«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»
Оценка 4.6

«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
другое +1
Взрослым
09.10.2024
«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»
Данная тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии» предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует ФГОС по всем специальностям специалистов со средним медицинским образованием, профессиональному стандарту. Предполагает теоретическое изучение и отработку навыков оказания помощи в экстренных состояниях при аллергических реакциях на практическом занятии. Контроль знаний проводится на всех этапах занятия (материалы прилагаются). Обучение по данной теме предполагает использование современных образовательных технологий и активных методов обучения и современных технических средств (проблемная лекция, интернет-технологии, электронной коммуникации), научно-обоснованного дидактического материала. Демонстрационный материал должен визуализировать тему. Подготовка к данной теме учитывает обзор ЭОР, видеоматериалов и учебной литературы.
Метод Аллерг.docx

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

теоретического занятия

 

 

Тема:

«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»

 

 

Дисциплина:

НП

Цикл обучения:

Все

Программа ДПО:

Повышение квалификации / Профессиональная переподготовка

Специальность:

Сестринское дело / Лечебное дело

Контингент:

Специалисты со средним медицинским образованием

 

 

Автор:

Преподаватель ДПО СПб ГБУ «ЦПО СМП» Арбузова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____ от «___»___20___ г.

Председатель ЦМК _______________

Методический совет ______________

Протокол № ____ от «___»___20___ г


 

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….. .3 стр.
  2. Цели занятия ……………………………………………………………………. 3 стр.
  3. Требование к знаниям и умениям …………………………………………….. 4 стр.
  4. Оптимизация знаний …………………………………………………………… 5 стр.
  5. Список литературы ……………………………………………………………... 6 стр.
  6. План занятия …………………………………………………………………….. 7 стр.
  7. Этапы занятия……………………………………………………………………. 8 стр.
  8. Приложение………………………………………………………………………..9 стр.

Приложение 1 (задание для самоподготовки слушателей)..…………………...9 стр.

 

Приложение 2 (вопросы исходного уровня )…………………....………………10 стр.

 

Приложение 3 (Итоговый контроль: тестовые задания)..……………………………………………...............................................11 стр.

 

Приложение 4 (тезисы)……………………………………………………………13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Данная тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии» предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует ФГОС по всем специальностям специалистов со средним медицинским образованием, профессиональному стандарту. Предполагает  теоретическое изучение и отработку навыков оказания помощи в экстренных состояниях при аллергических реакциях на практическом занятии.       Контроль знаний проводится на всех этапах занятия (материалы прилагаются).

Обучение по данной теме предполагает использование современных образовательных технологий и активных методов обучения и современных технических средств (проблемная лекция, интернет-технологии, электронной коммуникации), научно-обоснованного дидактического материала. Демонстрационный материал должен визуализировать тему. Подготовка к данной теме учитывает обзор ЭОР, видеоматериалов и учебной литературы.

 

Вид занятия

Тип занятия

Время

(мин)

Место проведения занятия

Теоретическое

Проблемная лекция

Вебинар

90

Интернет платформа Pruff.me.ru

 

 

 Освоение материалов  «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии» помогает обучающимся в формировании способности самостоятельно выявить угрожающее состояние, своевременно вызвать специалистов и оказать первую помощь. Дать обучающимся современные знания об особенностях иммунных процессов, развивающихся в результате повторного контакта с аллергеном, опасно нарастающих неотложных состояниях, их этиологии, патогенезе, клинической картине и, что очень важно, профилактике. Именно поэтому темы «Неотложной помощи» остаются актуальными и востребованными.

Организация и совершенствование  качества первой помощи в работе медицинской сестры улучшит качество оказания медицинской помощи пациентам различных  ЛПУ, а также поможет в оказании помощи пострадавшим вне медицинского учреждения. Основной задачей является повышение профессионального уровня знаний и навыков оказания помощи пациентам.                                                                                                                                          В приложении методической разработки представлены: тезисы лекции, контролирующие материалы (вопросы исходного уровня знаний и тестовые задания). Занятие проводится с использованием ТСО – компьютерная презентация, которая содержит иллюстративные материалы.

 

2.Цели занятия.

Дидактическая: приобретение актуальных знаний по неотложной помощи при острых аллергических состояниях, необходимых в практической деятельности медицинского работника среднего звена для проведения оценки состояния больного и своевременно оказанной неотложной помощи. 

Развивающие - способствовать формированию:

1.      Углубленных знаний в области основ оказания первой помощи в неотложных  

      состояниях.

2.  Формирование умений и навыков оценки клинического состояния больного и

     применения первичных правил оказания первой помощи с учетом механизмов

     развития заболевания.

            3. Сбор основных сведений анамнеза с целью передачи информации диспетчеру

    скорой помощи.    

             4. Изучение методов оказания экстренной помощи детям при острых аллергических реакциях и заболеваниях.

Воспитательная: совершенствование профессионально значимых качеств личности таких, как организованность, внимательность, пунктуальность, уверенность в себе, моральная ответственность, дисциплинированность.

 

 

3.Требования к знаниям слушателей:

Слушатели должны знать:

1.      Основы взаимодействия со службами скорой медицинской помощи.

2.      Современные представления об иммунном ответе на контакт с аллергеном, этиологии, патогенезе, клинических особенностях, диагностике, профилактике и основах лечения наиболее часто встречающихся проявлений заболеваний и остро нарастающих жизнеугрожающих синдромов.

