ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МИНУТОК КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МИНУТОК КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
docx
20.09.2023
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МИНУТОК КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Научная статья.docx

УДК 373.31

Свиридова А.Г.

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Таштыпская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1 имени Л.А. Третьяковой"

 

ОСОБЕННОСТИ ИспользованиЯ информационных минуток как условие формирования гражданской идентичности младших школьников

 

Аннотация: В статье рассматривается формирование гражданской идентичности, а также информационные минутки как средство формирования гражданской идентичности. Описывается особенность их использования в учебном процессе. Представлены примеры использования информационных минуток на уроках для формирования гражданской идентичности младших школьников.

Ключевые слова: информационные минутки, гражданская идентичность, учебный процесс, младшие школьники.

Abstract: The article considers the formation of civic identity, as well as information minutes as a means of forming civic identity. The feature of their use in the educational process is described. Examples of the use of information minutes in lessons for the formation of the civic identity of younger schoolchildren are presented.

Keywords: information minutes, civic identity, educational process, junior schoolchildren.

 

Формирование гражданской идентичности – процесс многоплановый. Работа в этом направлении – это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Мы считаем, что данное направление нельзя ограничивать рамками школьной жизни, особенно на селе, где очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона. В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, возможности всей жизнедеятельности школьников.

Проблема экспериментального исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, дети плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства. А к чему может привести отсутствие правильного гражданского образования, мы можем видеть на примере Украины. Поэтому экспериментальное исследование направлено на выявление пробелов в знании дети и проведение мероприятий, повышающих уровень гражданской идентичности учащихся.

Педагогический словарь определяет «граждaнственноcть» «качеством личности, которое  характеризуется  стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав» [3, с.167].

По определению Е.Н. Землянской, гражданственность представляет собой «нравственное качество личности, базирующееся на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества» [2, с.290].

С принятием Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1], определением фундаментального ядра содержания образования, примерной Основной образовательной программы перед системой образования, образовательными организациями был поставлена задача становления российской гражданской идентичности.

Сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру. В структуру гражданской идентичности включены три основополагающих компонента: когнитивный (знания о гражданственности и ее составляющих), ценностный  и эмоциональный (отношенческий). Достижение гражданской идентичности является важной задачей для развития личности. Таким образом, о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

Педагог в той или иной мере является значимым Другим для младшего школьника. Школьный класс для большинства учащихся начальной школы выступает рeферентным сообществом. Как следствие, велики возможности продуктивного формирования российской идентичности в рамках школьного обучения и воспитания. При этом есть целый ряд особенностей. Рассмотрим подробнее  отдельные из них:

- поддержание  значимости школьного сообщества для младших школьников, заинтересованность в жизни класса, внимательное отношение к тому, o чем говорится и что делается в классе и в школе;

- стимулирование активности учителей в проявлении себя как россиян (формировать активную гражданскую позицию у педагогов);

- согласование понимания и отношения к образу «россиянин», как минимум, у учителей, a в идеале – у педагогов, родителей, старшеклассников и других субъектов школьного сообщества. Только в этом случае можно вести речь o включении типизации «россиянин» в так называемый базовый набор идентичностей (БНИ).  БНИ – совокупность реально используемых в повседневной жизнедеятельности школьного сообщества представлений, образов, норм, описывающих приветствуемого данным сообществом человека;

- создание ситуаций, в которых учащиеся могут продемонстрировать свое понимание используемой в данном сообществе типизации «россиянин», определить и выразить свое отношение. Ребёнок младшего школьного возраста в данных ситуациях будет вынужден прибегнуть к сравнению образа, поддерживаемого школьным сообществом, с аналогичными образами, в той или иной мере используемыми в семье, воспринятыми из СМИ, опыта пребывания в иных воспитательных организациях (учреждениях дошкольного воспитания, дополнительного образования, клубах, секциях и т.п.);

- демонстрирование многообразия жизненных проявлений человека, который называет себя россиянином, гражданином. Он также сын-дочь, друг, пассажир, сотрудник и т.п. Россиянин, гражданин – не единственная, но очень важная и необходимая ипостась человека;

-  привлечение младших школьников к участию в различного рода взаимодействиях и взаимоотношениях, требующих определение себя россиянином (гражданином) и подтверждающих подобное определение по отношению к детям. Например, «Мы – россияне и должны помогать друг другу и радовать друг друга», – рассуждает вместе с детьми педагог, собирая новогодние посылки детям из школ, расположенных в национальных республиках;

-  стимулирование межгрупповых отношений, в частности, сравнение с другими классами, другими сообществами. Как уже подчеркивалось выше, лучше, чтобы это сравнение не выливалось в противопоставление, а подчеркивало подобие;

- не игнорирование обучающего момента. Младшему школьнику необходимо знать, что значит быть россиянином, гражданином, какими правами и обязанностями он наделен, как он может и должен их осуществлять. При этом метод примера является действенным методом. Для учащихся начальной школы, основываясь на особенности становления социокультурной идентичности личности, актуальны примеры конкретных людей, близких детям. Обобщенные образы в данном возрасте имеют гораздо более низкий идентификационный потенциал;

- диагностировать изменения в самообозначении, отношение к учителю и одноклассникам, динамику восприятия школы, a также отслеживать изменения, которые происходят в кругу общения ребенка (кто  является значимым другим, позитивный или негативный характер имеет эта значимость);

- консолидировать усилия взрослых субъектов воспитания. Прежде всего, речь идет о педагогах и родителях. B этом случае неуместна назидательность, обучение и наставление «как надо». Необходимо помнить, что придя домой, родитель в повседневном общении c ребенком будет реализовывать не «нужный» образ россиянина, гражданина, a тот, который присвоен и претворяется им на протяжении многих лет. Не случаен в этой связи термин «консолидация» [5].

