Открытый урок по литературному чтению "Знакомство с творчеством И. Я. Билибина и его связь с творчеством А. С. Пушкина"

  • docx
  • 15.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Т.К. урока Литература.docx

Предмет, класс

Литературное чтение, 3 класс

УМК, автор программы

УМК Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.  «Литературное чтение»

Учитель

Аксанова Олеся Васильевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 72»

Тема урока

И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина

Цель урока

Познакомить детей с творчеством И. Я. Билибина, читать сказки А. С. Пушкина

Задачи урока

Обучающие

Учить определять тему и основную мысль текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана.

Развивающие

Развивать речь,

Воспитательные

Воспитывать уверенность, инициативность. Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

Предметные результаты

- научиться формулировать цель и задачи урока;

- выделять особенности литературной сказки.

- прогнозировать содержание произведения;

- знать сказки А. С. Пушкина

Личностные результаты:

Проявлять интерес к произведениям искусства

Метапредметные результаты

Регулятивные :

Формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее  осуществления.

Коммуникативные:

Проявление инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы художественного текста учебника, взаимодействовать в паре

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста;

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи и ее решение 

 

 

- Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришла директор Оксана Юрьевна. Давайте поприветствуем нашу гостью.

 

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем –

и урок наш начинаем.

Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

 

 

- С каким произведением работали на прошлом уроке?

- А теперь проверим ваши знания. Возьмите листочки с тестом и подпишите его. На выполнение теста вам выделяется пять минут.

 

- Перед вами отрывок одной из известных сказок.

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

 

 - Прочитайте его жужжащим способом.

- Прочитайте медленно.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

- Кто автор произведения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (А. С. Пушкин)

- А как называется это произведение?

 

 

 

 

- А теперь найдите на доске рисунок, соответствующий этому отрывку. Как вы догадались, что именно этот рисунок соответствует этому отрывку?

- А как называется такой рисунок? (иллюстрация)

- Как называют художника, который иллюстрирует мказки? (иллюстратор)

- Кто является известным русским иллюстратором? ( И. Я. Билибин)

- Тема нашего урока?

 

 

- А теперь поставим цель нашего урока?

 

- Какие задачи урока?

 

Ребятам было предложено рассмотреть иллюстрации И. Я. Билибина и угадать к каким сказкам они подходят.

Дети приветствуют гостя

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

- А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ученики выполняют тестовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

 

 

 

- иллюстрация

 

- иллюстратор

- И. Я. Билибин

 

- И. Я Билибин – иллюстратор русских сказок

 

- Познакомиться с творчеством И. Я Билибина

1) Узнать биографию И. Я Билибина

2) Познакомиться с иллюстрациями И. Я. Билибина.

Основная часть

Актуализация знаний

 

Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте учебники на сорок третьей странице. Прочитайте краткую биографию И. Я Билибина (спросить трёх учеников)

- Что вы узнали о русском иллюстраторе?

- А как вы думаете мы всё узнали о жизни иллюстратора?

- А сейчас нам немного расскажет об И. Я. Билибине Егор

Учитель вызывает ученика к доске.

 

И. Я. Билибин – выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям, изучение памятников зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899г. сказки и былины, Иван Яковлевич создал в технике рисунка тушью, подсвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, а затем, в 1925г., переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическое панно «Микула Селянинович», он вновь поселился в Ленинграде, где скончался в 1942 г., во время блокады Ленинграда.

 

- Какие ещё сведения мы узнали о И. Я. Билибине?

- Как вы думаете, легко ли быть иллюстратором? Почему?

 

 

Ученики читают биографию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нужно уметь правильно держать кисточку, уметь рисовать, смешивать цвета.

Физминутка

 

- Давайте сейчас с помощью физминутки научимся правильно держать кисточку. Возьмите кисть в правую руку и повторяйте за мной:

 

- Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

Дети выполняют физминутку за учителем

Заключительная часть

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

- А теперь давайте поработаем в парах.

- Перед вами на партах лежат карточки с иллюстрациями И. Я. Билибина. Угадайте, к какой сказке относится каждая иллюстрация. Объясните, как вы догадались, что именно к этим сказкам они относятся?

На Интерактивной доске презентация с заданием, которая потом сменяется на карточки с ответами.

 

Ученики самостоятельно выполняют работу.

- Давайте проверим себя. Все ли сказки вы угадали?

- Какие пары справились без ошибок?

 

- А теперь давайте попробуем себя в роли иллюстратора. Все иллюстраторы делают сначала наброски, а потом раскрашивают свою картину и мы с вами сейчас сделаем набросок нашей будущей иллюстрации. Нарисуйте иллюстрацию к сказке «О царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  понравившегося эпизода, а на следующем уроке мы будем определять к какому эпизоду относится ваша иллюстрация.

 

 

 

- Давайте вспомним, что мы узнали нового на уроке?

- С каким художником-иллюстратором мы познакомились?

 

- А теперь оцените вашу работу.

- Поднимите зелёный карандаш, если всё было понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями.

- Теперь поднимите жёлтый карандаш, если испытывали затруднения.

- Поднимите красный карандаш, если ничего не получилось.

 

- Раскрасить иллюстрацию и с.  43   Пересказ биографии И. Я. Билибина.

Ученики работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рисуют иллюстрацию к сказке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»