Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Открытый урок обучения грамоте
(литературное чтение) в 1классе
на тему: «Гласные буквы Е, е»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Нурмагомедова З. М.
Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове букву е, обозначающую два звука
Оборудование:
- Мультимедиа проектор
- Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской. ОАО "Издательство "Просвещение"
- Учебник «Азбука», часть 1
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Приложение |
Наши
буковки проснулись, Всё ли в порядке: - Вы чувствуете дуновение ветра? - Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -Как вы думаете, что для этого нужно?
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места.
Дети: Есть
у нас девиз такой:
Высказывают свои предположения
|
|
1. Игра «Алфавит» Повторение гласных букв -Повторим буквы, обозначающие гласные звуки. -
Все ли гласные буквы мы назвали? Цель: (классификационная Да – Нет: работа с признаками, значения которых не упорядочиваются в ряд
- Я загадала букву. Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». (Загаданные буквы – А,О,У,Ы,И)
2. – Повторим. Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости согласных? Выложите их в 1столбик – Какая известная нам буква гласных служит для обозначения на письме мягкости согласных? Выложите ее во 2 столбик
-На какие две группы разделили гласные буквы?
Предлагаю 10 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки. 5 человек - Синие, и 5 – Зеленые. -Разделите гласные буквы на две группы (на зелёный фон поместите гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, на синий фон – гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных.
Если знаете, поместите остальные буквы. Проверьте себя!
(Элемент Моделирования) Предлагаю 2 учащимся по желанию выйти к доске, выбрать синюю или зеленую фишки. -Расположите карточки рядом с соответствующими гласными буквами.
-Сделаем вывод, продолжите фразу: -Мы повторили ... -Гласные буквы делятся на …
-Я знаю гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных…, мягких согласных… -Я умею делить … |
После того, как гласная буква изменила цвет, дети называют её хором.
- Это буква гласного? Да -Она стоит в начале слова Ира? -Нет И т.д.
Выкладывают «угаданные» гласные буквы на магнитную доску А И О У Ы
Гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных
Две группы по 5 человек Первая – Синие Вторые – Зеленые помещают буквы на нужный фон
2-ое учащихся у магнитной доски выкладывают синие фишки рядом с буквами А,О,У,Ы Зеленую рядом с буквой И
(гласные буквы)
(гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных, и гласные, которые пишутся после твёрдых согласных) (а о у ы) (и) (гласные буквы на группы) |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a7fbcc-214d-4656-bd97-f683937b3296/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BID_002%5D.swf
|
1. Постановка учебной проблемы. -Этому герою русской народной сказки даже лень слезать с печи, чтобы есть калачи -Эта буква стоит в начале имени сказочного героя:
Вымолвил словечко – Покатилась печка Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю.
-Как зовут героя сказки? Какая буква стоит в начале имени сказочного героя? -Посмотрите отрывок из «Урока тетушки Совы»
– Догадайтесь, какая тема урока? Назовите её сами. -Предположите, чему будете учиться на уроке?
Нам не лень слезть с печи, встать со стула.
ФИЗМИНУТКА
2.Выделение звуков из слова. Артикуляционная разминка. Упражнения «Губы», «Конфета». 4. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Именинный пирог», «Пилим дрова»
-Разделите слово на слоги.
– Произнесите несколько раз первый слог. – Какие звуки слышите?
– Сколько их?
3. Характеристика звуков. – Какой первый? – Дайте ему характеристику.
– Какой второй?
– Дайте ему характеристику.
4. Работа со схемами.
-Из схем, записанных слева от нашего Емели, выберите ту, которая соответствует этому слову. – Выскажите свое мнение, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’э]?
-Звуки [й’э] на письме обозначаются одной буквой Е.
-Прочитайте слова. Какие два звука спрятались в букве Е? -На каком месте в слове находится буква Е в словах Емеля, ели, ельник? -Произнесите предыдущий звук перед -[й’э] в словах роет, воет -Дайте характеристику звуку [О]
-Предположите, когда буква Е обозначает два звука?
5. Чтение правила. -Прочитайте правило на стр. 73 внизу.
