«Методическая продукция педагога дополнительного образования. Алгоритм составления методического материала»
Оценка 4.8

«Методическая продукция педагога дополнительного образования. Алгоритм составления методического материала»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
другое
Взрослым
13.11.2023
«Методическая продукция педагога дополнительного образования. Алгоритм составления методического материала»
В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции. Даны рекомендации по их разработке и оформлению. Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции. Автор - составитель методических рекомендаций: Петренко Наталья Валерьевна, заведующий отделом «Художественное творчество», педагог дополнительного образования (1 квалификационной категории) МБУДО ЦВР Сартакташского района.
Методические рекомендации.docx

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» Саракташского района

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

педагогам  дополнительного образования

по теме:

«Методическая продукция педагога дополнительного образования. Алгоритм составления методического материала»

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Петренко Наталья Валерьевна,

 педагог дополнительного образования,

 заведующий отделом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………………3

3

2. Виды методической продукции……………………………………………….4

 

3

3. Классификация методической продукции по функциональному

    назначению………………………………………………………………………5

 

4. Алгоритм разработки    методического продукта…………………………….6

4

5. Этапы работы по созданию методического продукта ……………………….7

6. Общие требования к структуре методического продукта…………………...8

7. Основные требования к оформлению методической продукции………….11

8. Методическая разработка. Виды методической разработки……………….12

9. Методические рекомендации………………………………………………...12

 

10. Методическое пособие………………………………………………………16

11. Заключение…………………………………………………………………...18

 

Литература. Интернет – ресурсы………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции. Даны рекомендации по их разработке и оформлению.

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции.

Автор - составитель методических рекомендаций:  Петренко Наталья Валерьевна, заведующий отделом «Художественное творчество», педагог дополнительного образования  (1 квалификационной категории)  МБУДО ЦВР Сартакташского района.

 

 

 

 

1. Введение

 

 

Методическая продукция – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, изданий для  различных категорий педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Поэтому создание методических пособий в процессе работы педагога и накопления им своего опыта очень важно.

Ни для кого не секрет, что реалии образования меняются быстрее, чем разрабатываются и переиздаются методические пособия, рекомендации и учебники по дисциплинам профессионального цикла. Поэтому потребность в разработке принципиально  новых  учебных  пособий,  отвечающим  реалиям  времени, методической продукции различного характера в целом,  на сегодняшний день очень велика, чем и обуславливается актуальность данной темы.

Одно из важных правил оформления методического продукта –нахождение удобной формы подачи материала, привлекательность и лаконичность, которые безусловно влияют на качество восприятия, осмысления прочитанного материала.

Цель данных методических рекомендаций — оказать педагогическим работникам колледжа помощь в разработке и оформлении методической продукции, дать педагогам обобщенные и систематизированные представления о видах методической продукции, ее структуре, о требованиях к оформлению, об организации деятельности по разработке и созданию методических материалов различных видов и форм.

Пособие рекомендуется к использованию педагогам дополнительного образования.

 

2. Виды методической продукции

 

 

Методический продукт  это:

·        форма выражения результата методической деятельности педагогов;

·        форма учебно-методического, научно-методического обеспечения образовательного процесса;

·        способ выражения и распространения передового педагогического опыта, трансляции лучших практик.

 

 Виды методической продукции

·        методические разработки

·        методические рекомендации

·        методические указания

·        методическое пособие

·        учебное пособие

·        электронный учебник/электронное учебное пособие

·        опорный конспект /конспект лекций

·        рабочая тетрадь

·        сборник задач

·        сборник упражнений

·        сборник инструкций

·        дидактические материалы и т.д.

 

Наиболее распространенные  виды методической  продукции

·        Методические разработки

·        Методические указания

·        Опорный конспект

·        Методические рекомендации

·        Методическое пособие

Актуальна электронная методическая продукция:

·        электронные учебники/пособия

·         электронные банки тестов и др.

 

3. Классификация методической продукции по функциональному назначению

 

1. Информационно-методическая продукция. Продукция такого вида создается с целью информирования, изложения определенных сведений. Примерами могут служить методическое описание, методический информационный справочник, бюллетень, аннотация, словарь, реферативный сборник и другие.

