Открытый урок по физике "Сила трения"

  • doc
  • 17.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок физики в условиях реализации ФГОС ООО.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Урок открытия новых знаний  в 7 классе «Сила трения»

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Севастьянова

 Татьяна Александровна ,

учитель физики

МОУ «СОШ №7» города Новодвинска

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

 

Технологическая карта урока. 4

Самоанализ урока. 9

Конспект урока «Сила трения». 12

Технологическая карта ученика. 16

Список литературы. 30

Приложение «Картинки для заполнения таблицы полезное и вредное действие силы трения». 31

 

 

 

   

 

 

 


Аннотация к уроку

 

Для обучения учащихся в соответствии с новыми образовательными  стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. В связи с этим поставлены цели:

-актуализировать  учащихся к изучению темы,

- способствовать развитию умения анализировать, систематизировать данные,

- развивать исследовательские и творческие навыки;

- создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу,

- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,

- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Для формирования познавательных интересов учащихся  на уроках целесообразно использовать:

- исследовательский метод;

- проблемное обучение;

- групповые технологии;

- дифференцированное обучение.

Системно-деятельностный подход в полной мере    дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

На примере урока физики «Сила трения» можно в полной мере показать реализацию системно-деятельностного подхода в рамках обучения по ФГОС основного общего образования.

Данная работа  в основной своей части содержит технологическую карту урока  физики  в 7 классе «Сила трения» с описанием способов деятельности учителя и обучающихся на уроке, в заключении - подробный самоанализ урока  с выводами, в приложении – подробный план-конспект урока с заданиями, технологическая карта ученика, список использованной литературы.

         


Технологическая карта урока

Конструирование технологической карты урока физики выполнено в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема: «Сила трения»

Тип урока: урок открытия новых знаний                             

Цель темы

Изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД

Предметные результаты:

1.            Сформировать представления о силе трения;

2.            Изучить причины и виды трения;

3.            Выявить природу силы трения;

4.            Экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Метапредметные результаты:

1.            Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

2.            формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание из предлагаемой информации, находить в ней ответы на поставленные вопросы и излагать его;

3.            развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

4.            освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

5.            формирование умений работать в группе. Представлять результаты работы в виде четко сформулированных выводов.

Личностные результаты:

1.             сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

2.             самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

3.             мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

4.             формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Личностные: 

1.            Принятие социальной роли обучающегося.

2.            Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.            Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные: 

1.            Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.            Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.            Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.            Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.            Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

1.            Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу,  приводить доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерам: учителем,   членами группы при взаимообучении.

Основные понятия

Сила, сила трения, причина трения, виды трения,  зависимость силы трения от веса, состояния  и площади поверхности,

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая (парная)

Фронтальная

Индивидуальная

·              Учебник,

·              технологическая карта урока для обучающихся,

·              компьютер,

·              колонки,

·              мультимедийный проектор и экран,

·              лабораторное оборудование: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист наждачной бумаги, направляющая (доска)

·              демонстрационное оборудование: гиря, цилиндр деревянный, брусок деревянный, блок неподвижный, штатив с муфтой, нить, динамометр,

·              картинки с ситуациями из жизни.


Этапы урока

 

Деятельность

 учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

1.Организационный этап (этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности)

Учитель настраивает детей на совместную деятельность путем ведения диалога и постановкой проблемы с последующим её решением

Просматривают фрагмент фильма «Матиас Шандер», выдвигают гипотезу.

Определяют предмет изучения  при помощи постановки вопроса.

 

 

Вербально взаимодействуют с учителем

Слушать собеседника и формулировать по итогам беседы высказывания

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

 

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (этап выявления места и причины затруднений)

Учитель подводит обучающихся к формулировке темы урока с помощью постановки проблемы.

Просит сформулировать и записать в картах тему урока, а также нацеливает обучающихся письменно фиксировать выводы, полученные в процессе изучения новой темы.   Подводит итог беседы.

Обсуждают фильм. Выдвигают предположения по теме урока.

Осуществляют актуализацию личного опыта.  Отвечают на вопросы учителя.

Выделять существенную информацию из просмотренного фрагмента, вопросов и ответов.

 

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

 

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

 

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3. Усвоение новых знаний ( этап построения проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)

Организует фронтально парную работу по наблюдению явления трения. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах ее возникновения. Организует работу по определению и сравнению силы трения скольжения и качения с помощью динамометра. Организует работу в группах по  выявлению зависимости силы трения от силы тяжести, площади соприкосновения, поверхности трущихся тел. Корректирует  выводы.

