Открытый урок на тему "Буржуазно демократическая революция"

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Февральская буржуазно демократичсекая открытый урок.docx

Февральская буржуазно – демократическая революция 1917 г.

Вступительная часть (примерно 5 – 7мин).

Здравствуйте я рад приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Давайте для начала с вами поиграем. Вы согласны со мной. Сейчас я буду называть вам буквы, а ваша задача состоит в том, что подобрать добрые, хорошие слова на эту букву. И так первая буква….

Кто мне скажет какое слово у нас получилось, правильно это слово комфорт. А что означает это слово.  Да несомненно вы правы, еще это слово означает что сегодня на уроке вы должны чувствовать себя комфортно и уютно. Давайте поприветствуем наших гостей. 

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока. (Велика Российская революция 1917 – 1921 гг.)

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации, скажите, что изображено на слайдах презентации. Описывают картинки, высказывают свое мнение по поводу темы урока.

Да вы совершенно правы, тема сегодняшнего урока: Великая Российская революция 1917 – 1921 гг. Свержение монархии.

Учащиеся самостоятельно ставят задачи урока.

Как вы считаете, какие же задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?

Основная часть (15-20 мин).

- Что же такое революция? Посмотрите на доску дайте определение с помощью слов, попытайтесь дать определение термину революция.

Для дальнейшей работы целесообразно поставить работу следующим образом…

- Ребята посмотри на рабочие столы, перед вами, лежат карточки с фамилиями, попрошу каждого взять одну из карточек, определить к какой группе деятелей он относиться и что их связывает.

Учащиеся путем вытягивания листов с фамилиями деятелей, с помощью учителя делятся на две группы.

1 группа:

Партийные деятели:

Виктор Михайлович Чернов (эсер), Александр Иванович Гучков (октябрист), Владимир  Ильич Ленин (большевик).

2 группа:

Государственные деятели:

Штюрмер Борис Владимирович (председатель совета министров), Николай II, Михаил Алексеевич Беляев (военный министр).

- Молодцы, мы с вами определились, что 1 группа людей, представители разных партий, а вторая группа государственные деятели. Сейчас я вам раздам задания для каждой группы, а ваша задача, сводится к тому, что бы эти задания были выполнены. Попрошу обратить внимание на исторические документы, которые лежат у вас на рабочих столах, именно они и материал учебника помогут вам, в дальнейшей работе. И так вот задание для 1 группы, вот задания для 2 группы.

Дальнейшую работу учащиеся продолжают в группах. Выполняя задания выданные учителем заранее.

Задания:

1 группа:

1)      Проанализировав исторический документ (источник), выявить причины, которые по вашему мнению, могли поспособствовать Вам в дальнейшем осуществлении своего плана (свержение монархии).

2)      составить план действий по свержению монархии, используя при этом дополнительные материалы (учебник, документы).

2 группа:

1)      Проанализировать обстановку в стране, на начало 1917 г., выявить наиболее значимые проблемы в обществе (исторические документы).

2)      Выдвинуть свои предположения о решении данного вопроса собственно Императору.

И так давайте посмотрим, что же у нас получилось.

Пожалуйста, прошу первую группу, так сказать нашу оппозицию, какими из причин вы решили воспользоваться для достижения своих целей?

- Хорошо спасибо о плане действий мы узнаем с вами после тех мер, которые предпримут наши государственные деятели.

Вторая группа попрошу вас, высказаться свои идеи по поводу предотвращения брожения в обществе.

- Все высказали свои идеи и предположения теперь, давайте с вами обратимся к реальным причинам февральской революции. Попрошу оппозицию и правительство, высказать их.

Посмотрите на слад нашей презентации, правильно ли мы с вами назвали причины февральской революции? Что мы не назвали? Как вы считаете, актуальны ли те или иные проблемы.

- Молодцы с причинами мы разобрались. Теперь прошу нашу оппозицию предоставить план действий.

Молодцы ребята предлагаю провести физ. Минутку (2 мин)

Дальнейшая работа следует поставить следующим образом (время 5-7). На слайде презентации появляется дата:

- Скажите ребята, какая дата представлена на экране, да вы совершенно правы именно

2 марта 1917г. император отрекся от престола., и что могло произойти в результате этого событии?

- Правильно падения самодержавия.

Ребята посмотрите на экран и скажите, что могло объединить этих людей?

- Как вы понимаете термин двоевластие? Учащиеся пытаются ответить на данный вопрос, выдвигая свои предположения.