2. Организационно-методическая продукция. Продукция такого вида создается с целью разъяснения цели и порядка (алгоритма) организации и осуществления деятельности. Примерами могут служить методическая инструкция, методическая записка, методическая разработка, методические рекомендации, методическое пособие и другие.

3. Прикладная методическая продукция. Продукция такого вида создается с целью дополнения, иллюстрирования основного материала, в том числе изложенного в других видах методической продукции. Примерами могут служить тематическая подборка материала (текстового, наглядно-иллюстративного), иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики), видеоролики и другие.

4. Научно-методическая продукция. Продукция такого вида создаѐтся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания. Она находит свое отражение в публикации статей в специальных журналах, сборниках научных трудов. Видами данного вида продукции являются доклад, тезисы, монографии и др.

5. Учебная (образовательная) продукция. Продукция такого вида создается с целью определения содержания, объѐма, порядка изучения и преподавания какой- либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Примерами могут служить учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь.

 

 

Для разработки методического продукта важны:

·        Автор составитель (авторский почерк, творческая изюминка)

·        Идея (замысел)

·        Оформление и подача

·        Технология

·        Стандарты качества

·         

Следует  помнить:

создаваемый методический продукт

должен быть актуальным, востребованным целевой аудиторией

 

 

4. Алгоритм разработки    методического продукта

 

·        собрать информацию о ситуации в системе образования региона на конкретный момент времени, проанализировать существующее положение дел, выявить проблемы;

·        определиться с проблемой, которая ляжет в основу разработки содержания методического продукта, выбрать актуальную тему;

·        изучить уже имеющийся опыт по данной проблеме, выявить возможные пути ее разрешения;

·        определить цель создания методического продукта;

·        определить целевую аудиторию, помня о том, что методический продукт должен иметь конкретного адресата, точную нацеленность на конкретную категорию пользователей;

·         определить вид будущего методического продукта;

·         сформулировать название работы, которое должно прямо указывать на тему и основное содержание;

·         составить план изложения материала;

·         подобрать теоретический и практический материал по выбранной теме, графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы);

·         систематизировать материал, переработать заимствованный материал, изложить авторские пути решения обозначенной проблемы;

·        распределить материал по разделам, придерживаясь структуры выбранного вида методического продукта;

·        выбрать один из стилей научного изложения материала, придерживаться его при написании текста методического продукта;

·        написать текст, разместить в нем иллюстрации;

·         проанализировать логичность смысловых переходов, выводов;

·        проверить грамотность написания текста;

·        передать методический продукт на редактирование/рецензирование

·        доработать методический продукт в соответствии с замечаниями редактора/рецензента;

·         направить методический продукт в издательство.

 

5. Этапы работы по созданию методического продукта

 

1.Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Определение вида методической продукции, ее  назначения.

3. Подбор и анализ литературы в соответствии с темой.

4. Определение структуры работы.

5. Формирование основной части работы.

6. Оформление работы.

7. Представление работы на внутреннее и внешнее  рецензирование.

8. Издание методического продукта.

 

При подготовке методического продукта, используя заимствованный материал, следует делать ссылки на первоисточники. В противном случае это рассматривается как плагиат.

 

6. Общие требования к структуре методического продукта

 

Основные структурные элементы:

1.Обложка

2.Титульный лист

3.Информационный лист (оборот титульного листа)

4.Оглавление (Содержание)

5.Введение/Пояснительная записка

6.Основная часть

7.Заключение

8.Список источников и литературы

9.Приложения

 

 Обложка методической продукции

 

На обложку следует выносить только самые главные сведения об издании:

·        вверху обложки по центру строки возможно указать полное наименование организации (учреждения) либо фамилию и инициалы автора (авторов);

·        по центру обложки нужно поместить заглавие (название);

·        под заглавием можно указать вид методической продукции (пример: методические рекомендации, методическое пособие, из опыта работы, сценарий занятия и т.п.).

·        Допускается художественное оформление обложки.