Проводят опыт и делают вывод, записывают в тетрадь определение силы трения, обозначение силы трения, указывают направление силы.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в группах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения скольжения.

Делают вывод, записывают в карту.

Анализ результатов эксперимента.

Совершенствование навыков работы с приборами, осуществление совместной работы.

 

Рассуждают, делают предположения.

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Планируют сотрудничество с одноклассниками.

Обсуждают и

планируют способы представления изученного материала.

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

Обсуждение плана выступления.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Оценка выступления отвечающего.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Фиксировать результаты опытов и делать выводы.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

 

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Организует работу в парах( группах) с последующей проверкой для выявления затруднений во время применения изученного материала.

Обсуждают проблему в малых группах, решают поставленную проблему.

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время обсуждения проблемы и опроса во фронтальном режиме.

 

Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

5. Этап первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную информацию

 

 

Взаимодействуют с учителем и обучающимися во время опроса во фронтальном режиме.

Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

6. Этап домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

 

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник

Выделять существенную информацию для себя

 

Получать необходимую информацию.

 

 

7. Этап рефлексии

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение об уроке.

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 


Самоанализ урока

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока по теме «Сила трения». Структура и терминология опирается на монографию Юрия Анатольевича Конаржевского «Анализ урока». Тип урока: поиск новых знаний. По УМК Перышкина, она изучается в 7 классе основной школы в разделе «Взаимодействие тел». При изучении нового материала с используется ставший актуальным материала предыдущих уроков. Материал темы данного урока работает на последующие уроки, например «Трение в быту и технике» и на вопросы, которые будут изучаться в других разделах физики.

Этапы урока данного типа были выделены четко. Дозировка по времени, отводимая на каждую часть урока, была определена правильно.

Цель урока:  Изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.  Задачи урока направлены на развитие универсальных учебных действий:

Личностные: 

-       Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-       Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные: 

-       Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

-       Умение планировать и регулировать свою деятельность.

-       Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

-       Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

-       Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

-       Умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: 

-       Готовность получать необходимую информацию, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу,  приводить доказательства.

-       Продуктивно взаимодействовать со своими партнерам: учителем,   членами группы при взаимообучении.

Отбор содержания, форм и методов обучения основывался на системно-деятельностном подходе и был произведен таким образом, чтобы работа детей на уроке составляла более 50%  времени урока, а работа учителя сводилась бы только к организации основных этапов урока. Применялись такие формы, как фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа. Методы: частично-поисковый и проблемно-поисковый.

Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения. 1 этап организационный (этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности)  В начале урока учащиеся настроились на работу на уроке. В целях мотивирования детей к учебной деятельности была предложен фрагмент фильма.

2 этап подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового знания (этап выявления места и причины затруднений) был реализован обсуждением фильма. Это позволило ученикам сформулировать тему урока и осознать необходимость изучения данной темы.

3 этап усвоение новых знаний (этап  построения проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)

На этом этапе был продемонстрирован физический эксперимент, который создал проблемную ситуацию. В ходе реализации этапа ученики проводили экспериментальные работы в группе и предлагали свои выводы. Это способствовало лучшему пониманию изучаемой темы, существенно повысило заинтересованность учащихся в изучении данной темы и явилось дополнительным мотивирующим фактором.

Здоровье сберегающие технологии на этом этапе были представлены Физ. Минуткой, которая так же актуализировала знания по данной теме

Во время урока учащиеся были вовлечены в такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация материала. На уроке формировались следующие умения: выделять главное, планировать ход своих действий при выполнении практического задания, работать с приборами, анализировать, делать выводы, обобщать, отрабатывать уже имеющие умения и навыки.

4 этап проверка понимания учащимися нового материала это работа в группах с картинками, которые позволили выяснить уровень усвоения материала. Учащиеся использовали знания, полученные на предыдущих уроках, а также свой жизненный опыт.

5 этап  первичное закрепление во внешней речи  Важным моментом было вернуться к вопросу, с которого начался урок.

6 этап домашнее задание было  задано творческое задание написать эссе по теме «Если бы не было трения …».

7 этап рефлексия. На уроке использовался прием самооценки и взаимооценки.

Результат урока показал, что материала учащимися усвоен.

Поставленные цели урока удалось реализовать полностью  в отношении хорошо успевающих детей. Для детей слабо успевающих предстоит достаточно долгая коррекционная работа.

Основные затруднения:

- некоторые дети не справлялись с достаточно плотным темпом урока;

- не имеют хорошо развитых коммуникативных навыков.

Возможно одной из причин является отсутствие со стороны педагогов систематического применения системно-деятельностного подхода.