-Продолжи фразу. -Буква Е обозначает два.. -Буква Е обозначает два звука, если стоит …
6.Знакомство со зрительным образом буквы. а) Знакомство с буквами Е, е. -Почему печатных букв две? -Когда используется заглавная буква? б) Сравнение заглавной и строчной букв. -Чем похожи заглавная и строчная буквы? -Чем различаются? - Назовите имена, которые начинаются с буквы Е - В чьём имени эта буква присутствует в середине слова? (По желанию дети выходят к кассе и набирают своё имя)
7. Игра «Моя Вообразилия». -На что похожа буква Е?
На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. Е. Тарлапан. Ева гребнем причесалась – В нём три зубчика осталось. Г. Виеру.
-Какие предметы из окружающего мира напоминают вам буквы Е, е? -Используя только свое тело, покажите букву Е
|
Ответы детей.
Отгадывают загадку.
-Емеля. Первая буква-Е.
- Гласные буквы Е, е.
Определять какой звук обозначает буква Е, учиться делать звуко-буквенный анализ слова, читать слова и предложения с буквой Е
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Ветер дует нам в лицо, (машут руками на себя) Закачалось деревцо. (делают наклоны в стороны) Ветер тише, тише, тише, (приседают) Деревцо всё выше, выше. (встают на носочки, тянутся вверх)
-Е-ме-ля
Дети произносят. -[й’э]
-2.
-[й’] -Согласный, звонкий, мягкий. -[э].
-Гласный.
На магнитной доске один учащийся выставляет нужную схему.
(Дети предлагают свои варианты, разбирается каждый)
-[й’э]
В начале слов.
О-О
-Гласный.
В начале слова, после гласного звука
Делают вывод: предположение подтвердилось!
Рассматривают буквы
-При написание имен собственных При оформлении предложения
(Елена, Ева, Емеля, Елизавета, Евгений, Екатерина)
-На лесенку. -На грабли.
|
|
1. Расположи букву Е на «Ленте букв»
2. Дифференцированная работа 1 группа Игра «Живые звуки». - Составьте «живые схем» слов, в которых буква Е обозначает два звука. Одна группа детей под руководством учителя составляет схемы слов ели, роет
2 группа Игра
«Мы присядем».
-Прочитайте слоги: не, пе, ре, ве, ше, че, ге, се, же, еш, ер, ел, ет, ек, ев. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком. -Назови слоги, в которых буква Е обозначает два звука. С любым из слогов составьте слово |
Один ученик располагает Класс проверяет, оценивает
Ученики, выполняющие роль звуков, должны взять соответствующие фишки и выстроиться так, чтобы получилось слово. Каждый ученик даёт характеристику своему звуку, а гласный «звук» обозначает себя буквой. Группа оценивает правильность выполнения работы
Группа детей договаривается об очередности работы, «сажает» слоги на кресло или на тумбочку оценивает правильность выполнения работы |
|
1. Работа в «Азбуке» с иллюстрацией. -Откройте «Азбуку» на стр. 72. -К какой сказке нарисована иллюстрация? - Кто изображён в центре? - Чему удивляются люди? - Как они одеты? - Какое время года изображено? - По каким признакам вы это определили? - Какая птица нарисована? - Какой зверь изображен? - О чём мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошадей?
-Назовите «сани без лошадей» в реальной жизни
- Сказки, которые люди придумали очень давно, называются русскими народными. Все их знали, пересказывали детям из поколения в поколение, но никто не знал, кто же придумал ту или иную сказку первым. Поэтому их и называют народными. - Какие ещё чудеса происходили с Емелей в сказке?
2. Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы на стр. 72 «Азбуки». - Чему они нас учат? −Подчеркните все буквы Е.
3. Работа с текстом. – Прочитайте слова и предложения на стр. 74. - В каких словах буква Е обозначает два звука, а в каких – один? -Подберите к схеме предложение (по выбору), Прочитайте предложение.
5.Работа с антонимами. стр. 74. старые – новые высокие – низкие толстые – тонкие - Сколько звуков на конце слова обозначает буква Е в этих словах? Почему?
