География
Тема урока «Антарктида. Географическое положение. История открытия и исследования. Геологическое строение и рельеф»
Гаврильчик И.И., учитель географии высшей категории
Цель урока:
Определить географическое положение Антарктиды, познакомиться со сведениями открытия материка и особенностями геологического строения.
Задачи урока:
Образовательные:
§ рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Антарктиды;
§ познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;
§ изучить геологическое строение и рельеф.
Развивающие:
§ продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
§ учиться работать с контурной картой, атласом;
§ совершенствование умения выделять главное.
Воспитательные:
§ воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей.
§ воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;
§ повысить интерес к изучению географии
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта Антарктиды, мультимедиа, слайды презентаций учителя, контурные карты, атласы, учебник .
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы: эвристическая беседа; частично-поисковый; исследовательский.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемый результат обучения:
Учащиеся должны знать: Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы
Учащиеся должны уметь: Определять географическое положение материка, крайних точек. Особенности рельефа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на работу.
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Мы с вами изучили уже 2 южных материка. Вам известны особенности каждого из них.
Давайте попробуем, используя слово «самый», одним словом описать каждый изученный материк и показать его на карте:
- Африка - самый ...
- Австралия - самый ....
Слайд 1.
- Молодцы!
- Один из неизученных материков станет темой нашего урока. А что, это за материк, попытайтесь установить по данному описанию:
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»
Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым мы познакомимся на уроке.
А что же это за материк?
Слайд 2.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?
(мороз и жесткое солнце, холодильник Земли, ледяной погреб, преобладают два цвета голубой и белый).
Слайд 3.
Запишите тему урока в тетрадь.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с географическим положением Антарктиды, узнаем особенности рельефа, сравним с другими южными материками и докажем почему Антарктиду называют «ледяным сердцем» Земли.
Слайд 4.
- ?. как вы думаете, почему на материк Антарктида, поставлен вопросительный знак? Вспомните правила по русскому языку: в каком случае используется знак вопроса? (ответы учащихся).
- Да, правильно. потому что мы пока еще почти ничего не знаем об этом материке.
- А с чего обычно начинается знакомство? (с имени).
- Правильно, мы узнаем ИМЯ. Имя изучаемого материка – АНТАРКТИДА. Состоит из двух слов: «АНТИ» - против и «АРКТОС» - созвездие Большой Медведицы- под которым лежит северная область. Антарктида – противоположность Арктике.
- Но знать одно имя мало, мы выясним ФАМИЛИЮ. Вспомните историю происхождения материков, т.е. родословную (Южный материк Гондвана распался на четыре материка, одним из них является Антарктида).
- Значит: ИМЯ - Антарктида
Фамилия – Гондвана
Слайд 5.
- А отчество нашей новой знакомой – Антарктика. ( Южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Тихого, Индийского океанов (Южный).
- ?. Ребята в чем отличие Антарктиды и Антарктики? (ответы).
- Чтобы не забыть как выглядит наш новый знакомый материк, мы постараемся тщательно его рассмотреть и выделить характерные особенности, присущие только ему.
-? Посмотрите на физическую карту и определите площадь Антарктиды (14 млн км кв).
- ?. Какое место по площади Антарктида занимает среди других материков? (в 2- раза больше Австралии).
- Если мы свое знакомство хотим продолжить, мы должный узнать АДРЕС .
-А как вы думаете у материка Антарктида есть свой адрес? (ответы).
- Да, это его географическое положение.
- У нас есть план описания ГП материка. Зачитайте. Вспомнили? Что мы должны выяснить и доказать: ПОЧЕМУ АНТАРКТИДА – ЛЕДЯНОЕ СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ ?
Слайд 6.
- А сейчас мы с вами отправляемся в экспедицию на материк лежащий на Южном полюсе. Нам необходимы контурные карты, чтобы нанести маршрут, географические атласы. Перед нами стоит большая задача, мы создали 5-ть групп. Наша задача проплыть вокруг Антарктиды, собрать сведения о ГП материка. Работаем по группам. Каждая группа выполняет задания согласно пункту плана.
Слайд 7.
1-ая группа: как расположен материк согласно экватора, тропиков , нулевого меридиана, полярных кругов?
2-ая группа: найдите крайние точки материка, определите их координаты.
- 3-ая группа: как расположен материк относительно других материков?
- 4-ая группа: какие океаны и моря омывают Антарктиду ? Назовите особенности береговой линии.
- 5-ая группа: в каких климатических поясах расположена Антарктида?
Слайд 8.
Слайд 9.
-?. По каким картам будем работать? (ответы).
- Условия выполнения: быстрота, достоверность.
(Самостоятельная работа по группам). Ответы учащихся.
-?. А почему географическое положение изучают в начале? (ответы).
Практическая часть.
Слайд10.
- А теперь закрепим знания при изучении ГП материка. Отметим основные особенности из своеобразия береговой линии на контурных картах. Я называю географический объект, один из учащихся показывает его на физической карте, а вы отмечаете его на контурной карте:
- Мыс Сифре, его координаты
- Моря: Росса, Уэделла, Амундсена, Беллинсгаузена.
