Открытый урок математики в 3 классе на тему: «Деление с остатком»

  • docx
  • 24.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала деление остатком.docx

МКОУ «АСОШ»  МО «Унцукульский район»

Открытый урок математики

в 3 классе

на тему: «Деление с остатком»

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Магомедмирзаева Азизат Магомедовна

 

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

Формировать практические навыки деления числа с остатком;

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

 наблюдательности и любознательности,

 развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;

Познавательные:  развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Личностные: формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  развитие познавательных интересов,  учебной мотивации; 

 

1. Орг. Момент

1.Долгожданный дан звонок,

Начинается урок –

Математики сейчас.

Где открытие ждет всех вас!

Здравствуйте дети!

Здравствуйте уважаемые взрослые!

 

2. Актуализация знаний.

1. Каллиграфическая минутка.

Найдите число,  которое делится и на 3 и на 4.

Письмо числа 12. Что известно про число 12? (Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2)

 

2. Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

 (54 : 9 = 6)

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа:

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

3 группа:

 У рыбы с усами3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки.

(3 • 7 = 21)

Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

(50 : 10 = 5)

Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

 

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

 

А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.

Не вычисляя, найди лишнее выражение:

8·5      6·8    4·8   7·8   8·2  

        8·9   8:8   8·3   10·8

 

3. Самоопределение к деятельности.

Какое самое большое число до 23 делится без остатка на 3? на 4? на 6? на 8? на 9?

- Что общего вы заметили при делении числа 23 на 3,4,6,8,9?

(Число 23 делится с остатком)

Над чем мы сегодня будем работать на уроке?

Деление числа с остатком.

 

4. Работа над новым материалом.

Все упражнения на деление с остатком выполнялись детьми на предыдущих уроках на основе практических действий с предметами или по рисунку. На этом уроке они познакомятся с приемом, который позволяет выполнять деление на основе рассуждения, опираясь на знание таблиц деления.

                  Делить всегда бывает непросто.

                В этих случаях многое надо знать.

                Предлагаю не только делить,

                Но и за ответом наблюдать.

 

5. Работа по учебнику.  

После этого учитель должен познакомить детей с рассуждением, образец которого дан в учебнике, на каком-либо другом примере, подробно разбирая каждый шаг вместе с учащимися, например:

32 : 5

Учитель. Делится ли число 32 на 5 без остатка?

Дети. Нет.

Учитель. Какое самое большое число до 32 делится на 5 без остатка?

Дети. 30.

Учитель. Как можно найти частное?

Дети. 30 : 5 = 6.

Учитель. Какое число мы разделили на 5?

Дети. 30.

Учитель. Какое число надо было разделить?

Дети. 32.

Учитель. Как найти остаток?

Дети. 32 – 30 = 2.

Учитель. Какой же ответ получится при делении 32 на 5?

Дети. В частном получится 6 и в остатке 2.

 

6.  Физкультминутка.

 Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
Солнце, солнце, грей сильней
Всю, всю землю обогрей.

 

7. Закрепление изученного.

1.     Работа по учебнику.

Соответствующие записи полезно выполнить и на доске, и в тетрадях. После такой подготовки дети самостоятельно читают объяснение в учебнике и решают с комментированием примеры из задания № 1.

№ 1:

17 : 4                                27 : 5

22 : 6                                59 : 9

( Самое большое число до 17 делится на 4 без остатка – это число16.

         16 : 4 = 4 Найдём остаток. Из 17 – 16 = 1.Значит 17 : 4 = 4 (ост.1)

Комментировать аналогично предыдущему.

 

2.Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся могут решить самостоятельно (с последующей проверкой). Перед решением учитель только может напомнить учащимся, что эту задачу можно решить двумя способами.

Какая из схем подходит к задаче?   (1)(слайд 8)

Норма сахара

на 1 стакан клюквы

Количество

стаканов клюквы

Количество

стаканов сахара

Брат

  2ст.

18ст.

    ?https://docs.google.com/drawings/image?id=savlCQu6hXbEddaLwn3mmvg&rev=1&h=72&w=12&ac=1

   

   ?

Сестра

  2ст

6ст.

 

Норма сахара

на 1 стакан клюквы

Количество

стаканов клюквы

Количество

стаканов сахара

Брат

  2ст.

18ст.

?

Сестра

  2ст

6ст.

?

I способ:

1) 18 + 6 = 24 (ст.) – собрали всего

2) 24 · 2 = 48 (ст.)

II способ:

1) 18 · 2 = 36 (ст.) – на ягоды брата

2) 6 · 2 = 12 (ст.) – на ягоды сестры

3) 36 + 12 = 48 (ст.)

О т в е т: 48 стаканов всего.

 

Задача № 4 (1 и 2) – на построение отрезков. Прежде чем чертить отрезок АВ  № 4 (1), учащиеся должны объяснить, как найти его длину.

часть – 15 мм

Всего – ? мм

15 · 6 = 90 (мм)=9см

О т в е т: АВ = 9см.

В задании № 4 (2) учащиеся чертят отрезок СД, а потом находят 1/7 часть этого отрезка.

Всего – 28 мм

 часть – ?                                

28 : 7 = 4 (мм)

О т в е т: АВ = 4 мм https://lh6.googleusercontent.com/EY9wwoX5MQJWIoAz5_08MzmWY-EaFY019nFaBZJSvnHVom7dXCpvRE3pGagyKH0yLtb1vgLqja6A8z6gY9xbf12nBdrjsP3iMa_fqOjoBpD-X0OVrlNVlv8IzBJTlG68XQIО т в е т: АВ = 4 мм.