Двоевластие — сосуществование параллельных систем власти и управления в России после Февральской революции в марте — июле 1917 года.

 

Заключительная часть (15 мин)

Учащиеся с помощью дополнительного материала, отвечают на проблемный вопрос урока, (Какое значение несла февральская революция 1917 г. положительное или отрицательное) подводя, таким образом, итоги урока.

 

После всего на слайде появляется домашнее задание на дом (на выбор).

Домашнее задание на выбор.

А) «Личность в истории» – подготовить сообщение о Корнилов Л.Г, А.Ф. Керенский

Б) Составить кроссворд по изученной теме.

В) Ответить на вопросы после параграфа 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О учащегося ____________

Задача: заполнить второй столбец таблицы.

Я узнал

 

Мне больше всего удалось

 

Моя группа  с заданиями

 

Я приобрел

 

Я получил от этого урока

 

Мне показалось важным

 

Было трудно

 

Я научился

 

Урок заставил задуматься

 

Над этим мне надо еще поработать

 

На этом уроке я претендую на оценку

 

 

 

Ф.И.О учащегося ____________

Задача: заполнить второй столбец таблицы.

Я узнал

 

Мне больше всего удалось

 

Моя группа с заданиями

 

Я приобрел

 

Я получил от этого урока

 

Мне показалось важным

 

Было трудно

 

Я научился

 

Урок заставил задуматься

 

Над этим мне надо еще поработать

 

На этом уроке я претендую на оценку

 

 


Задания:

1 группа:

3)      Проанализировав исторический документ (источник), выявить причины, которые по вашему мнению, могли поспособствовать Вам в дальнейшем осуществлении своего плана (свержение монархии).

4)      составить план действий по свержению монархии, используя при этом дополнительные материалы (учебник, документы).

 

Пример выполнения:

 

1.       Ученик (Тимофеев В.В):

Хватит ________, давно пора ______, предлагаю ________причины _______для выступления (некое событие).

2.       Ученик (Рылеев В.К): хоть мы и из _______но я полностью поддерживаю (не поддерживаю) мнение __________, и в качестве причины предлагаю ……

3.       Ученик (Андропов Л.А): товарищи _________проблеме с ________________. В качестве причины надо выдвигать…, следующие.

P/S в выступлении, задействовать все ваши актерские навыки и умения (в пределе разумного конечно.

2 группа:

3)      Проанализировать обстановку в стране, на начало 1917 г., выявить наиболее значимые проблемы в обществе (исторические документы).

4)      Выдвинуть свои предположения о решении данного вопроса собственно Императору.

Пример выполнения:

1.       Ученик (министр …..):

обстановка складывается __________, ваше императорское величество, ….. (в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе) ищет. …… Предлагаю….. обратить……, иначе быть…..

2. Ученик (министр…):

министр (прав \ неправ) ваше императорское величество __________, надо, но …. другие проблемы прошу обратить внимание на….

3.Ученик (Император):

 (Согласен \ не согласен) полностью, но …. Но (надо \ не надо)….., посмотрите только на …..

Задание 2:

Задание 2 идентично первому, только в этом задании вы предлагаете конкретные меры по погашению данной причины выдвинутой в задании 1.

Выполняете, пользуясь историческими документами и материалом учебника

P/S в выступлении, задействовать все ваши актерские навыки и умения (в пределе разумного конечно.

Документ 1

В. Харитонов

а) Февральская революция была исторически прогрессивна, поскольку сокрушила один из оплотов европейской и азиатской реакции — русский царизм;

б) эта революция открыла путь к подлинной демократии и не могла быть «прологом Октября», который дал старт установлению тоталитарного режима в нашей стране.

 

В постсоветский период, напротив, наметилась явная тенденция идеализации февральских событий 1917 г. В частности, известный архитектор «горбачевской перестройки», академик А.Н. Яковлев в своем философском опусе «Горькая чаша бытия» (1994) однозначно заявил, что Февральская революция была подлинно народной, демократической революцией, которая сокрушила русский царизм и открыла перед нашей страной заоблачные высоты цивилизованного либерального развития, сорванные кровавым большевистским переворотом в октябре 1917 г.