- Полуостров- Антарктический,
- пролив Дрейка,
- острова: Земля Виктория.
Первичное закрепление.
- Давайте еще раз повторим географическое положение материка (1 учащийся у доски).
-?. Выделите и назовите особенности ГП влияющее на природу материка?
1. Размеры массива суши,
2. Расположение в пределах Южного полярного круга ( полярный день, полярная ночь),
3. Ледяной покров отражает 90% солнечных лучей, покрыта льдом, как и просторы океанов.
4. Находится в центре материка – Южный полюс.
- Вот поэтому Антарктида была открыта последней из материков. Сейчас в Антарктиде проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые работающие здесь открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидеть вещи принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.
Слайд 11.
- Давайте зайдем в этот музей и узнаем тайны исследования Антарктиды.
(Экскурсанты- учащиеся получившие опережающие задания)
- В течении экскурсии вы должны заполнить таблицу:
Дата |
Путешественник |
Открытия |
|
|
|
§ Под вековым тяжелым одеялом
§ Почти совсем нетающего льда,
§ От всех морозов спряталась устало
§ Неведомая южная земля.
Слайд 12.
Первый ученик – Сообщение о Джеймсе Куке.
Слайд 13.
Второй ученик - Сообщение о Беллисгаузен и Лазарев.
Третий ученик - Шелктон.
Четвертый ученик – Р. Амундсен и Р.Скотт.
Слайд 14.
Пятый ученик – Антарктида сейчас. А вы откуда приехали? ( совместная станция Россия- Беларусь). Антарктида – материк мира, науки и сотрудничества.
Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 17.
- Учитель: Ст.1.
Слайд 18.
Слайд 19.
- Какие вопросы будут к экскурсантам?
(проверка заполнения таблицы).
Слайд 20.
Физкультминутка.
Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
- ?. Ребята, куда бы мы не отправились в Антарктиде, в каком направлении не шли – обязательно попадем на север, а почему? (ответы).
Слайд 21.
-?. А можете ли вы предположить особенности природы (низкие температуры, частые штормы, плотные туманы, нет облаков, ледниковый покров).
- ?. Как распределяется, что он скрывает? Работа со схемой «Ледяной покров Антарктиды», работаем параллельно с учебником ,в парах.
- В восточной части материка мощность ледника больше чем в западной, примерно 2000 метров. Около станции «Восток» примерно толщина 4744 метра, благодаря этой ледяной шапке средняя высота материка превышает другие материки.
- ?. А как образуются ледники? ( ответы)
- Снежинки- ледяные зерна- тяжесть- лед. Время 190-1000 лет. 80% всех пресных вод земного шара.
- Эти мощные ледники перемещаются от центра к окраинам, рождая айсберги и трещины в ледниковом покрове.
- ?. Почему это происходит? (ответы).
- ?. Сравним изображение Антарктиды на карте и на глобусе. (выпуклая, приплюснутая). Образование стоковых ветров – холодный воздух собирается над выпуклой поверхностью купола, прижимается к ней, а потом несется со скоростью 324 км/ч к берегам. Давление В- давление Н.
Схема.
Айсберги
/ \
Столовые (пологий берег) Пирамидальные (крутой берег)
Слайд 22.
- ?. А что же скрывает веками накопленная ледяная шапка? (работа с картой атласа «Строение земной коры»). (ответы учащихся).
Слайд 23.
Практическая часть.
Слайд 24.
Слайд 25.
Обозначение на контурной карте гор и равнин: вулкана Эребуса, равнины Шмитта (уроженец Могилева).
Схема.
Рельеф
/ \
Запад Восток
/ \
Горные массивы Равнинная, хотя есть и горы, небольшие
чередуются с впадинами впадины
/ \
Складчатая область преобладает платформа
(Вулкан Эребус)
/ \
Разнообразие полезных ископаемых
Слайд 26.
Практическая часть.
Обозначить на контурной карте полезные ископаемые.
Слайд 27.
Слайд 28.
- ?. Подумай и ответь. (задача)
Слайд 29.
- Наша экспедиция подходит к концу. Давайте вспомним цель нашей экспедиции «Антарктида- ледяное сердце Земли».
-?. Давайте вспомним доказательства:
1. приплюснутое положение
2. размеры массива суши
3. абсолютная высота поверхности
4. расположение в пределах Южного полярного круга, в центре материка – Южный полюс.
5. ледяной покров отражает 90% солнечных лучей, 10% мало, чтобы согреть землю.
6. нет облаков, не образуются осадки (замерший пар)
7. холодный воздух собирается над выпуклой поверхностью ледяного купола, прижимается, а потом несется со скоростью 90м/сек к берегам.
Слайд 30.
Слайд 31.
Проверка уровня усвоения материала. Географический тест.
Домашнее задание : диффиренцированное.
Закрепление материала.
Тест по теме урока.
Выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание: § , вопросы, опережающее задание.
Обобщение: кроссворд, синквейн, вопросы в «черный ящик».
- и так, сегодня на уроке:
- ?. можно ли сказать, что наше знакомство с Антарктидой состоялось и что мы хорошо теперь знаем материк?
Рефлексия.
Гимн Антарктиде – песня «Пингвины».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.