Открытый урок по биологии "Насекомые" 7 класс
Оценка 4.6

Открытый урок по биологии "Насекомые" 7 класс

Оценка 4.6
docx
30.06.2022
Открытый урок по биологии "Насекомые" 7 класс
класс насекомых 7 класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им. Ш.М.Шамхалова

огрн 1020501840589, инн0536006276  368273, Республика Дагестан, район Хунзахский,

село Тануси, улица Шамхалова, дом 1, тел.89886348899 e-mailtanusi-2008@yandex.ru

 

Конспект открытого урока по биологии в7 классе

  по теме  

"Класс насекомые"

Разработала урок и провела

учитель биологии

Абдулатипова З.М.

 

 

Цель: Выяснить особенности строения насекомых, их специфические свойства, роль в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

раскрыть существенные признаки организации насекомых, позволившие им наиболее широко расселиться по Земле;

изучить основные особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Развивающие

развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

развивать умение работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы;

Воспитательные

воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;

способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы, воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

Личностные умения (Л)

формирование познавательных интересов и мотивов;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы;

-формирование целостного научного мировоззрения;

-формирование бережного отношения к природе.

 

Метапредметные умения

Познавательные (П):

-выдвигать гипотезу;

-давать определения понятиям;

-классифицировать объекты;

-делать выводы и заключения;

-участвовать в совместной деятельности (работа в паре, малых группах);

-выделять главные и существенные признаки понятий;

-составлять описание объектов;

-осуществлять поиск и отбор информации;

-выявлять причинно-следственные связи;

-вступать в диалог с учителем;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные (Р):

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

 

Коммуникативные (К):

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения

Знать:

-местообитание насекомых;

-приспособленность насекомых к разным средам обитания;

-внешнее и внутреннее строение насекомых

Уметь:

-сравнивать между собой классы типа Членистоногие;

-объяснять причину процветания класса Насекомые на Земле;

-выполнять лабораторную работу;

-фиксировать результаты наблюдений, делать выводы;

-соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

экран,

мультимедийный проектор,

книги о насекомых,

картины и рисунки с изображением насекомых,

выполненные учащимися,

видеоматериал “Класс Насекомые”,

аудиокассеты с записью музыки к телевизионной программе “В мире животных”,

черный ящик,

натуральный мед.

Ход урока

I. Организационный момент (подготовка игры)

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты - самые удивительные существа — насекомые.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/27/s_59f32d001522d/722480_4.jpegСегодня наш урок посвящается загадочному и удивительному миру насекомых. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно (за исключением морей и океанов). Мы поговорим о многообразии этого класса, об удивительной способности насекомых приспосабливаться к различным условиям существования, об отрядах насекомых и их представителях, об их охране (слайд 2).

Программа “В мире животных” объявила конкурс на участие в новом проекте Первого канала о животных. Заявку подали многие программы и ведущие, но на отборочный тур пригласили только две программы: “Здоровье”, “Что? Где? Когда?”.

Цель игры: определить команду знатоков по насекомым для съемки нового проекта

Первого канала и лучшего специалиста по насекомым, который будет объявлен ведущим. На уроке присутствуют гости, среди них независимая экспертная комиссия.

 

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)

Перед съемкой всем необходимо пройти тест.

Тест по теме “Класс Насекомые”.

Для насекомых характерны следующие признаки:

 

4 пары ног и ни одной пары усиков;

3 пары ног и одна пара усиков;

головогрудь и брюшко;

голова, грудь, брюшко.

Дышат насекомые при помощи

 

легких;

легких и трахей;

жабр;

трахей.

Мальпигиевы сосуды – это

 

кровеносные сосуды;

органы выделения;

органы пищеварительной системы;

сердце.

Лижущий ротовой аппарат имеют:

 

таракан;

майский жук;

шмель;

комнатная муха.

Хитиновый покров:

 

служит наружным скелетом;

защищает мягкие части тела;

орган нападения;

орган размножения.

У насекомых кровеносная система

 

замкнутая;

незамкнутая;

отсутствует.

При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

 

яйцо – имаго;

яйцо – личинка – имаго;

яйцо – личинка – куколка – имаго;

яйцо – куколка – имаго.

У насекомых количество ног:

4 пары;

3 пары;

2 пары;

5 пар.

Ответы: 1- Б; 2 – Г; 3- Б; 4 – Г; 5- А; 6-Б; 7- В; 8- Б.

(Ответы на тестовые задания на экране)

На съемку программы прошли все.

 

III. Основная часть урока.

(Звучит музыка к программе “В мире животных”).

1. Рассказ учителя.

Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 миллионов видов. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Насекомые освоили все среды обитания – наземную, воздушную, почвенную. Способность к полету обеспечила насекомым широкое распространение по планете.

