Цель:создание условий для формирования первоначальных понятий о строении серы, физические и химические свойства серы и роль серы в природе.
Задачи:
1.Образовательная: изучить строение атома серы, научить составлять уравнения реакции, подтверждающих окислительно-восстановительных свойств.
2.Развивающая: выявить и развивать умения и навыки детей для определения строения атома серы.
3.Воспитательная:изучить роль серы для окружающей среды.
Мотивация урока: использование ИКТ.
Планируемые результаты:
1.Предметные:дать общую характеристику, знать строение атома, описать ее физические и химические свойства, написать уравнения реакций.
Метапредметные: уметь составлять схему ОВР, прогнозировать свойства серы, охарактеризовать области применения.
Личностные: понимать окислительно - восстановительные процессы, происходящие с серой в природе.
Оборудование: различные модификации серы, спирт, толуол, вода, металлы, микролаборатория.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Актуализация знаний:
а) тесты (КИМы)
б) Опрос: фронтальный (кислород).
3. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика.
2. Строениеатома: а) +16S 1S2, 2S2 2P6, 3S2 3P4.б) +16S ) ) )
286
Степень окисления: -2,+4,+6. валентность: 2,4,6.
+2 -2 +4 -2 +6
В соединениях: MgS, SO2, H2SO4/
3. Учитель демонстрируя серу доказывает, что сера твердое вещество, желтого цвета. Нужно добавить, что сера существует в 2-х аллотропных модификациях: 1) моноклинная, 2) ромбическая. А в аморфной форме пластическая. Причина аллотропии заключается различном строении кристаллов. Наиболее устойчивая форма серы ромбическая (t=1130C) и молекула S8. Далее продемонстрируем: опустим в стакан с водой кусочек серы и немного порошок серы и наблюдаем, что кусочек тонет, а порошок всплывает на поверхность. Почему? Дело в том, что сера тяжелее воды плотность P=2/07г/мл.ромбическая, P=1/96г/мл. моноклинная.
Далее демонстрируем ее растворимость в органических растворителях.
Химические свойства серы:
1. Взаимодействие с металлами:
0 0 +1 -20 0 +2 -2 0 0 +3 -2 0 0 +2 -2
а)2Na+S-->Na2Sб) 2Cu+S-->CuSв) 2Al +3S-->Al2S3 г) Zn+S-->Zns
Сера выступает в качестве окислителя.
2. Взаимодействие серы с неметаллами:
а) H2+S-->H2Sб) С+2S-->CS2 в) S+O2-->SO2 г) S+3F2-->SF6
Сера в природе и ее применение: сера встречается в природе:
1. H2S - сероводород
2. ZnS - цинковая обманка
3. PbS - свинцовый блеск.
Следует отметить, что H2S образуется при гниении и разложении органических веществ, а также встречается в вулканических газах. Сера применяется в медицине для лечения кожных заболеваний, например, серная мазь хорошо помогает при юношеских угрях . Кроме того сера используется для производства серной кислоты, для производства сульфатов, т.е. серосодержащих удобрений.
4. Итог урока с комментированием оценок.
5. Д/З: п.22 №1-3 стр.134
Цель урока: повторить и систематизировать материал по теме «Фосфор»; рассмотреть общую характеристику фосфора, его аллотропные модификации, химические свойства.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.
3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
Планируемые результаты:
- предметные: знать аллотропные модификации фосфора, свойства красного и белого фосфора, фосфорного ангидрида, фосфорной кислоты и её солей.
-метапредметные: уметь характеризовать элемент фосфор на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома, составлять уравнения химических реакций с участием фосфора; уметь описывать качественную реакцию на фосфат-ион.
- личностные: формирование познавательного интереса к теме фосфор
Оборудование и реактивы: фосфор (красный),кристаллы и растворы фосфорной кислоты, индикаторы(лакмус, метиловый оранжевый); стеклянная посуда.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1 Организационный момент
2 Проверка знаний учащихся.
Устный опрос:
1. Как называют соли азотной кислоты?
2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?
3. Как переводится название элемента «азот» и почему он так называется?
4. Каково латинское название элемента азота?