Активность на уроке была на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд обусловлена структурой урока, его содержанием, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят

Урок имел практическую направленность, это помогло сделать кольцевой композицию урока.

Спасибо, я готова ответить на ваши вопросы.

 

 

 

 


Конспект урока «Сила трения»

 

Ход урока

1. Организационный (этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня урок физики проведу у Вас я.

Правила на уроке:

1. Когда вы готовы ответить на вопрос, поднимаете руку и по моей просьбе даете ответ, не вставая с места.

2. У каждого на парте есть технологическая карта урока, которую в процессе изучения материала будете заполнять.

3. С лабораторным оборудованием обращаемся аккуратно, соблюдая технику безопасности.

(Выключить свет у первого ряда) Я предлагаю посмотреть отрывок фильма «Матиас Шандер» снятый по одноименному роману Жюль Верна и подумать, над вопросом, какие физические явления там можно увидеть?( выключить свет у доски)

 

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового знания (этап выявления места и причины затруднений)

Какие физические явления вы увидели в отрывке?( Выключить проектор и свет у доски)

Как вы думаете только силач, такой как Матиф, мог задержать спуск на воду судна Тракоболло или  кто-нибудь из вас мог это сделать?  (убрать экран)

Ваши мнения разошлись, значит, Вам не хватает знаний по данной теме, чтобы ответить на этот вопрос. (включить свет первого ряда)

Какое физическое явления помогло Матифу задержать спуск судна на воду? (трение)(Взаимодействие между какими телами показано в фильме? Матиф, судно, канат и швартовый (бревно на которое накручен канат) Какой вид взаимодействия между канатом и швартовым)

Сформулируйте  тему и цель урока.(Трение .Изучить силу трения)

А что значить изучить силу трения?(а) какова причина возникновения силы трения? б) как направлена сила трения? в) от чего зависит сила трения? г) какие есть виды сил трения? д) какие есть способы изменения значения силы трения?)

Выяснить: определение, причина, от чего зависит, виды сил трения,  применение.  (открыть доску)

 

 

 

1.     Усвоение новых знаний (этап  построения проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта)

1. Определение силы трения.

– Прочитайте  определения в Вашей карте и выберите то, которое верно.

Какое определение вы выбрали?  Почему? Все согласны с этим определением?

Как обозначим силу трения?

Как вы думаете,  куда она направлена?

Давайте ответим на поставленный вопрос.  Для этого проведем опыт (брусок толкаем по столу)

Что вы наблюдаете? - Он остановится через некоторое время.

- Что же мешает ему продолжить движение? - Сила.(трение),Сила трения  

Раз сила трения мешает двигаться бруску куда она будет направлена?

 (Направлена против движения тел)Отметьте в своих картах.

Причина возникновения силы трения

Посмотрите внимательно на поверхность бруска.

В чем же причина трения?

- В неровности поверхностей соприкасающихся тел.

Вспомните, какие силы возникают  между молекулами, когда поверхности сильно прижаты друг к другу.

- Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Запишите  причины возникновения трения:

- неровности поверхностей соприкасающихся тел;

- притяжение молекул взаимодействующих тел.

Выясним, какие есть виды трения?

Эксперимент . Динамометр- прибор для измерения силы ( чем больше делений, тем больше сила).

1.     На брусок с грузом начинаем действовать динамометром.  Наблюдаем, что происходит?

2.     На брусок с грузом начинаем действовать динамометром, так чтобы он пришел в движение. Сравните силу трения скольжения и силу трения покоя?

3.     Цилиндр и грузики связаны нитью, которая перекинута через блок. Что Какая сила действует? Аккуратно дергаем за нитку, чтобы система пришла в движение. Сравните силу трении скольжения и силу трения качения.

 

 

 

Физ. Минутка

Поднимите руки вверх, расслабьте мышцы. (еще раз) За счет какой силы руки падают вниз?

Голову наклоняем вправо-влево, поворачиваем вправо-влево, вперед назад. Какая сила действует на мышцы шеи?

Два шага вперед, два назад. Какая сила нам помогает идти?

Присаживайтесь.

Обсуждение направления силы трения при ходьбе.

2. Практическая работа От чего зависит сила трения?

Приступаем к выполнению практической работы. Работать будем в группах. Те, у кого на парте нет оборудования, повернитесь назад.  Читайте внимательно задания. (помочь с измерениями)

2.            Анализ полученных данных

Сколько цена деления прибора? ______

Проверьте еще раз Ваши измерения.

Опрос результатов и оформление таблицы 1,2,3. Посмотрите внимательно на таблицу. Запишите вывод под таблицей. Какой вывод вы сделали?