 

 

 Титульный лист методической продукции

 

На титульном листе размещают основные выходные сведения о печатном издании, необходимые для его библиографической обработки, статистического учета и для информирования потребителя:

1.Полное название организации, информация о ее ведомственной принадлежности (в порядке нисходящей подчиненности);

2.Название методической продукции;

3.Указание на вид методической продукции;

4.Название дисциплины (модуля) (при необходимости);

5.Специальность/профессия и др. (при необходимости);

6.Название издательства;

7.Место издания (название населенного пункта);

8.Год издания.

 

На титульном листе рекомендуется размещать более полную информацию об издании, чем на обложке.

 Информационный лист методической продукции

 

На информационном листе размещают

1.Библиографическое описание в следующей последовательности компонентов описания:

·        заглавие и сведения, относящиеся к заглавию (пример: Активные методы в работе психолога: сборник научных трудов);

·        сведения об ответственности – за косой чертой ( / ) указываются инициалы и фамилия автора, инициалы ставятся перед фамилией (пример: Профориентация / Н. М. Васильева);

·        выходные данные (населѐнный пункт, где издан методический продукт, название издательства, год издания (пример: – Саракташ: МБУДО ЦВР, 2022);

·        физическая характеристика (количество страниц в данном издании, тираж). Например: Колесникова Н. Б. Профильное образование: учитель – ученик. В аспекте педагогического и социологического анализа / Н.Б. Колесникова, С.Н. Фазульянова, Е.В. Полтараднева. – Самара : Центр развития образования, 2015. – 52 с.

 

2. Полные сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество, должность, место работы, квалификационная категория, научная степень; а также информация о других лицах, участвовавших в создании методического продукта (редакторе, корректоре, рецензенте, художнике, фотографе).

3. Аннотация. Кратко указывается какой проблеме посвящается методический продукт, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

 

Оглавление (содержание) методической продукции

 

Понятие «оглавление» используется в моноработах (пример: методическое пособие), понятие «содержание» используется в сборниках (пример: сборник материалов конференции).

Оглавление (содержание) должно включать наименования всех частей, имеющихся в методическом продукте: «Введение», названия всех глав и подглав, «Заключение», «Список литературы», «Приложение», с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала.

Допускается размещение оглавления (содержания) как в начале, так и в конце издания. Если оглавление располагается в начале, то его нужно размещать сразу за титульным листом, если в конце – то после списка литературы.

 

 Введение, основная часть методической продукции

 

Во введении требуется:

обосновать выбор темы методического продукта;

определить актуальность и значимость выбранной темы для науки,

практики, целевой аудитории.

Объем введения может составлять до 5 % всего текста методического продукта.

Основная часть методического продукта может состоять из разделов, из двух и более глав, которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы, пункты.

 

Раздел должен отражать определенный аспект проблемы, подраздел – отдельную часть вопроса. Между разделами должна прослеживаться логика изложения и последовательность перехода от одного раздела к другому.

 

Заключение, список литературы, приложения методической продукции

 

Заключение является завершающей частью содержания методического продукта. Заключение должно содержать выводы, итоги, предложения по использованию полученных результатов, описание практической ценности работы. В заключении не должно быть никакой новой информации, не упомянутой в основной части работы.

Список литературы (библиографический список) должен содержать сведения об источниках, использованных при написании методического продукта. Список можно озаглавить одним из следующих вариантов: «Литература», «Список использованной литературы», «Список использованных источников и литературы».

Если в список включаются все документы по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список нужно озаглавить словом «Литература». Если включается только то, что анализировалось в работе и использовалось в виде заимствований в тексте, то рекомендуется второй вариант заглавия – «Список использованной литературы». Если кроме литературы использовались и другие источники, то применим третий вариант заглавия – «Список использованных источников и литературы».

Дополнительно в работе можно разместить перечень литературы (источников), рекомендуемой для читателей – «Список рекомендуемой литературы (источников)». В любом случае в списке желательно указывать актуальные документы, не позже 5-летней давности издания.

Приложения включают в методический продукт для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а также для обоснования рассуждений и выводов.

 

В зависимости от вида методического продукта повествование можно вести:

·        от первого лица множественного числа («Рекомендуем…», «Исходя из нашего опыта…»)

·        либо от третьего лица («По мнению автора…», «Исследователи отмечают…», «Дается возможность…»).

