Конспект урока по литературному чтению
на тему:
А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане…»
Подготовила:
учитель начальных классов
Андреева Елена Владимировна
Пояснительная записка: |
Формирование функционально грамотных людей – одна изважнейших задач современной школы. Основы функциональнойграмотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературноечтение наряду с русским языком – один из основных предметов всистеме подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование читательскойкомпетенции младшего школьника. В начальной школе необходимозаложить основы формирования грамотного читателя. Грамотныйчитатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средствепознания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникойчтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы. Конспект урока составлен по УМК «Школа 2100» для 4 класса. Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям. |
Тип урока: |
открытие нового знания и обобщения |
Цель урока: |
- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта; |
Планируемые достижения: |
- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений; |
Формирование УУД:
|
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Личностные: Способность к самооценке. |
Оборудование урока: |
- портрет А.С. Пушкина; |
Организация работы: |
фронтальная, групповая, индивидуальная. |
План урока:
|
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» нового знания 5. Физ. минутка 6. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8. Итог (рефлексия учебной деятельности) |
Список использованных источников: |
- Литературное чтение. 4 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997. - Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7. - Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. |
Ход урока.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
|
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встали красиво, возьмитесь за руки. Давайте произнесём наш девиз урока: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!»
Вспомните из своей жизни что-то доброе, хорошее. Поставьте цель перед собой, чему бы вы хотели научиться на уроке? А у меня цель –научить вас быть добрыми, любознательными, умными. Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? J.
У меня тоже такое настроение. J. Начнём наш урок. Сегодня мы разделимся на 2 группы. Дайте название вашим командам Выберите командира.
Перечислите правила работы в группе. |
Проговаривают девиз: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!».
Вот такое! J.
Команда «…» Команда «…» Правила: 1)В группе есть ответственные; 2)В группе работать сообща; 3) В группе помогать друг другу; 4) Работает вся группа; 5) Работаем самостоятельно. |
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:наблюдения, сравнения, аналогии;
|
У вас на парте пазлы. По моему сигналу каждая команда должна собрать пазлы. Какая команда назовет сегодняшнюю тему урока.
Вопросы командам: 1. Кто написал эту сказку? 2. Кто помог юному Александру полюбить сказки? 1. В каком году А.С. Пушкин написал эту сказку? 2. Как настоящее имя Арины Родионовны? |
Ответ детей: Наша сегодняшняя тема «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин Няня Арина Родионовна
Летом 1831 года
Ирина (Иринья) |
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; - знакомство с редактором школьного кружка «Театр».
|
Редактор: Я редактор школьного кружка «Театр». Я хочу взять у Вас интервью и узнать, знаете ли Вы о А.С. Пушкине? Вопросы командам: 1. В каком городе родился А.С. Пушкин? 2. Как звали отца А.С. Пушкина? 3. Как звали жену А.С. Пушкина? 1. Какую литературу любил читать Сергей Львович, отец А.С. Пушкина? 2. Сколько детей было у А.С. Пушкина? 3. Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
Редактор: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - так говорил А.С. Пушкин о сказках, которые рассказывала ему Арина Родионовна.
Давайте послушаем сочинение, которые написали Валерьянова Алина и Ананьева Анна.
Редактор: Вы выучили отрывок из сказки. Давайте расскажем.
Редактор: «Молодцы!» А теперь я раздаю буклеты с заданиями.Можно я поприсутствую на уроке. |
Ответы: В Москве. Сергей Львович. Наталья (Гончарова) Сергей Львович любил французскую литературу. 4 В Царскосельский лицей
Дети читают сочинения которые написали дети. Дети оценивают.
Дети рассказывают, а каждая команда оценивает другую команду. |
|
Самостоятельная работа по буклетам. |
1. Что такое поэма? 2. Для кого А.С.Пушкин писал свои сказки? 3. Какие бывают сказки?
|
1. Это большое стихотворное произведение. 2. Для детей и взрослых. 3. Бытовые, волшебные, о животных. |
|
Работа парами. |
1. Какими словами заканчиваются сказки А.С. Пушкина?
|
И я там был, мед, пиво пил. Да усы лишь обмочил. |
|
Работа группами.
4.Физкультминутка |
Что такое синонимы? Подберите синонимы к слову чудо?
Физкультминутка под музыку. |
Это слова, близкие по значению. Волшебство, колдовство, магия, диво, фантастика |
|
5. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - работа с учебником; - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
|
Самостоятельное чтение стр. 136-143. Чтение вслух детьми и учителем,хоровое чтение. Словарная работа.
|
Удел - |
Регулятивные УУД: Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование(определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
6. «Открытие» нового знания (10 мин) Цель: - работа группами у доски; - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания;
|
Работаем группами у доски. 1. Что такое алгоритм? 2. Расположите правильно этапы сказки «Чудеса» «Спасение» «Битва лебедя и коршуна» «Разговор сестер» «Обман. Бочка в море» «Подарки от лебедя» «Прощение» «Свадьба. Рождение богатыря»
Работа парами у доски. Синквейн (процаря Салтана и князя Гвидона)
1. Подобрать прилагательные к главным героям. «Князь Гвидон»
2. «Царь Салтан»
|
1. Это порядок действий. 2. «Разговор сестер» «Свадьба. Рождение богатыря» «Обман. Бочка в море» «Спасение» «Битва лебедя и коршуна» «Чудеса» «Подарки от лебедя» «Встреча» «Прощение» (Оценивание)
1. Добрый, гостеприимный, терпеливый, мужественный, внимательных (видит, что отец грустит) 2. Добрая, скромная, щедрая.(Лебедь здесь как девушка) 3. Добрый, доверчивый, гневный, пассивный (не нашел виновника), простой. 4. Злые, завистливые, эгоистичные |
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
Физкультминутка под музыку. |
|
|
7. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; |
Сценка: «Лебедь и князь Гвидон» |
Выступление детей. (Оценивание)
|
Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
|
Демонстрация отрывка «Сказки о царе Салтане…» (видео)
Бал (главные герои исполняют танец) |
|
Регулятивные УУД: Контроль(сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция(внесение коррективв план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
|
Какое чувство испытывали на уроке? Что бы Вы рассказали родителям? Обобщение. (делают дети)
Оценивание работы групп. |
Эта сказка самая добрая и всех сказок А.С. Пушкина. Умейте прощать, и тогда все будут счастливы. Не завидуй! Богатство не делает людей счастливыми. Людей, которые не стремятся к богатству, называют бескорыстными. Эта сказку учит почитать (уважать) родителей. Женщина, девушка, должна быть доброй, нежной, как лебедь в этой сказке. Главная мысль сказки – светлая вера в торжество (в победу) справедливости, уверенность в то, что добро победит зло. |
Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка(осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.