Открытый урок по обществознанию в 7 классе:"Экономика и её основные участники"
Оценка 4.9

Открытый урок по обществознанию в 7 классе:"Экономика и её основные участники"

Оценка 4.9
docx
22.02.2021
Открытый урок по обществознанию в 7 классе:"Экономика и её основные участники"
Отк урок Экономика и её основные участники.docx

"Экономика и ее основные участники" открытый урок по обществознанию в 7 классе

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ «Экономика и ее основные участники»»

 

Предмет: обществознание

Тема: Экономика и ее основные участники

Класс: 7

Программа курса: Обществознание, 7 класс

Автор программы: Боголюбов Л.Н.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: сочетание элементов лекции, эвристической беседы и самостоятельной работы учащихся.

Цель урока:

сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний

Задачи урока:

Образовательные:

·         Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

·         Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей в жизни людей;

·         Помочь учащимся  усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);

·         Способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности

Развивающие:

·         Развитие внимания, памяти, логического мышления, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся

·         Совершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;

·         Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Воспитательные:

·         Воспитание интереса к предмету

·         Воспитание культуры  поведения на уроке, самостоятельности, терпения друг к другу

 

 

 

 

 

Характеристика урока:

Ключевые понятия:  экономика,  производство, обмен, потребление, распределение, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, потребитель, производитель.

Требования к уровню освоения учебного материала:

·         Знать и объяснять понятия

·         Уметь устанавливать причинно-следственные связи

·         Аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, решать проблемные и творческие задания

План урока:

1.     Что такое экономика

2.     Зачем нужна экономика

3.     Основные участники экономики

 

ХОД УРОКА:

На сегодняшнем уроке вы много будете работать самостоятельно. Я думаю, что вы тоже сможете меня многому научить. Но для того, чтобы наша работа была продуктивной, давайте договоримся соблюдать некоторые правила:

·         Плохих идей не бывает.

·         Мыслите творчески.

·         Рискуйте.

·         Не критикуйте.

Договорились?

 Слайд:  Мультипликация   Наука. Какой вопрос у многих из вас возник? Что общего между этими понятиями? ( Подсказка, разбор слова по составу

 Мозговой штурм: выписываем на доске . Я думаю, что к концу урока мы с вами выясним, кто же из вас прав.)

Итак, мультипликация

 

Слайд: Я экономить буду!!!

 

Что собирается делать Матроскин? Что значит экономить? (рационально расходовать ресурсы). А какая наука учит  нас рационально расходовать  имеющиеся ресурсы?

https://mega-talant.com/uploads/files/208345/80350/85529_html/images/80350.001.png

 

 

 

(На доске)

Какие слова ассоцицируются у вас со словом экономика?

(производство, распределение, потребление, обмен). Посмотрим насколько хорошо вы уяснили себе эти понятия.

Слайды с отрывками из мультфильма « Трое из Простоквашино» . Учащиеся называют понятия, о которых идет речь в отрывках (производство, распределение, потребление, обмен ,)

Слайд: натуральное хозяйство

 

Если твоя семья использует выращенные на даче продукты, можно  ли утверждать, что у вас – натуральное хозяйство?

(Возможные варианты ответа:  Нет, ведь нам приходится покупать много других продуктов: хлеб, макароны, рис, греча, не говоря об одежде и обуви).

Чтение, учебник, стр. 91-92:  В чём недостатки натурального хозяйства?
(Возможные варианты ответа: низкая производительность труда, низкий уровень жизни людей и  экономики в целом)

 

Слайд:Товарное  хозяйство ( в чем достоинства товарного хозяйства)

 

Мы выяснили, что экономика это хозяйство. И как у любого хозяйства у экономики есть главные действующие лица.

Как мы назовем главных действующих лиц экономики?

Да, действительно, это производитель и потребитель.

А теперь попробуем сформулировать определения «потребитель» и «производитель». Посмотрим, насколько вы оказались точны (Слайд)       

Записываем определения в тетрадь:                                                                        

Кроме нас с вами, граждан, кто еще может являться производителем и потребителем в экономике? (пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производителем только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на  государственном заводе, значит производитель кто? (государство)

Может ли один и тот же участник экономики выполнять обе роли?

Учащиеся приводят примеры. (Возможные  варианты ответа: Да. Например, на работе портной шьёт одежду  - он производитель,  но он нуждается в других товарах и услугах,  приобретая которые он становится потребителем).

 

Мы можем участвовать в экономике общества в качестве:

производителя -  того, кто участвует в создании товаров или оказании услуг;

потребителя – того, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Итак, чтобы участвовать в процессе экономики по большому счету нужны два участника: тот, кто производит товар и тот, кто его потребляет.

