Открытый урок на тему: "У лукоморья дуб зеленый .."(из поэмы Руслан и Людмила)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект открытого урока А.С.Пушкин _У лукоморья дуб зеленый..._.docx

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению

«А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

2 «Ж» класс

УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Айдекова Умлайла Алимпашаевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Махачкала

2023г.

Тема: «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования читательской компетентности младшего школьника, коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина и познакомить их с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2),  толковый словарь С.И. Ожегова.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.


 

Задачи урока:

Ø Обучающая: расширить знания о творчестве А.С. Пушкина в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.

Ø Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; развивать умение интонацией передавать настроение; обогащать словарный запас в процессе работы с текстом.

Ø Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к литературному чтению; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

Ø Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

Ø Предметные: знание краткой биографии А.С. Пушкина и его творчества; умение пользоваться толковым словарём; умение правильно и выразительно читать произведение.

Ø Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

Ø Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

Ø Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

 

 

 

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

 

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. К нам пришли гости. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник? Садитесь. Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

 Грусть-тоска её боится.

- Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. (Слайд 2)

 

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

 

- Улыбка.

 

 

 

 

Улыбаются друг другу.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

 

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

 

Задача:  подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. Проверка домашней работы.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Проверка домашней работы (опрос 5-7 учеников)

-  Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Но прежде чем отправиться мы с вами подготовим нашу речь к чтению. (скороговорка)(Слайд 3)

-читает учитель

-читает 1 ряд

-читает 2 ряд

- читает 3 ряд

-читаем по цепочки

Создает проблемную ситуацию.

Включение музыкальной композиции 2.45 мин (Слайд 4)

-Ребята ,что вы сейчас прослушали?

- Как вы думаете с кем и с чем мы сегодня познакомимся?

- Что такое сказка?

 

 

А кто же поведет нас в мир сказки?

-Давайте проверим

(на столе лежат конвертики  в них пазл там отгадка)

- Давайте вспомним некоторые факты из биографии великого русского писателя.

-Может кто помнит?

Рассказывает небольшую биографию  

А.С. Пушкина. (Слайды 6-9 слайды)

- Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

- Любовь к родному языку и чтению ему привили бабушка, Мария Александровна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

- В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей.

- В 1831 году он женился на юной красавице Н.Н. Гончаровой. 27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

- У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников.

- А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.   Какие сказки Пушкина вы знаете?

 

- (Слайд 10) Скажите, пожалуйста, сколько сказок у А.С. Пушкина? Какие? Давайте отгадаем?

-К каким сказкам относятся данные строки ?

- Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

 

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

-Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

 

- Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. (Слайды 12-13)

- Тема сегодняшнего урока «У лукоморья дуб зелёный».

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Скороговорка

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 

 

 

-песню

-со сказкой

-Это литературный жанр. Вымышленная истории

-А.С.Пушкиным и его поэмой

 

 

- А.С. Пушкин

 

 

 

.

 

Рассказ ребенка

 (Тюлегенов аслан)

 

 

 

 

 

Слушают ученика. Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают сказки А.С. Пушкина

(Загадки от учащегося)

 

 

 

 

 

- О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.

 

Предметные УУД:

- знают, что такое сказка.

 

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

 

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

 

Предметные УУД:

- знают сказки А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем;

- умеют слушать и понимать мнение других.

III. Действие целеполагания

 

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

 

 

 

- Молодцы. Сегодня мы познакомимся с вступлением к поэме, выразительно прочитаем и проанализируем.

-А прежде чем отправится,мы немножко отдохнем.

 

Формулируют цель урока.

- Познакомиться с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья…».

 

 

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

 

Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель.

Физическая минутка

 

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Физминутка: (Слайд 14)

Показывает движения.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

 

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

 

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует устную работу.

 

 

- Что такое поэма? (Слайд 16)

 

 

 

 

- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Слайд 17)

 

- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье. (Слайд 18)

 

Учитель включает аудиозапись вступления к поэме.(Слайд 19)

 

-  Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.

 

- Каким же поэт изобразил лукоморье?

 

- Что можете сказать об авторе?

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

- Поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

 

2 ученика работают с толковым словарём С.И. Ожегова

 

- Морской залив.

 

 

 

 

 

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

 

 

- Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

- Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Познавательные УУД

- умеют ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

 

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

- умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

 

Предметные УУД:

- умеют составлять распространенные предложения.

 

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.

V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

 

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

 

Организует работу с презентацией и учебником.

 

- Откройте учебники на стр. 86-87 (Слайд 20)

- А теперь прочитайте произведение. Кто желает начать?

 

 

Организует словарно-лексическую работу.

(Слайды 21, 22)

- Какие незнакомые слова вам встретились? Попробуйте объяснить.

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

 

- А сейчас ещё раз прочитаем это вступление по цепочке.

 

- Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

- Какие волшебные предметы называет?  

 

- Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

 

- Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок?

Работают с презентацией и по учебник.

 

Несколько человек читают произведение, остальные следят по тексту.

 

 

 

Объясняют значения слов, как понимают сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читают вступление к поэме по цепочке.

 

Называют сказки.

 

- Ступа, избушка на курьих ножках и др.

- Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

 

- Да. Окончание вступления похоже на конец народной сказки.

Коммуникативные УУД:

- умеют слушать и понимать речь учителя, друг друга;

- умеют излагать свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия по алгоритму.

 

Предметные УУД:

- умеют выразительно читать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

 

VI. Самостоятельная работа

 

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу.

 

- Разгадайте в парах кроссворд «Лукоморье»

(Слайд 23)

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

… (4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

У кого так же как на доске поднимите зеленый цвет светофора.

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

 

 

 

О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.

 

 

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

 

Коммуникативные УУД:

- умеют работать в парах

 

Предметные УУД:

- разгадывают кроссворд по теме урока.

VII. Рефлексивно оценочные действия

 

 

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

Организует рефлексию и подводит итоги урока.

 

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

- Что такое поэма?

- Что такое лукоморье?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вызвало затруднения у вас на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

- (Слайд 24) Продолжите строки:

Какой был прекрасный сегодня …урок.

И много в душе родилось у нас …строк.

И ум наш в порядке, и есть у нас …знанья.

Теперь не страшны нам любые …заданья.

Отвечают на вопросы.

 

Выполняют личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

 

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

(Слайд 25)

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 12 строк наизусть.

- Всем спасибо за урок!

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

 

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание

 


 

Скачано с www.znanio.ru