Предмет, класс |
Литературное чтение, 3 класс |
|||
УМК, автор программы |
УМК Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. «Литературное чтение» |
|||
Учитель |
Аксанова Олеся Васильевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 72» |
|||
Тема урока |
И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина |
|||
Цель урока |
Познакомить детей с творчеством И. Я. Билибина, читать сказки А. С. Пушкина |
|||
Задачи урока |
Обучающие Учить определять тему и основную мысль текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана. |
Развивающие Развивать речь, |
Воспитательные Воспитывать уверенность, инициативность. Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи |
|
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
||
|
Предметные результаты - научиться формулировать цель и задачи урока; - выделять особенности литературной сказки. - прогнозировать содержание произведения; - знать сказки А. С. Пушкина |
Личностные результаты: Проявлять интерес к произведениям искусства Метапредметные результаты Регулятивные : Формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные: Проявление инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы художественного текста учебника, взаимодействовать в паре Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста;
|
||
Организационная структура урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку
Постановка учебной задачи и ее решение
|
- Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришла директор Оксана Юрьевна. Давайте поприветствуем нашу гостью.
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем – и урок наш начинаем. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.
- С каким произведением работали на прошлом уроке? - А теперь проверим ваши знания. Возьмите листочки с тестом и подпишите его. На выполнение теста вам выделяется пять минут.
- Перед вами отрывок одной из известных сказок.
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит… А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»
- Прочитайте его жужжащим способом. - Прочитайте медленно. - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте скороговоркой. - Прочитайте выразительно. - Кто автор произведения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (А. С. Пушкин) - А как называется это произведение?
- А теперь найдите на доске рисунок, соответствующий этому отрывку. Как вы догадались, что именно этот рисунок соответствует этому отрывку? - А как называется такой рисунок? (иллюстрация) - Как называют художника, который иллюстрирует мказки? (иллюстратор) - Кто является известным русским иллюстратором? ( И. Я. Билибин) - Тема нашего урока?
- А теперь поставим цель нашего урока?
- Какие задачи урока?
Ребятам было предложено рассмотреть иллюстрации И. Я. Билибина и угадать к каким сказкам они подходят. |
Дети приветствуют гостя
Проверяют готовность к уроку
- А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Ученики выполняют тестовые задания.
- А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- иллюстрация
- иллюстратор - И. Я. Билибин
- И. Я Билибин – иллюстратор русских сказок
- Познакомиться с творчеством И. Я Билибина 1) Узнать биографию И. Я Билибина 2) Познакомиться с иллюстрациями И. Я. Билибина. |
Основная часть |
Актуализация знаний
Работа по теме урока
|
- Откройте учебники на сорок третьей странице. Прочитайте краткую биографию И. Я Билибина (спросить трёх учеников) - Что вы узнали о русском иллюстраторе? - А как вы думаете мы всё узнали о жизни иллюстратора? - А сейчас нам немного расскажет об И. Я. Билибине Егор Учитель вызывает ученика к доске.
И. Я. Билибин – выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям, изучение памятников зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899г. сказки и былины, Иван Яковлевич создал в технике рисунка тушью, подсвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, а затем, в 1925г., переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии. Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическое панно «Микула Селянинович», он вновь поселился в Ленинграде, где скончался в 1942 г., во время блокады Ленинграда.
- Какие ещё сведения мы узнали о И. Я. Билибине? - Как вы думаете, легко ли быть иллюстратором? Почему?
|
Ученики читают биографию
- Нужно уметь правильно держать кисточку, уметь рисовать, смешивать цвета. |
Физминутка |
|
- Давайте сейчас с помощью физминутки научимся правильно держать кисточку. Возьмите кисть в правую руку и повторяйте за мной:
- Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом, Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идёт тычок! |
Дети выполняют физминутку за учителем |
Заключительная часть |
Самостоятельная работа обучающихся
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание
|
- А теперь давайте поработаем в парах. - Перед вами на партах лежат карточки с иллюстрациями И. Я. Билибина. Угадайте, к какой сказке относится каждая иллюстрация. Объясните, как вы догадались, что именно к этим сказкам они относятся? На Интерактивной доске презентация с заданием, которая потом сменяется на карточки с ответами.
Ученики самостоятельно выполняют работу. - Давайте проверим себя. Все ли сказки вы угадали? - Какие пары справились без ошибок?
- А теперь давайте попробуем себя в роли иллюстратора. Все иллюстраторы делают сначала наброски, а потом раскрашивают свою картину и мы с вами сейчас сделаем набросок нашей будущей иллюстрации. Нарисуйте иллюстрацию к сказке «О царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» понравившегося эпизода, а на следующем уроке мы будем определять к какому эпизоду относится ваша иллюстрация.
- Давайте вспомним, что мы узнали нового на уроке? - С каким художником-иллюстратором мы познакомились?
- А теперь оцените вашу работу. - Поднимите зелёный карандаш, если всё было понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями. - Теперь поднимите жёлтый карандаш, если испытывали затруднения. - Поднимите красный карандаш, если ничего не получилось.
- Раскрасить иллюстрацию и с. 43 Пересказ биографии И. Я. Билибина. |
Ученики работают в парах
Ученики рисуют иллюстрацию к сказке |
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит… А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»
|
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит… А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.