Открытый урок по физической культуре по теме: «Гимнастика». 5 класс.
Задачи урока:
1. Формировать правильную осанку при выполнении ОРУ.
2. Совершенствовать технику выполнения кувырка вперед и стойки на лопатках.
3. Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Место проведения: спортзал
Инвентарь: Гимнастические маты, канат, гимнастический козел, обручи, гимнастическая скамейка, стенка, свисток, гимнастические, палки, легкоатлетические барьеры, гантели, подвесная перекладина, планка, мостик.
Пособие:
карта путешествия и препятствий.
Частные задачи
Содержание: Дозирование нагрузки.
Организационно - методические указания.
I. Подготовительная часть (12 мин)
1. Организовать детей
1) Построение, приветствие. 20 сек
Обратить
внимание на форму, причёски девочек.
Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальным и поточным способом.
Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в путешествие по стране «Гимнастландии». Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути путешественников, нам послужит наш спортивный зал, гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. От вас требуется - включить своё воображение, представить себя в неизвестной стране и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю, вы отлично справитесь с заданием, в пути будьте внимательными, смелыми, терпеливыми, помогайте друг другу. Надеюсь, вам наше путешествие понравится.
2) Сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности.
1 мин
3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие.
20 сек
2.
Подготовить
организм к основной части урока
Ходьба
1мин
Во время движения учащихся по кругу, учитель находится центре спортивного зала, показывая упражнения. Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.
1) на носках, руки вверх;
0,5 круга
2) на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд;
0,5 круга
4) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены;
0,5 круга
Бег
по кругу в колонне по одному с изменением направления;
2мин
Направляющему - менять направление через три круга:
Приставным шагом, правым боком, руки на поясе
1 круг
Прыжок как можно выше
Приставным шагом левым боком, руки на поясе
1 круг
С высоким подниманием бедра, руки вперед
1 круг
Выше колени.
С захлестыванием голени, руки произвольно
1 круг
Пятками касаться ягодиц.
Переход на спортивную ходьбу, руки согнуты в локтях
0,5 круга
Ходьба
30 сек
1) выполнение дыхательных упражнений;
1 круг
Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее вдоха.
2) получение скакалок, ходьба.
Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке.
Перестроение для выполнения (ОРУ)
перестроение в две шеренги
30 сек
3. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины
ОРУ со скакалками
5мин
Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать.
1)И.П.- основная стойка , руки вниз, скакалка вчетверо.1-наклон головы в право, 2- наклон головы влево,3- наклон головы вперед,4- И.П.
6-8 раз
Спина прямая, плечи не поднимать, руки напряжены, скакалка натянута.
2) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.
6-8 раз
Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку.
3) И.П. – ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П.
6-8 раз
Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать.
4) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо.
6-8 раз
Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться.
5) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.
6-8 раз
Энергичный мах, вперёд не наклоняться.
6) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги.
6-8 раз
Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч.
7) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие. То же на другой ноге.
3 раза
Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.
8) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П.
6 раз
При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности).
9) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4 – прыжки на левой ноге; 1 – 4 – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе.
по 2 раза
Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.
Перестроение в одну колонну.
20 сек
Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки.
4. Объяснение прохождения маршрута
Выдача задания для прохождения туристического маршрута
1 мин
Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения.
II. Основная часть (24 мин)
1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута.
Полоса препятствий
9 мин
1) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями.
Пройти по перевернутой гимнастической скамье
2) Пройти по кочкам в болоте.
Прыжки из обруча в обруч (6 -8 шт.) выполнять с ноги на ногу.
3) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников.
Выполнение задания поточным способом.
Любым способом перелезть через легкоатлетический барьер, проползти под
навесной перекладиной, перепрыгнуть или перелезть через гимнастического козла и
пролезть под такими же препятствиями (3 шт.)
4) подъем в гору и спуск с горы
Подняться любым способом по наклонной скамейке на гимнастическую стенку, залезть до верху и спуститься вниз по лестнице.
5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната.
Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты).
6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще.
Пройти по планке, положенной на полу, стопу ставить параллельно планке, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.) посередине спортзала.
Изображение деревьев и животных:
4 мин
Вопрос детям: «Ребята, посмотрите какая красивая березовая роща, давайте посадим здесь еще несколько молодых березок, позовем жить сюда ежика, ящерицу, рака и построим мост через речку. С помощью каких акробатических упражнений вы можете изобразить берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика и мост через глубокую реку?».
берёзовая роща – стойка на лопатках;
Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах).
ящерица – ползание по-пластунски;
При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно)
ёжик – кувырки вперёд слитно.
Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.
Мост через глубокую реку – мост из положения лежа на полу
При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки. Выполнить фронтально
Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа)
Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо
возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь
ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам
можно ориентироваться в лесу?»
3 мин
Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя.
Ориентирование:
- по мхам и лишайникам (растут с северной стороны);
- по муравейникам (расположены с южной стороны);
- по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной).
Отправление в обратный путь
Пройти полосу препятствий в обратном порядке и вернуться на исходную позицию.
III. Заключительная часть (4 мин)
1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений.
1) Построение
10 сек
Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и научиться правильно дышать.
2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу.
20 сек
3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю.
по 2 акта
(30сек)
2. Организованное завершение урока.
1) Подведение итогов урока.
2) Рефлексия:
- Какие впечатления от урока?
- Какой участок пути был самым
трудным?
- Достаточна ли нагрузка? ощущается ли
усталость, тяжесть в мышцах?
- Что больше всего понравилось?
- Что больше всего запомнилось?
- Что узнали нового?
- Пригодятся ли полученные на уроке
умения и навыки в жизни?
- Кто заметил в пути что-нибудь интересное, необычное?
1 мин
2 мин
Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи.
Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.