МКОУ «АСОШ» МО «Унцукульский район»
Открытый урок математики
в 3 классе
на тему: «Деление с остатком»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Магомедмирзаева Азизат Магомедовна
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2.Развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
наблюдательности и любознательности,
развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
1. Орг. Момент
1.Долгожданный дан звонок,
Начинается урок –
Математики сейчас.
Где открытие ждет всех вас!
Здравствуйте дети!
Здравствуйте уважаемые взрослые!
2. Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
Найдите число, которое делится и на 3 и на 4.
Письмо числа 12. Что известно про число 12? (Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2)
2. Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.
1 группа:
Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6)
Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
2 группа:
Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)
3 группа:
У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
(3 • 7 = 21)
Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
(50 : 10 = 5)
Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)
Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.
А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.
Не вычисляя, найди лишнее выражение:
8·5 6·8 4·8 7·8 8·2
8·9 8:8 8·3 10·8
3. Самоопределение к деятельности.
Какое самое большое число до 23 делится без остатка на 3? на 4? на 6? на 8? на 9?
- Что общего вы заметили при делении числа 23 на 3,4,6,8,9?
(Число 23 делится с остатком)
Над чем мы сегодня будем работать на уроке?
Деление числа с остатком.
4. Работа над новым материалом.
Все упражнения на деление с остатком выполнялись детьми на предыдущих уроках на основе практических действий с предметами или по рисунку. На этом уроке они познакомятся с приемом, который позволяет выполнять деление на основе рассуждения, опираясь на знание таблиц деления.
Делить всегда бывает непросто.
В этих случаях многое надо знать.
Предлагаю не только делить,
Но и за ответом наблюдать.
5. Работа по учебнику.
После этого учитель должен познакомить детей с рассуждением, образец которого дан в учебнике, на каком-либо другом примере, подробно разбирая каждый шаг вместе с учащимися, например:
32 : 5
Учитель. Делится ли число 32 на 5 без остатка?
Дети. Нет.
Учитель. Какое самое большое число до 32 делится на 5 без остатка?
Дети. 30.
Учитель. Как можно найти частное?
Дети. 30 : 5 = 6.
Учитель. Какое число мы разделили на 5?
Дети. 30.
Учитель. Какое число надо было разделить?
Дети. 32.
Учитель. Как найти остаток?
Дети. 32 – 30 = 2.
Учитель. Какой же ответ получится при делении 32 на 5?
Дети. В частном получится 6 и в остатке 2.
6. Физкультминутка.
Солнце
вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
Солнце, солнце, грей сильней
Всю, всю землю обогрей.
7. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику.
Соответствующие записи полезно выполнить и на доске, и в тетрадях. После такой подготовки дети самостоятельно читают объяснение в учебнике и решают с комментированием примеры из задания № 1.
№ 1:
17 : 4 27 : 5
22 : 6 59 : 9
( Самое большое число до 17 делится на 4 без остатка – это число16.
16 : 4 = 4 Найдём остаток. Из 17 – 16 = 1.Значит 17 : 4 = 4 (ост.1)
Комментировать аналогично предыдущему.
2.Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся могут решить самостоятельно (с последующей проверкой). Перед решением учитель только может напомнить учащимся, что эту задачу можно решить двумя способами.
Какая из схем подходит к задаче? (1)(слайд 8)
Норма сахара на 1 стакан клюквы |
Количество стаканов клюквы |
Количество стаканов сахара |
|
Брат |
2ст. |
18ст. |
?
? |
Сестра |
2ст |
6ст. |
Норма сахара на 1 стакан клюквы |
Количество стаканов клюквы |
Количество стаканов сахара |
|
Брат |
2ст. |
18ст. |
? |
Сестра |
2ст |
6ст. |
? |
I способ:
1) 18 + 6 = 24 (ст.) – собрали всего
2) 24 · 2 = 48 (ст.)
II способ:
1) 18 · 2 = 36 (ст.) – на ягоды брата
2) 6 · 2 = 12 (ст.) – на ягоды сестры
3) 36 + 12 = 48 (ст.)
О т в е т: 48 стаканов всего.
Задача № 4 (1 и 2) – на построение отрезков. Прежде чем чертить отрезок АВ № 4 (1), учащиеся должны объяснить, как найти его длину.
часть – 15 мм
Всего – ? мм
15 · 6 = 90 (мм)=9см
О т в е т: АВ = 9см.
В задании № 4 (2) учащиеся чертят отрезок СД, а потом находят 1/7 часть этого отрезка.
Всего – 28 мм
часть – ?
28 : 7 = 4 (мм)
О т в е т: АВ = 4 мм О т в е т: АВ = 4 мм.
8.Работа в парах: Деление с остатком (подчеркнуть) – 1 ряд
1. Частное чисел 8 : 3 равно:
а)2 (ост.2) б)2 (ост.1) в)2 (ост.3)
2. Частное чисел 14 : 7 равно:
а)2 (ост.2) б)2 (ост.о) в)2 (ост.3)
3. Какой из этих примеров решён верно?
