Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
(отделение адаптированного общего образования для обучающихся с
нарушением интеллектуальной сферы № 1)
Открытый урок по биологии в 8 классе
Тема: «Круглые черви - паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями»
Разработал:
Учитель Синельникова И.А.
2019 – 2020 уч.г.
Тема: «Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями».
Тип урока: закрепление пройденного.
Цель: закрепить имеющиеся знания по теме: «Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями».
Задачи:
Образовательные:
· Уметь узнавать червей-паразитов по картинкам.
· Знать о вреде для человека паразитических червей.
· Обобщить и систематизировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни круглых червей к среде обитания.
· Систематизировать знания о профилактике борьбы с глистными заболеваниями.
Коррекционно – развивающие:
· развивать зрительное и слуховое восприятие при выполнении заданий с карточками
· коррекция и развитие произвольного внимания, памяти, мышления (задания на карточках)
· накопление активного словаря по теме.
Воспитательные:
· воспитывать аккуратность, усидчивость;
· учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать, приступать к выполнению задания, выслушав до конца инструкцию педагога;
· прививать привычку внимательного отношения к себе;
· развивать гигиенические навыки.
Инструментарий:
· карточки - ответы
· наглядные пособия (картинки)
· пластилин
Ожидаемый результат:
· расширение и закрепление знаний о круглых червях-паразитах человека;
· расширение и закрепление знаний о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека;
· закрепление знаний о профилактике и борьбе с глистными заболеваниями;
· расширение словаря.
Участник урока по биологии:
Ученик 8 класса Гаврилин Артем, обучающийся на дому.
Артем речью не владеет, поэтому с целью получения обратной связи с учителем используются карточки-ответы для выполнения предложенных заданий.
Ход урока:
1.Организационый момент.
Учитель: Артем сегодня на уроке биологии мы повторим тему «Черви – паразиты человека». Ты помнишь, что аскарида – это большой круглый червь-хищник, красноватого цвета от 15 до 40 см длиной. Диаметр тела паразита от 2 до 6 мм. Строение тела особей мужского пола (самцов) отличается от особей женского пола (самок). Самцы имеют заостренный конец.
Учитель: Давай вспомним, как выглядят аскариды, посмотрим их фотографии.
Учитель показывает картинки с изображением червей.
Ученик рассматривает картинки с изображением червей.

