Филиал частного профессионального образовательного учреждения «Русско-Азиатский экономико-правовой колледж» г. Усолье-Сибирское
Конспект открытого урока по литературе
« Темы и проблемы повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Рудых Татьяна Ивановна
Цели урока:
создать условия для ознакомления учащихся с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой»;
обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;
систематизировать знания учащихся об изображении малой родины в литературе.
Оборудование:
портрет В.Г. Распутина; презентация с фрагментами фильма «Прощание с Матёрой»
запись песни В. Толкуновой «Песня о родном крае».
Эпиграф урока:
"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё
что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к
её святыням".
В.Г. Распутин
Ход урока:
I. Организационный момент ( приветствие)
- Сегодня наш урок посвящён творчеству известного русского писателя Валентину Григорьевичу Распутину. Русский писатель, публицист, общественный деятель, действительный член Академии российской словесности, почётный профессор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева, почётный гражданин города Иркутска, почётный гражданин Иркутской области. Автор многих статей, посвященных литературе, искусству, экологии, сохранению русской культуры, сохранению озера Байкал. Повести, рассказы, очерки и статьи В.Г. Распутина переведены на 40 языков мира. Многие произведения поставлены в театрах страны, экранизированы. В 2000 году Валентин Григорьевич Распутин был награждён премией А. И. Солженицына.
(презентация-фильм о Распутине - 3 мин)
II.Актуализация ранее изученных знаний
Преподаватель: - Назовите произведения, которые написал В. Распутин.
( «Уроки французского»; «Пожар»; «Деньги для Марии»; «Последний срок»; «Живи и помни» и мн. др. И, конечно, замечательное произведение Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой» )
Преподаватель: - Как называлась первая книга Валентина Распутина?
(В 1966 году в Восточно-Сибирском издательстве вышла книга очерков и рассказав «Край возле самого неба» Тофалария – заповедный уголок Восточной Сибири, которому писатель и посвятил первую книгу)
Преподаватель: - Какие важные проблемы на ваш взгляд поднимает писатель в своих произведениях?
(В своих произведениях писатель поднимает очень важные , на мой взгляд, нравственные проблемы: воспитания, патриотизма)
III. Целеполагание
Преподаватель: - Обратите внимание на эпиграф к уроку, подумайте и скажите, о чём пойдет речь на уроке?
( Я думаю, что мы на уроке поговорим о том, какую роль играют для человека родной дом, родное место, где родился, родители и в целом Родина)
(А я думаю, что мы сегодня будем рассматривать важную нравственную проблему- проблему преданности Родины, т.к. В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как человечность, искренность, преданность Родине)
Преподаватель: Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это самый красивый кусочек Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому кусочку Земли все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но главный, основной кусочек Земли по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Преподаватель:
Вслушайтесь в строки стихотворения Станислава Куняева «Валентину Распутину»
Учащийся читает стихотворение:
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Всё не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок,
Крупнозернистый и заиндевевший...
Прощай, Матёра! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей -
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы, непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нём, как в море, света или мути,
Увы, не счесть... Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить всё то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает...
Преподаватель: - О чем это стихотворение? Почему автор говорит: “У каждого из нас своя Матера”?
(Матера – символ “малой родины” человека, символ совести и нравственной чистоты людей).
Преподаватель: Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нем идет речь о Аталанке. Её судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матерой».
Презентация с фрагментами фильма «Прощание с Матерой» (3 мин)
Преподаватель: На странице литературной газеты писатель скажет: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе». Впервые появившись в журнале «Современник»№ 10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой» выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине.
Преподаватель: Давайте, ребята, обратимся к тексту произведения «Прощание с Матерой»:
( На слайде вопрос, учащиеся находят ответы по тексту произведения и зачитывают вслух)
Вопросы на слайдах:
1. Какой вы запомнили Матеру при чтении, какое впечатление она производит?
Ученик 1: («…лучше этой земли ему не сыскать. Остров растянулся на пять с лишним верст и не узенькой лентой, а утюгом, - было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матерe близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой. Подмога - понятно: чего нe хватало на своей земле, брали здесь, а почему Поднога - ни одна душа бы не объяснила, а теперь не объяснит и подавно. Вывалил споткнувшийся чей-то язык, и пошло, а языку, известно, чем чудней, тем милей)
Ученик2: ( Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, «встречая и провожая годы». На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А еще видится мне поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата, листвень.
При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем Матера?»)
Ученик3: Запоминается Матера и в ночной час, когда гаснут звезды и выходит оглядывать свои владения Хозяин острова. В ночной тиши слышатся журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различима изба Петрухи, не успевшая взобраться на горку. Вот другие уже оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина.
2. Что мы узнали об этой земле, её истории? Ее природе?
(«Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. От колчаковцев остался в Матере срубленный ими на верхнем краю у голомыски барак, в котором в последние годы по красным летам, когда тепло, жил, как таракан, Богодул. Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой - она была положе и ровней - и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой».
