Открытый урок по русскому языку на тему: «Создание текстов изобразительного характера»
Оценка 4.7

Открытый урок по русскому языку на тему: «Создание текстов изобразительного характера»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл—4 кл
29.03.2023
Открытый урок по русскому языку на тему: «Создание текстов изобразительного характера»
Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Создание текстов изобразительного характера»
Открытый урок 27.02.doc

Технологическая карта урока

 

Предмет: Русский язык

УМК: «Гармония»

Класс: 3-Е

Дата проведения: 27.02.2023

Тема урока: Создание текстов изобразительного характера

Тип урока: ОНЗ.

Цель: знакомство с понятием «сочинение» и создание текста изобразительного характера

Задачи:

- совершенствовать умения в составлении плана, рассказов;

- уточнение представлений о структуре повествовательного текста;

- развивать речь и навык грамотного письма;

- воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные):

 Регулятивные: осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия.  Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления;

Познавательные: осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.  Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.  

 Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.

Предметные:  

Знать:  как составлять предложения, связанные между собой по смыслу;

Уметь: описывать с помощью предложений то, что изображено на картине; сочинять текст на основе предложенных картин/стихотворений;

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к успешному обучению русского языка;

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы:

-организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

1.  наглядный;

2.  словесный (рассказ, беседа);

3.  практический (упражнения)

-стимулирования и мотивации (игровой момент);

-контроля и самоконтроля:

1.  устный и письменный;

2.  фронтальный и парный;

3.  текущий и итоговый

Оборудование: учебники «Русский язык «К тайнам нашего языка» для 3-го класса» (1 – 4) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., тетради, синие ручки, зелёные ручки,  индивидуальные карточки, правила.

 

Ход урока:

 

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся  на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный момент (1 минута)

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок необычный. А необычного в нём то, что у нас будут присутствовать гости.

 

-Пров Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. У вас должны лежать учебник, тетрадь обычная и печатная, дневник, пенал, папка с правилами. Всё на месте?

1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;

- желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Приветствие учителя, психологический настрой

Мотивационный этап (4 минуты)

Ребята, сегодня у нас будет не просто урок, а урок-путешествие по настоящей пиратской карте, а проходить вы её будете не одни, а вместе с гостем. Чтобы вы поняли о ком идёт речь, я сейчас включу вам песню. Ваша задача догадаться кто это поёт.

(Включается песня Кота Леопольда «Всё на свете можешь ты»).

 

-Ребята, вы догадались кто это пел?

-Да, совершенно, верно.

Кот Леопольд приветствует вас ребята!

В песне пелись следующие слова (слайд 2):

 

А дела прекрасные, всё мне по плечу,

И скажу, не хвастая – горы сворочу!

 

Никогда не теряй, не теряй своей мечты!

Твёрдо верь, твёрдо знай – всё на свете можешь ты!

 

Если получается всё наперекос,

Не впадай в отчаянье и не вешай нос.

Вывод: -Как нам эти слова могут помочь на уроке, ребята?

Кот Леопольд (слайд 3): Вы такие умные, ребята! Мне уже не терпится отправиться в путешествие и выполнить все задания, но без вас, ребята, мне не справиться.

Ребята, мы же поможем коту Леопольду?

Кот Леопольд: Я принёс вам на урок небольшие жетончики, которые вы сможете получать за каждый ответ. 5 жетончиков по окончанию урока превратятся в оценку 5. Желаю вам всем успехов на уроке!

 

1)Личностные:

 - формирование мотивации к обучению и познанию 

2)Регулятивные:

 - формирование взаимоотношений с окружающими

 

Настроиться на работу по теме урока, направить детей к ее открытию.

Минутка чистописания

(5 минут)

Ребята, и первое испытание, которое предстоит преодолеть коту Леопольду – это вспомнить как правильно сидеть при письме, как держать ручку, тетрадь, сколько строчек отступать. А то ведь кот Леопольд никогда в школе то не был, ничего не знает. (Кот Леопольд перемещается на №2)

 

Кто мне готов рассказать?

 

Скажите, сколько мы отступаем от предыдущей работы?

 

Ваша задача сейчас записать правильно, решая орфографические задачи:

Два(д)цать в…с(ь)мое  ф…враля

Кла…ная р…бота

Кто мне подскажет какие буквы мы должны вставить и почему?

 

Замечательно! Записываем. Вставленные буквы подчёркиваем зелёной ручкой, рядом со словарными словами ставим звёздочку.

На следующей строке прописываем следующие элементы.

