Стандарт 1.2.5  Находит долю и процент числа
Тип урока: индуктивный
Формы работы: работа с классом, работа с группами
Методы работы: мозговая атака, обсуждение
Интеграция: познание мира, история.
Ресурсы:  интерактивная доска, рабочие листы
Интернет-ресурсы: http://www.commoncoresheets.ru/Percent.php
 Учебные цели урока:
Представлять на моделях равные части обыкновенных дробей, десятичных дробей и процентов;
 выражать в процентах части, представленные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
 показывать усвоение понятий «часть, целое» на моделях , использовать в решении заданий. 
.
.
Чему равна:
- сотая часть маната,
 сотая часть метра,
 сотая часть центнера,
 сотая часть гектара? 
Мотивация
Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто). Чтобы узнать его , правильно выполните вычисления и впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Чтобы узнать его , правильно выполните вычисления и впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Отправились Винни-Пух и Пяточок к Кролику. Оказалось, что Кролик заболел, вызвал врача, и врач  сказал, что нужно полоскать горло 5- процентным раствором соды. Как приготовить такой раствор? 
Ой, я не знаю, что такое проценты! – воскликнул Винни.- Хотя что-то знакомое в этом 
слове есть. Тогда придется 
звать на помощь, мудрую Сову. Уж она - то наверняка расскажет нам про проценты. – Сказал Пятачок.
Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали?
Где встречаются проценты?
	Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что
 в выборах приняли участие 57% избирателей, 
рейтинг победителя хит-парада равен 75%,
 успеваемость в группе 85%, 
банк начисляет 17% годовых, 
молоко содержит 1,5% жира, 
материал содержит 100% хлопка и т.д. 
-С каким новым понятием мы познакомились на уроке? 
-Что такое "процент"? 
-Чему научились? 
-Каким образом дробь перевести в проценты?
-Каким образом проценты перевести в дробь?
Как показать на модели сотенного квадрата соответствующие проценты?
Обмен информацией и обсуждение :
Слово процент означает «сотая часть».
       
Процент – это сотая часть любой величины
(числа): пути, массы. площади, количества объема.
Обобщение и выводы:
СЛОВО«ПРОЦЕНТ»ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО «ЦЕНТИ»ПО ФРАНЦУЗСКИ «САНТИ»УКАЗЫВАЕТ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В 100 РАЗ.
Для краткости слово «процент»после числа заменяется знаком
История знака
В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход. 
С помощью процентов можно выразить отношение между двумя величинами: частью и целым. Например, можно узнать в процентах количество выполненной работы, пройденного пути, почитанных страниц книги, сахара в варенье, соли в морской воде. Удобно то, что мы имеем дело не с дробями, а с целыми числами, хотя речь идёт о той же величине
1)Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Смоделируйте задачу. Предположим, что 30% книг в библиотеке составляют романы и рассказы, 10% - сказки, 20% - стихи, 7% - словари, 3% - научная литература, а остальные – энциклопедии.
Творческое применение:
задача
«Здоровье человека лишь на 2/25 зависит от медицинской помощи, на 3/20- от генетических факторов,   на 1/5- от экологии,      и более чем на 1/2- от      образа жизни».
Восстановите в этой       народной мудрости                                               проценты,     выраженные дробями.
Ответ: 8%, 15%, 20%, 50%.
Узнаем имя ученого, который впервые в 1584 году опубликовал таблицу процентов
Тесты
1) Процент – это:
а) тысячная часть числа; 
с) сотая часть числа;
м) десятая часть числа.
2) 8% - это:
т) 0,08; г) 0,8; в) 0,008; н) 0,0008.
3) 0,269 – это:
а) 269%; р) 2,69%; е) 26,9% ; с) 0,269%;
4) 25% класса – это: 
  о) половина учеников класса;      
  в) четверть учеников класса; 
  л) пятая часть класса;                   
  п) двадцать пятая часть класса; 
5) 2/5 в процентах – это: 
    и) 40%; н) 0,4%; к) 4 %;    г) 0,04%.
 6)Что больше?: 
    м) 40%; ф) 1/4; н) 0,5;    р) 0,04%.
СТЕВИН
Оценивание
Критерии оценивания  | |||
1  | 2  | 3  | |
выполняет превращение обыкновенной дроби, десятичной дроби, процента  | |||
Выражает части, представленные на моделях в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей и процентов  | |||
выражает в процентах и десятичных дробях части, представленные в виде обыкновенных дробей, представляет на моделях  | |||
Критерии оценивания
Оценивание групп
№  | Сотрудничество  | Умение слушать  | Дисциплина  | Точность и полнота выполненного задания  | Общий результат  | 
I  | |||||
II  | |||||
III  | |||||
IV  | |||||
Сочините сказку  (стихотворение, кроссворд, ребус и т. д.) на темы Проценты в окружающем нас мире;
Веселые истории в стране процентов;
Подготовьте презентацию по теме «Проценты»;
Придумайте и оформите  с решением свою задачу на  проценты.
Творческое домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.