Является ли герой сказки потребителем?

1.     Муха-цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар? (Да)

2.     Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)

3.     Робинзон Крузо на острове? (Нет)

 

Назовите, что общего между производителем и потребителем.  В  чём различия?

(Возможные  варианты ответа:

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг

Потребитель, в свою очередь, стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг,  при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами)

 

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (Да)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)

Как называется главный закон страны? (Конституция)

5.Поисковая деятельность.

Практическая работа в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2.
Найдите пожалуйста статьи, об экономике

. (ст. 34. ст.35, ст.36, ст.37) Слайд

Зачитываем вслух. Проверяем по слайду.

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие. Запишите их в тетрадьСлайд

Информация

Вернемся к понятию Потребитель. Кто  это?  Это тот,  кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей

А какие потребности человека вы можете назвать? (проходили в 6 классе – биологические, социальные, духовные – еда, вода, сон, общение, слушать музыку, читать и т.д.)

Вопрос: потребности человека ограничены? (Нет)

Почему?

Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

(Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.)

Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.
 

Итак, потребности человека неограниченны, их нужно постоянно  удовлетворять. Кто удовлетворяет эти потребности? (Производитель.) Что он делает для удовлетворения потребностей потребителя? (Он производит товары, чтобы удовлетворить наши потребности.)

Но любой товар изготавливается из сырья, материала, с использованием  ресурсов.  Слайд: Хлеб – из пшеницы, которая выращена на земле, бумага – из дерева, нужны люди, которые всё это будут производить. Всё, что задействовано в процессе производства -  это и есть ресурсы - в тетрадьСлайд

Слайд с мультфильмом (ресурсы ограничены). Какая проблема возникла у героев мультфильма? Ограниченность ресурсов

Проведем небольшую игру-исследование, где теперь уже я вам попытаюсь доказать, что ресурсы ограничены  (Игра).

Раздать пластилин (всем участникам). Лепим один продукт производства – товар (одну вещь) продовольственный или промышленный. Считаем. Ломаем. (если бы мы с вами производителями, то наши потребители умерли бы с голоду). Доказываем, что ресурсы ограничены, а потребностей нужно больше удовлетворять продовольственных.

(Пока лепят – звучит музыка)

Совместный вывод.

Итак, мы подошли к главному вопросу экономики: Нужно  удовлетворить потребности человека, но как же тогда использовать ресурсы? (РАЦИОНАЛЬНО)

(обратить внимание на слово «рационально» на доске) Вспомним: потребности - какие? А ресурсы? Итак, как же будет звучать главное правило экономики?

Слайд:

Чтобы удовлетворять неограниченные потребности человека, нужно рационально использовать ограниченные ресурсы

 

Пригодится ли то, о чем мы с вами говорили, в жизни? Где? В каких ситуациях? ( в повседневной жизни, живем в рыночную экономику, может быть, станете бизнесменами, законы – чтобы защитить себя от обмана, модная профессия – менеджер – организатор – уметь мыслить, знать потребности человека)

А теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока . Что общего между мультипликацией и наукой экономикой?

 

Слайд: ((мультипликация Заимств. из франц. яз., где multiplication — суф. производное от лат. Multiplex «сложный, многочисленный» (от лат. multus «многочисленный» и plico «складываю»).

Ответы учащихся, сравнение с результатом мозгового штурма

 

Закрепление.

1. Как называют участников экономической деятельности
2.Какие законы защищают участников  экономического  процесса?
3.В чем состоит главный вопрос экономики?

 

Слайд с вопросами теста:

1.Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

 

А. нефть
Б. природный газ
В. уголь
Г. бензин

 

2.Человек, создающий экономические продукты:

      A. покупатель

 Б. производитель

 В. потребитель

 Г. перекупщик

 

3.Вставьте пропущенные слова в тексте Закона (ст.34      Конституции РФ)

(право, имущества, экономической)

Ст.37 (свободен, способностями, профессию)

IV. Рефлексия.

Наш урок заканчивается и я хочу сказать…

-  На этом уроке я узнал…

-  На уроке я научился…

-  Я задумался…

 Д.З. Придумать закон о производителе, потребителе и товарах.


 

Экономика и ее основные участники" открытый урок по обществознанию в 7 классе

Экономика и ее основные участники" открытый урок по обществознанию в 7 классе

Воспитание интереса к предмету ·

Воспитание интереса к предмету ·

Слайд: Я экономить буду!!!

Слайд: Я экономить буду!!!

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? ( государство )

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? ( государство )

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса

Вспомним: потребности - какие?

Вспомним: потребности - какие?

На этом уроке я узнал… - На уроке я научился… -

На этом уроке я узнал… - На уроке я научился… -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021