Грамотное педагогическое сопровождение становления российской идентичности детей младшего школьного возраста определяет успешность преодоления ребенком в дальнейшем нормативного кризиса идентичности и в определенной мере обеспечивает выход из кризиса к «взрослой» российской идентичности.  

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников c бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории России и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте учащиеся  начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, это является ступенькой на пути обучения учащихся демократии. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они помогают воспитать у учащихся основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в результате, формируют осознанное  гражданско-патриотическое чувство [4].

Существует множество условий для формирования гражданской идентичности, одним из наиболее актуальных является использование информационных минуток, они наиболее удобны для применения в образовательном процессе, так как не требуют отдельного занятия или продолжительного дополнительного времени для формирования гражданской идентичности, их достаточно легко применять на разных этапах урока или во внеурочной деятельности.

Далее приведем в пример несколько таких информационных минуток.

Так на уроке русского языка, в организационном моменте мы использовали информационную минутку следующего содержания: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших», - эти справедливые слова принадлежат Маршалу Советского Союза Константину Константиновичу Рокоссовскому. Затем с детьми обсудили, что это значит, на что они отвечали, для чего важно помнить историю своего народа.

Далее, к примеру, при проведении классного часа была затронута тема СВО, и использована следующая информационная минутка: «Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне. Сотни тысяч семей не дождались своих родных с войны», обсудили с детьми насколько важно чтить память солдатов, и какой вклад они внесли, жертвуя собственной жизнью.

На уроке окружающего мира используя информационную минутку в основную часть работы как смену деятельности, дети ознакомились с информацией: «В 2014 году 3 декабря объявлен как День Неизвестного Солдата, поскольку именно 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду». Данная информационная минутка позволила познакомить детей со значимой датой для нашей Родины.

В начале урока по изобразительной деятельности, была использована информационная минутка о цветах Российского флага «По мнению большинства, белый символизирует мир и чистоту; синий – это цвет веры, приверженности идеалу, постоянства, а красный в свою очередь обозначает энергию, силу, кровь, потерянную во имя родины». Все дети впервые услышали такую трактовку цветов флага России.

Также на уроках использовались информационные минутки с содержанием информации о законах Российской Федерации,

Содержание информационных минуток наполнялось информацией о Великой Отечественной Войне; о памяти о солдатах; о истории нашей Родины, о символике и правителях нашей страны и нашей республики, а также информация об ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства; отмечались важные даты для нашей Родины; информации о законах Российской Федерации; истории Республики Хакасия, о традициях и обычаях хакасского народа, в результате чего каждый ребенок должен осознать свою личность как составляющую часть Родины, что приводит к формированию гражданской  идентичности и чувству патриотизма.

Важно отметить, что проведенные информационные минутки подготавливались не только педагогом, но и самими учащимися, дети искали интересную информацию и представляли ее на уроках, что побудило детей к самостоятельности поиска информации и увеличению интереса к гражданству и патриотизму. Так же каждая информационная минутка обсуждалась, и дети предлагали свои пути решения, каких-либо возникающих проблем в нашей стране.

Таким образом, возникший интерес детей, их активная гражданская позиция свидетельствует об эффективности применяемых средств информационных минуток в целях формирования гражданской  идентичности младших школьников.

Использованные источники:

 

1.                      Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования  // Вопросы философии. – 2010. –      № 3. С. 38–50.  

2.                      Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с.

3.                      Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова,      Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

4.                      Формирование гражданской идентичности младших школьников [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/11/27/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-mlad

5.                      Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. – 2014. –№1. –  С. 44 – 57.

 

Информация о себе: телефон: , e-mail:


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 373.31 Свиридова А.Г. Учитель начальных классов

УДК 373.31 Свиридова А.Г. Учитель начальных классов

В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, возможности всей жизнедеятельности школьников

В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, возможности всей жизнедеятельности школьников

Сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе

Сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе

Ребёнок младшего школьного возраста в данных ситуациях будет вынужден прибегнуть к сравнению образа, поддерживаемого школьным сообществом, с аналогичными образами, в той или иной мере используемыми…

Ребёнок младшего школьного возраста в данных ситуациях будет вынужден прибегнуть к сравнению образа, поддерживаемого школьным сообществом, с аналогичными образами, в той или иной мере используемыми…

Обобщенные образы в данном возрасте имеют гораздо более низкий идентификационный потенциал; - диагностировать изменения в самообозначении, отношение к учителю и одноклассникам, динамику восприятия школы, a…

Обобщенные образы в данном возрасте имеют гораздо более низкий идентификационный потенциал; - диагностировать изменения в самообозначении, отношение к учителю и одноклассникам, динамику восприятия школы, a…

Существует множество условий для формирования гражданской идентичности, одним из наиболее актуальных является использование информационных минуток, они наиболее удобны для применения в образовательном процессе, так как…

Существует множество условий для формирования гражданской идентичности, одним из наиболее актуальных является использование информационных минуток, они наиболее удобны для применения в образовательном процессе, так как…

Родины. В начале урока по изобразительной деятельности, была использована информационная минутка о цветах

Родины. В начале урока по изобразительной деятельности, была использована информационная минутка о цветах

Использованные источники: 1

Использованные источники: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023