Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой (написать на доске)
Ход урока
1. ЭТАП Актуализация знаний
Учитель: Всем добрый день!
Сегодня у нас на уроке гости , и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.
На столе у вас лежат маршрутные листы, по которым мы сегодня будем работать. Подпишите свои фамилии в листах. И приступим к выполнению первого задания.
Задание 1: (проверка домашнего задания).
Дополни предложение:
1. Гидросфера это___________________________________________________
2. Гидросфера состоит из частей: _____________________________________
3. Изучением гидросферы занимается наука_____________________________
4. Основную часть гидросферы составляют______________________________
5. Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? (да или нет).
Взаимопроверка. Обменяйтесь листами и проверьте правильность заполнения.
Критерии оценивания:
Пять правильных ответов – «5».
Четыре правильных ответа – «4».
Три правильных ответа – «3».
Два правильных ответа – «2».
Учитель: Спасибо за работу на первом наше этапе, и мы продолжаем.
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Учитель: Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало стихов.
Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а вот о какой воде, слушаем загадки
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. ( Озеро, пруд)
3 этап: Целепологание.
Учитель: Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока: «Вода на суше, вода на поверхности земли» (предполагаемые ответы детей)
- Правильно запишите в маршрутных листах тему урока «Воды суши: реки и озера»
-Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.
Учитель: Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили они рекам.
Учитель: О, Волга!.. Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов)
Учитель: М.Ю. Лермонтов писал о реке Тереке
Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Учитель: Закройте глаза, произнесите про себя слово река. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? О чем вы подумали?
( спросить некоторых ребят)
Учитель: Давайте с вами заполним таблицу в маршрутных листах (задание 2), колонку 3 мы будем заполнять по мере изучения темы.
Что я знаю о реках…
|
Что у хочу узнать о реках… |
Что я узнал(а) на уроке о реках…
|
|
|
|
Что я знаю об озёрах…. |
Что у хочу узнать об озёрах… |
Что я узнал(а) на уроке об озёрах… |
|
|
|
|
|
|
Учитель: И так вы заполнили таблицу, давайте обратим внимание на вторую колонку , что вы прописали. Как вы думаете это будет вашей задачей на сегодняшнем уроке? Сформируйте цели и задачи на урок, каждый для себя и запишите в своих маршрутных листах.
Моя цель:_____________________________________________________________
Мои задачи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моя цель: Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России ; расширить и углубить знания о водах суши – реках; продолжить формирование умения работать в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни. Вы сегодня обновите, расширите свои знания о реках, об их строении, будете развивать умение давать оценку изучаемых терминов, будете развивать умения работать с источниками информации. Вам надо запомнить строение реки. Постараемся все вместе привести в систему свои знания по этой теме
4. ЭТАП планирования.(новая тема)
Структура реки.
Учитель: Кто
был на берегу реки? (ответы детей)
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?
(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).
(Это природный водный поток, текущий в постоянном направлении)
(Это поток большого количества воды в природном
углублении.)
- Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение?
Река - это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности.
Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас в маршрутных листах есть схема реки. Наша задача в течение урока заполнить схему и указать все её части.
Что значит 2__________
Что значит 3___________
Что значит 4___________
Что значит5___________
Что значит 6___________
Что значит 7___________
Что значит 1___________
Учитель: Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. На стр 150 в учебнике найдите как называется начало реки и откуда река берёт начало запишите в маршрутных листах и отметьте на схеме и в таблице.
Исток - место, где река берет свое начало
(родник,озеро,болото, ледник,слияние рек).
Учитель: Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то в конце концов впадает. Как вы думаете как называется это место…. Откройте учебник и найдите определение запишите в маршрутном листе и отметьте в схеме и в таблице . (Устьем реки называют место впадения реки в другой водоем. Может быть море, озеро или другая река)
Учитель: Поверхность суши, где протекает река, носит название долины. А как называется углубление в котором течёт река…… (русло) и место которое затапливает вода , в результате ее выхода….(пойма). Найдите определения или в дополнительном материале на столе или в учебнике. Не забудьте заполнять схему и маршрутный лист и таблицу
Учитель: Что приносит основную массу воды в реку (притоки)….А какие есть притоки у реки кто знает? Как их будем различать? (Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть правые и левые притоки).
Учитель: Как определим, какой левый, какой правый?
Надо встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый. (Подписывают правые и левые притоки на схеме).)(специально не говорю про заполнение маршрутного листа).
Учитель: Вы уже много нового узнали о реках, чем же они похожи на человека.
(высказывания детей)
Учитель: Посмотрите в маршрутный лист, какие термины у вас ещё не записаны
(речная система (река и притоками), бассейн реки(площадь суши с которой река собирает воду), водораздел (граница между соседними бассейнами)).
Поработайте в парах над определениями, а затем выполните задание номер 4 по вариантам в парах. (распределить варианты и объяснить работу в парах)
Учитель: В атласе найдите реку Красноярского края Енисей и покажите речную систему Енисея и бассейн Енисея. Показать на карте у доски.
