Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
11.06.2023
Рабочая программа
Рабочая программа по предмету "Человек" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (2 вариант)
ЧЕЛОВЕК.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа №  »

города Нижнего Новгорода

 

 

Принято

на заседании ШМО

учителей 1-4 классов

протокол

 

 

 

Утверждено

приказом директора

ГКОУ «Школа № »

от

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по предмету «Человек»

для 1 класса

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 Составил:

учитель

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

  2022

 

Содержание рабочей программы

п/п

Наименование раздела

№ стр.

1

Пояснительная записка:

- общая характеристика учебного предмета……………………

- специфика программы…………………………………………

- общая характеристика учебного предмета описание места учебного предмета в учебном плане……………………………

 

3

5

7

2

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

8

3

Содержание учебного предмета:

- наименование разделов и тем учебного предмета…………….

- учебно-тематический план………………………………………

 

11

12

4

Система оценки и планируемых результатов освоения программы учебного предмета:

-формы контроля знаний, умений и навыков…………………….

- планируемые результаты………………………………………...

 

12

13

5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ………………….

15

6

Календарно-тематическое планирование……………………

17

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса составлена на основе:

·        Учебного плана ГКОУ «Школа  № » на 2022-2023 учебный год (утвержден приказом директора от  );

Целью программы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

Образовательные:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

— развитие способности выражать свои потребности;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать умение жить по режиму дня;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом;

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— поддержание навыка пребывания в структурированной учебной ситуации;

— формирование навыка обобщения полученных умений в других аналогичных ситуациях и заданиях. 

Коррекционно – развивающие:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

                      Специфика программы

Обучающийся с умственной  отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие  которого не позволяет освоить 1 вариант АООП, либо  он  испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по 2 варианту адаптированной основной образовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Представим наиболее характерные особенности  обучающихся с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжелые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создает предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

Разделение на группы в данном случае носит условный характер.

Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

Общая характеристика учебного предмета «Человек»

      Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

               Описание места учебного предмета в учебном плане

  На изучение курса отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир».

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

 Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.  «Чувства, желания, взгляды»

- различает эмоции людей на картинках;

- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки. 

 «Социальные навыки» - учится устанавливать и поддерживать контакты; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных рисунков, аппликаций, и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- принимает новые знания (на начальном уровне); - отзывается на просьбы о помощи. Биологический уровень - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - формирует представление о себе, как об участнике семейно–бытовых отношений;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения; 

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; 

Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь.

               Предметные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения;

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях вербальным или невербальным способом;

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком;  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;   адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 

принимать цели и произвольно включаться в деятельность;  передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

                       Основное содержание учебного предмета

              Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. 

Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. 

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 

2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям в сотрудничестве с семьей. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения, локализовывать их с опорой на наглядность и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой) в сотрудничестве с семьей.

3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. 

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. 

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу

1

«Представления о себе»

21 ч

2

«Представления о частях тела»

6 ч

3

«Гигиена»

23 ч

4

«Гигиена тела»

18 ч

5

«Режим дня»

3 ч

6

«Правильное питание»

7 ч

7

«Кто я. Моя семья»

8 ч

8

«Праздники»

3 ч

9

«Мой досуг»

4 ч

10

Закрепление

6 ч

Всего за год

99 ч.

 

Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета. Формы контроля знаний, умений и навыков

Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации в форме диагностического контроля. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года в форме диагностического контроля. В ходе аттестации участники экспертной группы (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог - психолог и др.), оценивают уровень сформированности представлений, действий, определенных индивидуальной программой.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

                Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Минимальный уровень:

1)    Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

- Представления о собственном теле.

- Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

- Соотнесение  себя  со  своим  именем,  своим  изображением  на  фотографии, отражением в зеркале.

- Отнесение себя к определенному полу.

- Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

- Представления  о  возрастных  изменениях  человека,  адекватное  отношение  к своим возрастным изменениям.

2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям  здоровья;  поддерживать  режим  дня  с  необходимыми  оздоровительными процедурами.

- Формирование  умений  определять  свое  самочувствие  (как  хорошее  или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

- Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения  туалета и перед едой).

3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

- Представления  о  членах  семьи,  родственных  отношениях  в  семье  и  своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи

            Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.     Учебно-методическая литература:

Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, подготовительные, 0-4 классы /под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011.

2.     Учебник: «Мир природы и человека. 1 класс» - Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова – М, Просвещение, 2018

3.     Материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

- учебные столы;

 - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

 - персональный компьютер;

 - компьютерные обучающие игры;

 - натуральные объекты, муляжи, макеты;

- предметные сюжетные  картинки;

- дидактические игры;

          - графика, схемы, таблицы

          - шнуровки, липучки;

          - предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

          - различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного); 

          - пазлы, лото, разрезные картинки;


 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № » города

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № » города

Содержание рабочей программы № п/п

Содержание рабочей программы № п/п

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса составлена на основе: ·

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса составлена на основе: ·

Коррекционно – развивающие: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — формирование и развитие реципрокной…

Коррекционно – развивающие: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — формирование и развитие реципрокной…

СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью

СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью

Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения…

Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения…

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с

Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой) в сотрудничестве с семьей

Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой) в сотрудничестве с семьей

Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др

коммуникативных средств обучения. - учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); - персональный компьютер; - компьютерные обучающие игры; - натуральные объекты, муляжи,…

коммуникативных средств обучения. - учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); - персональный компьютер; - компьютерные обучающие игры; - натуральные объекты, муляжи,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2023