Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Открытый урок по химии в 9 «б» классе на тему: «Сера».

Медиа
docx
28.11.2019
СЕРА 9 КЛАСС.docx

Надпись: Открытый урок
по химии в 9 «б» классе
на тему:
«Сера».

Цель:создание условий для формирования первоначальных понятий о строении серы, физические и химические свойства серы и роль серы в природе.

Задачи:

1.Образовательная: изучить строение атома серы, научить составлять уравнения реакции, подтверждающих окислительно-восстановительных свойств.

2.Развивающая: выявить и развивать умения и навыки детей для определения строения атома серы.

3.Воспитательная:изучить роль серы для окружающей среды.

Мотивация урока: использование ИКТ.

Планируемые результаты:

1.Предметные:дать общую характеристику, знать  строение атома, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций.

Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства серы, охарактеризовать области применения.

Личностные: понимать окислительно - восстановительные процессы, происходящие с серой в природе.

Оборудование: различные модификации серы, спирт, толуол, вода, металлы, микролаборатория.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Актуализация знаний:

а) тесты (КИМы)

б) Опрос: фронтальный (кислород).

3. Изучение новой темы.

1. Общая характеристика.

2. Строениеатома: а) +16S 1S2, 2S2 2P6, 3S2 3P4.б) +16S  ) ) )

286

Степень окисления: -2,+4,+6. валентность: 2,4,6.

                             +2 -2   +4 -2        +6

В соединениях: MgS, SO2, H2SO4/

3. Учитель демонстрируя серу доказывает, что сера твердое вещество, желтого цвета. Нужно добавить, что сера существует в 2-х аллотропных модификациях: 1) моноклинная, 2) ромбическая. А в аморфной форме пластическая. Причина аллотропии заключается различном строении кристаллов. Наиболее устойчивая форма серы ромбическая (t=1130C) и молекула S8. Далее продемонстрируем:  опустим в стакан с водой кусочек серы и немного порошок серы и наблюдаем, что кусочек тонет, а порошок всплывает на поверхность. Почему? Дело в том, что сера тяжелее воды плотность P=2/07г/мл.ромбическая, P=1/96г/мл. моноклинная.

Далее демонстрируем ее растворимость в органических растворителях.

Химические свойства серы:

1. Взаимодействие с металлами:

0       0        +1  -20     0 +2  -2                  0          0          +3   -2   0     0        +2 -2

а)2Na+S-->Na2Sб) 2Cu+S-->CuSв) 2Al +3S-->Al2S3    г) Zn+S-->Zns

Сера выступает в качестве окислителя.

2.  Взаимодействие серы с неметаллами:

а) H2+S-->H2Sб) С+2S-->CS2   в) S+O2-->SO2 г) S+3F2-->SF6

Сера в природе и ее применение: сера встречается в природе:

1. H2S - сероводород

2. ZnS - цинковая обманка

3. PbS - свинцовый блеск.

Следует отметить, что H2S образуется при гниении и разложении органических веществ, а также встречается в вулканических газах. Сера применяется в медицине для лечения кожных заболеваний, например, серная мазь хорошо помогает при юношеских угрях . Кроме того сера используется для производства серной кислоты, для производства сульфатов, т.е. серосодержащих удобрений.

4. Итог урока с комментированием оценок.

5. Д/З: п.22 №1-3 стр.134

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Открытый урок
по химии в 9 «б» классе
на тему:
«Фосфор и его соединения»

Тема  урока: «Фосфор и его соединения»

Цель урока: повторить и  систематизировать   материал  по теме  «Фосфор»; рассмотреть  общую  характеристику фосфора, его  аллотропные  модификации, химические   свойства.

Задачи:

1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.

3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.   

Планируемые  результаты:

- предметные: знать  аллотропные  модификации  фосфора,  свойства  красного  и белого  фосфора,  фосфорного  ангидрида, фосфорной  кислоты  и  её  солей.

