Открытый урок по географии - 7 класс
Оценка 4.9

Открытый урок по географии - 7 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
Взрослым
10.12.2021
Открытый  урок по  географии - 7 класс
Открытый урок по теме "Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Открытие и исследования материка. Основные черты природы"
Антарктида- урок 18.docx

География

Тема урока «Антарктида. Географическое положение. История открытия и исследования. Геологическое строение и рельеф»

Гаврильчик И.И., учитель географии высшей категории

Цель урока:

Определить географическое положение Антарктиды, познакомиться со сведениями открытия материка и особенностями геологического строения.

Задачи урока:

Образовательные:

§  рассмотреть особенности географического положения и береговой линии  Антарктиды;

§  познакомить учащихся с историей открытия  и исследования материка;

§  изучить  геологическое строение и рельеф.

Развивающие:

§  продолжить формирование умения определять географическое положение материка;

§  учиться работать с контурной картой, атласом;

§  совершенствование умения выделять главное.

Воспитательные:

§  воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей.

§  воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;

§  повысить интерес к изучению географии

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта Антарктиды, мультимедиа, слайды презентаций учителя, контурные карты, атласы, учебник .

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы: эвристическая беседа; частично-поисковый; исследовательский.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемый результат обучения:

Учащиеся  должны знать: Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы

Учащиеся должны уметь: Определять географическое положение материка, крайних точек. Особенности рельефа.

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на работу.

3.     Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Мы с вами изучили уже 2 южных  материка. Вам известны особенности каждого из них.

Давайте попробуем, используя слово «самый», одним словом описать каждый изученный материк и показать его на карте:

 - Африка - самый ...

 - Австралия - самый ....

                  Слайд  1.

- Молодцы!

- Один из неизученных материков станет темой нашего урока. А что, это за материк, попытайтесь установить по данному описанию:

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

А что же это за материк?

                                   Слайд 2.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

(мороз и жесткое солнце, холодильник Земли, ледяной погреб, преобладают два цвета голубой и белый).

                                   Слайд 3.

Запишите тему урока в тетрадь.

- Сегодня на уроке мы  познакомимся с географическим положением Антарктиды, узнаем  особенности рельефа, сравним с другими южными материками и докажем почему Антарктиду называют «ледяным сердцем» Земли.

                                   Слайд 4.

- ?. как вы думаете, почему на  материк Антарктида, поставлен вопросительный знак? Вспомните правила по русскому языку: в каком случае используется знак вопроса?  (ответы учащихся).

- Да, правильно. потому что мы пока еще почти ничего не знаем об этом материке.

- А с чего обычно начинается знакомство? (с имени).

 - Правильно, мы узнаем ИМЯ. Имя изучаемого материка – АНТАРКТИДА. Состоит из двух слов:  «АНТИ» - против и «АРКТОС» - созвездие  Большой Медведицы- под  которым лежит северная область. Антарктида – противоположность Арктике.

- Но знать одно имя мало, мы выясним ФАМИЛИЮ.  Вспомните историю происхождения материков, т.е. родословную (Южный материк Гондвана распался на  четыре материка, одним из них является Антарктида).

- Значит:   ИМЯ  - Антарктида

                  Фамилия – Гондвана                    

                                     Слайд 5.

- А отчество нашей новой знакомой – Антарктика. ( Южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Тихого, Индийского океанов (Южный).

- ?. Ребята в чем отличие Антарктиды и Антарктики? (ответы).

- Чтобы не забыть как выглядит наш новый знакомый материк, мы постараемся тщательно его рассмотреть и выделить характерные особенности, присущие только ему.

-? Посмотрите на физическую карту и определите площадь Антарктиды     (14 млн км кв).

- ?. Какое место по площади Антарктида занимает среди других материков?  (в 2- раза больше Австралии).

- Если мы свое знакомство хотим продолжить, мы должный узнать АДРЕС .

-А как вы думаете у материка Антарктида есть свой адрес? (ответы).

- Да, это его географическое положение.