 

Текст методического продукта должен быть набран в редакторе Word. Рекомендуется сразу настроить инструменты набора текста в компьютере, чтобы потом не тратить время на форматирование. Текст следует набирать с соблюдением технических требований к печатным изданиям.

7. Основные требования к оформлению методической продукции

 

Размер листа формат бумаги А4/А5.

2. Поля (для пружинного или терм переплёта)

левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

3. Шрифт Times New Roman.

Рекомендуемый кегль (для формата А4) – 12 – 14 пт.

4. Абзацный отступ «красной строки» – 1 – 1,25 см.

5. Выравнивание

- основной текст по ширине;

- заголовки по центру;

- эпиграф по правому краю.

6. Номера страниц

- арабскими цифрами;

- внизу страницы;

- выравнивание – от центра.

7. Интервал одинарный, для формата А4

допускается интервал – 1,5

8. Методическая разработка

 

Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации

Методическая разработка должна содержать логично структурированное и подробное описание хода проведения какого-либо занятия, мероприятия; описание поставленных педагогом целей, средств их достижения, элементов современных педагогических технологий или самих технологий обучения и воспитания, ожидаемых результатов; конкретные материалы; методические советы.

Методическая разработка может быть как индивидуальной,

так и коллективной работой.

 

Виды методической разработки

 

·        Разработка конкретного учебного занятия

·        Разработка учебной практики

·        Разработка серии учебных занятий (5 занятий)

·        Разработка серии учебных практик

·        Разработка темы программы

·        Разработка частной (авторской) методики преподавания конкретной дисциплины

·        Разработка общей методики преподавания дисциплин

·        Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания

 

9. Методические рекомендации

 

Методические рекомендации - комплекс предложений и рекомендаций, инструкций, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Они должны раскрывать порядок, логику изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, кураторам групп, руководителям и т.д.). В соответствии с этим регламентируется терминология, стиль изложения, объем методических рекомендаций.

 

В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, как в методической разработке, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Задача методических рекомендаций – популяризация наиболее эффективных, рациональных вариантов действий применительно к определенному виду деятельности.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.

Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.

Виды методических рекомендаций

- методические рекомендации по изучению дисциплины;

- методическое руководство к семинарам (практическим занятиям);

- методическое руководство к лабораторным занятиям;

- методические рекомендации по выполнению курсовых работ,

выпускных квалификационных работ (проектов);

- методические рекомендации по практике;

- методические рекомендации по изучению отдельных разделов

(тем) курса;

- методические рекомендации по организации какой–либо

конкретной деятельности обучающихся.

 

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:

•Выбор актуальной темы.

•Изучение источников по избранной теме.

•Составление плана.

•Накопление фактического материала.

•Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.

•Распределение содержания работы по разделам.

Структура методических рекомендаций

 

 

Методические рекомендации

как вид методической продукции включают:

1.титульный лист;

2.аннотацию, сведения об авторе (авторах);

3.пояснительную записку;

4.содержание;

5.список рекомендуемой литературы;

6.приложения (при необходимости).

 

 

Примерная структура и содержание методических рекомендаций:

Титульный лист - Название методических рекомендаций, автор методических рекомендаций, место, год издания

Аннотация.

Вступительная часть - пояснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа.

Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, преподаватели для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения: методические указания по организации деятельности, примерные варианты реализации рекомендуемого опыта с методическими советами (как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие средства использовать), дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.

Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

Список использованной и рекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).

 

 

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1.На титульном листе должны быть обозначены:

·        название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

·        фамилия, имя, отчество автора;

·        название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

·        название города;

·        год разработки

 

2. Аннотация:

·        суть рассматриваемых вопросов;

·        предназначение методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, педагогам ПОО, зам. директоров ПОО по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

·        источник практического опыта, положенный в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

·        возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

 

3. Пояснительная записка:

·        обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

·        определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы со студентами по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

·        краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе СПО (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисицплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);

·        обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

 

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание».