а)15:7=2(ост.1) б)15:7=2(ост.2) в)15:7=3(ост.1)
Деление с остатком (подчеркнуть) – 2 ряд
1.Частное чисел 7 : 3 равно:
а)2 (ост.2) б)2 (ост.1) в)2 (ост.3)
2. Частное чисел 14 : 2 равно:
а) 6 (ост.2) б) 7 (ост.0) в)7 (ост.2)
3. При делении на 2 могут получаться остатки:
а) 0;1; б) 2;3; в) 1;3;
Деление с остатком (подчеркнуть) – 3 ряд
1.Частное чисел 10 : 3 равно:
а)3 (ост.2) б)3 (ост.1) в)3 (ост.0)
2. Частное чисел 16 : 2 равно:
а) 7 (ост.2) б) 8 (ост.0) в)8 (ост.2)
3. Какой из этих примеров решён, верно?
а)15 : 7=2 (ост.1) б)15 : 7=2 (ост.2) в)15 : 7=3 (ост.1)
№ 7(1ст).
- Что вам нужно было сделать?
- Удалось ли правильно сделать?
- Вы сделали правильно или были ошибки?
- Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
Памятка
Как разделить число с остатком.
1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
9. Итоги урока.
Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Для меня было открытием то, что… Я почувствовал (а), что …
Моими достижениями на уроке стали .. Я понял (а), что …
Что думал (а)? Я размышлял (а) над тем, что …
Что чувствовал(а)? Мне показалось важным …
Что, на мой взгляд, удалось? Мне показалось необычным …
Что меня удивило?
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?
10. Домашнее задание: стр. 25 задача №2, упр. №4.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег
на открытый урок математики
в 3 г классе на тему: «Деление с остатком»
учителя начальных классов
Хатиевой Эльмиры Ибрагимхалиловны
МКОУ «ШСОШ»
Данный урок относился к тип урока «Открытие новых знаний».
Через прием : «Какое пример лишний?» была создана проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежало противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового материала. На этапе постановки учебной задачи искали ответ на вопрос: Можно ли выполнить деление 15 :2? Этот вопрос помог детям практическим способом определить тему и спланировать работу на уроке. На этапе «открытия» нового знания было организовано исследование, в ходе которого учащиеся установили связи между объектами. Это позволило детям сделать математическое открытие смысла деления числа с остатком. На этапе первичного закрепления при помощи ИКТ дети выполняли деление с остатком. Нужно отметить высокий интерес и мотивацию на данном этапе урока. А работа в группах была направлена на развитие способности устанавливать партнерские отношения: умение слушать и слышать собеседника, умения договориться и найти решение общей задачи.
Для развития самооценки деятельности в процессе познания учащиеся оценивали себя.
На этапе рефлексии учащиеся соотнесли цель урока и результаты своей деятельности.
Через проведение физминутки осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Директор МКОУ «ШСОШ» Газимагомедов Г.Г.
Заместитель директора по УВР Магомедалиев А.А.
МКОУ «ШСОШ» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей
на открытый урок математики
в 3 г классе на тему: «Деление с остатком»
учителя начальных классов
Хатиевой Эльмиры Ибрагимхалиловны
МКОУ «ШСОШ»
Самый любимый урок наших детей «Математика». Урок начался с психологического настроя, с улыбки, прочитали стихотворение про науку математика, и Эльмира Ибрагимхалиловна сделала плавный переход к устному счету, где был задан числовой ряд, где дети должны были определить сходства и различия заданных чисел, найти лишнее, расшифровав, узнали о чем будет урок. После объяснения новой темы, она дала решить примеры с остатком. 8 примеров, чтобы выиграть время, задание было дано по рядам. Примеры подобраны по принципу от простого к сложному.
И опираясь на свои знания, при создании проблемной ситуации, сами смогли найти и реализовать пути и средства решения проблемы.
На следующем этапе урока при закреплении нового материала дети работали у доски и показывали, что проверку деления с остатком усвоили хорошо.
Чтобы проверить все ли ученики освоили способ деления Эльмира Ибрагимхалиловна предложила им поработать самостоятельно. Затем проверить и оценить свои знания. Примеры были подобраны с учетом дифференцированного подхода.
Вся работа сводилась к тому, чтобы дети смогли показать свои знания, и даже похвастаться своими достижениями в изучении такого трудного предмета как математика. У каждого ученика есть свой «конёк» - кто-то хорошо решает текстовые задачи, кто-то отлично считает устно. Результативность урока: учащиеся умеют своими словами воспроизводить правила, алгоритмы, безошибочно их применяют, хорошо считают устно, у них сформированы твёрдые умения в выполнении письменных приёмов деления, умеют анализировать свою работу, причем, замечая недостатки в работе и пробелы в усвоении материала. Самостоятельная работа показала, что ученики умеют применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Родители 3г класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.