Учитель: В России около 2 млн. рек, среди них есть и крупные и мелкие. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид т.е реки имеют так же как и люди характер. Прочтите материал на стр 152. И заполните схему.
(опросить ребят)
Учитель: По характеру какие бывают реки (равнинные и горные).
Учитель: Чем равнинная река отличается от горной?
(Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло.)
(Горные реки – бурные, короткие, имеют узкое русло, неудобны для судоходства)
Возвращаемся к физической карте мира.
1. Найди на карте реку Лену? Определи исток реки и устье? Посмотри есть ли притоки у реки? Определи какой из них левый, а какой правый! ( Река Лена берет свое начало из озера Байкал, а впадает в море Лаптевых. Притоки Лены: Алдан, Витим- правые притоки;).
2. Работа с контурной картой Подписать реки, названия которых есть у вас на маршрутных листах.
Енисей, Лена, Обь, Амазонка, Нил.
Учитель: Пришло время отдохнуть и немного взбодриться. Проведем физминутку, но не простую, называется она «Части реки, частями тела»)
Исток, устье, левый приток, правый приток 2 раза (голова,ноги,руки)
Молодцы! Присаживайся, продолжим нашу работу.
Учитель: Итак, с какими водами суши нам предстоит с вами еще познакомиться?
(Ответ учащихся: С озерами)
Учитель: Чем озеро отличается от реки? ( В озере вода не течет, как в русле реки)
Учитель: Вы сейчас поработаете самостоятельно. Изучив дополнительный материал и тему в учебнике на стр.152. вам предстоит заполнить самостоятельно таблицу в маршрутном листе используя атлас и контурную карту подписать их на карте.
Название озера |
На каком материке находится. |
Сточное или бессточное. |
Байкал. |
Евразия. |
сточное |
Чад. |
Африка. |
бессточное |
Онежское. |
Евразия. |
сточное |
Каспийское море-озеро. |
Евразия. |
бессточное |
Онтарио. |
С. Америка. |
сточное |
Учитель: Проверим правильно ли вы заполнили?
Этап закрепления.
Учитель: А теперь поработаем в парах.
Дополни предложения.
В -1.1.Озеро это _____________________________________________
В-2. 2. Существуют озёра сточные и ___________________________
В -1 3. Бессточные озера солёные, а сточные ______________________
В -2 4. Самое глубокое на земле озеро называется __________________
В -1 5. Самое большое озеро по площади называется ___________________
Выбери правильные суждения.
1.Озеро- это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
2. Самое большое озеро на Земле - Каспийское.
3. Озера, из которых вытекают реки, называются бессточными.
4. Озеро Байкал – это бессточное озеро.
Тест.
1.Как называется постоянный водный поток, который течет в
углублении земной поверхности?
А) Река+
В) русло
С) исток
D) речная долина
2) Как называется место, в котором река берет свое начало?
А) Река
В) русло
С) исток +
D) речная долина
4) Как называется место, в котором река впадает в другую реку,
озеро или море?
А) Река
В) русло
С) исток
D) устье+
5) Какое озеро является самым глубоким на Земле?
А) Байкал +
B) Титикака
C) Онтарио
D) Эри
6) Какое название у углубления в земной поверхности, по которому
воды реки постоянно текут?
А) Река
В) русло+
С) исток
D) речная долина
7) Как называется понижение от истока до устья, по которому
течёт река?
А) Река
В) русло
С) исток
D) речная долина+
8)
Как называется река с ее притоками?
A) пойма
B) речная система+
C) бассейн реки
D) долина реки
9) Как называется площадь, с которой река собирает все свои
воды?
А) пойма
В) речной бассейн+
С) устье
D) речная долина
10) Что такое граница между бассейнами рек?
А) водораздел +
В) межень
С) исток
D) речной бассейн
11) На каком материке расположено озеро Байкал?
А) Евразия +
B) Австралия
C) Северная Америка
D) Африка
(взаимопрверка) 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки «3».
5. Итоги урока. Рефлексия.
Пришло время подводить итоги урока. Итак, вспомни, какую цель мы ставили в начале нашего урока? (отвечает) Просмотрите все ли вы заполнили в своем маршрутном листе, нет ли пробелов. Ребята! Посмотрите в свою таблицу. Сколько нового вы узнали сегодня на уроке. И ответьте на вопросы.
Рефлексия. Ответь на несколько вопросов:
1) На уроке я узнал...
2) На уроке я научился...
3) Во время урока мне было легко...
4) Во время урока мне было сложно...
5) На следующем уроке я бы хотел узнать...
Выставление оценок.
На уроке я выполнил(а) |
|
не выполнил(а) |
|
все задания соблюдал(а) |
|
не соблюдал(а) |
|
Материал урока мне был понятен /не понятен |
|
Моя оценка себе за работу на уроке с комментариями |
|
На что я должен (должна) обратить внимание |
|
Домашнее задание: для все: Повторить п.23. Выучить термины.
По желанию составить кроссворд на тему «Реки и озера».
