Открытый урок литературного чтения во 2 классе.О наших братьях меньших . Б.С. Житков "Храбрый утенок" наших братьях меньших. "

  • docx
  • 21.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок по теме Храбрый утенок2 -новое.docx

                 

               

Открытый  урок литературного чтения во 2-ом  классе.

 

Учитель: Чернова  Ирина Ивановна         

 

Тема: «О братьях наших меньших».    Б.С. Житков. «Храбрый утенок»

 

 Тип урока: изучение нового материала.

  

Цель познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением;

способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.

 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:  формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально - нравственную отзывчивость.

 

 

Оформление доски: портрет писателя Б.С. Житкова; запись трудных слов поделенных на слоги; скороговорка .пословицы..

Оборудование: выставка детских книг Б.С. Житкова; интерактивная доска. листы самооценивания.

                                                  

 

ХОД УРОКА

IОрганизационный  момент.  Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

 

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, давайте начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

-Улыбка-это залог успеха, в каждой работе. Я желаю вам продуктивной работы, чтобы урок  прошел на отлично и у вас остались от него только положительные впечатления.
II .Речевая разминка.


-
Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка.

Прочитайте скороговорку про себя. - медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро.


Уточка, уточка,                                                                                  

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

   

 III. Актуализация знаний.

1). Проверка домашнего задания.

-Как  называется раздел, который мы изучаем? («О братьях наших меньших») -

  - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)

- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

-Расскажите, что же в нем было страшного. Но расскажите об этом как актеры: мимикой, движениями донесите до нас эмоции этого рассказа

 Пересказ текста Е.Чарушина «Страшный рассказ»

-Чей рассказ вам больше понравился и почему.

 -Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?

  –Чему учит рассказ?               

- Почему нужно беречь животных? ( Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т. к. в природе всё взаимосвязано).

 

 

IV Постановка  цели урока.

 

-Ребята, посмотрите, пожалуйста,  на слайд. Перед вами портрет писателя.

Кто-то сможет назвать его имя и фамилию. (Это Борис Житков.)

-Значит. с чьим произведением мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с произведением Б.Житкова)

- Скажите, чему мы будем учиться на уроке литературного чтения?(дети высказываются)

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. Научимся составлять план.

V. Работа по теме  урока.

Подготовленные ученики пересказывают (подготовленную заранее учителем) биографию автора.

 

1.Знакомствво с биографией и  с книгами писателя. Выставка книг.

 

-Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

2.Введение в тему.

 

- Борис Житков писал очень много произведений о животных, со многими из них мы еще познакомимся. Сегодня мы обратимся к одному из них. 

 - А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.

 

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

О ком идет речь? – утенок

 

-Кому из вас доводилось видеть живого утенка? Какой он, опишите? (маленький, пушистый, желтенький).-Действительно, они такие.

- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)

- Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)

-                           -Кто же второй герой?

 

                               На ромашку у ворот

                                        Опустился вертолет-

                                       Золотистые глаза

                                       Кто же это? …(стрекоза)

-В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)

-                      -Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).

-                      -А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)

 

3) Первичное восприятие текста

-Откройте учебник и прочитайте название произведения. Почему это            произведение так названо? Давайте предположим. Почему утенок храбрый?

Вот  это мы и узнаем прослушав произведение, (аудиозапись)

  

-Понравился вам рассказ?  Чем?

- А самим хочется перечитать этот текст?

 Но для начала  я предлагаю вам обратить внимание на  трудные слова, научимся их читать

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-лен-ных - рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным

 

4) Словарная работа

Прежде чем прочитать новое произведение Б. Житкова, я предлагаю вам обратить внимание на слова на слайде. Они встретятся в тексте. Объясним значение этих слов.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленные яйца
– мелко порезанные.


Стрекотала – короткие звуки, напоминающие треск  (трещала, шумела, верещала)


Поломанное крыло---поврежденное          
«Насилу она вырвалась
» - с большим трудом, преодолевая трудности.


Наелись досыта – утолили голод, до полного насыщения, сытости.

 

VI. Первичное чтение произведения.

 

 1)Дети читают рассказ цепочкой.

2) Определение жанра произведения.

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)  (Это рассказ или сказка?)

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Чтобы лучше понять поступки героев, автор наделил их речью.

- А что ещё есть сказочного?

(учитель зачитывает отрывки)

 

- Но такое могло произойти и в обычной жизни. (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

- Это рассказ с элементами сказки. И тема его – храбрость.