 

В советской историографии (И. Минц, Е. Черменский, В. Дякин, А. Аврех, В. Старцев, И. Пушкарева) Февральскую революцию 1917 г. традиционно оценивали как первый и неизбежный этап на пути к Великой Октябрьской социалистической революции и не придавали этой революции самостоятельного исторического значения. Более того, подавляющее большинство советских историков полностью исключали альтернативу мирного обновления страны, заявив, что бонапартистский режим «третьеиюньской монархии» окончательно исчерпал свой исторический потенциал. Были и сторонники иной точки зрения, исключением из этого правила стали работы двух историков — профессоров Э.Н. Бурджалова и Г.З. Иоффе, которые, в отличие от большинства своих коллег, признавали самостоятельное значение Второй русской революции

 

Л.Д. Троцкий О Февральской революции

Февральское восстание именуют стихийным... в феврале никто заранее не намечал путей переворота; никто не голосовал по заводам и казармам вопроса о революции; никто сверху не призывал к восстанию. Накоплявшееся в течение годов возмущение прорвалось наружу, в значительной мере неожиданно для самой массы.

Цит. по: Троцкий Л.Д. История русской революции // К истории русской революции. М., 1990. С. 373.

 


Документ 2 (Из воспоминаний)

1. Из показаний последнего царского министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (о положении в стране в конце 1916 г. – начале 1917 г.)

Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство, литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили ее дух.

Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о событиях Февральской революции

Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения столичного населения пищевыми продуктами, и их нехватка послужили первым толчком к резкому недовольству столичного населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах. Попробовали его усмирить полицией и солдатами Петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы толпа горожан и фабричных рабочих начала громить полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей верности Думе. Последняя, таким образом, в силу сложившихся обстоятельств сделалась революционным центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно, никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем сначала о необходимости образовать новое правительство, ответственное перед Государственной думой, а потом благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за ними следить.

Л.Д. Троцкий О Февральской революции

Февральское восстание именуют стихийным... в феврале никто заранее не намечал путей переворота; никто не голосовал по заводам и казармам вопроса о революции; никто сверху не призывал к восстанию. Накоплявшееся в течение годов возмущение прорвалось наружу, в значительной мере неожиданно для самой массы.

Цит. по: Троцкий Л.Д. История русской революции // К истории русской революции. М., 1990. С. 373.

Из воспоминаний В.В. Шульгина О Февральской революции

... Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Мы способны были в крайнем случае безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце... С первого же мгновения этого потопа отвращение залило мою душу... Боже, как это было гадко!.. Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому еще более злобное бешенство. - Пулеметов!

Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...

Увы - этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

 

27 февраля 1917 года этот политик сделал запись в своём дневнике: «В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия!»

Николай II


Документ 3(интернет источник)

« Поражение в Первой мировой войне ускорило приближение революционного кризиса. Потеряв в войне, длившейся более двух с половиной лет, 6 млн. человек, Россия представляла собой страну с измотанным войной народом, разрушенной экономикой, топливным и продовольственным голодом, расстроенной финансовой системой и огромным внешним долгом.

Сложная экономическая ситуация толкнула правительство на привлечение к управлению хозяйством буржуазии. Появились многочисленные комитеты и буржуазные союзы, целью которых было оказание помощи пострадавшим во время войны. Военно-промышленные комитеты занимались вопросами обороны, топлива, транспорта, продовольствия и др.

Началась «министерская чехарда» - за шесть месяцев до начала революции сменились три Председателя Совета Министров, два министра внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства. Над царской семьей довлело пагубное влияние Г.Распутина, что вызывало недовольство, как в среде либералов, так и в высших слоях общества. Все эти факты явились составляющими частями «кризиса верхов». Стала очевидной неспособность буржуазии управлять страной.

В начале 1917 г. уровень стачечного движения достиг критической точки. В январе-феврале 1917 г. бастовали 676 тыс. рабочих, предъявлявших в основном (95 % стачек) политические требования. Рост рабочего и крестьянского движения показал «нежелание низов жить по-старому».

14 февраля у Таврического дворца состоялась демонстрация с требованием от депутатов Государственной Думы создания «правительства народного спасения». Одновременно большевики, призвав рабочих к однодневной всеобщей стачке, вывели на улицы Петрограда 90 тыс. человек. Революционному взрыву способствовало введение карточек на хлеб, что вызвало его удорожание и панику среди населения. 22 февраля Николай II уехал в Могилев, где находилась его Ставка. 23 февраля забастовали Выборгская и Петроградская сторона, в городе начались погромы булочных и пекарен.

Для совместного руководства революционным выступлением объединились большевики, меньшевики и эсеры.