-метапредметные: уметь  характеризовать  элемент  фосфор  на  основании  его  положения в  ПСХЭ  Д.И.Менделеева и  строения  атома, составлять  уравнения химических     реакций  с  участием  фосфора; уметь  описывать качественную  реакцию  на  фосфат-ион.

- личностные: формирование познавательного  интереса  к  теме  фосфор

Оборудование  и  реактивы: фосфор (красный),кристаллы и растворы  фосфорной  кислоты, индикаторы(лакмус, метиловый  оранжевый); стеклянная  посуда.

Тип  урока:  комбинированный

Ход   урока

1 Организационный   момент

2 Проверка знаний учащихся.

Устный опрос:

1. Как называют соли азотной кислоты?

2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная? 

3. Как переводится название элемента «азот»  и почему он так называется?

4. Каково латинское название элемента азота?

5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

6. Какие соединения называют селитрами?

7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?

9. В каком из перечисленных соединений азота степень

3 Изучение нового материала

Учитель. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и вас ждут новые открытия. Следующий   после   азота  представитель  главной подгруппы пятой  группы  Периодической  системы  -  элемент  -  неметалл  фосфор (P).Атомы   фосфора  по  сравнению  с  атомами   азота  имеют   больший  радиус, меньшее  значение  электроотрицательности, а  значит , более  выраженные  восстановительные  свойства. Чаще   фосфор  проявляет  в  соединениях   степень  окисления  +5.

Учитель. Химический  элемент  фосфор  образует  несколько  аллотропных модификаций. 

Из  них    вы        уже   знаете  два  простых  вещества:  белый  фосфор  и  красный  фосфор.

Белый   фосфор  имеет  молекулярную  кристаллическую  решетку,  состоящую  из  молекул P4 .  Нерастворим  в  воде , хорошо растворяется  в  сероуглеводороде. Белый   фосфор  оченьядовит. Хранят  его  под  водой.

Красный  фосфор  представляет   собой  темно   -   малиновый   порошок.  Не  растворяется  ни  в  воде, ни  в  сероуглероде.

Неядовит  и  не  светится  в  темноте. При  нагревании  красного фосфора  в  пробирке, закрытой  ватным  тампоном, он  превращается  в  белый   фосфор ( концентрированные  пары),  и  если  выдернуть  тампон белый  фосфор  вспыхнет  на  воздухе

Физические   свойства    фосфора

Аллотропные модификации

- Ребята, что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы уже знакомы? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.

Индивидуальная работа учащихся с учебником.

Задание: дайте характеристику:

1 ряд – белому фосфору 

2 ряд – красному фосфору 

3 ряд – черному фосфору

По следующему плану:

Характер особенности

Белый

Красный

Черный

1. Тип кристаллической решетки

 

 

 

2. Внешний вид

 

 

 

3. Ядовит (или нет)

 

 

 

4. В чем растворяется

 

 

 

5. Летучесть

 

 

 

6. t воспламенения

 

 

 

 

Обмен полученной информацией и обсуждение.

Ребята,  вы видите, что свойства белого, красного и черного  фосфора различны, хотя они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их свойства?

УЧИТЕЛЬ:    Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.

УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами рассмотрим

Химические свойства фосфора:

Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)

 2Р + 3Са = Са3Р2  (фосфид кальция)           P + 3Na = Na3P  (фосфид натрия)

Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)

     4Р + 5О2 = 2 Р2О5

Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?

(один учащийся работает у доски)

2.     5KCLO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCL (с бертолетовой солью)

Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.

Соединения фосфора

РН3 – фосфин. Бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы, легко самовоспламеняется на воздухе. Образуется  при гидролизе фосфидов:  

 Mg3P2 + 6 H2O = 3 Mg(OH)2   + 2 PH3  

Р2О5 – оксид фосфора (V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот:    

 Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н3РО4

Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.

 «Получение фосфора»

Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса:

Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t    =  3CаSiО3 +2Р + 5СО

   IV. Рефлексивно-оценочный этап.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.

- я знал…

-я хотел узнать…

-я узнал…

           Выставляем оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание: § 27 упр. 1-3,  (до  биологического   значения  фосфора)     

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)