В числе приложений могут быть:

·        планы проведения конкретных дел, мероприятий;

·        тестовые задания;

·        методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

·        примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

·        методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

·        схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

·        примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Методическое пособие

 

10. Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий накопленный опыт и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

 

Методическое пособие – это теоретическое издание, представляющее собой обширный систематизированный материал; может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы; тезисы первоисточников (нормативно-правовых актов, произведений литературы, периодической печати, справочников и др.)

 

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие должно содержать систематизированный материал, как теоретического, так и практического характера, раскрывающий содержание и отличительные особенности какого-либо направления работы.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

 

Примерная структура и содержание методического пособия:

название;

автор пособия, год издания;

введение или пояснительная записка, в которой формулируются цель и задачи данного пособия, раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия, описываются особенности построения пособия, указывается, на какую конкретную группу работников образования оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать адресату использование данного пособия;

 

 

основная часть, в которой приводятся:

-научно-теоретическое обоснование проблемы, излагаемой в содержании пособия, с ссылками на авторов - теоретиков;

-описание новых методических приемов и форм деятельности или их нового сочетания, систематизация фактического материала, подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, материалами апробации;

-характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к данному вопросу.

дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки), иллюстрирующие практический материал;

•в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями;

 

 

результаты и четкие выводы, логически вытекающие из содержания методического пособия, перспективы дальнейшей работы;

список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных адресату рекомендуемых работ.

 

 

11. Заключение

 

В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план.

    Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретя черты исследовательской деятельности.

Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций.

     Результат деятельности может быть выражен как в освоении педагогом современных методик и технологий обучения, так и в публикациях собственного инновационного опыта. Издание методических пособий, участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классы для других педагогов – все это также характеризует результат методической работы. 

Необходимо помнить, что инновационное поведение – это не приспособление, а максимальное развитие личности, индивидуальности. И от того, насколько педагогические работники сами нацелены на инновационный процесс, насколько компетентны в вопросах нововведений, будет зависеть успешное развитие образовательного учреждения и рост профессионализма педагогического коллектива.

Посредством идей, содержащихся в методической продукции, автор может заинтересовать педагога в повышении профессионализма, побудить его применять передовую практику, инновации в практической деятельности.

И не только стиль изложения материала, но и грамотное оформление методической продукции способствуют восприятию, пониманию и запоминанию его содержания.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Проблемы и перспективы модернизации системы среднего профессионального образования // Актуальные проблемы и перспективные направления инновационного развития экономической науки. 2016. №7. С. 32-37.

2.   Профессиональное развитие педагога в контексте модернизации образования // Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения студентов в сфере социально-гуманитарного образования. 2014. № 3. С. 11-13.

3.   Эффективная методическая работа педагога как один из показателей инновационности образовательного учреждения // Среднее профессиональное образование. 2015. №1. С. 49-51.

4.   К вопросу о профессиональном образовании в России и регионе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №9-6. С. 85-87.

       5.Журнал «Среднее профессиональное образование» №9 2018 г.

Интернет ресурсы

 

·        Виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования

https://infourok.ru/vidi-metodicheskoy-produkcii-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2415674.html

 

·        Классификация и виды методической продукции Словарь-справочник

https://novoorskdc.ucoz.ru/slovar-spravochnik_klassifikacija..pdf

 

·        Методическая подборка для педагога дополнительного образования по теме: «Учебно - методический комплекс к образовательной программе»

http://www.cvrakadem.ru/files/pamyatka_%D0%83mk_doc.pdf

 

·        Методическая продукция и ее виды

https://cdovosh.edu.yar.ru/docum/dlya_pedagogov_doc/metodicheskaya_produktsiya_i_ee_vidi.doc

 

Приложение

«Методическая разработка педагога дополнительного образования» 

 

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

·         разработку конкретного занятия;

·         разработку серии занятий;

·         разработку темы (раздела) образовательной  программы:

·         разработку авторской методики преподавания предмета;

·         разработку общей методики преподавания предмета;

·         разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

·         разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

 

1.     Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2.     Определить цель методической разработки.

3.     Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4.     Составить план и определить структуру методической разработки.

