Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок
на тему
«Синтаксис и пунктуация сложного предложения»
в 9 «А» классе
Провела: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Эфендиева Зарема Керемовна
Цель урока: создание комфортных условий для обобщения и систематизации знаний, полученных по теме «Сложные предложения» и подготовки к ОГЭ;
Задачи:
Обучающие: закрепить синтаксис сложного предложения, навыки пунктуации в сложных предложениях; умение составлять схемы, умение находить средства выразительности, учить выявлять тему и основную мысль текста, находить грамматические основы, учить производить замену словосочетания на синонимичное, повторять некоторые орфограммы (правописание приставок, корней, суффиксов и пр),
Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, развивать умения и навыки анализа текста, находить сложные предложения, учить формулировать собственные мысли, развитие коммуникативных умений и навыков учащихся; высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе (паре); учить ставить цели, планировать, производить самоконтроль, учить оценивать свою работу и работу других адекватно, развивать познавательный интерес и умения, мышление, память, внимание, самостоятельность;
Воспитательные: воспитывать в детях навыки совместной работы в классном коллективе; содействовать формированию умения познавать природу и мир в целом, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к слову, формировать патриотические чувства учащихся, умения видеть прекрасное, воспитывать настойчивость, умение слушать; воспитывать положительное отношение к предмету, воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе, интерес к истории Забайкалья,
Оборудование: классная доска, проектор, компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями, текст песни «Родом я из степей Забайкалья», видеоклип о Забайкалье с песней «Родом я из степей Забайкалья», тетради.
Ход урока:
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, прочитайте предложение: (слайд № 1)
В Забайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния... Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии (А.П. Чехов).
Вопросы:
- О чём этот небольшой текст? (о Забайкалье)
- Какой раздел грамматики изучает предложения? (синтаксис)
- А первое предложение простое или сложное? (Сложное)
- Исходя из данного ответа, постарайтесь сформулировать тему урока (синтаксис и пунктуация сложного предложения с использованием краеведческого материала)
- Сделаем записи в тетрадях (Число, классная работа, тема урока)
- А как вы думаете, это для нас новая тема или нет? (нет)
- Следовательно, целью нашего урока будет… (систематизация и обобщение синтаксиса и пунктуации сложного предложения)
- А чтобы достичь этой цели, что нам, как вы думаете, нужно делать на уроке, какие задания и упражнения выполнять? (работа над текстом, синтаксический разбор сложного предложения, составление схем и т.п.)
3. Актуализация знаний. 1) Составление кластера
«Сложное предложение» (на доске)
Союзное Бессоюзное
Сложносочинённое сложноподчинённое
СПП с одним придаточным СПП с несколькими придаточными
С однородным подчинением с последовательным подчинением
С неоднородным (параллельным) с смешанным подчинением
2) Вопросы:
- Какое предложение называется сложным? (СП – это такое сложное предложение, в котором две и более грамматические основы, которое состоит из двух и более простых предложений)
- Какое предложение называется ССП? (ССП – это такое СП, части которого присоединяются при помощи сочинительных союзов)
- Какое предложение называется СПП? (СПП – это такое СП, части которого присоединяются подчинительным союзом, где одно предложение – главное, а другое придаточное, которое подчиняется главному)
- Назовите разновидности СПП с несколькими придаточными.
- Вот мы с вами и вспомнили основную информацию о сложных предложениях.
- Синтаксис постоянно сопровождает пунктуация. Что такое пунктуация? (это система знаков препинания)
Вывод, итог: Молодцы!!
4. Работа с текстом.
1) Просмотр видеоклипа о Забайкалье и слушание песни «Родом я из степей Забайкалья» -
- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть клип о Забайкалье. Прослушайте внимательно песню. (Слушают)
2) Беседа (раздать текст песни Приложение № 1)
- Какие чувства и эмоции вы испытали, пока слушали песню и смотрели клип? (гордость, любовь, патриотизм и т.п.)
- О чём текст песни? Какова же тема текста? (Забайкалье родное)
- Сформулируйте и запишите основную мысль текста, оформив её в сложном предложении. (поэт выразил любовь к родному краю, к малой родине, к Забайкалью. Показал красоту природы, что жители Забайкалья – это настоящие патриоты, честные люди с огромной душой, что жизненная дорога трудна, но всё нужно преодолевать и тогда найдёшь благодать в душе и в жизни и т. д.)
Реализация домашнего задания. Сочинения-рассуждения на тему: «Что такое любовь к Малой родине?» (зачитывает 1 ученик)
- Справился ли он с заданием? (да, так как есть тезис, определение, комментарии, примеры и вывод)
3) Дифференцированное задание (групповая работа).
- Какие тропы использует автор, чтобы передать красоту и любовь к Малой родине?
1-й ряд находят их в 1-м предложении; 2-й ряд – во 2-м предложении.