6. Работа с однокоренными словами. - Образуйте однокоренные слова. - Напечатайте их в тетради для печатания. Выделите корень слов. -Сколько звуков обозначает буква Е в этих словах? Почему? осины – осиновые ели – еловые
7. Самостоятельная работа с текстом а) Прочитайте текст «Лес» на стр. 74. Выполните заданий к тексту.
б) Работа с заданиями повышенного уровня «Соображалки» (для желающих) - Назовите картинку и схему, соответствующую данному слову, в котором: -2 слога и все согласные звуки твёрдые – -2 слога и все согласные звуки мягкие
|
-«По щучьему велению»
-О транспорте на колёсах: машинах, мотоциклах. Чтобы они сами перевозили людей и грузы. -О телевизоре, когда придумали сказку о тарелке и яблочке. О самолётах, когда придумали сказку о ковре-самолёте. И т. д.
Ответы детей.
Читают. Рассуждают. Подчёркивают буквы Е, е. Проверяют по эталону Оценивают себя («светофорики»)
Выборочное чтение слов, где буква е обозначает 2 звука.
Читают слова, подбирают антонимы, проверяют по эталону, Оценивают себя -два -находится после гласных звуков
Выделяют корень.
-Два. Проверяют себя по эталону Оценивают себя по эталону
Читают, Находят предложения о лесе. Подчеркивают слова, в которых буква Е обозначает два звука Выполняют задания Проверяют по эталону Оценивают себя
Работают у доски «цепочкой» Дети маркером на доске соединяют картинку со схемой и обосновывают свой выбор Твердые – ивы, свои Мягкие – лини, реке. Оценивают себя
|
|
- Вернёмся к целям, которые мы обозначили себе в начале урока - Со всем ли справились? - Что показалось самым интересным? - Что для каждого из вас оказалось самым сложным? - Что узнали на уроке? - Чему научились на уроке? - Что еще захотелось узнать по теме? - О чем хотите рассказать друзьям? - Дополните одну из фраз: -
Вы хорошо потрудились на уроке. Возьмите карандаши и нарисуйте для Ветерка своё настроение, с которым
вы уходите с урока. |
Сегодня на уроке я узнал
Мне понравилось …
Мне было трудно …
|
|
Директор МБОУ «СОШ№58» Насухова Ф. Н.
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв коллег
на открытый урок обучения грамоте в 1 «9» классе
(литературного чтения)
на тему: «Звук [е]. Буква е»
учителя начальных классов
Нурмагомедовой З.М.
Цели, которые были поставлены к этому уроку: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [е] и буквами е, обозначающими этот звук на письме, с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме, помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.
Были достигнуты, так как запланированный материал реализован, обучающиеся активно работали на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, группах, работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика Нурмагомедова З.М. была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем, презентации. В соответствии с нормами СанПиН, на уроке проведена подвижная физминутка и гимнастика для глаз. Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ, сигнальные «карандаши»). На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены. Подведение итогов, рефлексия шло в академическом, личностном (оценка своих достижений), а также в эмоциональном плане (положительные эмоции).
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв родителей
на открытый урок обучения грамоте в 1 «9» классе
(литературного чтения)
на тему: «Звук [е]. Буква е»
учителя начальных классов
Нурмагомедовой З.М.
Мы побывали на открытом уроке наших детишек. Очень понравилось, как была организована работа детей. Каждый ученик в течение урока выполнял различные виды упражнений: устные, письменные, на слух, с "веером" из букв, с карточками, многие выходили к доске. Дети работали интенсивно, слаженно, с удовольствием, поскольку у урока был игровой сюжет. Изучая правописание, ребята успели и поиграть, и пошутить, и провести физкульминутку. эмоциональной открытости, доверия.
Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.
Разнообразие различных видов работы обеспечивало стабильность познавательной атмосферы.
В конце урока дети подвели итог по следующему алгоритму:
· Я научился…
· Было интересно…
· Было трудно…
· Могу похвалить себя за то, что…
· Больше всего мне понравилось…
Для нас, родителей, было очень важно увидеть, как работают
наши дети на уроке, какую информацию получают, как воспринимают материал.
Мы родители 1б класса очень благодарны нашему
учителю, Нурмагомедовой Зареме Магомедовне.
Родители 1 «9» класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.