Мы познакомились с множеством отрядов – это “Отряд Прямокрылые”, “Отряд Жесткокрылые”, “Отряд Полужесткокрылые”, “Отряд Двукрылые”, “Отряд Чешуекрылые”, “Отряд Перепончатокрылые”, “Отряд Равнокрылые” и др.

У многих людей насекомые не вызывают приятные эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью. Но сегодня мы сможем убедиться в том, что они - наши настоящие друзья.

 

2. Работа в командах, участие в конкурсах.

Конкурс 1. “Презентация Отряда Насекомых”.

Каждая команда должна представить презентацию “Отряд Перепончатокрылые”.

- Программа “Здоровье” представляет:

“Отряд Перепончатокрылые. Пчелы” (приложение 1)

- Программа “Что? Где? Когда?” представляет

“Отряд Перепончатокрылые. Муравьи” (приложение 2)

Конкурс 2 . “Галерея”.

Первая ассоциация, которая у нас возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин и ваших рисунков с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившийся рисунок или картину и соответствующий термин, объясняющий это биологическое явление. (Задание на установление соответствия).

На стенде картины, рисунки:

Бабочка на цветке.

Майский жук.

Клевер и шмель.

Муравейник.

Бабочка Аполлон.

Кузнечик.

На магнитной доске термины:

Красная книга.

Грызущий ротовой аппарат.

Симбиоз.

Отряд Прямокрылые.

Общественные насекомые.

Опыление.

Конкурс 3Внимание! Черный ящик!

В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использования еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике! ( Натуральный мед)

Конкурс 4. “Найди ошибки”.

Знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.

Письмо барона Мюнхгаузена.

Уважаемая программа “В мире животных”. Хочу поделиться с вами наблюдениями во время своего путешествия.

Когда буря закончилась, мы подняли якорь и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пойти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дольше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.

Конкурс 5. “Знаете ли вы?” (викторина).

Что такое энтомология? (наука о насекомых)

Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский жук)

Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? Почему? (жук-олень, жук-слоник)

Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все входы и выходы)

К какому отряду относят Платяную моль? (Отряд Чешуекрылые)

В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в “Сказке о царе Салтане” А.С.Пушкина? (комар, муха, шмель)

Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое? (майский жук)

Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “Баранкин, будь человеком”? (в бабочку - Махаон, капустницу, муравьев)

Из какого произведения строчки и о ком идет речь: “Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты, слоны”? (“Тараканище” К.И.Чуковский)

 

IV. Выводы, заключения.

Каждая команда должна назвать общие признаки “Класса Насекомые”.

Насекомые – один из классов Типа Членистоногих.

Насчитывают более 1 миллиона видов. Занимают 1 место по числу видов среди животных.

Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.

Части тела – голова, грудь, брюшко (3 отдела).

Количество ходильных ног – 3 пары.

Наличие крыльев – 1 или 2 пары.

Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть 2сложных и3простых глазка)

Скелет – наружный, хитиновый.

Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.

Дыхательная система – трахеи.

Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.

Выделительная система - Мальпигиевы сосуды.

Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.

Развитие – без превращений, с превращением, полное и неполное.

Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.

Значение в жизни человека – вредители сельскохозяйственных культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.

Специфические особенности – общественные насекомые.

Вывод: Класс Насекомые – сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.

 

V. Подведение итогов урока.

Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду – победителя; выбрать “Лучшего специалиста по Насекомым”; выставление оценок учащимся.

 

VI. Задание на дом.

Повторить § 15-19 (В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.)

Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:

придумать кроссворд “Класс Насекомые”;

написать сочинение – миниатюру или сказку о насекомых.

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ  "Танусинская СОШ им. Ш. М. Шамхалова"

___________Абдулкадиров М.М.

 

Заместитель директора по УВР                        Дибиров О.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская

средняя общеобразовательная школа" им. Ш.М.Шамхалова

огрн 1020501840589, инн0536006276  368273, Республика Дагестан, район Хунзахский,

село Тануси, улица Шамхалова, дом 1, тел.89886348899 e-mailtanusi-2008@yandex.ru

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала

Анализ урока биологии  

в соответствии с требованиями ФГОС

 

Дата: ____  _______________ 20___ г.

Класс, учитель: 7, Абдулатипова З.М.

Количество учащихся в классе: ____

Присутствовали на уроке: ____

Тема урока: "Класс насекомые"

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель: Выяснить особенности строения насекомых, их специфические свойства, роль в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

раскрыть существенные признаки организации насекомых, позволившие им наиболее широко расселиться по Земле;

изучить основные особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Развивающие

развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

развивать умение работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы;

Воспитательные

воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;

способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы, воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

 

Ведущие аспекты анализа урока

 

Содержание наблюдения

 

Дидактическая задача урока:

создать условия для формирования  учебно-познавательных, смысло- поисковых, коммуникативных, рефлексивных компетенций обучающихся, показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания. Выяснить влияние насекомых на другие живые организмы. Определить их роль в жизни человека.

