Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Открытый урок по математике
3 класс
на тему: «Доли».
Подготовила: учитель начальных классов
Ивченкова Надежда Ивановна
Цели:
Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур. Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.
Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
Работать над расширением математического кругозора.
Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1.Орг. момент
(слайд 2)
Создадим хорошее настроение.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки?
– На месте.
– Ноги?
- На месте.
– Локти?
– У края.
– Спина?
– Прямая.
2.Актуализация знаний
На слайде запись: (слайд 3)
24 : 3 > 10 45 : 5 > 8
32 : 8 = 6 18 : 6 > 5
16 : 1 = 16 21 : 7 = 3
- Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки. (слайд 4)
- Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.
- Чем отличаются данные выражения друг от друга?
- На какие две группы можно разбить данные выражения?
- Какое действие с числами выполняли?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. (слайд 5)
- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)
- Кто знает, что это такое?
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”.
- В математике такие равные части от целого называются доли.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?
- Значит тема нашего урока … (слайд 6)
- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. (слайд 7)
- Как распилили бревно бобры?
- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)
- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)
- Молодцы!
-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (слайд 8)
Какую долю бревна взял бобер? (слайд 9)
- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?
- Значит, какая цель стоит перед нами?
4.«Открытие» нового знания.
- Давайте разберёмся с этим вопросом.
- Посмотрите на яблоко. ( слайд 10)
- Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?
(Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.)
- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.
- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?
- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)
Яблоко разрезаю на 2 равные части. (слайд 11)
- Что сделали с яблоком?
- Как разрезала? (Пополам.)
- Как сказать по другому? (На две равные части.)
- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)
- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?
- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)
– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.) (слайд 12)
- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)
- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)
На слайде дети видят следующую запись: (слайд 13)
- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)
- А число над чертой? (Мнения детей.)
- Под чертой пишется число частей, насколько разделили целое, а над чертой ставится цифра, которая указывает сколько частей взяли для деления.
Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
(слайд 14)
Вывод:
- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
5. Первичное закрепление.
- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?
- Вернёмся к презентации. (слайд 15)
- Сколько было апельсинов?
- На сколько равных частей разделили апельсин?
- Какая доля апельсина досталась ежу?
- Что мы делали с апельсином?
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (слайд 16)
6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.
- Сейчас мы вместе выполним такую работу.
- Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. -Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)
- Какие это части? (равные)
- Получили … (½).
- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части.
- Сколько в целом круге четвёртых долей?
- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть.
-Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)
- А как записать? (¼)
- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)
- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).
- Сколько четвертых долей в половине?
- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)
- Как это записать? (½ > ¼)
- У вас на партах
лежат полоски бумаги.
- Согните её на три части, а потом пополам.
-Разверните.
- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?
- Закрасьте одну такую долю полоски.
- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?
- Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓).
- Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием.
7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.
- На сколько долей вы разделили свою полоску?
- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.
- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.
Аналогично с другой полоской.
-Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.
- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)
- А как записать?
- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)
- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?
- Как эта запись читается?
- Так, что же такое “доли”?
- Приведите свои примеры долей
Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2. обвести долю
8.Работа в группе с демонстрационным материалом (слайд 9)
Задание на сообразительность:
-Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.( слайд 17)
- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?
- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? (слайд 18)
- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?
- Какая доля торта досталась каждому?
9.Самостоятельная работа. Взаимопроверка (слайд 19)
На доске верное решение. (слайд 20)
- У кого такие же результаты?
- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?
- Кто не справился с заданием?
- Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.
10.Итог урока. Рефлексия. (слайд 21)
- Какую часть бананов взяли обезьянки?
- Что обозначает цифра 1, 5 в записи числа?
- Какую цель мы перед собой ставили?
- Что такое доли?
– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите
- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?
- У кого ещё есть затруднения? В чём?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Достиг ли наш урок цели?
- Спасибо за урок. Вы молодцы.
11. Домашнее задание.
с.81 № 5,7
Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Рефлексия:
Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране. (слайд 22)
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.