- У нас есть план описания ГП материка. Зачитайте. Вспомнили? Что мы должны выяснить и доказать:  ПОЧЕМУ АНТАРКТИДА – ЛЕДЯНОЕ СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ ?

                                      Слайд 6.

-  А сейчас мы с вами отправляемся в экспедицию на материк лежащий на Южном полюсе. Нам необходимы контурные карты, чтобы нанести маршрут, географические атласы. Перед нами стоит большая задача, мы создали 5-ть групп. Наша задача проплыть вокруг Антарктиды, собрать сведения о ГП материка. Работаем по группам. Каждая группа выполняет задания согласно пункту плана.

                                      Слайд 7.

1-ая группа: как расположен материк согласно экватора, тропиков , нулевого меридиана, полярных кругов?

2-ая группа: найдите крайние точки материка, определите их координаты.

- 3-ая группа: как расположен материк относительно других материков?

- 4-ая группа: какие океаны и моря омывают  Антарктиду ? Назовите особенности береговой линии.

- 5-ая группа:  в каких климатических поясах расположена Антарктида?

                                Слайд 8.

                                Слайд 9.

-?. По каким картам будем работать? (ответы).

- Условия  выполнения: быстрота, достоверность.

(Самостоятельная работа по группам).   Ответы учащихся.

-?. А почему географическое положение изучают в начале? (ответы).

                 Практическая часть.

                            Слайд10.

- А теперь закрепим знания при изучении ГП материка. Отметим основные  особенности  из своеобразия береговой линии на контурных картах. Я называю географический объект, один из учащихся показывает его на физической карте, а вы отмечаете его на контурной карте:

 - Мыс Сифре, его координаты

- Моря: Росса, Уэделла, Амундсена, Беллинсгаузена.

- Полуостров- Антарктический,

- пролив Дрейка,

- острова: Земля Виктория.

                  Первичное закрепление.

- Давайте еще раз  повторим географическое положение материка                                (1 учащийся у доски).

-?. Выделите и назовите особенности ГП влияющее на природу материка?

1. Размеры массива суши,

2. Расположение в пределах Южного полярного круга ( полярный день, полярная ночь),

3. Ледяной покров отражает 90% солнечных лучей, покрыта льдом, как и просторы океанов.

4. Находится в центре материка – Южный полюс.

- Вот поэтому Антарктида была открыта последней из материков. Сейчас в Антарктиде проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые работающие здесь открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидеть вещи принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.

                                  Слайд 11.

- Давайте зайдем в этот музей и узнаем тайны исследования Антарктиды.

(Экскурсанты- учащиеся получившие опережающие задания)

- В течении экскурсии вы должны заполнить таблицу:

Дата

Путешественник

Открытия

 

 

 

§  Под вековым тяжелым одеялом

§  Почти совсем нетающего льда,

§  От всех морозов спряталась устало

§  Неведомая южная земля.

                         Слайд 12.

Первый ученик – Сообщение  о Джеймсе Куке.

                         Слайд 13.

Второй ученик  -  Сообщение о Беллисгаузен и Лазарев.

Третий ученик -  Шелктон.

Четвертый ученик – Р. Амундсен и Р.Скотт.

                       Слайд 14.

Пятый ученик – Антарктида сейчас. А вы откуда приехали? ( совместная станция Россия- Беларусь). Антарктида – материк мира, науки и сотрудничества.

                            Слайд 15.

                            Слайд 16.

                          Слайд 17.

- Учитель: Ст.1.

                          Слайд 18.

                          Слайд 19.

- Какие вопросы будут к экскурсантам?

(проверка заполнения таблицы).

                           Слайд 20.

             Физкультминутка.

Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

- ?. Ребята, куда бы мы не отправились в Антарктиде, в каком направлении не шли – обязательно попадем на север, а почему? (ответы).                      

                            Слайд 21.

-?. А можете ли вы предположить особенности природы (низкие температуры, частые штормы, плотные туманы, нет облаков, ледниковый покров).

- ?. Как распределяется, что он скрывает? Работа со схемой «Ледяной покров Антарктиды», работаем параллельно с учебником ,в парах.