3.      Этиологию, патогенез, клинические особенности течения острых аллергических реакций и заболеваний; методику оказания первой помощи.

4.      Основные критерии и принципы оценки функций жизнеобеспечения при неотложных состояниях, в том числе угрожающих жизни.

5.      Тактику медицинского работника при экстренно нарастающих проявлениях заболеваний аллергического характера. Оценки эффективности проводимых мероприятий, возможность приема пациентом ранее используемых лекарственных средств.

 

 

Профессиональные компетенции:

 

1.      Тактику  медицинского работника среднего звена и основы первой помощи    

 при неотложных состояниях, аллергического характера.

2.     Тактика оказания экстренной помощи и госпитализации.

3.     Симптомы, синдромы жизнеугрожающих состояний при аллергических реакциях и

         заболеваниях.

4.     Принципы выявления приоритетного синдрома при экстренно развивающейся 

        симптоматике, стабилизации состояния и взаимодействие с пациентом и участниками

        лечебного процесса.

 


4.Оптимизация знаний:

Методы обучения

Оснащение занятия

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Выход

Вход

Выход

Вход

-Проблемно – развивающий

-Объяснительно – иллюстрированный

-Алгоритмизированный

-Интернет-коммуникация

- Визуализация

- Рефлексия

 

-ТСО (компьютерная презентация, тесты квиз-опроса для работы он-лайн).

- Интернет- платформа (ЭОР)

-Конспект

-Папка с иллюстрационными материалами (рисунки, схемы, таблицы).

-Папка с контролирующими материалами.

 

Цикл: « ».

 

Практическая деятельность:

-Алгоритмы оказания первой помощи при острых проявлениях аллергии:

-крапивнице

- поллинозе

- отеке Квинке

- Алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при бронхиальной астме и ее возможные варианты течения (астматический статус)

- Алгоритм первой медицинской помощи при анафилаксии и тактика возможной профилактики у пациентов группы риска

-Алгоритм оказания первой помощи при ОДН (включая классификацию причин, ее вызвавших).

Биоэтика

Основы права

Анатомия и физиология

Иммунология

Отоларингология

Терапия

Хирургия

Кардиология

Неврология

Эндокринология

Гематология

Медицина катастроф

Травматология

Сестринское дело

Психология

Охрана труда

Практическое занятие по данной теме.

-«НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»:

Тема 1.2: Базовые реанимационные мероприятия.

Тема 2.2:Травмы.Раны. Возможные осложнения.

Тема 2.5:Неотложные состояния при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.

 Тема 2.7:Особенности оказания помощи детям(в том числе остром ларинготрахеите, стенозе у детей)

 

-Темы ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА «НП»

5.Список литературы.

Основная

литература для

преподавателей

Дополнительная литература для преподавателя

Основная литература для слушателей

Дополнительная литература для слушателей

1

Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАФИЛАКТИЧЕСКОМУ ШОКУ, Минздрав РФ, 2020г.

Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

Клинические рекомендации (протоколы) оказания скорой медицинской помощи.

https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

 

 

 

 

Конспект лекции

 

2

 

Клинические рекомендации (протоколы) оказания скорой медицинской помощи.

https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

 

«Скорая и медицинская помощь». Краткое руководство. А.Г. Мирошниченко, ВВ Руксина, В.М.Шайтор, М, ГЭОТАР, 2010


6.План занятия.

Ход занятия

Время

1

Вступительная часть:

5 мин

 

Организационный момент. Формулировка темы и ее обоснование.. Определение цели и задач.

5 мин

2

Основная часть занятия.

 70мин

 

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

5 мин

Изложение материала. Обоснование проблематики изучаемого материала:

оказание первой помощи при аллергических реакциях легкого и тяжелого вариантов течения, особенности работы и медицинской тактики при:

- крапивнице

- поллинозе

- отеке Квинке

- бронхиальной астме

- анафилактическом шоке

- профилактике провокации острого приступа при аллергических

  заболеваниях

-тактика оказания первой медицинской помощи пациенту с ОДН.

65 мин

 

Обмен информацией с аудиторией, обоснование понимания правил оказания первой помощи, госпитализации, в практических алгоритмах, обмен опытом с комментариями преподавателя

 

3

Подведение итогов:

15 мин

 

Итоговый контроль знаний (тестовый контроль: квиз-опрос)

10 мин

 

Подведение итогов обобщение пройденного материала

2 мин

 

Задание для самоподготовки к практическому занятию (координация их переемственности в справочных материалах, высылаемых на эл. Почту)

3 мин

 

Всего

 90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Этапы занятия

Этапы занятия

Время

мин

Деятельность

преподавателя

Деятельность слушателя

Цель деятельности

Методическое обеспечение

1

Организационный момент

2

Приветствует слушателей, активизация внимания

Отвечают, готовятся к занятию

Организация обучающего пространства

Журнал, рабочие тетради, книги, опрос, контроль присутствия

Формулировка темы и ее обоснование

3

Объявляет тему, актуализирует ее значимость

Слушают, записывают

Сформировать учебную мотиввацию

ТСО, интернет- платформа для вебинара, презентация

 

2

Контроль исходного уровня знаний

5

Задает вопросы, предлагает на них ответить

Отвечают

 

Определить уровень базовых знаний

Вопросы для фронтального опроса слушателей,

Приложение 2

Изложение материала

65

Излагает новую тему, обозначает проблему, задает вопрос, корректирует ответы Демонстрирует рисунки, схемы, таблицы, презентацию, отвечает на вопросы.

