Открытый урок по математике по теме:"Доли", 3 класс
Оценка 4.7

Открытый урок по математике по теме:"Доли", 3 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
3 кл—4 кл
27.11.2023
Открытый урок по математике по теме:"Доли", 3 класс
Урок по математике Доли 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

Открытый урок по математике

3 класс

на тему: «Доли».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель  начальных классов

Ивченкова Надежда Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

 

Цели:

Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур. Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

Работать над расширением математического кругозора.

Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

 

1.Орг. момент

(слайд 2)

Создадим хорошее настроение.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

- На месте.

– Локти?

– У края.

– Спина?

Прямая.

2.Актуализация знаний

На слайде запись: (слайд 3)

24 : 3 > 10                         45 : 5 > 8

32 : 8 = 6                           18 : 6 > 5

16 : 1 = 16                         21 : 7 = 3

 

 - Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки. (слайд 4)

 - Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

 - Чем отличаются данные выражения друг от друга?

 - На какие две группы можно разбить данные выражения?

  - Какое действие с числами выполняли?

 

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. (слайд 5)

- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

- Значит тема нашего урока … (слайд 6)

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. (слайд 7)

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

- Молодцы!

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (слайд 8)

 Какую долю бревна взял бобер? (слайд 9)

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами?

4.«Открытие» нового знания.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

- Посмотрите на яблоко. ( слайд 10)

- Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

(Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.)

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части. (слайд 11)

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.) (слайд 12)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На слайде дети видят следующую запись:  (слайд 13)

Надпись: 1    1
2    4

 

 

 

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта  и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, насколько разделили целое, а над чертой ставится цифра, которая указывает сколько частей взяли для деления.

 

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

(слайд 14)

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

 

5. Первичное закрепление.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

- Вернёмся к презентации. (слайд 15)

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу?

- Что мы делали с апельсином?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.     (слайд 16)

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

- Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. -Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)

- Получили … (½).

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части.

-  Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть.

-Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (¼)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- Сколько четвертых долей в половине?

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼)

- У вас на партах лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

- Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).

- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

- На сколько долей вы разделили свою полоску?

- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

 -Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

http://festival.1september.ru/articles/513288/img5.gif

 

 

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

http://festival.1september.ru/articles/513288/img6.gif

 

 

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2.  обвести долю

8.Работа в группе с демонстрационным материалом       (слайд 9)

Задание на сообразительность:

  -Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.( слайд 17)

 

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? (слайд 18)

- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

- Какая доля торта досталась каждому?

9.Самостоятельная работа. Взаимопроверка (слайд 19)

На доске верное решение. (слайд 20)

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

- Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

10.Итог урока. Рефлексия.    (слайд 21)

- Какую часть бананов взяли обезьянки?

- Что обозначает цифра 1, 5 в записи числа?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите

рисунок 5- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

11. Домашнее задание.

с.81 № 5,7

Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия:

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  (слайд 22)

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…   


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №1»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №1»

Цели: Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур

Цели: Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур

Сообщение темы и целей урока. -

Сообщение темы и целей урока. -

Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая

Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая

Сейчас мы вместе выполним такую работу

Сейчас мы вместе выполним такую работу

Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n? -

Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n? -

Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023