Конспект урока
Тема урока: Твой режиме дня.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: информационно-коммуникационная, личностно - ориентированная
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Целевая установка: обосновать необходимость соблюдать режим дня.
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся активной позиции в получении знаний, познакомить с режимом дня школьника, правилами перехода через улицу, прививать навыки личной гигиены.
Способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умения работать с учебником и тетрадью.
Воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие.
Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, мультфильм , презентация «Режим дня школьника»
Ход урока.
Орг. момент.
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем наш урок!
- Улыбнитесь друг другу. У вас отличное настроение. И мы готовы работать на уроке. (Слушать учителя, слышать друг друга, доказывать, думать, рассуждать.)
Определение темы и цели урока.
-Ребята, вы узнали героя из мультфильма?
-Как вы думаете, что говорит Мойдодыр ему?
-Хотите на этого мальчика быть похожими? Почему? (Предположения детей.)
-К чему может привести нарушение правил гигиены?
- Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? (Предположения детей)
-Действительно, состояние здоровья зависит от многого, в том числе и от здорового образа жизни. К основным компонентам здорового образа жизни относится: и питание, и быт, и организация учебного труда и отдыха, т.е. выполнение режима дня, отношение к вредным привычкам, а также отношение к физической культуре. (слайд 3-4)
-Теперь вы пришли в школу. Как вас называют? (Ученики, школьники)
- Верно. Вы стали школьниками, и у вас появились новые обязанности. Какие они? (Ходить в школу, делать уроки, слушать учителя.)
- А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не уставать в школе, быть здоровым и бодрым весь день? (Предположения детей.)
-Сегодня мы на уроке поговорим о режиме дня. Это тема нашего урока, на котором мы постараемся составить свой режим дня.
-Я предлагаю наш урок построить по такому плану (план написан на доске).
III. Изучение нового материала. (слайд 5)
- Ребята, что такое режим дня? (ответы детей).
- Режим дня - это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности.
- Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно соблюдать такой распорядок дня? (ответы)
-Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме. И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях. Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Дети приучаются к аккуратности, порядку, опрятности, учатся ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкают работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Давайте вспомним основные моменты из режима, которые совпадают почти у всех.
У детей на партах лежат таблички (подъём; водные процедуры, зарядка, завтрак; дорога в школу; занятия в школе; дорога домой; обед; отдых, прогулка, посещение секций, кружков; помощь по дому; ужин; чтение книг; сон). Дети при чтении учителя режима дня прикрепляют таблички.
- С чего же начинается день школьника? (Ответы детей.)
-Конечно же, с подъема.
7.00-7.05 – подъём (слайд 6)
- Но некоторым бывает не так легко расстаться с кроватью.
(Инсценировка стихотворения)
Ученик:
Кровать вцепилась мне в плечо:
- Не пущу, поспи ещё!
Я вырвался, но простыня
Схватила за ногу меня:
- Постой, дружок,
Не убежишь!
Ещё немножко полежишь!
- Вставанье – дело неприятно.-
Шепнуло одеяло ватное.
Подушки слышен голосок:
- Не торопись, поспи часок!
Хоть полчаса, хоть полминутки.
Но я вскочил и крикнул:
- Дудки!!!
Я победил сегодня лень!
И это будет каждый день!
- После пробуждения в организме ощущаются остаточные явления заторможенности: вялость, сонливость. Для того чтобы помочь организму быстрее обрести бодрость, восстановить работоспособность и необходимо выполнить гимнастику. Под влиянием физических упражнений сердце быстрее разгоняет кровь по сосудам, усиливается дыхание, улучшается работа мозга
7.05–утренняя гимнастика (слайд 7)
-Как вы думаете, что происходит в нашем теле, когда мы делаем физкультурные упражнения? (ответы)
Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряжённей, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце, которое работает беспрерывно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Если вы ежедневно занимаетесь утренней гимнастикой, ваше сердце становится сильнее. И оно уже все время будет работать лучше, а не только тогда, когда мышцам нужен кислород.
– Потом нужно убрать постель, одеться. Школьники должны стелить и убирать свою постель сами. Кто из вас уже научился убирать свою постель?
После зарядки необходимы водные процедуры.
7.20–водные процедуры (слайд 8)
Слово «гигиена» обозначает в переводе с греческого «здоровый». Гигиена – это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний и т.д.
И вот первое задание на этой странице: прочтите девиз человека, который стремиться быть здоровым.
12 |
6 |
10 |
11 |
8 |
11 |
1 |
|
5 |
1 |
7 |
8 |
3 |
5 |
4 |
8 |
9 |
8 |
2 |
13 |
14 |
1 |
Ключ к разгадке:
А |
В |
Г |
Д |
З |
И |
Л |
О |
Р |
С |
Т |
Ч |
Ь |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Ответ: Чистота-залог здоровья.
-А теперь отгадайте загадки и скажите, что нужно иметь для соблюдения правил гигиены.
*** ***
Намочи меня водой, Вроде ёжика на вид,
Да потри рукой. Но не просит пищи.