Внимательно слушают, анализируют, спрашивают и отвечают .

Приобретение актуальных знаний по неотложной помощи при острых аллергических состояниях, систематизировать знания.

ТСО, ЭОР Дидактический, методический материал

Демонстрационный материал (презентация и пр.).

3

Контроль усвоения материала (решение тестовых заданий)

10

Предлагает ответить на тесты, запускает квиз-опрос

Отвечают.

Корректирую ответы слушателей.

 

Определить уровень усвоения знаний

Тестовые задания

Приложение 3

Подведение итогов

2

Делает выводы, подводит итоги, подчеркивает +/-

Слушают, записывают.

Обобщение пройденного материала

Алгоритмы, схемы, выводы

Задание для самоподготовки к практическому занятию

3

Задает задания на дом.

Записывают, фиксируют. Задают вопросы.

Самоподготовка, самообразование, самоконтроль, подготовка к практике

Список литературы, задания для самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Приложение 1

к методической разработке

 

Тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии».

 

Задание для внеаудиторной работы.

 

Цель: самостоятельная подготовка к практической деятельности.

 

Задание для самоподготовки:

 

  • Изучить специальную литературу (см. конспект лекций и список литературы ниже по тексту).
  • Заполните таблицу 1 - по изучаемой теме:

 

Таблица 1

 

Основные вопросы по теме

Знаю ответ

Источник

Хочу узнать на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для самоподготовки:

1. МЗСР РФ Приказ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при  

     которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой

     помощи».

2.      Клинические рекомендации. Анафилактический шок. Взрослые, дети. Минздрав РФ

2020 г.

3.Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с

      соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

4. Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с

      соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

5. . https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-

      rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

6. «Скорая и медицинская помощь». Краткое руководство. А.Г. Мирошниченко, ВВ

    Руксина, В.М.Шайтор, М, ГЭОТАР, 2010

                                                                                                                    

 

 

 

                                                                                                                      Приложение 2

к методической разработке

 

 

 

Тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии».

.

 

Вопросы для исходной оценки уровня знаний слушателей:

 

Верно ли утверждение, что:

1.      Аллергия  — повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.)  (+)

2.      Аллергические реакции немедленного типа развиваются примерно через               15-20 мин. (+)

3.      Способствуют развитию аллергии психоэмоциональные перегрузки, гиподинамия, нерациональное питание, большое количество разнообразных аллергенов. (+)

4.      Большая часть аллергенов попадает в организм извне, это - бытовые аллергены, с которым человек контактирует в быту, инфекционного происхождения, растительного происхождения, пищевые аллергены и др.(+)

5.      В развитии аутоаллергии имеют значение токсические вещества, накапливающиеся в организме. (+)

6.      Пути поступления аллергенов в организм: ингаляционный, контактный (через кожу и слизистые), через рот и парентерально – непосредственно в кровяное русло. (+)

7.      Сыпь при крапивнице проходит бесследно при нормальном течении болезни, достаточно назначенных антигистаминных средств  (+)

8.      Наиболее тяжелым проявлением поллиноза является бронхиальная астма(+ один из вариантов)

9.      В ряде случаев при отеке Квинке зуд может отсутствовать  (+)

10.  Анафилактический шок тяжелейшее проявление аллергической реакции немедленного типа. (+)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

                                                                                                                      Приложение 3

к методической разработке

 

Тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии».

 

Тестовые задания для итоговой оценки  усвоения знаний слушателями:

 

Выберете правильный ответ:

 

 1. Тяжелейшее проявление аллергической реакции немедленного типа:
а) отек Квинке
б) крапивница                                                                                                                                                         в) сывороточная болезнь
г) анафилактический шок

 

2. До прихода врача при анафилактическом шоке для медсестры важно выполнить:

        а) прекратить введение аллергена, придать положение телу пациента, доступ свежего воздуха, сохранить венозный доступ                                                                                                                                  б) самостоятельно ввести адреналин
в) закапать адреналин под язык  

                                                                                                      

3.Оказание неотложной помощи при анафилактическом шоке необходимо начинать с введения:
а) гормонов
б) адреналина                                                                                                                                                        в) антигистаминных препаратов

4. При задержке с венепункцией при анафилактическом шоке, на этапе неотложной помощи следует:
а) выполнять терапию только антигистаминными средствами                                                                            б) ввести гормоны, этого достаточно                                                                                                                                                        в) не теряя времени ввести назначенный адреналин внутримышечно

 

5.Клинические проявления отека Квинке с распространением на гортань:
а) отек лица, затрудненное дыхание, осиплость голоса
б) отек конечностей, боли в области сердца                                                                                                                                           в) потеря сознания, повышение АД

 

6.При отеке Квинке, медсестра до прихода врача должна:
а) приложить холод к месту укуса
б) ввести самостоятельно антигистаминные препараты                                                                                                                                                         в) уложить с пациента с приподнятым головным концом

 

7.Для приступа бронхиальной астмы характерно:
а) шумное дыхание                                                                                                                                                                       б) инспираторная одышка
в) экспираторная одышка      

 

8. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы начинается с:

        а) самостоятельной 50% оксигенотерапии
б) вызова врача, применение сальбутамола в аэрозоли  карманного ингалятора пациента
в) самостоятельного введения эуфиллина 2,4% в/в                                                                                                        

 

9.Астматический статус - это:
а) ухудшение состояния при бронхиальной астме, когда приступ не купируется в течение суток
б) предрасположенность к аллергическим заболеваниям
в) констатация врачом наличия бронхиальной астмы у пациента

10.Острая дыхательная недостаточность - это:
а) нехватка воздуха в душном помещении                                                                                                        б) состояние при котором система дыхания не способна обеспечить поступление кислорода и выведение углекислого газа, характеризующееся быстрым прогрессированием
в) типичное состояние стресса

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов:

 1- г, 2- а,  3- б,  4- в,  5-а,  6- а, 7-в ,  8-б ,  9-а,  10- б.

