МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 46»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 «В» класс
Тема: " Путешествие по материкам".
УМК «Школа России»
учитель начальных классов
Краснова В.В.
2018 г.
Тип урока |
Комбинированный урок |
Дидактическая цель |
Познакомить детей с материками Земли |
Задачи |
Образовательные: -сформировать у детей понятие «материк»; -закреплять навыки работы с географической картой. Воспитательные: -воспитывать аккуратность, самоконтроль; -воспитывать умение работать в коллективе; -воспитывать умение слушать и слышать. Развивающие: -развивать логическое мышление, память; -развивать монологическую и диалогическую речь; -развивать мелкую моторику при работе с географической картой; - развивать познавательный интерес.
|
Планируемые результаты |
Личностные УУД: с уважением относиться к изучаемому предмету, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, прогнозирование, саморегуляция.
Познавательные УУД: поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное взаимодействие и сотрудничество
|
Основные понятия |
Материк, Евразия, Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида |
Ресурсы:
|
Для учителя: Учебник, проектор, компьютер, карточки с названиями материков, географическая карта мира Для ученика: Учебник |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная,
|
Источники информации |
Литература: 1. Учебник – А. А. Плешаков Окружающий мир, 2 класс, 2 часть 2. Методическое пособие для преподавателей и студентов – Н.К. Булычева, Е.С. Колокольчикова, В.А. Федотова Практика «Пробные уроки и занятия» 3. pedsovet.su |
Этапы урока (+хронометраж) времени |
Ход урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся (+слайды презентации) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент (1 мин) |
- Здравствуйте. Садитесь. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания (7 мин) |
-На прошлом уроке вы узнали, какие на нашей планете есть океаны и материки. Сегодня мы с вами это вспомним. (На доске - карта мира) - Какая перед вами висит карта, как она называется? (Карта мира) Определите на карте стороны горизонта. Покажите на карте океаны и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают различными оттенками коричневого цвета? (Возвышенность, горы, т.е. чем темнее цвет, тем эти участки земной поверхности выше; чем светлее – тем они ниже) Покажите на карте материки и скажите, как они называются. Доп. вопрос: что на карте обозначают оттенками зеленого цвета? (Более темным – низменности, а равнины – более светлым зеленым цветом) Мы с вами вспомнили материки Земли. Еще раз назовем их. (Евразия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида) А скажите, что такое материк? Попробуйте дать определение (высказывания детей). Материки – огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Как отличить материк от острова? (Материк – большой участок суши, а остров – маленький) Можем ли мы назвать, например, остров Мадагаскар материком? (Нет) Почему? (Потому что он маленький) А можем мы назвать материком Африку? (Да) Почему? (Потому что – это большой участок суши, окруженный водой со всех сторон) А почему Африка не относится к Евразии, они же находятся совсем близко? (Потому что она отделена водой от Евразии) Верно. Итак, сколько же всего материков? (6) А на каком материке живем мы с вами? (Евразия) Верно. |
1 ученик у доски на оценку
1 ученик у доски на оценку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели урока (1 мин) |
-И сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие по всем материкам. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа над темой (10 мин)
|
-И начнем мы с Евразии. Евразия – самый большой материк на Земле. Евразия делится на две части света – Европу и Азию. Наша Родина – Россия – расположена в обеих частях света. Граница этих частей света проходит по Уральским горам. Уральские горы – самая большая горная система России. Евразия омывается всеми четырьмя океанами. Покажите на карте, какими океанами Евразия омывается с разных сторон горизонта? (Показывают) У берегов Евразии находится бесчисленное множество островов. В Евразии находится самое крупное озеро, может быть, вы знаете, какое? (Каспийское) А также самое глубокое озеро. Какое? (Байкал) В Евразии проживает самое большое количество людей. Здесь находятся крупнейшие страны мира: по площади (какая страна?) – Россия, и по населению – Китай. Ребята, можем ли мы с вами сказать, что на такой большой территории одинаковый климат, одинаковая погода? (Нет) А, значит, здесь будет очень много видов различных растений и животных. На территории Евразии находится много стран: Россия, Китай, Монголия, Индия, Германия, Франция, Италия и другие страны. Несомненно, если здесь так много стран, то здесь будет и много достопримечательностей. О некоторых из них нам расскажут ребята. (Сообщения детей о Великой китайской стене и Колизее) Мы не будем долго останавливаться на этом материке, потому что вы более подробно будете изучать его позже. А пока сосредоточим наше внимание на остальных материках
Итак, мы продолжаем наше путешествие. И Следующая наша остановка – Северная Америка. Как мы можем попасть из Евразии в Северную Америку? Какими видами транспорта можем воспользоваться? (Можем полететь на самолете или по водному пути, кораблем или паромом) Вот мы прилетели в Северную Америку. Определите по карте, водами каких океанов она омывается? (Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов) Обратите внимание, западная часть материка занята горами – Кордильерами, самой величайшей по протяженности горной системой земного шара. Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. На территории Северной Америки находятся 5 Великих озер. Эти озера являются одним из крупнейших скоплений на Земле пресной воды. Здесь растут самые большие деревья на Земле – секвойи. На западе Северной Америки живут дикие лошади (как называются?) мустанги. Они являются потомками самых первых лошадей, ступивших на землю Северной Америки. Мустанги от природы очень выносливые, поэтому одомашненные мустанги часто являются очень хорошими верховыми лошадьми. А знаете ли вы, что родиной енота-полоскуна является Северная Америка? Енот-полоскун выбирает для проживания места обязательно рядом с водоемом, потому что в реках он добывает себе пищу. Как вы думаете, почему этим енотам дали имя «полоскун»? (предположения) У него есть очень необычная манера. Раздобыв еду, он тщательно полощет её в речке, прежде чем употребить в пищу. Богатая природа, исторические памятники, следы давно исчезнувших цивилизаций привлекают множество туристов в Северную Америку. К ним относится, например, Большой каньон – одно из признанных чудес света и один из самых глубоких каньонов мира. Каньон постоянно меняется, появляются новые трещины, открываются другие слои. Более того с каждым годом каньон продолжает расти. Недавно над этим каньоном построен прозрачный мост, с которого можно любоваться всеми его красотами. Также в Северной Америке находится Статуя Свободы – одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире.
