Открытый урок по литературному чтению "Знакомство с творчеством И. Я. Билибина и его связь с творчеством А. С. Пушкина"
Оценка 5

Открытый урок по литературному чтению "Знакомство с творчеством И. Я. Билибина и его связь с творчеством А. С. Пушкина"

Оценка 5
docx
15.09.2023
Открытый урок по литературному чтению "Знакомство с творчеством И. Я. Билибина и его связь с творчеством А. С. Пушкина"
Т.К. урока Литература.docx

Предмет, класс

Литературное чтение, 3 класс

УМК, автор программы

УМК Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.  «Литературное чтение»

Учитель

Аксанова Олеся Васильевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 72»

Тема урока

И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина

Цель урока

Познакомить детей с творчеством И. Я. Билибина, читать сказки А. С. Пушкина

Задачи урока

Обучающие

Учить определять тему и основную мысль текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана.

Развивающие

Развивать речь,

Воспитательные

Воспитывать уверенность, инициативность. Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

Предметные результаты

- научиться формулировать цель и задачи урока;

- выделять особенности литературной сказки.

- прогнозировать содержание произведения;

- знать сказки А. С. Пушкина

Личностные результаты:

Проявлять интерес к произведениям искусства

Метапредметные результаты

Регулятивные :

Формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее  осуществления.

Коммуникативные:

Проявление инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы художественного текста учебника, взаимодействовать в паре

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста;

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи и ее решение 

 

 

- Здравствуйте ребята! К нам на урок сегодня пришла директор Оксана Юрьевна. Давайте поприветствуем нашу гостью.

 

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем –

и урок наш начинаем.

Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

 

 

- С каким произведением работали на прошлом уроке?

- А теперь проверим ваши знания. Возьмите листочки с тестом и подпишите его. На выполнение теста вам выделяется пять минут.

 

- Перед вами отрывок одной из известных сказок.

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

 

 - Прочитайте его жужжащим способом.

- Прочитайте медленно.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

- Кто автор произведения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (А. С. Пушкин)

- А как называется это произведение?

 

 

 

 

- А теперь найдите на доске рисунок, соответствующий этому отрывку. Как вы догадались, что именно этот рисунок соответствует этому отрывку?

- А как называется такой рисунок? (иллюстрация)

- Как называют художника, который иллюстрирует мказки? (иллюстратор)

- Кто является известным русским иллюстратором? ( И. Я. Билибин)

- Тема нашего урока?

 

 

- А теперь поставим цель нашего урока?

 

- Какие задачи урока?

 

Ребятам было предложено рассмотреть иллюстрации И. Я. Билибина и угадать к каким сказкам они подходят.

Дети приветствуют гостя

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

- А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ученики выполняют тестовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

 

 

 

- иллюстрация

 

- иллюстратор

- И. Я. Билибин

 

- И. Я Билибин – иллюстратор русских сказок

 

- Познакомиться с творчеством И. Я Билибина

1) Узнать биографию И. Я Билибина

2) Познакомиться с иллюстрациями И. Я. Билибина.

Основная часть

Актуализация знаний

 

Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте учебники на сорок третьей странице. Прочитайте краткую биографию И. Я Билибина (спросить трёх учеников)

- Что вы узнали о русском иллюстраторе?

- А как вы думаете мы всё узнали о жизни иллюстратора?

- А сейчас нам немного расскажет об И. Я. Билибине Егор

Учитель вызывает ученика к доске.

 

И. Я. Билибин – выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям, изучение памятников зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899г. сказки и былины, Иван Яковлевич создал в технике рисунка тушью, подсвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, а затем, в 1925г., переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера – узорчатая, экзотически броская – стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическое панно «Микула Селянинович», он вновь поселился в Ленинграде, где скончался в 1942 г., во время блокады Ленинграда.

 

- Какие ещё сведения мы узнали о И. Я. Билибине?

- Как вы думаете, легко ли быть иллюстратором? Почему?

 

 

Ученики читают биографию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нужно уметь правильно держать кисточку, уметь рисовать, смешивать цвета.

Физминутка

 

- Давайте сейчас с помощью физминутки научимся правильно держать кисточку. Возьмите кисть в правую руку и повторяйте за мной:

 

- Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идёт тычок!

Дети выполняют физминутку за учителем

Заключительная часть

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

- А теперь давайте поработаем в парах.

- Перед вами на партах лежат карточки с иллюстрациями И. Я. Билибина. Угадайте, к какой сказке относится каждая иллюстрация. Объясните, как вы догадались, что именно к этим сказкам они относятся?

На Интерактивной доске презентация с заданием, которая потом сменяется на карточки с ответами.

 

Ученики самостоятельно выполняют работу.

- Давайте проверим себя. Все ли сказки вы угадали?

- Какие пары справились без ошибок?

 

- А теперь давайте попробуем себя в роли иллюстратора. Все иллюстраторы делают сначала наброски, а потом раскрашивают свою картину и мы с вами сейчас сделаем набросок нашей будущей иллюстрации. Нарисуйте иллюстрацию к сказке «О царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  понравившегося эпизода, а на следующем уроке мы будем определять к какому эпизоду относится ваша иллюстрация.

 

 

 

- Давайте вспомним, что мы узнали нового на уроке?

- С каким художником-иллюстратором мы познакомились?

 

- А теперь оцените вашу работу.

- Поднимите зелёный карандаш, если всё было понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями.

- Теперь поднимите жёлтый карандаш, если испытывали затруднения.

- Поднимите красный карандаш, если ничего не получилось.

 

- Раскрасить иллюстрацию и с.  43   Пересказ биографии И. Я. Билибина.

Ученики работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рисуют иллюстрацию к сказке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

 

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит…

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

 

 


 

Предмет, класс Литературное чтение, 3 класс

Предмет, класс Литературное чтение, 3 класс

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли,

Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли,

Основная часть Актуализация знаний

Основная часть Актуализация знаний

Физминутка - Давайте сейчас с помощью физминутки научимся правильно держать кисточку

Физминутка - Давайте сейчас с помощью физминутки научимся правильно держать кисточку

Заключительная часть Самостоятельная работа обучающихся

Заключительная часть Самостоятельная работа обучающихся

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут;

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2023