 

Критерии оценки:

v  10-7 правильных ответов – зачет,

v  менее 6 – не зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к методической разработке

      

 

 

Тезисы лекции.

Тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе

              бронхиальной астмы, анафилаксии».

 

Аллергия (allergia; греч. allos другой + ergon действие) — повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды (химических веществ, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов и др.), называемых аллергенами. Приводит к развитию аллергических реакций (различного типа) и аллергических болезней, среди которых особенно часто встречаются бронхиальная астма, поллинозы, крапивница, контактные дерматиты отек Квинке, анафилактический шок.

Широкое распространение аллергии, связано с загрязнением окружающей среды выхлопными газами, выбросами отходов промышленного производства, с увеличивающимся применением антибиотиков и других лекарственных средств; бурным развитием химической промышленности, в результате чего появилось большое количество синтетических материалов, красителей моющих средств и других веществ, многие из которых являются аллергенами.

Способствуют развитию аллергии психоэмоциональные перегрузки, гиподинамия, нерациональное питание, большое количество разнообразных аллергенов.

Аллергенами могут быть различные соединения. Все они делятся на две группы:

·         Одни из них попадают в организм извне - экзогенные аллергены.

·         Другие образуются в самом организме - эндогенные аллергены, или аутоаллергены (см. таб. №1).

Таблица №1

Основные виды аллергенов.

Экзогенные аллергены

(попадающий в организм извне).

Экзогенные аллергены

(аутоаллергены)

1.Бытовые аллергены, с которым человек контактирует в быту (домашняя пыль, шерсть животных, перхоть и т.п.)

2.Инфекционного происхождения (бактерии и вирусы, гельминты, грибковые).

3.Растительного происхождения (пыльца растений, трав, цветов).

4.Пищевые аллергены, представляющий собой компонент пищевого продукта или специально изготовленный из него препарат.

5.Лекарственные аллергены, представляющий собой лекарственное средство или какой-либо его компонент.

6.Промышленные аллергены, представляющие собой вещества, входящие в состав исходного, промежуточного или конечного продукта промышленного производства.

7.Косметического и химического производства.

1.Токсические вещества, накапливающиеся в организме.

2. Некроз тканей организма.

3.Чужеродные ткани.

 

Пути поступления аллергенов в организм:

1.            Ингаляционное поступление аллергена – через верхние дыхательные пути.

2.            Контактное поступление аллергена – через кожу и слизистые.

3.            Пероральное поступление аллергена – через ЖКТ.

4.            Парентеральное поступление аллергена – непосредственно в кровяное русло.

 

 

В ответ на внедрение в организм аллергена возникают аллергические реакции. Аллергическая реакция — общее название клинических проявлений повышенной чувствительности организма к аллергену (определяется временем, прошедшим после воздействия аллергена на организм). Любой раздражитель оказывает двоякое действие на организм: специфическое и неспецифическое. Аллерген (антиген) не является исключением:

·               Специфическое действие, связано с качеством раздражителя, его способностью вызывать строго определенные изменения в организме. Действие аллергена направлено на иммунную систему, имеющую соответствующие рецепторы. Иммунная система отвечает на аллерген определенной реакцией в соответствии с внутренними закономерностями функционирования по той программе, которая заложена в ней (такая реакция встречается чаще всего).

·               Неспецифическое действие — следствие способности раздражителя приводить к нарушению равновесия в системе независимо от того, где оно вызывается.

Таким образом, действие аллергенов будет определять тип аллергической реакции, они могут быть как специфические, так и неспецифические (псевдоаллергические, неиммунологические).

 

Существуют различные классификации аллергических реакций. Наибольшее распространение получила классификация, предложенная Куком (1947):

1.            Аллергическая реакция замедленного типа - развивающаяся в течение 24—48 часов после воздействия специфического аллергена при непосредственном его местном контакте. К ней относят: контактный дерматит, инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, ринит, аллергический конъюнктивит. Требует выявления аллергена, устранения его и антигистаминного лечения.

2.            Аллергическая реакция немедленного типа — развивающаяся через 15—20 мин после воздействия специфического аллергена, в возникновении аллергии основная роль принадлежит взаимодействию аллергена с аллергическими антителами (вторичное введение в организм аллергена высокой концентрации и в большом количестве). К ней относят: атопический дерматит и бронхиальная астма, анафилактический шок, отек Квинке, поллиноз, аллергический ринит, крапивницу.

3.            Аллергическая реакция перекрёстная (на перекрестно-реагирующие (общие) антигены).

4.            Аллергическая реакция системная (проявляющаяся наиболее ярко в какой-либо системе органов).

Аллерген как причина аллергического заболевания действует на организм в определенных условиях, которые могут либо усугублять его действие, что приводит к развитию заболевания, либо затруднять его, тем самым не допуская возникновения заболевания. Условия могут быть внешними (количество аллергена, длительность и характер его действия) и внутренними (представлены в обобщенном виде реактивностью организма).