С лозунгами «Долой самодержавие!», «Долой войну!», «Хлеба!» демонстранты двинулись в центр города. В забастовке приняли участие более 300 тыс. человек. 26 февраля войска открыли огонь по демонстрантам на Невском проспекте.

Успех революции стал зависеть от того, чью сторону примет Петроградский гарнизон. Утром 26 Февраля к восставшим присоединились солдаты Волынского, Преображенского и Литовского полков, они захватили оружейный склад и арсенал.

Были освобождены политзаключенные, содержащиеся в тюрьме «Кресты». До конца дня на сторону восставших перешло большинство частей гарнизона Петрограда.

Направленный на подавление демонстрантов корпус под командованием Н.И.Иванова был разоружен на подступах к городу. Не дождавшись поддержки и понимая бессмысленность сопротивления, 28 февраля все остальные войска во главе с командующим военным округом генералом С.С.Хабаловым сдались.

Восставшие установили контроль над важнейшими объектами в городе.

Утром 27 февраля члены «рабочей группы» при Центральном военно-промышленном комитете объявили о создании «Временного Исполнительного Комитета Советов рабочих депутатов» и призвали выбирать представителей в Совет.

Николай II из Ставки пытался пробиться к Царскому Селу. В ситуации развивающегося революционного кризиса императора вынудили подписать манифест об отречении от престола за себя и малолетнего сына Алексея в пользу брата - Михаила Александрович Романова. Однако Михаил отказался от престола, заявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

Вместе с отречением Николай II подписал указ о формировании нового правительства. 4 марта были опубликованы документы об отречении и передаче власти Временному правительству. Самодержавие в России пало.»

Документ 4 (Современный взгляд)

С.В. Тютюкин и В.В. Шелохаев в работе «Марксисты и русская революция», анализируя причины революции, акцентируют внимание на негативных последствиях неудачной войны, вызвавшей экономический, социальный, политический кризис. Главные деятели в революционном процессе - народные массы, руководимые большевиками. Падение царизма воспринято как «судьбоносное» событие.

Г.Н. Кочешков исследовал влияние революционного кризиса Февраля 1917 г. на деятельность Временного правительства. Он выявил истоки проблем, с которыми столкнулось Временное правительство. Важнейшим из них была социальная специфика Февральской революции, актуализировавшая проблемы рабочих и крестьян. Г.Н. Кочешков отметил радикализацию настроений масс, что побуждало власть к принятию радикальных решений, на что не могли пойти либералы. В монографии «Россия в 1917 году: выбор модели общественного развития» Г.Н. Кочешков отмечал изменение методологических парадигм. Он акцентирует внимание на декларативном характере существующей в советской историографии концепции «организующей роли большевистской партии» в период февральских событий: «…исторические факты опровергают подобную точку зрения». Существуют многочисленные свидетельства современников тех дней, в том числе и самих большевиков, убедительно подтверждающих стихийный характер Февральской революции». Основные положения воззрения Г.Н. Кочешкова на Февральскую революцию: она положила начало демократическим преобразованиям в стране, революция оказалась внезапной и неожиданной как для революционеров, так и для либеральной оппозиции, ни одна политическая партия не была готова к столь стремительным переменам.

А.С. Ходнев исследовал международный контекст Февральской революции, дав современное объяснение основных тезисов коллективной концепции внешней политики царского и Временного правительств. А.С. Ходнев отмечает, что первая мировая война была Великая не только по масштабам военных действий, но и по глубине экономического кризиса в европейских странах. Война привела к изменению представлений о роли государства в экономическом развитии стран, о методах мобилизации ресурсов нации для ведения длительной и истощающей войны. Исключительно интересна мысль автора о том, что использование новых методов концентрации ресурсов привели к отказу от соблюдения прав человека. Важный аспект изучаемой автором темы – восприятие Февральской революции правительствами стран Антанты: это «борьба за дело демократии». Царский режим оценивался в европейских странах как «тирания». Вопрос о продолжении войны, наиболее актуальный в дни Февральской революции, как отмечает А.С. Ходнев, неверно решенный Временным правительством, породил новый кризис, которым воспользовались большевики.

Исследованием взглядов думских деятелей на причины народного движения в Феврале 1917 г. занималась Е.Л. Сараева. Она проследила влияние народного движения на изменение позиции Прогрессивного блока в дни революции, выявила причины создания им Временного комитета, особенности восприятия движения масс думскими деятелями.

