ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА г. ГОЛОВКИ
ПЛАН - КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
По предмету: История искусств
На тему: «Искусство Западного Средневековья. Романтика и готика»
Преподаватель: Миронова Н.А.
ГОРЛОВКА 2016
Дата урока: 8.10.2016 г.
Класс: 5В
Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.
Задачи:
Оборудование: презентация.
Содержание урока:
1. Организационный этап………………………………………………1 мин.
2. Изучение нового материала………………………………………..5 мин.
- постановка цели;
- работа в тетради;
- словарная работа;
3. Доклады поисковых групп…………………………………………..30 мин.
- Сообщение 1 ученика о происхождении термина “романское
искусство”.
- Сообщение 2 ученика “Краткая характеристика романской
архитектуры”.
- Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской
архитектуры.
- Сообщение 1 ученика о происхождении термина “готическое
искусство”.
- Сообщение 2 ученика “Краткая характеристика готической
архитектуры”.
- Сообщение 3 ученика об одном из выдающихся произведений готики.
4. Микроитог………………………………………………………………5 мин.
5. Обобщение полученных знаний……………………………………….4 мин.
6. Итог урока………………………………………………………………1 мин.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.
Работа в тетради.
II. Изучение нового материала.
1. Постановка цели.
- Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.
2. Работа в тетради.
Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.
3. Словарная работа.
- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины.
У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.
I часть.
4. Сообщение 1 ученика о происхождении термина “романское искусство”.
Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого “романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название “романское искусство” сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
5. Работа в тетради.
Термин “романское искусство” возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X- XII веков.
6. Сообщение 2 ученика “Краткая характеристика романской архитектуры”.
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением
7. Слово учителя.
- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания и искупления грехов.
- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие,
высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена
скульптурным орнаментом.
- Но ведущим началом романского зодчества была стена.
- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)
- Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению,
живопись романского периода практически не сохранилась.
- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные
изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно
оформленных входах).
- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
8. Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской архитектуры.
Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.
К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.
9. Микроитог.
- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
II часть.
1. Сообщение 1 ученика о происхождении термина “готическое искусство”.
Наименование “готическое искусство” (от итал. gotico – “готский”, по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. “Готическое” в те времена означало “варварское” в противовес “римскому”: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать “темными веками” в истории человечества. Однако название “готическое” сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.
2. Работа в тетради.
- Термин “готическое искусство” возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.
3. Сообщение 2 ученика “Краткая характеристика готической архитектуры”.
Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.
В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.
4. Слово учителя.
- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.
- В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.
- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.
5. Сообщение 3 ученика об одном из выдающихся произведений готики.
Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось втечение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая “королевская галерея”, изображения библейских царей и французских королей.
Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.
6. Микроитог.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
III. Обобщение полученных знаний.
- Как вы понимаете такой термин как “синтез искусств”?
- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства
в рамках единого художественного произведения.
- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и
готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).
- Главным их них является …? (архитектура)
- Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.
На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.
“Особенности стилей средневекового искусства”
|
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ |
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ |
Церковная архитектура |
Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности. |
Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными |
Светская архитектура |
В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни. |
Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. |
Живопись |
Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер. |
В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна. |
Скульптура |
В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность. |
Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья. |
IV. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.