Открытый урок математика 5 класс Доли и дроби
Оценка 4.6

Открытый урок математика 5 класс Доли и дроби

Оценка 4.6
docx
11.05.2021
Открытый урок математика 5 класс Доли и дроби
Открытый урок Доли и дроби.docx

 Раздел 3.«Доли и  дроби»

Класс: 5 «А»

Дата: 26.11.2019

Урок №   ____(1)

Открытый урок по математике в 5 «А» классе по теме: «Доли. Дроби»

 

Цель урока: Научиться понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать и читать дроби. Выполнять различные задания по данной теме.

 

Задачи урока: Предметные: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби.  Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.

Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

 

Метапредметные

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного   обсуждения;

Составлять  план решения задачи совместно с учителем. Определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев оценки знаний.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи.

 Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных рисунков, цветной аппликации);

 Делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

 Умение работать в коллективе.

 

Личностные: Развивать готовность и способность учащихся к саморазвитию.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 

Организационные формы обучения:

 

 Индивидуальная, парная, коллективная, групповая.    

 

 Дидактические средства             

1.карточки;

2.мультимедийная установка;

3.презентация.

 

  Методы обучения

 1.словесные;

 2.наглядные;

         3.практические;

         4.проблемно-поисковые;

         5.продуктивные;

         6.объяснительно-иллюстрированные.

 

 

 

 

 

«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»

Учитель:  Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.  Наш мир хранит множество тайн. И сегодня вы можете раскрыть одну из них. Если вам нравятся приключения, вы не боитесь трудностей, любите математику, то это дело будет вам по плечу. Вы наверняка тысячу раз слышали о несметных богатствах, зарытых пиратами на неизвестных островах. А хотели бы вы сами отправиться на поиски сокровищ? Тогда скорее собирайтесь в путь! Но помните, что впереди вас будут поджидать опасности. И прежде, чем добыть заветный сундук, вам предстоит пройти много испытаний.

Мир прекрасный и удивительный,

Сколько в нем событий, сколько открытий!

Отправляемся в путь мы смело,

Сегодня дружно беремся за дело!

 

Учитель:   Ребята! Чтобы попасть на остров, нам нужна карта сокровищ. Но, к сожалению, в результате кораблекрушения карта разлетелась на маленькие кусочки, а собрать мы ее сможем, только, (решив примеры) правильно решив каждый устный пример. (слайд) (0,52,2400,9,250,3,72,2,84)

Учитель:  Молодцы, ребята! Карта сокровищ теперь наша. Мы можем смело отправляться в плавание. Вы будете юнгами, а я - капитаном.  Итак, в путь!  

Учитель: Мы на «ПОБЕРЕЖЬЕ НЕИЗВЕСТНОСТИ»  (слайд)

 Внимание на экран! (переход на видео)

Учитель:   ( слайд) Ребята, на сколько долей разделили апельсин?

                                    А по сколько долек досталось каждому?  

                (слайд)

               Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра.

                   А что такое доля, долька?

Кто хочет сегодня отыскать значение слов доля и долька в толковом словаре? 

               (слайд )

Ульяна:       Доля – каждая из равных частей единицы. Так как апельсин разделили на 5 равных частей (долей), то каждый получил “одну пятую” долю апельсина, или, короче “одну пятую апельсина”.(слайд)

                   (слайд )

Учитель: А  мы  незаметно  приближаемся  к  «ИСТОРИЧЕСКОМУ ВОДОПАДУ». (Слайд )Наш любознательный юнга Юлия хорошо подготовилась к путешествию и добыла для нашей команды сведения, необходимые для путешествия.

 

Юля:              Дроби появились в глубокой древности. Наряду с необходимостью считать предметы, у  

                   людей появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время, делить добычу по

                   ровну. Но результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, прихо

                 дилось учитывать и часть. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия

                этих единиц и стали первыми названиями дробей.

В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. (Слайд)

В Древнем Египте дроби записывались с помощью иероглифов, в Древнем Китае вместо черты дроби писали точку. На Руси встречались такие дроби, как

 

                   Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут:  апельсина. Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу. Например, . Значит, единицу разделили на 5 равных частей (долей).