В.П. Кошкидько подчеркивает оппозиционность Государственного Совета императору в последние кризисные годы самодержавия. А.М. Лушников, изучив социальный состав российской армии в годы первой мировой войны, пришел к выводу о ее крестьянском характере, что влияло на настроения солдат, интересы которых были связаны с землей. Даже младший состав офицер пополнялся за счет выходцев из крестьян: 80% новых офицеров на фронте к февралю 1917 г. - выходцы из крестьян.

В.П. Федюк дал свою интерпретацию причин взлета авторитета А.Ф. Керенского, а затем крушения его политической карьеры. В дни Февральской революции страна ждала сильного лидера, способного совершить чудо, и Керенский играл роль сильного человека: «Но это была только игра, ибо по причине личных качеств, ни в силу обстановки помешать надвигающемуся ужасу он не мог».

Ю.А. Мухинотмечал, что даже в советской традиции изучения революционной проблематики возможны были некоторые инварианты трактовки исторического процесса. Неизбежно шло преодоление принципа линейной поступательности, в том числе линейно-ступенчатой, и объяснение причин революций гораздо более сложными комбинациями факторов. «Раздогматизация» отечественных исследователей, по мнению Ю.А. Мухина, позволила утверждать, что, во-первых, революционеры не создают силы разрушения, а только высвобождают их. Во-вторых, ключевую роль в революции играют верхи, терявшие чувство меры, живущие иллюзиями, ведущими к их дисквалификации. Причину революции Ю.А. Мухин видел «в отчуждении по многим линиям: отчуждение государства от общества, верхов от основной массы, одной социальной группы от другой.

По мнению историков Буранова Ю.А. и Хрусталева В.М. причинами политического кризиса послужили интриги в правящей элите , но главным его катализатором стала первая мировая война.

Все историки отмечают полное бездействие власти в февральские дни 1917г. По мнению историка и философа А.М. Буровского, причинами Февральской революции стали поражения в войне, нерешенность аграрного вопроса, изоляция монарха от народа.


Надпись: Михаил Алексеевич Беляев
(военный министр)
Надпись: Николай II
Надпись: Штюрмер Борис Владимирович
(председатель совета министров)
Надпись: Владимир Ильич 
Ленин 
(большевик)

Надпись: Александр Иванович Гучков
(октябристы)

Надпись: Виктор Михайлович Чернов 
(эсер)


Радикальное Коренное

Глубокое качественное

Изменение скачок в развитии общества

природы или познания, сопряжённое  с открытым разрывом с предыдущим состоянием 


 

Тест

1.Император Николай II отрекся от престола:

1)27 февраля 1917 г. 2)2 марта 1917 г. 3)18 апреля 1917 г. 4)1 мая 1917 г.

2.Император Николай II отрёкся от престола в пользу

1)сына Алексея 2) брата Михаила 3) Временного правительства 4) Государственной думы

3.Временное правительство было создано:

1)Г. Львова 2)П. Милюкова 3)А. Гучкова 4)А. Керенского

4. Импульсом для февральской революции принято считать:

1) Объявление об увольнение 30 тыс. рабочих в Петрограде.

2) Отречение Николая II.

3) Частая сменяемость министров.

4) Первая мировая война.

5. 21 февраля 1917 года в Петрограде начались погромы магазинов. Как назывались эти бунты?

1) Табачные 2) Хмельные 3) Хлебные 4) Картофельные

 

6) Какой главный итог Февральской революции?

 

1) Было создано учредительное собрание

2) Пала монархия

3) Россия вышла из первой мировой войны

4) Образовалось двоевластие

 

7) 27 февраля 1917 года этот политик сделал запись в своём дневнике: «В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия!»

 

1) Владимир Ленин

2) Николай II

3) М.В Родзянко

4) Александр Керенский

 

8)  Когда началась забастовка на Путиловском заводе в Петрограде?

1) в 1917 году; 2) в 1915 году; 3) в 1916 году. 4) 1918 г.

 

 

 

 

 

 

 


При выполнение второго задания обращайтесь к историческому и учебным данным. Ваша задача составить план свержения монархии.

Например:

Ученик 1. Уважаемые __________, такого то такого  числа, произошло такое то такое то событие (опираетесь на схему  …02.1917), это и есть то ….. чего…. Мы….нельзя…

Ученик 2 . А ведь (_____) прав \ не прав. Предлагаю (___1917 г.) устроить….. в результате которой … (число) произойдет такое то такое то событие.  Ученик 3 .     действует аналогично первым 2

P/S не забывайте что вы работаете в группе, дайте высказаться каждому.