что же это за слова? Это главные, основные, самые важные слова в нашем рассказе. Используя их, вам нужно рассказать друг другу этот рассказ. Они вам будут помогать, показывать, что нужно говорить дальше.

- Чья пара готова, можно взяться за руки и поднять их над головой!

- Кто сможет рассказать, что у вас получилось?( заслушивание нескольких пар)

- Молодцы, и с этим заданием вы хорошо справились!

9. Рефлексия

- Итак, давайте подведём итог нашему уроку. Ещё раз уточним, что же хотел сказать автор нам, читателям, своим рассказом? Зачем написал для нас такое произведение? Чему оно нас учит? К чему призывает автор своих читателей?

- Давайте вернёмся к нашим главным словам , которые мы озвучили в начале урока.

« МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ» ( Слайд 7)

- Сейчас вам понятно стало, что они означают, что значит приручили, почему в ответе?

(варианты ответов)

Выставка книг М.М Пришвина (Слайд 8)

-Посмотрите, какие ещё замечательные книги написал М.М. Пришвин, как называются эти книги? Можно по названиям догадаться, что все они о бережном , чутком, добром и ласковом отношении к нашей природе, ко всему живому. Эти произведения можно найти в школьной библиотеке и обязательно их прочитать.

 

10. Итог. Обобщение

- Наш урок подходит к концу.

-Посмотрите  на свои парты, у вас лежат смайлики разных цветов. Вам нужно выбрать только один, но послушайте внимательно какой

- Если вам понравился урок , было интересно, всё понятно, и вы считаете , что хорошо поработали, у вас всё получилось, тогда поднимайте смайлик зелёного цвета

- Если что- нибудь не получилось, не совсем всё было понятно, поднимайте смайлик жёлтого цвета.

- Ну а красный выберет тот, кому совсем ничего не было понятно, не смог справиться с заданиями, было неинтересно.

-Спасибо за ответы!

Предлагаю всем встать и прочитать замечательные строки, в которых видна любовь к  нашей замечательной  природе, к нашей жизни! (Слайд 9)

ПРЕКРАСНО ВСЁ НА НЕБЕ!

ПРЕКРАСНО НА ЗЕМЛЕ!

ПРЕКРАСНО В НАШЕМ КЛАССЕ!

ПРЕКРАСНО ВСЁ ВО МНЕ!

Пусть всё будет прекрасно в нашем окружающем мире, в природе, любите её, берегите и никогда не обижайте!

- Пусть и в вашей жизни всё будет прекрасно! Так мы с вами и есть часть этой природы!

Спасибо за урок!

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе

А если рад, хвостом виляет (собака) -Верно, это собака -

А если рад, хвостом виляет (собака) -Верно, это собака -

Как вы думаете , что произошло дальше? ( варианты ответов) -Молодцы, хорошо, давайте прочитаем дальше и узнаем , что же произошло на самом деле, совпали…

Как вы думаете , что произошло дальше? ( варианты ответов) -Молодцы, хорошо, давайте прочитаем дальше и узнаем , что же произошло на самом деле, совпали…

А сейчас предлагаю поработать с пословицами и выбрать ту, которая по вашему мнению подходит к данному рассказу (Слайд 5) г) коллективная работа , творческое задание…

А сейчас предлагаю поработать с пословицами и выбрать ту, которая по вашему мнению подходит к данному рассказу (Слайд 5) г) коллективная работа , творческое задание…

Выставка книг М.М Пришвина (Слайд 8) -

Выставка книг М.М Пришвина (Слайд 8) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020