5.     Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

·         определение форм и методов изучения содержания темы;

·         раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;

·         описание видов деятельности педагога и воспитанников;

·         описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения;

·         осуществление связи теории с практикой на занятиях;

·         использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д. 

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.     Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.     Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.     Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4.     Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5.     Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

6.     Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

7.     Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

8.     Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

9.     Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.). 

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. 

 

Методическая разработка темы

     Основная часть может состоять из следующих разделов:

·         характеристика темы;

·         планирование изучение темы;

·         рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

·         Образовательные цели и задачи темы;

·         Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

·         Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

·         Место и роль темы в курсе;

·         Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

·         Дидактический анализ содержания материала;

·         Уровни изучения и усвоения учебного материала;

·         Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки:

·         Название разработки.

·         Название и форма проведения мероприятия.

·         Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.

·         Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

·         Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).

·         Сценарный план, ход проведения мероприятия.

·         Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

·         Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

·         Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

·         Список литературы.

·         Автор разработки, должность, место работы.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Содержание 1. Введение…………………………………………………………………………3 3 2

Содержание 1. Введение…………………………………………………………………………3 3 2

Аннотация В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции

Аннотация В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции

Ни для кого не секрет, что реалии образования меняются быстрее, чем разрабатываются и переиздаются методические пособия, рекомендации и учебники по дисциплинам профессионального цикла

Ни для кого не секрет, что реалии образования меняются быстрее, чем разрабатываются и переиздаются методические пособия, рекомендации и учебники по дисциплинам профессионального цикла

Виды методической продукции · методические разработки · методические рекомендации · методические указания · методическое пособие · учебное пособие · электронный учебник/электронное учебное пособие · опорный…

Виды методической продукции · методические разработки · методические рекомендации · методические указания · методическое пособие · учебное пособие · электронный учебник/электронное учебное пособие · опорный…

Примерами могут служить тематическая подборка материала (текстового, наглядно-иллюстративного), иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики), видеоролики и другие

Примерами могут служить тематическая подборка материала (текстового, наглядно-иллюстративного), иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики), видеоролики и другие

Этапы работы по созданию методического продукта 1

Этапы работы по созданию методического продукта 1

При подготовке методического продукта, используя заимствованный материал, следует делать ссылки на первоисточники

При подготовке методического продукта, используя заимствованный материал, следует делать ссылки на первоисточники

На титульном листе размещают основные выходные сведения о печатном издании , необходимые для его библиографической обработки, статистического учета и для информирования потребителя: 1

На титульном листе размещают основные выходные сведения о печатном издании , необходимые для его библиографической обработки, статистического учета и для информирования потребителя: 1

Аннотация. Кратко указывается какой проблеме посвящается методический продукт, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна

Аннотация. Кратко указывается какой проблеме посвящается методический продукт, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна

Список литературы (библиографический список) должен содержать сведения об источниках, использованных при написании методического продукта

Список литературы (библиографический список) должен содержать сведения об источниках, использованных при написании методического продукта

Интервал одинарный, для формата

Интервал одинарный, для формата

В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, как в методической разработке, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик , выработанных…

В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, как в методической разработке, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик , выработанных…

Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций

Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций 1

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций 1

СПО (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисицплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т

СПО (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисицплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т

Методическое пособие должно содержать систематизированный материал, как теоретического, так и практического характера, раскрывающий содержание и отличительные особенности какого-либо направления работы

Методическое пособие должно содержать систематизированный материал, как теоретического, так и практического характера, раскрывающий содержание и отличительные особенности какого-либо направления работы

Заключение В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план

Заключение В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план

ЛИТЕРАТУРА 1. Проблемы и перспективы модернизации системы среднего профессионального образования //

ЛИТЕРАТУРА 1. Проблемы и перспективы модернизации системы среднего профессионального образования //

Методическая подборка для педагога дополнительного образования по теме: «Учебно - методический комплекс к образовательной программе» http://www

Методическая подборка для педагога дополнительного образования по теме: «Учебно - методический комплекс к образовательной программе» http://www

Тщательно подойти к выбору темы разработки

Тщательно подойти к выбору темы разработки

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным

Методическая разработка темы

Методическая разработка темы

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023