-Совсем рядом расположена Южная Америка. Это самый дождливый материк. Здесь протекает самая большая река Земли – Амазонка. Здесь расположены густые, влажные тропические леса с яркими птицами, обезьянами и другими животными, необычные растения и высокие горы. По размерам она близка к Северной, но тут живет гораздо меньше людей. Как думаете, почему? (Потому что в горах и лесах жить неудобно) Тем не менее, все люди, живущие здесь, хорошо понимают друг друга – почти во всех странах этого материка люди говорят по-испански. В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. (сообщения детей о броненосце, ленивце, колибри) По
тонкой нити я хожу, Существует такой вид пауков, который можно встретить только на этом материке. Это паук-птицеед. (Сообщение ребенка о пауке-птицееде) Ребята рассказали нам о животных, которые обитают на суше. Но, также опасны и реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями. |
Параллельно показываю на карте
Параллельно показываю на карте
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физминутка (1 мин) |
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Работа над темой ( 10 мин)
Первичное закрепление (5 мин)
|
-А какая следующая остановка, вам предстоит угадать. Огромный
этот континент -Верно. Наша следующая остановка - Африка. Африка самый жаркий материк на Земле. Здесь расположена величайшая в мире, самая жаркая пустыня Сахара и самая длинная река в мире – Нил. Особо знаменита Африка своими животными, о которых нам расскажут ребята. (сообщения о черной мамбе, африканском слоне, нильском крокодиле) Ребята, а какие вы знаете сказки, где герой – крокодил? (Крокодил Гена и его друзья, сказки Чуковского) По праву Африка может гордиться своим животным миром. Где еще вы можете увидеть птиц-носорогов и смешных страусов, гордых венценосных журавлей, крокодила и жирафа, полосатую зебру, носорога. Главное, конечно, это не встретить черную мамбу. -Настало время узнать нашу следующую остановку.
Верно, наша следующая остановка – Австралия. Это самый маленький из материков. Омывается океанами (какими?) Индийским, Тихим и Южным. На территории Австралии произрастают уникальные виды растений: эвкалипты, фикусы, акации, пальмы. Также богат и животный мир, о котором нам расскажут ребята. (сообщения о кенгуру, коале, утконосе) Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев. Особенно много в Австралии ящериц. Многие австралийские животные находятся под охраной. -Наша последняя остановка – загадочная Антарктида. Про нее мы прочитаем в карточках (Чтение по цепочке: Антарктида – закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Не так давно был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых. Учёные доказали, что ранее Антарктида была зеленым городом. А подо льдом горы, долины, равнины, русла бывших рек, чаши бывших озер. Миллионы лет назад на этой земле не было вечной зимы. Здесь было тепло и зелено, шумели леса, колыхались под теплыми ветрами высокие травы, на берегах рек и озер собирались на водопой звери, в небе порхали птицы. Сейчас в Антарктиде довольно скудный животный и растительный мир. Растительность здесь – это лишайники, мхи и пресноводные водоросли. В Антарктиде отсутствуют наземные млекопитающие, крылатые насекомые и пресноводные рыбы. Но, несмотря на это здесь обитают более 100 тыс. пингвинов, много буревестников, поморников, в водах - различные виды тюленей и морские леопарды) Почему Антарктиду называют континентом ученых? Какие основные представители растительного мира Антарктиды? Где расположен материк Антарктида?
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Теперь, проверим, какие из вас путешественники, запомнили ли вы то, о чем говорилось на уроке. (Викторина: 1. Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки) 2. Какой материк самый большой? (Евразия) 3. Какой материк самый маленький? (Австралия) 4. На каком материке обитают пингвины? (Антарктида) 5. Назови континент, на котором водятся кенгуру (Австралия) 6. Назови континент, на котором протекает самая длинная река – Нил. (Африка) 7. Назови континент, на котором располагается наша страна (Евразия) 8. На каком континенте находится Статуя Свободы? (Северная Америка) 9. Какой материк самый дождливый? (Южная Америка) 10. Какие части света входят в Евразию? (Европа и Азия)) Покажите все материки на карте мира. |
(Слайды с заданиями)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов (2 мин) |
Итак, что мы делали сегодня на уроке? (Мы путешествовали по материкам) Что такое материк? (Материки это огромные участки суши, окруженные водой) С какими материками мы познакомились? Сколько их всего? (6) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (1 мин) |
Что вам запомнилось сегодня на уроке? Что было трудно? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (1 мин) |
Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 118 – 123 – пересказ; в рабочей тетради с. 76-78. (По желанию) рассказать об удивительных фактах, явлениях природы на разных материках. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.