                    Вот мы и с вами подошли к названию нашего урока. Как будет называться наш урок?

                   (слайд )

Учитель: Давайте возьмем судовые журналы запишем свою фамилию, имя и  тему урока «ДОЛИ.  

                 ДРОБИ», а дата отплытия у вас уже записана.

  Именно с сегодняшнего дня мы отправляемся с вами в новое путешествие, покидая страну натуральных чисел, мы будем гостить в другой стране - стране дробных чисел. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. А смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет.

                   Ребята, возьмите круг синего цвета, разделите его на две равные части. При работе с ножницами соблюдайте, пожалуйста, технику безопасности. Покажите 1 часть

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю  называют “половиной”.

А теперь возьмите круг оранжевого цвета и разделите на 3 равные части.

                    

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю  называют “третью”. Посмотрите, на сколько равных частей (долей) разделён круг? (круг разделён на 3 равные части).

Разделите  белый круг на 4 равные части. Покажите 1 часть

                   (Слайд )

                   Если единицу разделить на 4 равные части, то получится  или по-другому говорят “четверть”.  Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть? (Учебная четверть, а есть еще четверть часа. Кто мне скажет сколько это минут?)

                   (Слайд )

Итак, с какими долями  мы познакомились (половина, треть, четверть). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.

Много с долями хлопот,

Уж такой они народ.

Ну а если встанут в ряд,

То с тобой заговорят.

Ты внимательно смотри

Эти доли все прочти.

                   Внимание на доску! (Слайд) Прочитайте доли ; ; ; ; . Как по-другому можно назвать доли  (четверть),  (треть),  (половина). (одна четвертая, одна третья, одна вторая)

                   (Слайд )

Записи вида  называют обыкновенными дробями, где 5 – это числитель дроби, 8 - знаменатель дроби.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

(Записать на доске Дроби:, ,  ,, )

            Перед Вами записаны дроби, давайте первую дробь вместе дружно прочитаем, назовем числитель, и знаменатель этой дроби. Затем, остальные дроби вы читаете, друг другу в парах, и отвечаете на вопрос.

 

                    (числитель 7, знаменатель 12),  (числитель 3, знаменатель 5),

                    (числитель 4, знаменатель 7),  (числитель1,знаменатель 8),  (числитель 2,знаменатель 9),

                  

Ребята давайте обратимся к учебники, откроем страницу 122 для того чтобы получить необходимую информацию и отправиться дальше на поиски сокровищ. (При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, числитель отвечает на вопрос сколько? (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное, знаменатель отвечает на вопрос какая, каких? (восьмых, сотая, десятая и т.д.). Например:  - одна пятая;  - две шестых. )

                   (Слайд )

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Давайте повторим это важное правило все вместе, хором.

(Слайд )

                   Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

                   Например, 

 (дробь двенадцать тринадцатых показывает, что единицу разделили на 13 долей и взяли 12),

  (дробь шесть десятых показывает, что единицу разделили на 10 долей и взяли 6),

  (дробь пять восьмых показывает, что единицу раздели на 8 долей и взяли 5),

 (дробь девять двадцать пятых показывает, что единицу разделили на 25 долей и взяли 9),

 (дробь семь восемнадцатых показывает, что единицу разделили на 18 долей и взяли 7).

Учитель:  Молодцы, ребята! Вы с легкостью справились со всеми заданиями, и, изучив новую тему, преодолели первое препятствие. Теперь мы снова можем продолжить наш путь. А приближаемся мы сейчас к неизвестному берегу с названием «БУХТА ДРОБЕЙ». (Слайд ) Пока причаливает наш корабль, мы с вами выполняем задание №1. Но будьте осторожны, так как  в «БУХТЕ ДРОБЕЙ» потерпело кораблекрушение немало пиратов, а все потому, что они так и не смогли справиться с этим заданием. Итак, работаем, берем судовые журналы, находим задание №1 и приступаем. Задание на экране и в ваших судовых журналах,  вы читаете и записываете дроби. (Слайд )

            Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Поменяйтесь судовыми журналами, проверти по образцу и оцените работу:   .