Как начну гулять по шее, По одёжке пробежит -
Сразу ты похорошеешь. Она станет чище.
(мыло) (одёжная щётка)
*** ***
Целых 25 зубков. Лёг в карман и караулю
Для кудрей и хохолков. Рёву, плаксу и грязнулю.
И под каждым под зубком Им утру потоки слёз,
Лягут волосы рядком. Не забуду и про нос.
(расчёска) (носовой платок)
*** ***
Костяная спинка, Вафельное, полосатое,
На брюшке щетинка. Гладкое, лохматое.
По частоколу попрыгала, Всегда под рукой –
Всю грязь повыгнала. Ч то это такое?
(зубная щётка) (полотенце)
Детям дают картинки с изображением предметов личной гигиены. Из них нужно выбрать те, которые нельзя передавать другим, которые предназначены только для личного пользования (например, зубная щётка, мочалка, полотенце, расчёска и т.п.)
-Чтобы быть здоровым, правила гигиены человек должен придерживаться не только утром, но и днём, и вечером, и перед едой, и перед сном. Не забывайте о правилах гигиены, ребята.
7.30– завтрак (слайд 9).
Школьник
- бодрый и весёлый –
За столом сидит накрытым.
Сытный завтрак перед школой
Уплетает с аппетитом.
- Питание в режиме дня занимает важное место, и встречается запись о приёме пищи не раз: завтрак, обед, ужин. А у некоторых можно увидеть такое разделение: первый завтрак, второй завтрак (видимо в школе), обед, полдник, ужин. Человек непрерывно затрачивает энергию на выполнение своих действий. Эта энергия поступает к нам в организм в результате обмена веществ: белков, жиров и углеводов. Эти вещества к нам приходят вместе с пищей. Энергия нужна не только на работу, но и на рост и развитие твоего организма. Можно, конечно, есть только то, что тебе нравится или есть мало. Но тогда и в том, и в другом случае организму не хватает питательных веществ, так необходимых для хорошего здоровья, хорошей учёбы и работы.
-Какие продукты полезны для питания? Почему? (слайды 10-11)
- Ребята, назовите, пожалуйста, правила питания, которые вы знаете ( дети могут заранее приготовить карточки с правилами и прочитать их на занятии).
ПРАВИЛА ПИТАНИЯ
Есть необходимо каждый день в одно и то же время.
Перед едой надо вымыть руки с мылом.
Есть надо, продукты полезные и необходимые для здоровья.
Есть необходимо не очень быстро и не очень медленно.
Каждый кусочек надо тщательно пережёвывать.
Не объедайтесь.
Сладости можно есть только после еды.
После приёма пищи надо немного отдохнуть.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
8.00– дорога в школу (слайд 12).
- Ребята, а что нужно знать, чтобы безопасно добраться до школы? (Правила дорожного движения.)
- Верно. Какие правила дорожного движения вы знаете? (Ответы детей.)
- Как нужно правильно переходить дорогу? (Сначала посмотреть налево, перейти улицу до середины, потом посмотреть направо и перейти дальше.) (слайды 13-14)
- Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Физминутка (слайд 15)
8.30– учебные занятия (слайд 16), которые обязательно чередуются с переменами.
- Давайте вспомним, а чем можно заняться на перемене? В какие игры можно поиграть? (Можно порисовать, поиграть в настольную игру, в малоподвижные игры: «Ручеек», «Водяной», «Карлики-великаны»).
12.10– дорога из школы домой. (слайд 17)
- Ребята, и что опять нужно знать, чтобы добраться безопасно из школы до дома? (Соблюдать правила дорожного движения.)
13.00–обед (слайд 18).
Ешь
спокойно за столом,
Не глотай, как львица.
Это вредно, и притом
Можно подавиться.
- Чем можно заняться после обеда? (слайд 19)
13.30-15.00 – пребывание на воздухе: прогулка, игры (слайд 20).
- Ребята, почему важно ежедневно находиться на свежем воздухе?
-У каждого из нас есть свои любимые занятия, поэтому мы можем посещать кружки по интересам.
15.00- 17.00 - кружки по интересам. (слайд 21).
- Вечером вся семья собирается вместе.
18.00–18.30 –ужин. (Слайд 22)
- Ребята, чем вы любите заниматься вечером? (слайд 23).
19.00 - свободные занятия, подготовка портфеля.
- А как вы готовите свой портфель? (Ответы детей.)
- А как вы думаете, чем можно заниматься перед сном? (Перед сном полезно поиграть в спокойные игры или почитать.)
- Верно. Такой переход ко сну становится более естественным, быстрее наступает спокойный и глубокий сон. Перед сном нужно обязательно почистить зубы, проветрить помещение, а если комната достаточно велика, то оставить открытой форточку, или приоткрыть окно. В организации здорового образа жизни сон занимает важное место. Только во время сна нервная система получает полный отдых и восстанавливает работоспособность организма. И. И. Павлов называл сон «охранительным торможением». Достаточная продолжительность сна обеспечивает нормальную деятельность днем не только мозга, но и всего организма в целом. Не выспавшийся ребенок невнимателен, плохо слушает учителя, рассеян, раздражителен. Продолжительное недосыпание может привести к нервным заболеваниям (неврозам), малокровию. Давайте познакомимся с правилами здорового сна.