 

4.  Проверка понимания учащимися нового материала

Жизненный опыт подсказывает нам, что сила трения очень важна в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

У вас на группу есть картинка. Обсудите в группе, в какую категорию вы отнесете свою картинку.

Один человек от группы должен выйти к доске поместить картинку на доску в нужный раздел и объяснить почему вы сделали такой выбор.

5.  Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный

 опрос в виде качественных задач)

Вернемся к отрывку из фильма.  Каким способом Матиф остановил судно?

Помогла ему сила трения? Любой сообразительный человек мог совершить этот подвиг?

Почему пешеходы должны быть внимательными при переходе улицы, особенно поздней осенью, зимой и ранней весной?

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание

Посмотрите в свои карты, у вас там записано домашнее задание.

Первое это повторить материал по параграфу 32.

Второе это написать эссе, ваши размышления по теме «Если бы не было трения …». То есть описываем события, которые произойдут ,если вдруг трения не станет. Например: «Если бы не было трения, то шнурки бы развязались».

 Вопросы по домашнему заданию есть?

 

7. Рефлексия

А сейчас оцените себя на уроке и поставьте оценку в своей карте. Оцените работу своей группы на уроке.

Поднимите руку, кто оценил свою работу на 5 …, а на 4 …. Скажите, что запомнили с урока? Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнали все секреты силы трения? Я желаю вам успехов в дальнейшей учебе. Вам предстоит узнать еще много нового.

Спасибо вам за урок.

 

 


Технологическая карта ученика

Группа 1

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №1.

1. Положите брусок на доску.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 

4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 

 


Группа 3

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №3.

1. Положите на доску брусок с двумя грузами.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 


Группа  2

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №2.

1. Положите на доску брусок с одним грузом.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 

 


Группа  5

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №5.

1. Положите на доску брусок широким ребром.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 

 


Группа 4

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №4.

1. Положите на доску брусок узким ребром.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 

 


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 

 


Группа 6

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2.  Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №6.

1. Положите на доску брусок с одним грузом.

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.

 


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________

 

 


Группа  7

 

Тема урока: ________________________________      

 

1. Выберете правильное определение и обведите его:

 

1) Сила трения возникает, когда соприкасающиеся тела перемещаются относительно друг друга

2) Сила трения - это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению

3) Сила трения - это сила взаимодействия соприкасающихся поверхностей двух тел

 

Обозначение: Fтр

 

Сила трения направлена ________________

Причины

2. Виды силы трения

покоя

скольжения

качения

 

Описание: кач.jpg

 

 

 

Описание: скольж.jpg

 

 

 

Описание: покой.jpg

 

 

3.  Практическая работа

Помните с приборами и оборудованием работаем аккуратно!

Динамометр – прибор для измерения силы.

 

Цена деления  = _________ Н.

 

Опыт №7

1. Положите на доску брусок с одним грузом (поверхностью с наждачной бумагой).

2. Зацепите его динамометром и равномерно (с постоянной скоростью) тяните.

3. Запишите показания динамометра ______ Н.


4. Анализ результатов:

 

1)      Зависимость силы трения от силы тяжести.


Сила тяжести (масса)

Сила трения

без груза

0,6

 

1  груз

1,6

 

2 груза

2,6

 

    Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

  Вывод: Чем больше сила тяжести, тем __________сила трения.

 

2)      Зависимость силы трения от площади соприкосновения.

Площадь соприкосновения

Сила трения

Маленькая

 

Большая

 

     Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод: Сила трения  _____________ от площади соприкосновения.

 

3)      Зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей

Неровность поверхности

Сила трения

гладкая

 

шероховатая

 

      Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

 

Вывод:  Сила трения________________от рода соприкасающихся поверхностей.

 

Домашнее задание: §§ 32,33 повторить материал,

Написать эссе (размышления) на тему «Если бы трения не было …»

 

Оцените свою работу:_______________

 

Оцените работу своей группы____________


Список литературы

 

1.    Демонстрационные опыты по физике в VI-VII  классах средней школы.  Под ред. А.А. покровского. М., «Просвещение», 1970.

2.   Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретич. Основы: Учеб пособие для студентов пед. Институтов по физ-мат. Спец. – М.: Просвещение, 1981.

3.   ЛукашикВ.И.   Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/сост. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018.

4.   Перышкин А.В.Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015г.

5.   Шахмаев Н.М. и др. Физика: Учебник для 9 кл.сред.шк. – 2-е изд. – М.:6 Просвещение, 1992.

6.   Перельман Я.И. Занимательная физика. Задачи и головоломки – Москва: Эскимо, 2018.


Приложение «Картинки для заполнения таблицы полезное и вредное действие силы трения»