Все правильно – «5»  Одна ошибка – «4»  Две ошибки – «3»

Учитель:  Хорошо, ребята! Судя  по  карте,  мы  плывем в правильном направлении.  И теперь в поисках сокровищ опускаемся на морское дно. (Слайд ) В «ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ ФИГУР» нас уже тут ждут.  Морские обитатели приготовили для нас следующее испытание.

                   (Слайд ) Назовите какая часть фигуры закрашена. (  )

                   (Слайд ) Какую долю квадрата составляет  выделенная часть? (  )

             (Слайд ) А теперь в судовых журналах выполняем задание №2. Закрасьте карандашом нужную часть фигуры. (  ) Внимание на доску! Проверьте себя. Все правильно – «5»  Одна ошибка – «4»  Две ошибки – «3»

 (Слайд )

Учитель:  Внимание! Внимание! Свистать всех наверх! На море поднимается «ШТОРМ ЧИСЛОВЫХ ЗАДАЧ». (Слайд). Корабль раскачивается из стороны в сторону. Чтобы нам быть готовыми для борьбы со стихией необходимо выполнить задание №3. У каждой группа своя задача. Как только вы решите ее, старший матрос выходит к доске и пишет решение задачи. 

1)      Расстояние до острова сокровищ 5 км 400м. Корабль проплыл  всего пути. Найти расстояние, которое проплыл корабль? (900 м)

2)      Высота сфинкса равна пятидесятой части километра. Найдите высоту сфинкса.

3)      Книга стоит 161 рубль. Сколько стоит альбом, если  цена альбома  составляет  седьмая часть цены книги?

Давайте проверим решение. (Слайд )

Учитель: Ребята, смотрите на горизонте появилась земля. Прямо по курсу Остров Сокровищ. (СЛАЙД ) Мы  почти  уже на  месте. Клад  в нескольких шагах.  А вот и сундук. Но здесь нет ни золота, ни бриллиантов. Что же здесь тогда?

Здесь знания. А знания – это самое превосходное из всех владений, это самое главное для человека. Молодцы, ребята!  Цель нашего путешествия достигнута. Сокровища у нас. (Слайд )

                   Ой, ребята, смотрите – пираты. Они так просто не хотят расставаться с сокровищами и  дают вам последние задание №4. (Слайд ). Берем в последний раз судовые журналы и заполняем самостоятельно пропуски.

Давайте проверим правильность выполнения этого задания. И оценим себя.

А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

 Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

 В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

 Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

 У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

 

(Ответ: НОТА).

 

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

Учитель: На этом наше путешествие завершается. Молодцы, ребята! Вы смело выдержали все испытания.

                   Да, я совсем забыла о нашем сокровище, это  домашнее задание для закрепления полученных знаний. Ведь знание самое главное в жизни человека.

                И сегодня вы можете выбрать задания разного уровня сложности. На оранжевых листах – задания базового уровня, на синих- задания среднего уровня. На белых листах задания сложного уровня – это как алмаз.

                    

                   Ребята, у каждого из вас на столе лежат монеты (золотая, серебренная). (Слайд) Поднимите, пожалуйста, одну из них.

 

(Золотая  монета – урок урок мне понравился, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал.

Серебреная монета – урок мне понравился, но мне было трудно, нужно еще поработать.

                  

                 На сегодняшнем уроке оценки получили:  

                

Урок окончен. До свидания. (Слайд)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел 3.«Доли и дроби»

Раздел 3.«Доли и дроби»

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ» Учитель:

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ» Учитель:

Вот мы и с вами подошли к названию нашего урока

Вот мы и с вами подошли к названию нашего урока

Ребята давайте обратимся к учебники, откроем страницу 122 для того чтобы получить необходимую информацию и отправиться дальше на поиски сокровищ

Ребята давайте обратимся к учебники, откроем страницу 122 для того чтобы получить необходимую информацию и отправиться дальше на поиски сокровищ

Книга стоит 161 рубль. Сколько стоит альбом, если цена альбома составляет седьмая часть цены книги?

Книга стоит 161 рубль. Сколько стоит альбом, если цена альбома составляет седьмая часть цены книги?

Золотая монета – урок урок мне понравился, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал

Золотая монета – урок урок мне понравился, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2021