Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № »
города Нижнего Новгорода
Принято на заседании ШМО учителей 1-4 классов протокол
|
|
Утверждено приказом директора ГКОУ «Школа № » от
|
Рабочая программа
по предмету «Человек»
для 1 класса
на 2022-2023 учебный год
Составил:
учитель
Нижний Новгород
2022
Содержание рабочей программы
№ п/п |
Наименование раздела |
№ стр. |
1 |
Пояснительная записка: - общая характеристика учебного предмета…………………… - специфика программы………………………………………… - общая характеристика учебного предмета описание места учебного предмета в учебном плане…………………………… |
3 5 7 |
2 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета |
8 |
3 |
Содержание учебного предмета: - наименование разделов и тем учебного предмета……………. - учебно-тематический план……………………………………… |
11 12 |
4 |
Система оценки и планируемых результатов освоения программы учебного предмета: -формы контроля знаний, умений и навыков……………………. - планируемые результаты………………………………………... |
12 13 |
5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности …………………. |
15 |
6 |
Календарно-тематическое планирование…………………… |
17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса составлена на основе:
· Учебного плана ГКОУ «Школа № » на 2022-2023 учебный год (утвержден приказом директора от );
Целью программы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
Образовательные:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности выражать свои потребности;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать умение жить по режиму дня;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— поддержание навыка пребывания в структурированной учебной ситуации;
— формирование навыка обобщения полученных умений в других аналогичных ситуациях и заданиях.
Коррекционно – развивающие:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специфика программы
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить 1 вариант АООП, либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по 2 варианту адаптированной основной образовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Представим наиболее характерные особенности обучающихся с ТМНР.
Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжелые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создает предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер.
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Общая характеристика учебного предмета «Человек»
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир».
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых. «Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки» - учится устанавливать и поддерживать контакты; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных рисунков, аппликаций, и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне); - отзывается на просьбы о помощи. Биологический уровень - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - формирует представление о себе, как об участнике семейно–бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— Использование доступных жестов для передачи сообщения;
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях вербальным или невербальным способом;
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Основное содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям в сотрудничестве с семьей. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения, локализовывать их с опорой на наглядность и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой) в сотрудничестве с семьей.
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов по разделу |
1 |
«Представления о себе» |
21 ч |
2 |
«Представления о частях тела» |
6 ч |
3 |
«Гигиена» |
23 ч |
4 |
«Гигиена тела» |
18 ч |
5 |
«Режим дня» |
3 ч |
6 |
«Правильное питание» |
7 ч |
7 |
«Кто я. Моя семья» |
8 ч |
8 |
«Праздники» |
3 ч |
9 |
«Мой досуг» |
4 ч |
10 |
Закрепление |
6 ч |
Всего за год |
99 ч. |
Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета. Формы контроля знаний, умений и навыков
Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации в форме диагностического контроля. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года в форме диагностического контроля. В ходе аттестации участники экспертной группы (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог - психолог и др.), оценивают уровень сформированности представлений, действий, определенных индивидуальной программой.
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Минимальный уровень:
1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
- Представления о собственном теле.
- Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
- Отнесение себя к определенному полу.
- Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.
- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
- Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
- Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебно-методическая литература:
Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, подготовительные, 0-4 классы /под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник: «Мир природы и человека. 1 класс» - Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова – М, Просвещение, 2018
3. Материально-техническое обеспечение курса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- компьютерные обучающие игры;
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные сюжетные картинки;
- дидактические игры;
- графика, схемы, таблицы
- шнуровки, липучки;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы, лото, разрезные картинки;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.