Открытый урок о обществознаню в 8 классе по теме:"Сфера духовной жизни"
Оценка 4.7

Открытый урок о обществознаню в 8 классе по теме:"Сфера духовной жизни"

Оценка 4.7
doc
24.01.2021
Открытый урок о обществознаню в 8 классе по теме:"Сфера духовной жизни"
Открытый уп по общ в 8 кл Сфера духовной жизни.doc

Открытый урок обществознания в 8 классе по теме «Сфера духовной жизни»

Цель урока:

Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении обществознания в 6-7 классах.

Задачи урока:

1.     Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России.

 

2.     Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного.

 

3.     Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны.


В ходе урока учащиеся смогут:

  • Уяснить основные черты понятия культура, понять невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей.
  • Понять важность ценностей для человека и культуры в целом.
  • Научиться анализировать сущность духовных ценностей.
  • Высказывать свое мнение по дискуссионным вопросам современной духовной жизни.
  • Понять важность защиты своих ценностей от девальвации и уничтожения.
  • Продолжить формирование навыков работы при фронтальном взаимодействии с учителем, участия в дискуссии, анализа проблемных ситуаций.


Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УДД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УДД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего, осмысление опыта предшествующих поколений.


Форма урока - комбинированный (урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и выполнение познавательных заданий).

 

Ход урока
I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

На доске таблица основных сфер общественной жизни общества

Вопрос ученикам: Вспомни!

1.     Какие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная).

2.     В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни?

(ответ учеников по предыдущим темам).


III. Введение в новый материал

Человек стремится выполнять не только различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различается материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Тема урока ««Сфера духовной жизни»

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

(ученики высказывают свои предположения).

План урока

1. Духовная сфера жизни общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.

 

Проблемные вопросы

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

-Почему нет «царского» пути в культуре?

 

IV. Работа по теме урока

Никто не станет спорить, что в жизни каждого общества и отдельного человека существенную роль играет культура.
Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями того понятия.

Культура (от лат. сulture – возделывание) – 1) всё созданное человеком, т.е. сотворённая человеком 2вторая природа»; 2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также её результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми.

-Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать одно-два слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слова «культура».

(в ходе выполнения составляется перечень)

Запись в тетради

Культура – это

1) совокупность материальных и духовных ценностей;

2) то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
         3) творчество, изменяющее жизнь.

Учитель.

Задание: Прочитать фрагмент документа на стр.47 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым.
Выделите элементы духовной культуры

-Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.

 

(в ходе выполнения задания составляется схема).

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                             

 

 

Вопросы и задание к тексту:

1.     Какие объекты составляют духовные ценности?

2.     Как вы понимаете слова автора о том, что культурные ценности не ограничиваются только объектами, которые могут быть перечислены в списках и каталогах?


Проблемный тренинг.

Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть.

Вопросы учителя:
Что Вы почувствовали, когда смяли листок?
Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли!

 Вывод учителя
Духовные ценности:

1) долговечны;

2) потребности в них безграничны;

3) запечатлевают особенности личности их создателей.


Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввёл в оборот метафору «культура (совершенствование) души». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Моно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.

-Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных.

Вопросы к тексту

-Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

-К какой культуре – материальной или духовной – оно относится?

(ответы учеников)

 

Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации – часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.

Культура неразрывно связана с обществом – она всегда социальна.

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Культура

 
 


 

 

Материальная культура

 

Духовная культура

 
 


                                               

Предметы труда

Средства производства

Результаты труда

 

Наука

Политика

Философия

Литература и искусство

Религия

Мораль

 
                       

 

 

 



-Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?

(в ходе выполнения задания составляется схема).на слайде

 

У духовной культуры есть характерные особенности (слайд)

 

2. Культура личности и общества.

- Может ли культура развиваться отдельно от общества?

(ответы учеников)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура – это достояние и богатство человеческой личности.

-Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(проверка выполнения задания)

Вывод. К подлинной культуре ведёт единственный путь – это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

-Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(в ходе выполнения задания составляется схема).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(проверка выполнения задания, подведение итогов по работы по данному заданию).

 

3. Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

-Разделитесь на две группы. Работая с п. 3§ 6 учебника, заполните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры современной России.

Вторая группа анализирует негативные  черты развития культуры современной России.

Развитие культуры в современной России

Положительные черты

Негативные  черты

1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

2. Общество освободилось от господства одной идеологии.

3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

4. Многонациональность культуры России.

5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов.

1. Наличие низкопробных и малобюджетных поделок.

2. Засилье жестокости, криминальной романтики.

3. Отсутствие цензуры привело к открытию «шлюзов» перед низкими вкусами.

4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры.

 

Вернемся к проблемным вопросам

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.53-54 учебника.

2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника.

(проверка выполнения заданий).

Наш урок подходит к концу.

-Что вы получили от урока?

-Что чувствовали?

-Что вас удивило?

-За что вы можете себя похвалить?

-За что вы можете похвалить одноклассников?

 

Домашнее задание.

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить задания 3 и 5 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника (на выбор).

 

Задание 1: Прочитать фрагмент документа на стр.47 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым.
Выделите элементы духовной культуры

(в ходе выполнения задания составляется схема).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2.

Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных.

Вопросы к тексту

-Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

-К какой культуре – материальной или духовной – оно относится?

 

Задание 3. Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(в ходе выполнения задания составляется схема).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Открытый урок обществознания в 8 классе по теме «Сфера духовной жизни»

Открытый урок обществознания в 8 классе по теме «Сфера духовной жизни»

УДД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего, осмысление опыта предшествующих поколений

УДД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего, осмысление опыта предшествующих поколений

Культура (от лат. с ulture – возделывание) – 1) всё созданное человеком, т

Культура (от лат. с ulture – возделывание) – 1) всё созданное человеком, т

Вопросы учителя: Что Вы почувствовали, когда смяли листок?

Вопросы учителя: Что Вы почувствовали, когда смяли листок?

В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни

В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни

Развитие культуры в современной

Развитие культуры в современной

Задание 1 : Прочитать фрагмент документа на стр

Задание 1 : Прочитать фрагмент документа на стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021