8.Работа в парах:   Деление с остатком (подчеркнуть) – 1 ряд

1. Частное чисел 8 : 3 равно:

а)2 (ост.2)   б)2 (ост.1)    в)2 (ост.3)

  2. Частное чисел 14 : 7 равно:

а)2 (ост.2)   б)2 (ост.о)    в)2 (ост.3)

 3. Какой из этих примеров решён верно?

  а)15:7=2(ост.1)   б)15:7=2(ост.2)    в)15:7=3(ост.1)

  Деление с остатком (подчеркнуть) – 2 ряд

  1.Частное чисел 7 : 3 равно:

а)2 (ост.2)   б)2 (ост.1)    в)2 (ост.3)

   2. Частное чисел 14 : 2 равно:

   а) 6 (ост.2)    б) 7 (ост.0)             в)7 (ост.2)

 3. При делении на 2 могут получаться остатки:

      а) 0;1;        б) 2;3;        в) 1;3;

 Деление с остатком (подчеркнуть) – 3 ряд

  1.Частное чисел 10 : 3 равно:

а)3 (ост.2)   б)3 (ост.1)    в)3 (ост.0)

 2. Частное чисел 16 : 2 равно:

    а) 7 (ост.2)    б) 8 (ост.0)             в)8 (ост.2)

 3. Какой из этих примеров решён, верно?

     а)15 : 7=2 (ост.1)   б)15 : 7=2 (ост.2)    в)15 : 7=3 (ост.1)

№ 7(1ст). 

- Что вам нужно было сделать?

- Удалось ли правильно сделать?

- Вы сделали правильно или были ошибки?

- Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

                   

Памятка

                           Как разделить число с остатком.

1.    Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.    Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.    Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

 

9. Итоги урока.

Я ХОЧУ СКАЗАТЬ                                            СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Для меня было открытием то, что…                    Я почувствовал (а), что …

Моими достижениями на уроке стали ..             Я понял (а), что …

Что думал (а)?                                                            Я размышлял (а) над тем, что …

Что чувствовал(а)?                                                    Мне показалось важным …

Что, на мой взгляд, удалось?                                   Мне показалось необычным …

Что меня удивило?

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?

 

10. Домашнее задание: стр. 25 задача №2, упр. №4. 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район»

Отзыв коллег

на открытый урок математики

в 3 г классе на тему: «Деление с остатком»

учителя начальных классов

Хатиевой Эльмиры Ибрагимхалиловны

МКОУ «ШСОШ»

 

 Данный урок относился к  тип урока «Открытие новых знаний».

Через прием : «Какое пример лишний?» была создана проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежало противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового материала. На этапе постановки учебной задачи искали ответ на вопрос: Можно ли выполнить деление 15 :2? Этот вопрос помог детям практическим способом определить тему и спланировать работу на уроке. На этапе «открытия» нового знания было организовано исследование, в ходе которого учащиеся установили связи между объектами. Это позволило детям сделать математическое открытие смысла деления числа с остатком. На этапе первичного закрепления при помощи ИКТ дети выполняли деление с остатком. Нужно отметить высокий интерес и мотивацию на данном этапе урока. А работа в группах была направлена на развитие способности устанавливать партнерские отношения: умение слушать и слышать собеседника, умения договориться и найти решение общей задачи.

Для развития самооценки деятельности в процессе познания учащиеся оценивали себя.

На этапе рефлексии учащиеся соотнесли цель урока и результаты своей деятельности.

Через проведение физминутки осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

 

 

Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г.

Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район»

Отзыв родителей

на открытый урок математики

в 3 г классе на тему: «Деление с остатком»

учителя начальных классов

Хатиевой Эльмиры Ибрагимхалиловны

МКОУ «ШСОШ»

 

Самый любимый урок наших детей «Математика». Урок начался с психологического настроя, с улыбки, прочитали стихотворение про науку математика, и Эльмира Ибрагимхалиловна сделала плавный переход к  устному счету, где был задан числовой ряд, где дети должны были определить сходства и различия заданных чисел, найти лишнее, расшифровав, узнали о чем будет урок. После объяснения новой темы, она дала решить примеры с остатком. 8 примеров, чтобы выиграть время, задание было дано по рядам. Примеры подобраны по принципу от простого к сложному.

И опираясь на свои знания, при создании проблемной ситуации, сами смогли найти и реализовать пути и средства решения проблемы.

На следующем этапе урока при закреплении нового материала дети работали у доски и показывали, что проверку деления с остатком усвоили хорошо.

Чтобы проверить все ли ученики освоили способ деления Эльмира Ибрагимхалиловна предложила им поработать самостоятельно. Затем проверить и оценить свои знания. Примеры были подобраны с учетом дифференцированного подхода.

Вся работа сводилась к тому, чтобы дети смогли показать свои знания, и даже похвастаться своими достижениями в изучении такого трудного предмета как математика. У каждого ученика есть свой «конёк» - кто-то хорошо решает текстовые задачи, кто-то отлично считает устно. Результативность урока: учащиеся умеют своими словами воспроизводить правила, алгоритмы, безошибочно их применяют, хорошо считают устно, у них сформированы твёрдые умения в выполнении письменных приёмов деления, умеют анализировать свою работу, причем, замечая недостатки в работе и пробелы в усвоении материала. Самостоятельная работа показала, что ученики умеют применять полученные знания в нестандартной ситуации.

                      

Родители 3г класса                  


 

Скачано с www.znanio.ru