 

Аллергические заболевания — группа заболеваний, обусловленных повышенной чувствительностью организма к экзогенным аллергенам. К числу аллергических заболеваний относят:

1.            Заболевания легкого течения: крапивница, поллиноз, аллергический ринит, пищевая аллергия, дерматиты.

2.            Заболевания тяжелого течения: анафилактический шок, бронхиальная астма, отек Квинке, тяжело протекающие дерматиты.

3.            Профессиональные аллергические заболевания развиваются при производственном контакте с так называемыми промышленными аллергенами.

Рассмотрим более подробно некоторые заболевания, требующие оказания доврачебной помощи (см. таб. №2).

Таблица №2

Аллергические заболевания

Течения

Аллергические заболевания

Клинические проявления

Неотложная помощь

Легкого течения

1.Крапивница (urticaria) — заболевание, характеризующееся быстрым появлением на коже более или менее распространенных зудящих высыпаний, как правило, волдырей.

Характеризуется мономорфной сыпью, первичный элемент которой — волдырь. Заболевание начинается внезапно с сильного зуда кожи различных участков тела, иногда всей его поверхности. Вскоре на зудящих участках появляются гиперемированные высыпания, выступающие над поверхностью кожи. Отмечается экссудация в центре отека. Сыпь проходит бесследно при нормальном течении болезни.

·      Устранить аллерген.

·      Требует лечения и профилактик (под наблюдением врача).

Для лечения применяют антигистаминные средства и гормонотерапию.

2.Поллиноз (pollinosis; лат. pollen, pollinis пальца + -ōsis; синонимы: сенная лихорадка, сенной насморк, пыльцевая аллергия) — аллергическое заболевание, вызываемое пыльцой растений, с преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей и глаз.

Проявляется виде аллергического ринита и конъюнктивита. Начало острое. Конъюнктивит сопровождается ощущением «запорошенности глаз песком», зудом, отеком век, слезотечением и светобоязнью. Для ринита характерна триада симптомов: изнуряющие приступы чиханья, затрудненное носовое дыхание и профузный насморк с жидким обильным отделяемым.

В патологический процесс могут вовлекаться слизистые оболочки гортани, носоглотки и слуховой (евстахиевой) трубы. Наиболее тяжелым проявлением П. является бронхиальная астма. У ряда больных возникают кожные проявления П. в виде крапивницы, Квинке отека, атонического и контактного дерматитов.

·      Устранить аллерген.

·      Требует лечения и профилактик (под наблюдением врача).

Для лечения применяют антигистаминные средства и гормонотерапию.

Тяжелого течения

1.Отек Квинке - острый, внезапно развившийся, ограниченный отек кожи и подкожной клетчатки и (или) слизистых оболочек

Остро возникающим локальным отеком кожи, подкожной клетчатки и слизистых оболочек. Чаще наблюдается отек тканей лица, тыльной поверхности кистей и стоп. В области отека кожа обычно бледная или бледно-розовая, зуд в большинстве случаев отсутствует. Наиболее опасным является отек гортани. У больного внезапно появляются беспокойство, бледность или синюшность лица, затрудненное дыхание, иногда кровохарканье. При осмотре полости рта выявляется отек мягкого неба, язычка и небных миндалин, при ларингоскопии отмечается отек надгортанника и слизистой оболочки гортани.

·      Прекратить действие аллергена.

·      Ввести гормоны и антигистаминные средства.

·      При распространенном отеке – адреналин.

·      При необходимость начать СЛР.

·      Госпитализация.

2.Бронхиальная астма (asthma bronchiale; греч. asthma тяжелое дыхание, удушье)

Приступ удушья с затрудненным выдохом (экспираторная), нарастающая одышка в покое, акроцианоз, повышенная потливость,одутловатое лицо, напряженные вены шеи, аускультативно – сухие жужжащие хрипы по все поверхности легких. В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура. Положение вынужденное. АД повышено, пульс частый.

·      Начать инголяции (с помощью небулайзера или инголятора).

·      Ввести эуфиллин 2,4% - 10мил.

·      Гормонотерапия (преднизолон, дексаметазон).

·      Оксигенотерапия 50% кислородом.

Асматический статус

Опасное для жизни состояние. Сопровождается нарастающей ОДН и ухудшением общего состояния. Плохо купируется лекарственными препаратами. Приводит к развитию комы.

·      Все выше перечисленное в увеличенных дозировках и в/в - капельно.

·      При коме: срочная интубация, ИВЛ, ЗМС.

·      Транспортировка в стационар на боку.

3.Анафилактический шок - аллергическая реакция немедленного типа, возникающая при повторном введении в организм аллергена.

Различают два варианта течения:

1.По типу бронхоспазма.

2.По типу ОССН.

Однако общим является:

Снижение АД, пульс растет, нитевидный, температуры падает, нарушение ЦНС (утрата сознания), угнетение дыхательного центра. Быстро приводит к летальности.

·      Прекратить введение аллергена и придать положение больному.

·      Обеспечить доступ к вене и начать введение адреналина.

·      100% кислород.

·      Приготовить противошоковую укладку (адреналин, преднизолон, физиологический раствор, дофамин, супрастин, капельница).

·      При необходимости начать СЛР.

·      Госпитализировать.

·      Важно помнить о профилактике шока (сбор анамнеза, подготовка к лечению и введение лекарств через катетер).