ВЫВОД: Ребята, чтобы кот Леопольд мог пойти дальше, мы должны подвести итог. Что мы сейчас с вами повторили?

Кот Леопольд перемещается на №3.

1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;

- желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Закрепить знания о правильной постановки руки при письме; закрепить знания правильной посадке при письме.

Этап актуализации знаний (5 минут)

Для того, чтобы нам с вами познакомится с темой урока, нужно вспомнить немного о предложении.  А чтобы вспомнить, нам снова прислали новое задание и Леопольду точно без вас не справится.

1. Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение».

Запись на доске.

Снег лежать тепло весна.

Наша семья очень дружная.

Поздно ночь светить звезда.

– Почему первая и третья запись не предложение? Докажите.

ВЫВОД: Это группа слов, которая выражает законченную мысль. Слова в предложении всегда стоят в определенном порядке.

Давайте посмотрим на экран и определим какие виды предложений скрыты в данных стихотворениях.

1) Сейчас, когда приду домой,

 Произнесёт их мама:

 «Ты дрался, да?..

 Ты что – немой?..

 Ну что молчишь упрямо?» (Вопросительные.)

2) Повествовать придется мне,

 И я скажу: «Не дрался, не…

 Свалился с дерева, и вот… (Повествовательные.)

      3) Не губи ты нашу душу:

          Выплесни ты нас на сушу! (Побудительные)

Отлично! А теперь работа в парах. (Повторяют правила работы в парах).

Игра «Почтальон».

– Разнеси предложения по домам. Красным карандашом «побудительные предложения», синим карандашом «вопросительные предложения», зеленым карандашом/ручкой «повествовательные предложения»

1. Там очень опасно.

2. Ты еще здесь?

3. Ребята, идите сюда.

4. На улице идёт снег.

5. Не трогайте гнездо.

6. Это ядовитая змея.

7. Чья это работа?

      8. На улице прекрасная погода.

      9. Почему вы сидите дома?

     10. Идите гулять.

     11. Сядьте рядом на скамейке!

     12. Я показал на маленькую лужицу.

    

– А если бы вас попросили все эти предложения разнести в два дома, как бы вы распределили их? По какому принципу? (По интонации: восклицательные, невосклицательные.)

- Давайте распределим теперь на два домика данные предложения.

(На доске два домика: Восклицательные и невосклицательные)

Невосклицательные

 

Восклица­тельные

 

(Дети распределяют те же предложения теперь фронтально на 2 домика).

Ребята, а совсем недавно мы с вами изучили какими ещё могут быть предложения.

Давайте посмотрим на экран.

  1. Пришла весна.
  2. Распустились первые цветы.
  3. Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
  4. Мёрзнут подснежники.
  5. Они рады весеннему свету.

 

На какие две группы можно разделить данные предложения?

(Распространенные и нераспространенные) (Называют какие распространенные, а какие нераспространенные).

ВЫВОД: Ребята, что сейчас повторили на данном этапе?

(Ответы детей)

Леопольд перемещается на №4.

 

Познавательные:

нализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения;

- сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

 

- формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства;

 

- обмениваться информацией с одноклассниками, вступать в диалог.

 

частвовать в беседе, соблюдая правила общения.

 

Вспомнить ЗУН, полученные на прошлом уроке или изученные ранее и нужные для получения планируемых результатов к изучению ЗУНов.

Постановка темы и задач (2 минуты)

Ребята, а посмотрите ещё раз на данные предложения на экране. Скажите, связаны ли эти предложения между собой?

Можно ли назвать это текстом?

А что в тексте можно выделить? (Тему, главную мысль)

Какая тема данного текста?

Какая главная мысль в тексте?

- Ребята, посмотрите на картинку.

- Зима- настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!

Посмотрите! Как мы её озаглавим? (Сказочно красиво!)

Скажите, а если смотреть на данную картинку, мы можем написать к ней текст?

Так как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

(Ответы детей).

Тема урока: Создание текстов изобразительного характера

Какую мы можем поставить цель урока?

Какие задачи поставим на этот урок? (Ответы детей).

Леопольд перемещается на №5.

Личностные:

- активное погружение в тему

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель

-  осознание значимости поставленных учебных задач

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Выяснить тему, цель и задачи на данный урок.

Открытие новых знаний (10 минут)

- Для вас следующее задание. Прочитайте группы слов и выберите среди них те, которые соответствуют нашей картинке. Закончите предложение, добавив нужные слова. Устно давайте составим предложения.