- В восточной части материка мощность ледника больше чем в западной, примерно 2000 метров. Около станции «Восток» примерно  толщина 4744 метра, благодаря этой ледяной шапке средняя высота материка превышает другие материки.

- ?. А как образуются ледники? ( ответы)

- Снежинки- ледяные зерна- тяжесть- лед. Время 190-1000 лет. 80% всех пресных вод земного шара.

- Эти мощные ледники перемещаются от центра к окраинам, рождая айсберги и трещины в ледниковом покрове.

- ?. Почему это происходит? (ответы).

- ?. Сравним изображение Антарктиды на карте и на глобусе. (выпуклая, приплюснутая). Образование стоковых ветров – холодный воздух собирается над выпуклой поверхностью купола, прижимается к ней, а потом несется со скоростью 324 км/ч к берегам. Давление  В- давление Н.

                                        Схема.

                                      Айсберги

                                   /                   \

Столовые (пологий берег)      Пирамидальные (крутой берег)

                                     Слайд 22.

- ?. А что же скрывает веками накопленная ледяная шапка? (работа с картой атласа «Строение земной коры»). (ответы учащихся).

                                     Слайд 23.               

 

                            Практическая часть.

                                   Слайд 24.

                                   Слайд 25.

Обозначение на контурной карте гор и равнин: вулкана Эребуса, равнины Шмитта (уроженец Могилева).

                                    Схема.

                                      Рельеф

                                    /          \

                   Запад              Восток

                    /                                 \

Горные массивы                         Равнинная, хотя есть и горы, небольшие

чередуются с впадинами            впадины

                      /                                                  \

        Складчатая область                          преобладает платформа

           (Вулкан Эребус)                                    

                                 /                                             \  

                      Разнообразие полезных ископаемых

                                Слайд 26.

                      Практическая часть.

Обозначить на контурной карте полезные ископаемые.

                              Слайд  27.

                              Слайд 28.

- ?. Подумай и ответь. (задача)

                              Слайд 29.

 - Наша экспедиция подходит к концу. Давайте вспомним цель нашей экспедиции «Антарктида- ледяное сердце Земли».

-?. Давайте вспомним доказательства:

1. приплюснутое  положение

2. размеры массива суши

3. абсолютная высота поверхности

4. расположение в пределах Южного полярного круга, в центре материка – Южный полюс.

5. ледяной покров отражает  90% солнечных лучей, 10% мало, чтобы согреть землю.

6. нет облаков, не образуются осадки (замерший пар)

7. холодный воздух собирается над выпуклой поверхностью ледяного купола, прижимается, а потом несется со скоростью 90м/сек к берегам.

                      Слайд 30.

                      Слайд 31.

Проверка уровня усвоения материала. Географический тест.

Домашнее задание : диффиренцированное.   

Закрепление материала.

Тест по теме урока.

Выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание: §      , вопросы, опережающее задание.

Обобщение:  кроссворд, синквейн, вопросы в «черный ящик».

- и так, сегодня на уроке:

- ?. можно ли сказать, что наше знакомство с Антарктидой состоялось и что мы  хорошо теперь знаем материк?

Рефлексия. 

   Гимн  Антарктиде  –  песня «Пингвины».


 

География Тема урока «Антарктида

География Тема урока «Антарктида

Африка - самый ... - Австралия - самый

Африка - самый ... - Австралия - самый

Ребята в чем отличие Антарктиды и

Ребята в чем отличие Антарктиды и

Дрейка, - острова: Земля Виктория

Дрейка, - острова: Земля Виктория

Слайд 19. - Какие вопросы будут к экскурсантам? (проверка заполнения таблицы)

Слайд 19. - Какие вопросы будут к экскурсантам? (проверка заполнения таблицы)

Слайд 25. Обозначение на контурной карте гор и равнин: вулкана

Слайд 25. Обозначение на контурной карте гор и равнин: вулкана

Антарктидой состоялось и что мы хорошо теперь знаем материк?

Антарктидой состоялось и что мы хорошо теперь знаем материк?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021