 

Анафилактический шок- наиболее тяжёлая форма аллергической реакции немедленного типа, развивающаяся в результате повторного контакта с аллергеном и характеризующаяся острым расстройством центрального и периферического кровообращения с резким уменьшением кровоснабжения органов и тканей и выраженными метаболическими сдвигами, приводящими в конечном итоге к гибели клеток.

Наиболее частыми причинами анафилактического шока (далее – АШ) служат:
1. лекарственные средства: антибиотики, НПВС и др.;
2. пищевые аллергены: орехи, рыба, фрукты и др.;
3. вещества, попадающие в организм при ужалениях насекомыми;
4. аллергены, используемые в быту (бытовые химикаты и т.д).

В зависимости от доминирующей клинической симптоматики выделяют следующие разновидности анафилактического шока:
1. Типичный вариант.
2.  Гемодинамический (или коллаптоидный) вариант - больные, у которых на первый план выступают гемодинамические расстройства.
3.  Асфиктический вариант - в клинике преобладают симптомы ОДН.
4.  Церебральный вариант - преобладают симптомы поражения ЦНС.
5.  Абдоминальный вариант — на первый план выступают симптомы со стороны органов брюшной полости.
6.  Молниеносная форма.

Однако общим является:
Снижение АД, пульс растет, нитевидный, температура падает, нарушение ЦНС (утрата сознания), угнетение дыхательного центра.
Быстро приводит к летальности.

Основная цель неотложной помощи на догоспитальном этапе - это оказание минимально достаточного объёма помощи, без которого жизнь пострадавшего остаётся под угрозой !!!

По тяжести течения выделяют следующие степени анафилактического шока:
1.Легкую степень шока, при которой продромальный период составляет более 10 минут.
2.Среднюю степень тяжести, при которой продромальный период составляет не более 10 минут.
3.Тяжелую и крайне тяжелую степень, при которых продромальный период не превышает 3 минут.

N.B. При этом доза аллергена в развитии тяжести анафилактического шока решающего значения не имеет, а зависит от времени продромального периода и скорости развития клинических проявлений. Также нельзя забывать, что течение анафилактического шока иногда бывает двухфазным, когда после некоторого улучшения состояния вновь развиваются гемодинамические нарушения.
АШ представляет непосредственную угрозу жизни пациента и  требует оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме!

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:
1.Прекратить введение аллергена и вызвать врача
2.Обеспечить проходимость дыхательных путей, свежего воздуха
3.Придать положение больному: с приподнятыми под углом 20° нижними конечностями
4.!!!Обеспечить доступ к вене, начав в/в введение изотонического раствора натрия хлорида                                                                                                                                                 5.К приходу врача приготовить:
- адреналин (эпинефрин)
1 мг  в 20 мл изотонического раствора для в/в введения
!!!При задержке с венепункцией  адреналин 0,5 мг вводится в латеральную мышцу бедра(дозировки лекарств - для взрослых) .
                                      6. Приготовить гормоны (преднизолон 90-120 мг, гидрокортизон 125-250мг), физ. раствор, капельницу
7.Антигистаминные препараты
8.Оксигенотерапия.
9.При необходимости начать СЛР
10.После стабилизации состояния -госпитализировать.

ice_screenshot_20240423-170114.png

 

 




 

Важно помнить о профилактике шока!!!

При начальном осмотре на догоспитальном этапе следует осуществить:
1.Оценку уровня сознания.
2.Оценку проходимости дыхательных путей по наличию стридора, диспноэ, свистящего        дыхания, одышки или апноэ.
3.Оценку кровообращения (измерение АД,ЧСС, пульса). Снижение АД на 30-50 мм рт.ст. от исходного (при известном исходном АД) расценивают как признак анафилактического шока. При тяжёлом течении АД не определяется.
4.Осмотр кожных покровов и слизистых оболочек (бледные, синюшные, наличия эритемы, сыпи, отёка, симптомов ринита и конъюнктивита), SatO2
5.Осмотр ротоглотки (отёк языка, мягкого нёба), оценка глотания.
6.При малейшей возможности снятие ЭКГ.

Сбор аллергологического анамнеза (у пациента, членов его семьи, очевидцев произошедшего):  
-Были ли в анамнезе аллергические реакции?
-Что их вызывало?   Бытовые, пыльцевые, пищевые аллергены,
  лекарственные средства, укусы насекомых и др.
-Как проявлялись аллергические реакции? В виде высыпаний на
  коже, с зудом или без, приступов затрудненного дыхания или
  удушья, отечности губ, век, лба, щек, стоп, и т. д., осиплости
  голоса, падения АД или похолодевших конечностей.
-Что предшествовало аллергической реакции на этот раз
  (продукты питания, не входящие в обычный рацион,
  лекарственные средства, укусы насекомых, введение
  рентгеноконтрастных преп-ов, вакцин, контакт с латексом, т п.)?
-Эффективность предшествующей терапии (в том числе
  антигистаминных препаратов, глюкокортикоидов, эпинефрина).                                                                        
-Имеется ли у больного профессиональный контакт с
  потенциальными аллергенами  и какими?

ТАКТИКА :
1. Анафилактический шок — абсолютное показание к доставке в стационар и  госпитализации больных в отделение реанимации и интенсивной терапии, минуя приемное отделение (стационарное отделение скорой медицинской помощи).
2.         Медицинская эвакуация должна осуществляться при динамическом наблюдении (каждые 5-10 мин.) с оценкой уровня сознания, дыхания, АД, пульса, SatO2, ЭКГ-мониторированием.