5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?
6. Какие соединения называют селитрами?
7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?
8. Как «по – химически» называется нашатырный спирт?
9. В каком из перечисленных соединений азота степень
3 Изучение нового материала
Учитель. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и вас ждут новые открытия. Следующий после азота представитель главной подгруппы пятой группы Периодической системы - элемент - неметалл фосфор (P).Атомы фосфора по сравнению с атомами азота имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, а значит , более выраженные восстановительные свойства. Чаще фосфор проявляет в соединениях степень окисления +5.
Учитель. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций.
Из них вы уже знаете два простых вещества: белый фосфор и красный фосфор.
Белый фосфор имеет молекулярную кристаллическую решетку, состоящую из молекул P4 . Нерастворим в воде , хорошо растворяется в сероуглеводороде. Белый фосфор оченьядовит. Хранят его под водой.
Красный фосфор представляет собой темно - малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде.
Неядовит и не светится в темноте. При нагревании красного фосфора в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор ( концентрированные пары), и если выдернуть тампон белый фосфор вспыхнет на воздухе
Физические свойства фосфора
Аллотропные модификации
- Ребята, что называется аллотропией?
- С какими аллотропными модификациями мы уже знакомы? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).
Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.
Индивидуальная работа учащихся с учебником.
Задание: дайте характеристику:
1 ряд – белому фосфору
2 ряд – красному фосфору
3 ряд – черному фосфору
По следующему плану:
Характер особенности |
Белый |
Красный |
Черный |
1. Тип кристаллической решетки |
|
|
|
2. Внешний вид |
|
|
|
3. Ядовит (или нет) |
|
|
|
4. В чем растворяется |
|
|
|
5. Летучесть |
|
|
|
6. t воспламенения |
|
|
|
Обмен полученной информацией и обсуждение.
Ребята, вы видите, что свойства белого, красного и черного фосфора различны, хотя они образованы одним химическим элементом. Как вы думаете, почему различны их свойства?
УЧИТЕЛЬ: Различие заключается в строении этих веществ. Белый фосфор – кристаллической вещество, состоит из молекул Р4, имеющих форму тетраэдра. Красный фосфор имеет полимерное строение, то есть тетраэдры Р4 связаны друг с другом в длинные цепи. Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.
УЧИТЕЛЬ: А теперь мы с вами рассмотрим
Химические свойства фосфора:
Взаимодействует с металлами с образованием фосфидов: (окислитель)
2Р + 3Са = Са3Р2 (фосфид кальция) P + 3Na = Na3P (фосфид натрия)
Горит в кислороде и на воздухе с образованием оксида фосфора (V): (восстановитель)
4Р + 5О2 = 2 Р2О5
Окислительные или восстановительные свойства проявляет фосфор?
(один учащийся работает у доски)
2. 5KCLO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCL (с бертолетовой солью)
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
Соединения фосфора
РН3 – фосфин. Бесцветный ядовитый газ с запахом гнилой рыбы, легко самовоспламеняется на воздухе. Образуется при гидролизе фосфидов:
Mg3P2 + 6 H2O = 3 Mg(OH)2 + 2 PH3
Р2О5 – оксид фосфора (V). Белый гигроскопичный порошок, хорошо растворяется в воде, является кислотным оксидом, образует несколько кислот:
Р2О5 +3 Н2О(гор) = 2Н3РО4
Н3РО4 – ортофосфорная кислота. Твердое кристаллическое вещество белого или прозрачного цвета, не ядовита, кислота средней силы, хорошо растворима в воде. Реагирует со щелочами, основными оксидами, солями.
«Получение фосфора»
Свободный фосфор получают в электрических печах без доступа воздуха из ортофосфата кальция, смешивая с песком и углем. Процесс проходит в две стадии. Мы запишем суммарное уравнение процесса и уравняем его с помощью электронного баланса:
Са3(РО4)2 + 3SiО2 + 5СО t = 3CаSiО3 +2Р + 5СО
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.
- я знал…
-я хотел узнать…
-я узнал…
Выставляем оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание: § 27 упр. 1-3, (до биологического значения фосфора)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.