Открытый урок по математике по теме:"Доли", 3 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по математике Доли 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

Открытый урок по математике

3 класс

на тему: «Доли».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель  начальных классов

Ивченкова Надежда Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

 

 

Цели:

Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур. Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

Работать над расширением математического кругозора.

Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

 

1.Орг. момент

(слайд 2)

Создадим хорошее настроение.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

- На месте.

– Локти?

– У края.

– Спина?

Прямая.

2.Актуализация знаний

На слайде запись: (слайд 3)

24 : 3 > 10                         45 : 5 > 8

32 : 8 = 6                           18 : 6 > 5

16 : 1 = 16                         21 : 7 = 3

 

 - Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки. (слайд 4)

 - Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

 - Чем отличаются данные выражения друг от друга?

 - На какие две группы можно разбить данные выражения?

  - Какое действие с числами выполняли?

 

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. (слайд 5)

- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)

- Кто знает, что это такое?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.

- В математике такие равные части от целого называются доли.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

- Значит тема нашего урока … (слайд 6)

- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. (слайд 7)

- Как распилили бревно бобры?

- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)

- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

- Молодцы!

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (слайд 8)

 Какую долю бревна взял бобер? (слайд 9)

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами?

4.«Открытие» нового знания.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

- Посмотрите на яблоко. ( слайд 10)

- Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

(Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.)

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части. (слайд 11)

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.) (слайд 12)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На слайде дети видят следующую запись:  (слайд 13)

Надпись: 1    1
2    4

 

 

 

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта  и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, насколько разделили целое, а над чертой ставится цифра, которая указывает сколько частей взяли для деления.

 

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

(слайд 14)

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

 

5. Первичное закрепление.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

- Вернёмся к презентации. (слайд 15)

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу?

- Что мы делали с апельсином?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.     (слайд 16)

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

- Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. -Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)

- Получили … (½).

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части.

-  Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть.

-Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (¼)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- Сколько четвертых долей в половине?

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼)

- У вас на партах лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.

-Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

- Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).

- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

- На сколько долей вы разделили свою полоску?

- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

 -Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

http://festival.1september.ru/articles/513288/img5.gif

 

 

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)

http://festival.1september.ru/articles/513288/img6.gif

 

 

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2.  обвести долю

8.Работа в группе с демонстрационным материалом       (слайд 9)

Задание на сообразительность:

  -Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.( слайд 17)

 

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? (слайд 18)

- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

- Какая доля торта досталась каждому?

9.Самостоятельная работа. Взаимопроверка (слайд 19)

На доске верное решение. (слайд 20)

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

- Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

10.Итог урока. Рефлексия.    (слайд 21)

- Какую часть бананов взяли обезьянки?

- Что обозначает цифра 1, 5 в записи числа?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите

рисунок 5- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

11. Домашнее задание.

с.81 № 5,7

Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия:

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  (слайд 22)

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…   


 

Скачано с www.znanio.ru