СМП:
-При развитии асфиксии необходимо обеспечить готовность к
  осуществлению и проведению реанимационных мероприятий.
-Показан вызов специализированной выездной бригады скорой
  медицинской помощи анестезиологии-реанимации при тяжелых
  формах течения АШ в случае, когда квалификация медицинского
  работника или оснащение автомобиля скорой медицинской
  помощи не позволяют обеспечить оказание скорой медицинской
  помощи в необходимом объеме.
-Необходимо предупредить  стационар о доставке тяжелобольного.
 (В сопроводительном листе необходимо обязательно указать:
  паспортные данные, причину анафилактической реакции и время
  ее возникновения, оказанную помощь с указанием времени
  введения препарата и дозы.)

 
Острая дыхательная (респираторная) недостаточность
 (ОДН) – быстро нарастающее (время развития несколько минут/дней) тяжелое патологическое состояние больного, обусловленное несоответствием системы внешнего дыхания метаболическим потребностям организма для поддержания нормального парциального напряжения кислорода и углекислого газа в артериальной крови, или оно достигается за счет усиленной работы систем дыхания и кровообращения, что приводит к снижению и последующему истощению функциональных возможностей организма.

Основные причины:
1.Нарушение проходимости дыхательных путей при западении языка, обструкции дыхательных путей инородным телом, отек гортани, выраженном ларингоспазме, отеке, опухоли, гематоме, хронической обструктивной болезни легких, бронхиальной астме.
2.Респираторный дистресс синдром («шоковое легкое»), пневмония, пневмосклероз, эмфизема, ателектазы, тромбоэмболии ветвей легочных артерий, жировая эмболия, эмболия околоплодными водами, сепис, анафилактический шок.
3.Экзо- и эндогенные интоксикации (опиатами, барбитуратами), травмы и заболевания головного, спинного мозга, судорожный синдром, миастения и др.
4.Травмы грудной клетки и живота.

Клинические проявления ОДН
 Клиническая характеристика расстройств легочного газообмена нередко затруднена. Обычно наблюдаются:
 -нарушения сознания (спутанность, заторможенность вплоть до комы или возбуждение); см. шкалу ГЛАЗГО;
 - одышка или удушье (увеличение частоты дыхания: ЧД более 24 в1 мин. является признаком ОДН; ЧД 27±5 в 1 мин. указывает на тяжелую ДН; при крайне тяжелой ОДН ЧД превышает 35 в 1 минуту; ЧД 12 и менее является предвестником остановки дыхания.
  -цианоз кожи и слизистых оболочек;
 - повышенная потливость;
 - тахикардия или сердечные аритмии;
 - артериальная гипертензия;
 - артериальная гипотензия (в очень тяжелых случаях).
 При острой гипоксемической дыхательной недостаточности клинические острый дефицит О2 в тканях, вызывает нарушение клеточного метаболизма и может приводить к необратимым изменениям наиболее чувствительных органов (мозга, сердца), наступающих в течение нескольких минут. Последствия острой гипоксемии варьируют от нарушений сердечного ритма до комы.

Таблица 1 - Ключевые диагностические признаки основных заболеваний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью

Заболевание

Признаки

Приступ бронхиальной астмы

Свистящие хрипы со сниженной пиковой скоростью выдоха (ПСВ)

Бронхообструкция частично или полностью обратима

Похожие приступы в анамнезе, купировавшие бронходидилататорами

Сезонные изменения симптоматики и ее изменения в течении суток

Приступы, провоцируются контактом с аллергеном или неспецифическими раздражающими внешней среды

Нарушения сна вследствие одышки и свистящего дыхания

Острая сердечная недостаточность (отек легких)

Заболевания сердца в анамнезе, характерные изменения ЭКГ, двусторонние влажные хрипы

Пенистая мокрота

Пневмония

 

Лихорадка

Продуктивный кашель

Боль в грудной клетке плеврального характера

Обострение ХОБЛ

ХОБЛ в анамнезе: выделение мокроты ежедневно в течение 3 месяцев в году более 2 лет, увеличение вязкости и количества отделяемой мокроты, появление гноя в мокроте

Свистящее дыхание с уменьшением ПСВ

ТЭЛА

 

Боль в груди плеврального или неплеврального характера

Кровохарканье

Наличие факторов риска венозной тромбоэмболии

Пневмоторакс

 

Внезапно возникшая одышка у практически здоровых молодых людей

Одышка возникает после проведения инвазивных процедур (например катетеризации подключичной вены, пункции плевральной полости)

Тампонада сердца

 

Боль в груди, набухание шейных вен

Парадоксальный пульс (снижение САД при вдохе более чем на 20 мм рт.ст.)

Обструкция гортани

 

Вдыхание дыма или прием едких веществ в анамнезе

Отек неба или языка

Симптомы острой аллергии

Трахеобронхиальная

обструкция

 

Стридорозное (шумный вдох) или монофоническое свистящее дыхание(«писк» на выдохе)

Рак бронха в анамнезе

Попадание инородного тела в дыхательные пути в анамнезе

Свистящее дыхание не купируется бронходилататорами

Гипервентиляционный синдром (панические расстройства)

Чаще возникает в молодом возрасте, больной испытывает чувство страха и ощущение нехватки воздуха

Нередко сопровождается головокружением, парестезией Часто связан с приемом больших доз алкоголя.  Приступ выглядит драматично, но не опасен и заканчивается, как правило, самопроизвольно

 

 

Основные клинические признаки:
1.Одышка
2.Нарушение кровообращения
3.Психомоторное возбуждение                                                                                                

 

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ
До приезда бригады СМП по-возможности принять следующие меры:
- Необходимо обеспечить пациенту свободное
   дыхание (расстегнуть тугой воротник, ослабить
   ремень и т.д.) и приток свежего воздуха.
- Разрешить больному самому найти удобное для
   него положение тела, например, сидеть
   вертикально или полулежа.
- Постараться успокоить больного.
- Не давать пить и есть.
- Найдите препараты, которые принимает
   больной, и покажите их персоналу СМП.
- Не оставлять больного без присмотра.