3. Из каких строк мы узнаем, что судьба Матеры предрешена?
(«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь» (гл. 7, с. 240 ) «остров собирался жить долго».
«Сомневаться больше в судьбе Матеры не приходилось, она дотягивала последние годы. Где-то на правом берегу строился уже новый поселок для совхоза, в который сводили все ближние и даже не ближние колхозы, а старые деревни решено было, чтобы не возиться с хламьем, пустить под огонь. Но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода»).
Преподаватель: Как вы относитесь к событиям, происходящим в Матёре? Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?
(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей, чтобы все жители были обеспечены электроэнергией);
( я думаю, что не надо было затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные)
Преподаватель: Вот и герои произведения : Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят. Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.)
Преподаватель: - Как писатель выявляет, кто есть кто?
(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).
Преподаватель: Расскажите о жителях деревни. Их можно разделить на неравнодушных и безразличных. Кто из героев понравился?
- (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни". Она всю жизнь прожила на острове Матере. Матера и родной дом очень дороги для старушки: "А как можно отдать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?.." "Стояла, стояла, христовенькая, лет, поди, полтораста, а теперь все, теперь поедет..." Дарья не хочет покидать Матеру. Она до последнего дня находится на острове: "Доведись до меня, взяла бы и никуды нe тронулась. Пушай топят, ежли так надо..."
- (Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него "вытравилась душа" от всех пережитых бед: "...Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, – не пень ведь горит, родная изба – и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа!.." Павел устает от истории с Матерой. Он рад, что наступает определенность: "...Хватит, хватит… никаких сил уже не осталось. Теперь не придется изводиться Матёрой, сравнивать одно с другим, ездить туда-сюда, баламутить, натягивать без конца душу...")
(Андрей Пинигин хочет работать на каком-нибудь важном объекте, чтобы оставить свой след в истории: "...Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь <…> Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому… по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет..." Андрей хочет быть на "переднем крае", где находится вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухом поселке: "...Потом семьей обзаведусь, потом, может, и сюда приеду. А пока молодой, неженатый, охота туда, на передний, как говорится, край… чтоб не опоздать. Вся молодежь там..." Молодой человек хочет побывать в разных местах и все посмотреть: "...Пока молодой, надо, бабушка, все посмотреть, везде побывать. Что хорошего, что ты тут, не сходя с места, всю жизнь прожила? Надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться над ней...")
Преподаватель: Жизнь сурова и итог печален… Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.
- Какие общечеловеческие проблемы поднимает автор в этой повести?
( Основные нравственные проблемы в повести:
проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
проблема истинного патриотизма;
проблемы совести, нравственности и чести;
проблемы сохранения традиций;
поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти)
Преподаватель: Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
- Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
(Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении).
- Какие ценности вам ближе по духу?
(Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).
Преподаватель: Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.
Меняется образ жизни, меняются нравы, а с изменением нравов – всё тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.
Может возникнуть предположение о том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного. Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.
Распутин убеждает, что все в силах людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они родились, выросли, жили и хранили свой очаг…
- Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в "Прощании с Матерой"?
(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."
Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не составило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)
Звучит запись песни Валентины Толкуновой "Песня о родном крае"
Преподаватель: Наш урок хочется закончить словами Валентина Григорьевича Распутина:
...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне,
к ее родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,
страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".
Оценки за урок
Домашнее задание:
Задание 1.Охарактеризуйте лексическое и семантическое, а так же ассоциативное многообразие слова Матёра. Подберите для этого возможные однокоренные слова и синонимы, постройте цепочку ассоциаций.
Задание 2.О какой именно связи пытается напомнить Дарья людям, произнося следующие слова:«Вам Матёру старшие поручили, чтоб вы жисть прожили и младшим передали... старших не боитесь –младшие спросят...»
Задание 3.В древних скандинавских сагах есть образ мирового древа –Игдрассиль. Его корни держат жизнь земную, крона уходи в небо, там –жилище богов. По стволу древа бегает белка: вверх-вниз, она –связующее звено между миром земным и божественным. Найдите в повести параллели с этими древними языческими образами.
Список использованной литературы
1.Андреева И.В. Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.
2. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.
3. Колобаева Л.А. В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. - № 2.
4.Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992. Панкеев И.А.
5. Распутин, В. Прощание с Матёрой. Повести. Рассказы / В. Распутин. –М.: «Сапронов», 2017. – 653 с.
6. Румянцев, А. Возле Распутина было теплее / А. Румянцев // Литературная газета. – 2017. – № 10. – С. 8-9.
7. Сайкина, Е.И. Школа жизни, добра и понимания / Е.И. Сайкина // Игровая библиотека. – 2016. – № 4. – С. 22-31.
8. Фомичева А. Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. - № 18. – Май.
9. Чванов, М. Совесть России: В.Г. Распутин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.