Учитель: Артем, где обитает аскарида в организме человека?
Учитель предлагает карточки с названиями человеческих органов, в которых может жить паразит.
|
Головной мозг |
|
Кишечник |
|
Легкие |
|
Глаза |
Ученик выбирает карточку – ответ (кишечник).
Учитель: Молодец Артем, правильно ответил. Ты помнишь, что человеческая аскарида обитает в кишечнике!
Учитель: Напомню тебе, что аскарида свободно передвигается внутри органа. Червь имеет сложное строение тела, которое включает несколько развитых систем жизнедеятельности: пищеварительная система (ротовая полость с небольшими губами; глотка и кишка, по которой продвигается пища);выделительная система; нервная система; органы осязания (щетинки на его поверхности)
Учитель: Артем, как ты думаешь, аскариды приносят пользу или вред человеческому организму?
Учитель предлагает карточки-ответы:
|
Пользу |
|
Вред |
Ученик выбирает правильный ответ (вред)
Учитель: Правильно, Артем! Аскариды - это паразиты человеческого организма.
Учитель: Артем, ты помнишь, что паразиты в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают ядовитые вещества, которые всасываются в кровь и разносятся по всему организму, причиняя вред внутренним органам?
Ученик: Да.
Учитель: Еще паразиты нарушают обменные процессы в организме, потому что питаются полезными микроэлементами, отбирая их у самого человека.
Учитель: Скажи, как себя чувствует человек, зараженный аскаридами?
Выбери таблички, на которых написаны симптомы зараженного глистами человека.
Учитель выкладывает карточки на стол, зачитывая их.
Ученик выбирает правильный ответ (карточки).
|
Человек теряет массу своего тела |
|
Больной теряет аппетит |
|
Аллергическая реакция |
|
У больного хороший аппетит |
|
Болевые ощущения в области желудка |
|
Страдает запором или диареей |
|
Человек энергичный |
Учитель: Молодец! Справился с заданием.
Артем, ты знаешь, что при заражении организма глистами, основные симптомы болезни проявляются в виде проблем желудочно- кишечного тракта.
Учитель: А теперь мы вспомним, как человек может заразиться аскаридами.
Учитель: Артем, ты знаешь, что переносчиком аскарид являются мухи?
Ученик: Да.
Учитель: Ты помнишь, что мухи переносят яйца на продукты питания человека?
Ученик: Да.
Учитель: Так же насекомое может укусить человека, что станет причиной его заражения. Какие еще насекомые могут заразить человека?
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями насекомых. Ученик выбирает карточки-ответы.
Учитель: Артем, ты помнишь, что человек может заразиться от больных животных? Когда же возникает риск заболевания?
Когда человек не соблюдают правила гигиены. Согласен?
Ученик: Да.
Учитель: Человек заражается аскаридами, когда плохо моет руки и обрабатывает внешние вещи. Артем, ты помнишь, какие животные наиболее опасны для человека, с которыми он часто контактирует в городской и сельской местности?
Ученик: Да.
Учитель предлагает карточки-ответы с названиями животных. Ученик выбирает карточки – ответы.
Учитель: Артем, ты помнишь, что еще одним источником заболеваний глистами являются продукты питания и вода?
Ученик: Да.
Учитель: это немытые овощи и фрукты, водопроводная вода, мясные и рыбные блюда не прошедшие термическую обработку. Правильно?
Ученик: Да.
Учитель: А теперь немного отдохнем.
3.Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
Учитель: Артем, мы выполнили физкультминутку, а теперь продолжим урок.
Учитель: Артем, какие ты будешь соблюдать условия, чтобы не заразиться аскаридами?
Учитель предлагает закончить предложение из предложенных вариантов (карточки). Учитель выкладывает и читает начало предложения, а ученик находит карточку с продолжением предложения.
Мыть овощи и фрукты.
4. Работа практическая.
Изготовление червя аскариды из пластилина.
Учитель: Артем, предлагаю тебе из пластилина вылепить два червя аскариды: самку и самца. Ты помнишь, что у самца заостренный конец.
Ученик: Да.
Ученик выполняет практическое задание с пластилином.
Учитель: Молодец, Артем! Успешно справился с заданием!
5. Итог урока.
Учитель подводит итог.
Учитель: Сегодня ты повторил и знаешь о вредном влиянии червей – паразитов на организм человека. Помнишь, что необходимо делать, чтобы не заразиться аскаридами.
6. Оценка деятельности учащегося.
Учитель: Артем, ты сегодня хорошо работал на уроке! Старался! Молодец!
7. Домашнее задание
Учитель: Артем, сейчас открывай дневник и записывай домашнее задание.
Ученик: записывает с помощью учителя домашнее задание в дневник. Домашнее задание: повторить, что такое аскариды. Рассмотреть иллюстрации червей и выбрать те, на которых изображены аскариды.
8. Список используемой литературы:
· www ./ ru.wikipedia.org./
· www ./prizvanie.su./
Приложения1

Приложение 2
|
Головной мозг |
|
Кишечник |
|
Легкие |
|
Глаза |
|
Пользу |
|
Вред |
|
Человек теряет массу своего тела |
|
Больной теряет аппетит |
|
Аллергическая реакция |
|
У больного хороший аппетит |
|
Боли в области желудка |
|
Страдает запором или диареей |
|
Человек энергичный |
|
Комары |
|
Оводы |
|
Блохи |
|
Вши |
|
Клещи |
|
Птицы |
|
Кошки |
|
Коровы |
|
Тигр |
|
Мыть овощи и фрукты |
|
Не пить сырую воду |
|
Термически обрабатывать рыбу и мясо |
|
Пить сырую воду |
Приложение 3
|
Перед едой надо |
|
мыть руки. |
|
Перед употреблением рыбы и мяса надо |
|
проводить термическую обработку. |
|
Нельзя пить |
|
сырую воду. |
Приложение 4



Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.