Если реанимационные мероприятия не требуются и больной доступен контакту, необходимо целенаправленно собрать краткий анамнез:
−Когда появились первые признаки заболевания (обычно одышка в покое или при    минимальной нагрузке);
−Есть ли кашель «сухой» или с мокротой и ее характер;
−Какие лекарственные средства принимает больной регулярно или по требованию;
−Имеются ли признаки инфекции; обязательно измерение температуры тела;
−Есть ли боли в груди и их характер;
−Какими хроническими заболеваниями страдает больной.

Объективное обследование включает:
−положение больного в постели;
−оценка состояния сознания и психологического статуса;
−цианоз или влажность кожных покровов;
−осмотр кожных покровов (включая волосистую часть черепа)
−наличие признаков стеноза гортани (стридорозное дыхание, осмотр полости ротоглотки);
−участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры;
−измерение пульса, артериального давления, частоты дыхания, температуры тела;
−аускультация легких и сердца.

Необходимые инструментальные исследования:
- Электрокардиография;
- Пульсоксиметрия (измерение насыщения капиллярной крови кислородом).

Неотложная помощь:
1.Обеспечение проходимости дыхательных путей и доступа свежего воздуха;
2.Ревизия ротовой полости, исключение западения языка, удаление слизи, инородных тел, применение воздуховодов, если есть;
3.При травмах грудной клетки, плевритах – обезболивание. Устранение гемо- и пневмоторакса;
4.При неэффективности указанных мер – перевод больного на ИВЛ;
5.Госпитализация по показаниям основного заболевания.

Основные принципы лечения ОДН:
­-оказание медицинской помощи, направленной на восстановление проходимости дыхательных путей, нормализацию газообмена и легочной вентиляции;
­-определение и устранение главных причин развития синдрома ОДН;
­-устранение нарушений системы кровообращения;
­-симптоматическая терапия, направленная на коррекцию КОС, обезболивание, устранение
  гипо- или гиперволемии и пр.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………

Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………

Пояснительная записка Данная тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии» предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует

Пояснительная записка Данная тема: «Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии» предусмотрена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и соответствует

Сбор основных сведений анамнеза с целью передачи информации диспетчеру скорой помощи

Сбор основных сведений анамнеза с целью передачи информации диспетчеру скорой помощи

Оптимизация знаний: Методы обучения

Оптимизация знаний: Методы обучения

Список литературы. №

Список литературы. №

План занятия. №

План занятия. №

Этапы занятия №

Этапы занятия №

Приложение 1 к методической разработке

Приложение 1 к методической разработке

Приложение 2 к методической разработке

Приложение 2 к методической разработке

Приложение 3 к методической разработке

Приложение 3 к методической разработке

Астматический статус - это: а) ухудшение состояния при бронхиальной астме, когда приступ не купируется в течение суток б) предрасположенность к аллергическим заболеваниям в) констатация врачом…

Астматический статус - это: а) ухудшение состояния при бронхиальной астме, когда приступ не купируется в течение суток б) предрасположенность к аллергическим заболеваниям в) констатация врачом…

Приложение 4 к методической разработке

Приложение 4 к методической разработке

Пути поступления аллергенов в организм: 1

Пути поступления аллергенов в организм: 1

Аллергические заболевания — группа заболеваний, обусловленных повышенной чувствительностью организма к экзогенным аллергенам

Аллергические заболевания — группа заболеваний, обусловленных повышенной чувствительностью организма к экзогенным аллергенам

Тяжелого течения 1. Отек

Тяжелого течения 1. Отек

Анафилактический шок - наиболее тяжёлая форма аллергической реакции немедленного типа, развивающаяся в результате повторного контакта с аллергеном и характеризующаяся острым расстройством центрального и периферического кровообращения…

Анафилактический шок - наиболее тяжёлая форма аллергической реакции немедленного типа, развивающаяся в результате повторного контакта с аллергеном и характеризующаяся острым расстройством центрального и периферического кровообращения…

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: 1.Прекратить введение аллергена и вызвать врача 2

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ: 1.Прекратить введение аллергена и вызвать врача 2

«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»

«Неотложная помощь при острых аллергических реакциях, приступе бронхиальной астмы, анафилаксии»

Важно помнить о профилактике шока!!!

Важно помнить о профилактике шока!!!

Необходимо предупредить стационар о доставке тяжелобольного

Необходимо предупредить стационар о доставке тяжелобольного

Таблица 1 - Ключевые диагностические признаки основных заболеваний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью

Таблица 1 - Ключевые диагностические признаки основных заболеваний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью

Основные клинические признаки: 1

Основные клинические признаки: 1

При травмах грудной клетки, плевритах – обезболивание

При травмах грудной клетки, плевритах – обезболивание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024