 

Дидактические задачи урока соответствуют

содержанию урока. Учитель работает над умением

учащихся извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, таблиц Учащиеся на основе анализа объектов умеют делать выводы.

Содержание урока

Доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока. Каждый этап имел логическую завершённость.

Содержания урока соответствует содержанию программы и учебника.

Методы обучения

На уроке  прослеживается объяснительно- иллюстративный, практический, демонстрационный методы и такие формы работы как : рассказ, беседа, самостоятельная работа, групповая, индивидуальная, коллективная.

Легко прослеживаются  межпредметные связи ( география , экология)

Формы обучения

1. Применение фронтальных и групповых форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку.

2. Все предложенные заданий были целесообразно применены. Дети хорошо работают в течение всего времени урока.

Результативность урока

 

Для достижения целей урока отобраны наиболее эффективные методы, позволяющие организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания, что способствует формированию   интереса к процессу познания. Продуманы творческие задания, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.    На уроке учитывались особенности современной информационной образовательной среды и специфика деятельности учащихся в ее условиях – использованы информационно-коммуникационные технологии. 

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Рефлексия, проведенная в конце урока, показала уровень овладения  учащимися темой урока, их отношение к изучаемой теме.

Практическая направленность урока

 

Работа над материалом проходила в виде самостоятельной работы  с текстом учебника  и дополнительным материалом, с иллюстрациями в группах  и заполнение индивидуальных поисковых листов. Важно отметить ,что большая часть   новой  информации была добыта самими учащимися. Была проведена физкультминутка, которая имела непосредственное отношение к теме урока, а также как прием здоровьесберегающих технологий . Были использованы эффективные , психологические приёмы: увлекательности содержания нового материала, эффекта удивления определёнными фактами, форма урока. 

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

 

Учащиеся в хорошем темпе выполняют задания. Учитель развивает у обучающихся умение прогнозировать предстоящую работу. Из раздаточного материала дети выявляют главное и отвечают на поставленный вопрос. Тем самым я развиваю у учащихся умение находить главное, выделять из большого объёма информации. Это особенно важно для визуалов.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

 

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению, работа учащихся и успешное продвижение в понимании темы была отражена в инструктивных картах. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Интересно было и содержание самих заданий: за счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Формирование ИКТ-компетентности

Учитель показал презентацию к уроку  «Насекомые»

Структура урока

Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую. Структура урока соответствует основной дидактической задаче, этапы урока взаимосвязаны между собой и последовательны. Все этапы урока соответствуют технологии проведения современного урока.

Педагогический стиль

Атмосфера на уроке была доброжелательной, располагающей к диалогу. На протяжении урока учитель старался соблюсти нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик»

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Время урока использовано эффективно, темп урока оптимальный, смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урока. Использование ИКТ позволяет более эффективно работать с учебным материалом, способствует лучшему усвоению. Учитель организует учебное сотрудничество, учит работать в паре. Используется в основном проблемное обучение, игры, технология развития критического мышления. Музыкальное сопровождение по ходу всего урока способствовало как позитивному эмоциональному восприятию материала урока, так и плодотворной работе учащихся. В числе ключевых моментов – работа в паре, которая была слаженной и результативной. Учитель получает обратную связь от всех учащихся. Предметный материал усвоен большинством учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий

Используются здоровьесберегающие технологии (подвижная физминутка).

 

 

 

 

Директор МКОУ  "Танусинская СОШ им. Ш. М. Шамхалова"

___________Абдулкадиров М.М.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Регулятивные (Р): - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; -оценивать свою работу и деятельность…

Регулятивные (Р): - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; -оценивать свою работу и деятельность…

В их жизни, в строении их тела еще много загадочного

В их жизни, в строении их тела еще много загадочного

Хитиновый покров: служит наружным скелетом; защищает мягкие части тела; орган нападения; орган размножения

Хитиновый покров: служит наружным скелетом; защищает мягкие части тела; орган нападения; орган размножения

Отряд Перепончатокрылые. Пчелы” (приложение 1) -

Отряд Перепончатокрылые. Пчелы” (приложение 1) -

Конкурс 5. “Знаете ли вы?” (викторина)

Конкурс 5. “Знаете ли вы?” (викторина)

V. Подведение итогов урока. Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду – победителя; выбрать “Лучшего специалиста по

V. Подведение итогов урока. Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду – победителя; выбрать “Лучшего специалиста по

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Выяснить влияние насекомых на другие живые организмы

Выяснить влияние насекомых на другие живые организмы

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока

Структура урока Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую

Структура урока Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2022