(Выдать памятки: тропы – приложение № 2)
(1-е предложение: бродяги-ветра – сравнение; песни шальные – эпитет; живут облака, напевают бродяги-ветра – олицетворение)
(2-е предложение: туманы плачут, заря зажигает – олицетворение, хрустальной росой – метафора, плачут росой – сравнение, костёр колдовской, багряный костёр – эпитеты)
Вывод:
- Ребята, зачем же нужны тропы, средства выразительности? (чтобы сделать текст выразительным, интересным, красивым, чтобы выразить мысли)
4) Словарная работа.
- Все ли слова вам понятны?
- А что такое саранка? (Саранка - это лилия кудрявая, символ экологической чистоты и красоты природы Забайкалья, аленький цветочек Забайкалья)
- Составьте со словом «саранка» ССП. (Около леса красиво цветут саранки, и я любуюсь этими замечательными лилиями.)
Синтаксическая физкультминутка. Отдых с пользой.
- Все встали, вышли из-за парт. Я зачитываю предложения, если предложение союзное, то вы должны присесть и закрыть глаза, если предложение бессоюзное – открыть глаза, встать, поднять руки вверх.
- Начали. 1. Когда сходил снег, зацветал прострел - лохматые, волосатые подснежники, и зацветали кусты багульника. – союзное. 2. Ходить в это время в тайгу было нежелательно – начиналась сильная головная боль от дурманящих запахов. – бессоюзное. 3. Военный городок находился на краю тайги около реки Ингоды, в пяти-семи километрах от станции Дарасун, куда нас возили в школу на грузовой машине с тентом. – союзное. 4. Сестрёнка спать хочет - в тенечек на травку рубашку свою постелил. – бессоюзное. (Душевные рассказы о Забайкалье. Автор Сергей Балвский)
5) Работа по синтаксису текста (работа в парах)
- Что вы можете сказать о синтаксисе текста? Какие предложения преобладают? (сложные)
- Давайте докажем это. Итак, задание: составить схемы предложений и дать им характеристику.
- 1-я пара: Женя К., Максим К – 1,10 предложения;
- 2-я пара (тройка): Данил В., Сергей Х., Илья В. – 2,9 предложения;
- 3-я пара: Вика М., Егор К. – 3,5 предложения.
- Проверка (схемы на слайде)
Вывод: Какие же сложные предложения преобладают в данном тексте? (СПП, ССП с одним и несколькими придаточными, СП с разными видами связи)
- Объясните постановку запятых в этих предложениях.
6) Реализация домашнего (индивидуального) задания. (Слайд – схемы постановки знаков препинания в БСП)
Данил В., Козлов Ж., Мирсанова В. приготовили рассказ о пунктуации в БСП.
Запятая и точка с запятой в БСП – Женя, тире в БСП – Данил В., двоеточие – Вика М.
7) Пунктуационный диктант.
Задание: Записать под диктовку, комментируя расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы:
1.Забайкалье еще сравнительно недавно называли белым пятном на археологической карте нашей страны: оно было слабо изучено археологами. 2. Низменностей на карте края практически нет - есть всхолмленные плодородные равнины.
- Сделаем вывод. Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных? (бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее четко выражаются смысловые отношения между частями. Для более ясного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения используются, как и в союзных предложениях, запятые, а также очень часто точка с запятой, двоеточие и тире).
5. Самостоятельная работа по тексту. Выполнение заданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). (приложение № 4)
- Проверка (ответы на слайде)
- Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующего согласного звука.
1-я пара: в 1-2 предложениях (восход во 2-м предл);
2-я пара (тройка): в 5-6 предложениях (рассказать в 5-м предл);
3-я пара: в 7-8 предложениях (раскалённой в 7-м предл).
- Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласования. (из Забайкальских степей)
- Укажите количество грамматических основ:
1-я пара: в 5-м предложении (2);
2-я пара (тройка): в 10-м предложении (2);
3-я пара: в 9-м предложении (2).
- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)
1-я пара: из 2-го предложения (туманы плачут, заря зажигает);
2-я пара (тройка): из 8-го предложения (колокольчик зазывал);
3-я пара: из 11-го предложения (журавли стонут, хочется упасть, ворковала благодать).
- Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личного предложения (4).
Обсуждение и коррекция ошибок.
Выводы: проверив и проанализировав допущенные ошибки, каковы должны быть ваши дальнейшие планы?
6. Рефлексия (итоги, выводы урока)
- Как вы оцениваете нашу работу?
- Кто, по-вашему, работал на уроке лучше всех? Почему?
- Чем был интересен, необычен урок?
- Что повторили на уроке?
- Достиг ли урок цели?
- Проанализируйте работу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку. (приложение № 5)
7. Домашнее задание.
Упр 393, творческое задание: дать развёрнуты ответ на вопрос: Как я понимаю строки: «Что родиться мало человеком. В жизни это надо доказать».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.