По желанию сочинить стихи о реках и озерах.
Маршрутный лист уч-ся Ф.И._________________________________
Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой
Задание 1: (проверка домашнего задания).
Дополни предложение:
1. Гидросфера это___________________________________________________
2. Гидросфера состоит из частей: _____________________________________
3. Изучением гидросферы занимается наука_____________________________
4. Основную часть гидросферы составляют______________________________
5. Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? (да или нет).
Взаимопроверка. Обменяйтесь листами и проверьте правильность заполнения.
Критерии оценивания:
Пять правильных ответов – «5».
Четыре правильных ответа – «4».
Три правильных ответа – «3».
Два правильных ответа – «2».
2. Запишите в маршрутных листах тему урока: «____________________________».
Задание 2: Заполните таблицу,колонку 3 будем заполнять по мере изучения темы.
1.Что я знаю о реках…
|
2.Что у хочу узнать о реках… |
3.Что я узнал(а) на уроке о реках…
|
|
|
|
Что я знаю об озёрах…. |
Что у хочу узнать об озёрах… |
Что я узнал(а) на уроке об озёрах… |
|
|
|
|
|
|
Моя цель:_____________________________________________________________
Мои задачи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: В течение урока заполнить схему и указать все её части.
Что значит 2__________
Что значит 3___________
Что значит 4___________
Что значит5___________
Что значит 6___________
Что значит 7___________
Что значит 1___________
Задание 4,5
В – 1: Исток это – _______________________________________
В – 2: Река берет начало из________________________________
В – 1: Устье это- _________________________________________
В – 2: Долина реки это ___________________________________
В – 1: Русло реки это ____________________________________
В – 2: Пойма реки это_____________________________________
В – 1: Притоки реки это___________________________________
В – 2: Речная система это___________________________________
В – 1: Бассейн реки это_____________________________________
В – 2: Водораздел Это______________________________________
Задание 6: Работа с контурной картой. Подписать реки: Енисей, Лена, Обь, Амазонка, Нил.
Задание 7: Заполните самостоятельно таблицу, используя атлас и контурную карту подписать их на карте.
Название озера |
На каком материке находится. |
Сточное или бессточное. |
Байкал. |
|
|
Чад. |
|
|
Онежское. |
|
|
Каспийское море-озеро. |
|
|
Онтарио. |
|
|
Задание 8: Дополни предложения. (работа в парах)
В -1.1.Озеро это _____________________________________________
В-2. 2. Существуют озёра сточные и ___________________________
В -1 3. Бессточные озера солёные, а сточные ______________________
В -2 4. Самое глубокое на земле озеро называется __________________
В -1 5. Самое большое озеро по площади называется ___________________
Задание 9: Выбери правильные суждения.
1.Озеро- это водный поток, текущий в выработанном им углублении.
2. Самое большое озеро на Земле - Каспийское.
3. Озера, из которых вытекают реки, называются бессточными.
4. Озеро Байкал – это бессточное озеро.
Задание 10: Выполните тест.
1.Как называется постоянный водный поток, который течет в
углублении земной поверхности?
А) Река
В) русло
С) исток
D) речная долина
2) Как называется место, в котором река берет свое начало?
А) Река
В) русло
С) исток
D) речная долина
4) Как называется место, в котором река впадает в другую реку,
озеро или море?
А) Река
В) русло
С) исток
D) устье
5) Какое озеро является самым глубоким на Земле?
А) Байкал
B) Титикака
C) Онтарио
D) Эри
6) Какое название у углубления в земной поверхности, по которому
воды реки постоянно текут?
А) Река
В) русло
С) исток
D) речная долина
7) Как называется понижение от истока до устья, по которому
течёт река?
А) Река
В) русло
С) исток
D) речная долина
8)
Как называется река с ее притоками?
A) пойма
B) речная система
C) бассейн реки
D) долина реки
9) Как называется площадь, с которой река собирает все свои воды?
А) пойма
В) речной бассейн
С) устье
D) речная долина
10) Что такое граница между бассейнами рек?
А) водораздел
В) межень
С) исток
D) речной бассейн
11) На каком материке расположено озеро Байкал?
А) Евразия
B) Австралия
C) Северная Америка
D) Африка
(взаимопрверка)
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки «3».
Рефлексия. Ответь на несколько вопросов:
1) На уроке я узнал...
2) На уроке я научился...
3) Во время урока мне было легко...
4) Во время урока мне было сложно...
5) На следующем уроке я бы хотел узнать...
Выставление оценок.
На уроке я выполнил(а) |
|
не выполнил(а) |
|
все задания соблюдал(а) |
|
не соблюдал(а) |
|
Материал урока мне был понятен /не понятен |
|
Моя оценка себе за работу на уроке с комментариями |
|
На что я должен (должна) обратить внимание |
|
Домашнее задание: Для всех: Повторить п.23. Выучить термины.
По желанию составить кроссворд на тему «Реки и озера».
По желанию сочинить стихи о реках и озерах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.