Дети читают правила.
ЗДОРОВЫЙ СОН… 1. Ложиться спать нужно в одно и то же время. 2. Нельзя кушать перед сном. 3. Нельзя перед сном смотреть «ужастики», это делает вас нервными. 4. Перед сном нужно умыться и почистить зубы. 5. Для закаливания очень важно вечернее обливание ног. 6. Не рекомендуется перед сном заниматься подвижными играми, после них сон долго не наступает и становится беспокойным. 7. Нельзя готовить перед сном домашние задания. 8. Спать нужно не менее 9 – 10 часов. 9. Спать нужно в тишине, на удобной кровати 10. Не забудьте приоткрыть форточку перед сном или проветрить комнату. 11. Спать нужно в удобной одежде. 12. Полезнее спать на спине. СПОКОЙНОЙ НОЧИ! |
-И тогда вы хорошо отдохнёте за ночь. Вам приснятся красивые и добрые сны.
Ученик:
- А ты как спишь?
Лошадь спит обычно стоя.
Стоя спать тебе не стоит.
У тебя не столько ног,
Лучше лёжа спать, дружок.
Куры с голубями вместе
Сидя дремлют на насесте.
Сидя спать не очень сладко,
У тебя же есть кроватка.
Спит, клубком свернувшись, кот,
Греет бархатный живот.
Подражать ему не будем,
Спать клубочком вредно людям.
Тело в узел завязав,
Спит под деревом удав.
Ну скажи, какой чудак
Будет спать в постели так?
В занавеске ветер дышит,
Занавеску чуть колышет,
Сон приходит в тишине,
Спи спокойно на спине.
21.00 - сон (слайд 24).
IОсновные правила режима дня:
1. Прежде всего приучи себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Не залеживайся в постели, иначе времени на все дела не хватит!
2. Обязательно выполняй утреннюю зарядку. Она не только укрепит твое здоровье, но и поможет быстрее включить организм в работу.
3. Не трать много времени на просмотр телепередач и игр в компьютерные игры. Тот, кто просиживает за телевизором и компьютером часами, не только отнимает у себя время на полезные дела, но и ухудшает свое здоровье (прежде всего зрение, осанку и т.д.)
4. Обязательно чередуй занятия с отдыхом (подготовка уроков с физкультминуткой).
5. Помни, что только спокойный глубокий сон (не менее 9 часов) в хорошо проветренном помещении поможет тебе восстановить силы.
6. Соблюдай четкий режим дня, и ты не только успеешь сделать все намеченные дела на день, но и станешь более волевым, организованным, настойчивым и умным.
7. Обязательно каждый день прогуливайся на свежем воздухе.
Активные часы – от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи. Пассивные часы – с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов. Замечено, что на 5 – 6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность человека, но, к сожалению, современный человек это время просыпает.
Уровень работоспособности колеблется не только в течение суток, но и в течение недели. В понедельник физическая и умственная работоспособность минимальна. Затем она постепенно возрастает, достигая максимальных значении в среду и четверг. В пятницу работоспособность вновь резко падает.
V. Закрепление знаний.
- Итак, с чего начинается день школьника? (с подъема). А что дальше?
1) подъем
2) зарядка
3) завтрак
4) путь в школу
5) уроки
6) обед
7) игры на свежем воздухе
8) свободные занятия, подготовка портфеля.
9) сон
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов, отворив окна засов.
Сделать лёгкую зарядку и убрать свою кроватку.
Душ принять, и завтрак съесть, а потом за парту сесть!
После школы отдыхай, но только не валяйся.
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть выполнить задания.
Всё в порядке, если есть воля и старание.
Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.
В час положенный ложимся, в час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Надеюсь, что благодаря нашему уроку вы сможете правильно организовать свой день и не будете сильно уставать. Дома составьте свой режим дня. Помните, что режим дня очень важен для человека. (слайд 27)
- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок.
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки вам подарить.
Картинки раскрасьте, а режим дня выполняйте.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!
Список использованной литературы
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005
Максимова Т.Н.Классные часы:1 класс.-М.:ВАКО, 2008.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
Самкова В.А., Романова Н.И.Учебник «Окружающий мир» 1 класс- М.: «Русское слово», 2011.
6. Зелеева С.Г., Гринева Е.А., Самкова В.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир 1 класс» - М.: «Русское слово», 2011.
7. Самкова В.А.,Романова Н.И. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 1 класс». Книга для учителя.
8. Фефилова Е. П.,Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир». 1 класс.Изд.2-ое,испр. И доп.+Азбука природы
в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М. :-«ВАКО», 2005.
9. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П.,Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия.
1класс.-2-ое изд.лоп.-М.:ВАКО,2005.
10. Интернет –ресурсы: .http://tatuirovkaa.ru/fiziches…
http://kuponya.ru/offer/pavlin…
http://games-onlinee.ru/330026…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.