 

 - Что такое храбрость? 

Храбрость - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

- В чём проявилась смелость утёнка?

- Как ещё можно назвать утёнка Алёшу, подберите синонимы.

 

(на доске – отважный, смелый, мужественный, доблестный)

 

  VI. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

1) Ответы на вопросы

 

-Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? (Они боялись стрекозы).

 

-Почему утята боялись стрекозу? (Она сильно стрекотала, была страшная).

– О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

(Тарелка оставалась полной)

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

– Как ему это удалось?

(Схватил ее клювом за крыло)

– Прилетела ли стрекоза еще раз?

- Стоило ли утятам бояться стрекозы? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

 

 

 2)   Работа в паре:

(на партах карточки со словами)

 

- Каким на ваш взгляд был Алёша? Выберите нужное: (напечатаны слова: хвастун, храбрец, умница, сообразительный,глупый, верный друг, добрый, весёлый, несмышлёныш) (учащиеся обосновывают свой выбор)

 

  - Какова основная мысль произведения? (друзьям надо помогать в беде.) Уметь держать свое слово если дал, выполнять свое обещание).

 

VII.. Физкультминутка

     (танцевальные движения под музыку «Танец маленьких утят» )

 

  VIII Закрепление нового материала. Работа по группам.

 

1) Составление плана.

- Какие виды плана вы уже знаете? (картинный план и словесный)

- Сейчас вам предстоит проделать работу, связанную с видами плана. Я предлагаю поработать по группам.

1 группа – Разложите картинки в нужной последовательности.

(Какие картины можно нарисовать к рассказу ? Составьте картинный план.

2 группа - расставить в нужном порядке заголовки частей текста.

 

(дети выполняют задание в группах по заготовкам)

 Взаимопроверка: 1 группа проверяет правильность работы 2 группы, а 2 группа – первой.

 

(соотнесение картинного плана и заголовка)

 

План:

1.Кормление утят.                          

2.Страх.

3.Нетронутая еда.

4.Смелое обещание утёнка.

5.Сражение.

6.Угощение для спасителя.

 

- Что получилось? (словесный план и картинный)

 

- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

 

          Вопросы – помогайки  для  составления картинного плана).

– С чего начинается рассказ? (Хозяйка кормит своих утят)

Выставляем картинку тарелку с рублеными яйцами.

– Почему утята не ели? (Боялись стрекозы) (Потому что прилетала стрекоза и страшно)

Ставим картину с  утятами и стрекозу.

– Как вели себя утята? (Боялись и прятались в траве)

  рисунок-утята  в – траве.

– Чему удивлялась хозяйка? (Еда не тронута) (рисунок  хозяйки с нетронутой едой)
– Кто к ним приходит в гости? (Разговор Алеши с утятами)

Ставим соседского – утенка Алешу.

– Какой следующий эпизод? (Алеша прогоняет стрекозу)
– Чем заканчивается рассказ? (Довольные утята кушают и угощают Алешу)

        

2. Работа с пословицей. (На доске записаны).

-Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

- У страха глаза велики.

- Друзья познаются в беде.

Кончил дело -гуляй смело.

 

IX. Подведение итогов урока

        

-Итак, наша гостья – стрекоза улетела, а главный герой - утенок Алёша задает вопросы:

  - С  какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)

- Кто автор? (Б. Житков)

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Какова основная мысль произведения

- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды

X. Рефлексия

- Проанализируйте  свою работу на уроке и  сделайте самооценку-

-Я все понял, мне было легко.

-я все понял, но хотел бы еще поработать над этой темой

 

 XI.Домашнее задание                                                                                                                                             

 

пересказ по картинному плану.-1 вариант. 

 составьте рассказ о случае, когда люди помогают друг другу. Сделайте главным героем мальчика Алешу.  -2 вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 Деление текста на части:

1. Хозяйка кормит утят

 2. Боятся стрекозы

3. Должно быть утята заболели

 4. Алеша обещает помочь

5. Утенок сдержал свое слово

6. Стрекоза больше не прилетала

 

                                  

 

 

                         Лист самооценки

 

Учени(ка),(цы)________________________

      №.

Виды работ

    «+» или « - »

 1.

Определение темы и целей урока

 

2.

Знакомство с текстом

 

3.

Словарная работа

 

4.

Работа над содержанием текста.

 

5.

 Работа в группе .Составление плана

 

6.

Пересказ по плану

 

7.

Работа в паре.

 

8.

Итого выполненных работ.

 

9.

Отметка: