Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 2» г. Каспийск
Открытый урок по математике
«Сравнение трехзначных чисел»
УМК «Школа России» 3 класс
Халилова Х.И.
Тема: Сравнение трѐхзначных чисел.
Тип урока: Изучение нового материала
урока: познакомить с приемами сравнения трехзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умения решать задачи изученных видов; расширить представления о богатствах России.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с приѐмами сравнения трѐхзначных чисел;
- познакомить с использованием отдельных полезных ископаемых.
- закрепить знания устной и письменной нумерации;
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, уравнения;
2.Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать познавательную активность, умение рассуждать;
3.Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе;
-развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения;
- обучать работе в парах, в группах и самостоятельно;
- воспитывать чувства взаимопомощи, интереса к предмету, аккуратность ведения тетради;
- создавать дружескую атмосферу на уроке, вовлекать учащихся в работу по охране природы;
Формы проведения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Дидактический материал: презентация, карточки для самопроверки, дополнительные карточки.
Виды работы:
• Групповая
• Коллективная
• Индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация, видеоролик), карточки для парной и групповой работы, «светофоры»
Ход урока:
I. Организация деятельности учащихся.
-
. 1. Орг.
момент.
- Встали красиво. Проверили готовность к уроку. У вас на столах должны
лежать учебники, тетради, дневник, пенал, линейка.
На уроке вы не только будете узнавать что-то новое, закреплять полученные ранее знания, но и продолжать учиться оценивать на уроке работу свою и своих товарищей, а также работать в парах, в группах.
Девиз сегодняшнегоурока: Слайд 2
«Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила: Слайд 3
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
II.Актуализация знаний. Устный счет.
1.Первое задание выполняем в парах.
Расположите карточки с числами в порядке ответов на вопросы.
1. На книжной полке 30 книг со сказками, а со стихами в 10 раз меньше. Сколько книг со стихами?
2.За 9 тетрадей заплатили 54 рубля. Сколько стоит одна тетрадь?
3.Какое число состоит из 3 сот. 5 дес. и 8 ед?
4.Для детского сада купили 32 куклы, а машинок в 2 раза меньше. Сколько всего игрушек купили?
5.Увеличьте 400 на 56.
6. Первый множитель- 24, второй множитель- 3.
Найдите произведение.
Ответы: 3, 6, 358, 48 ,456, 72.
Переверните карточки и прочитайте пословицу. Слайд 4
Нет в мире краше Родины нашей
Покажите, у кого получилась пословица.
Объясните смысл пословицы.
- Россия - очень богатая страна.
Богата она своими людьми, природой, историей. Богата матушка - Россия природными ресурсами: лесом, нефтью, газом, углем, золотом, алмазами, торфом, пресной водой - да и не перечислишь всего. Об этом мы узнали на уроке окружающего мира.
- Посмотрите, какой сундучок я сегодня принесла на урок.
- В нем лежат сокровища нашей страны.
(Нефть золото уголь соль)
Рассказывают консультанты (Слайд шоу)
Нефть – ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. По химическому составу нефть это смесь около 1000 веществ. Цвет нефти бывает разный: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого.
Самая богатая нефтью страна – Саудовская Аравия Далее следуют Канада , Иран и Ливия. Россия в этом списке на 8-ом месте .
Золота в мире добыто не так уж много — если его сложить вместе, получится куб размером приблизительно как школьный спортзал.
Золото заслужило звание самого гибкого металла. Ученые доказали, что из 32 г золота можно свить нить длиною в 80 км.
Решать задачу про золото будут ребята 1 группы.
(листы А-4, маркер, условие задачи)
Из 32 г золота можно свить нить длиною в 80 км
Какой длины получится нить из 320 г золота?
(задачу решают 3 человека из 1 группы)
Уголь – наиболее распространенное ископаемое. Каменным углем отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства.) Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля.
- Посчитайте, во сколько раз меньше образуемый пласт угля, чем слой торфа?
Хлористый натрий, или соль, добывается в наибольшем количестве. Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6 частей его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17 частей соли. Львиная доля этого минерала используется в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. И составляет 77 частей от всей добычи.
- Как надо относиться к полезным ископаемым?
III. Самоопределение. Откройте тетради. Пишите число начнем разминку- Сколько вам лет? 9
- В каком классе вы учитесь? 3
- Какую отметку хотите получить за урок? 5
Используя цифры 9, 3, 5 составьте и запишите всевозможные трехзначные числа
- Почему я предложила такое задание ?
935, 953, 395, 359, 593, 539
- Какие задания вы можете выполнить с данными числами?
Игра Да –Нет
В записи трехзначных чисел всегда есть три цифры (да)
В числе 999 одинаковое количество сотен, десятков и единиц (да)
Тысяча-это самое большое трехзначное число (нет)
Если 8 увеличить в 100 раз получится 800 (да)
Сотни –это единицы первого разряда (нет )
Трехзначное число всегда больше двухзначного(да)
-Вернемся к нашим числам. Переверните карточки.
- На какие группы их можно разделить?
-Покажите однозначные числа. Сравните их. Как сравнили?
- Покажите двузначные числа. Сравните. Как сравнивали?
(По числу десятков. По месту нахождения в числовом ряду.)
- Покажите трехзначные числа.
- Умеем ли мы сравнивать трехзначные числа? (Нет)
- Чему мы будем сегодня учиться? Сформулируем тему урока.
- Как проверим
правильность темы? (сверим предположение с учебником) – открываем учебник на
с..
- Правильно ли определили тему нашего урока?
Слайд
4
- Давайте сами составим алгоритм сравнения трехзначных
чисел.
- Смотрим на первую пару выражений третьего
столбика.
- Читает выражение…
- Как же нужно сравнить данные числа?
- Проверим так ли это, прочитав правило под
цифрой 1.
- Правдиво ли наше предположение?
Слайд
5
- Смотрим на вторую пару выражений третьего
столбика.
- Читает выражение…
- Как же нужно сравнить данные числа?
- Проверим так ли это, прочитав правило под
цифрой 2.
- Правдиво ли наше предположение?
Слайд
6
- Смотрим на третью пару выражений третьего
столбика.
- Читает выражение…
- Как же нужно сравнить данные числа?
- Проверим так ли это, прочитав правило под
цифрой 3.
- Правдиво ли наше предположение?
Слайд
7
- Поставим цели на урок (научиться, закрепить,
понять…).
IV. Первичное закрепление.
1. Работа
с алгоритмом.
Слайд
8
- Итак, проговорим еще раз получившийся
алгоритм.
- Начнем так: при сравнении трехзначных чисел
сначала сравнивают … .
V.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
Учебник с. 50 №1. Из №1 мы узнаем о еще об одном богатстве России - озерах.
Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в этом номере?
- Запишите данные числа и сравните их.
- Какое самое глубокое озеро? Мелкое? Среднее по
глубине?
- Оцените себя: кто сомневался при сравнении
трехзначных чисел? Кто уверен в своих знаниях?
Слайд
11
- А знаете ли, что высота Останкинской башни
составляет 540 м, а Эйфелевой 300 м? Сравните данные числа самостоятельно.
- Какая башня выше? На сколько?
- Что сейчас закрепили?
- Назовите способы сравнения трехзначных чисел.
VI. Физминутка
Наклонитесь столько раз сколько сотен в числе 284 Сделайте повороты туловищем столько раз сколько единиц в числе 346 Присядьте столько раз, сколько десятков в числе 539
VII. Самостоятельная работа.
Слайд 13
Самостоятельная работа.
- Следующее задание мы выполняем самостоятельно.
№1. Запиши числа и сравни их
Число, в котором 3 сотни, сравни с числом, в
котором 4 сотни 6 десятков.
Число, в котором 2 сотни 9 единиц, сравни с
числом, в котором 5 сотен 1 десяток 9 единиц.
№2. Сравни пары чисел.
202 О 220 599 О 600 768 О 786
650 О 560 507 О 508 260 О 259
- Оцените свою работу при выполнении этого
задания.
Слайд
14
- Поставьте на полях простым карандашом «+» -
если решали сами, без ошибок.
- Оцените свою работу при выполнении этого
задания. Поставьте на полях простым карандашом «+» - если решали сами, без
ошибок
VIII. Учебник С.50 №6
- Как называется участок земли, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека? (Заповедник)
-Что делают люди, работающие в заповеднике, узнаем из задачи №6.
Прочитаем задачу. Что известно в задаче? Что нужно узнать? Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Каким действием? Каким действием мы ответим на вопрос задачи? Почему? Слайд
Решим задачу самостоятельно. Кто сможет, запишет выражением, а кому сложно, то по действиям.
(2 человека у доски).
- Оценим работу.
Слайд
А вы знаете, что Лось – самое крупное животное из семейства оленей. Высота лося в холке составляет от 1,70 до 2,35 м, длина тела достигает 3 м, а масса, в зависимости от пола, варьируется от 300 до 600 и более килограммов.
. Рефлексия, итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Назовите способы сравнения трехзначных чисел.
- Какие цели ставили перед собой на уроке?
Достигли ли их?
Давайте оценим свою
деятельность на уроке. Смоделируем «Дерево успеха»
На доске вы видите 3 вида зеленых листочков: большие, средние и маленькие. Выберите листочек, соответствующий уровню ваших знаний и умений. Если знаний было достаточно и все получалось выбираем самый большой листочек, были трудности и 1-2 ошибки – выбираем листочек поменьше, было очень трудно, многое не получалось – маленький.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»
IX. Домашнее задание.
Учебник с. 50 №3, №4 (3,4)
Три строителя носили тяжелые камни с совершенно разными выражениями лиц, и к ним подошел один мудрец. Он спросил первого, самого грустного и недовольного: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Не видишь, я таскаю камни!» Второй имел более серьезный, сосредоточенный вид, мудрец подошел к нему и спросил: «А что ты делаешь?» И тот ответил: «Я зарабатываю деньги для своей семьи». А третий выглядел веселым и счастливым. Мудрец спросил и его: «А что ты делаешь?» И тот ответил: «Я строю храм!» Все они перетаскивали тяжелый груз, все они зарабатывали деньги, но они по-разному относились к этому процессу. Тот, кто строил храм, не занимался пустым делом. У него была миссия – он помогал людям. Они совершенно по-разному относились к своей работе. Поэтому у человека, у которого есть миссия появляются новые силы (ради чего), ребята давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок кто работал как 1 человек, кто работал добросовестно Кто принимал участие в строительстве храма,,,. Спасибо за то, что вы работали добросовестно Спасибо, за то что работа на уроке доставило вам радость и удовольствие появляются новые силы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.