как в сказочном царстве

… выбрала белый цвет

…кружевные накидки

…будто в белых колпачках

…словно пуховые подушки

…сверкает, как…

…словно украшены..

- Что вы знаете о зиме?

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какие стихи вы знаете о зиме?

- Чем отличается зима от других времён года?

- Послушайте стихотворение о зиме.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф.И.Тютчев)

2. Работа над стихотворением

- Каким вы представили себе лес?

- Почему зиму называют Чародейкой?

- Что значит «опутан», «околдован», «окован»?

Сегодня мы будем писать сочинение  на тему «Красавица зима».

Леопольд перемещается на №6.

3. Работа по учебнику стр.53

- Рассмотрите картинки

- Что на них изображено?

- Как вы опишите зимний лес? Какие прилагательные вы можете употребить в описании природы?

- Какие деревья  изображены?

- На что похожи сугробы? Кустарники в снегу?

- Что «выросло» на крышах домов?

Упражнение «Добавь словечко»

4. Составление плана сочинения

- Прежде чем написать сочинение, что нужно сделать?

- Из скольких частей состоит план?

- О чём  пишем во вступлении? (как наступила зима?)

- О чем пишем в основной части? (описание зимней природы)

- О чём пишем в заключении? (моё отношение к зиме)

5. План сочинения

1) Зима – настоящая волшебница!

2) Красота зимнего леса.

3) Я люблю зимний лес!

 

6. Опорные слова

Волшебница

Тихий, спящий лес

Глубокие, белые сугробы

Пуховые подушки

Красные гроздья рябины

Заметённые тропинки

Снежные поляны

На ветках деревьев лежат тяжёлые шапки белого снега

1)Познавательные:

- умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

2)Логические:

-выделять существенную информацию из текста

- проводить анализ и сравнение по заданным критериям

- подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

3)Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль результата

Работа с основными понятиями по теме «Предложение и текст»

Физминутка (3 минуты)

Проводит физминутку. Включается видео с участием Кота Леопольда (кот перемещается на №7).

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни.

Выполняют движения, повторяя за котом Леопольдом.

Первичное закрепление материала (10 минут)

7. Составление сочинения по плану

- Давайте попробуем составить сочинение, пользуясь планом и опорными словами.

Зима – настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг сказочно красивым!

Тихо в спящем зимнем лесу. Под деревьями лежат глубокие, белые сугробы. Они похожи на пуховые подушки.

На ветках деревьев лежат тяжёлые шапки белого снега. Красные гроздья рябины согнулись под тяжестью снега. На снежной полянке видны следы пробежавших зверей.

Как красив зимний лес!

 

8. Запись текста в тетрадях (Леопольд перемещается на №8).

- Напишите сочинение, руководствуясь планом.

 

9. Проверь себя

- Проверьте, как вы написали сочинение, исправьте ошибки и неточности, если это нужно.

 

1)Коммуникативные:

- допускать возможность существования различных точек зрения

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- строить понятные для партнера высказывания

- задавать вопросы

- контролировать действия партнера

2)Познавательные:

- наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.

- проявлять пунктуационную зоркость, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Различать виды предложений по цели и интонации.

- Строить разные по цели интонации предложения.

Представление данного текста в правильную форму, используя знаки препинания.

Подведение итогов занятия (2 минуты)

Леопольд перемещается на №9. Ребята, на какую тему мы сегодня говорили с вами?

Какую цель мы поставили на уроке? Удалось ли нам с вами достигнуть поставленной цели?

Ребята, вы справились со всеми заданиями на уроке и помогли коту Леопольду добраться до сокровищей раньше, чем пиратам.

А как вы думаете, что это за сокровища? (Знания)

 

Да, ребята, вы совершенно правы. За это вам Кот Леопольд дарит в класс жетончики, с помощью которых вы сможете зарабатывать оценки на каждом уроке.

1)Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2)Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов урока, повторение изученного сегодня, решение о достижении поставленных целей и задач по теме данного урока.

Рефлексия (2 минуты)

Дополните предложения:

 

На уроке я узнал …

На уроке мне было тяжело…

У меня сегодня получилось …

На уроке мне было непонятно …

Мне очень понравилось…

Мне надо ещё потренироваться…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

-С каким настроением уходим с урока?

(используется раздаточный материал)

         

 

1)Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- использовать речь для регуляции своего действия

- рассказывать о приобретённых знаниях и умениях

Подведение итогов самими учащимися

Домашнее задание (1 минута)

Выполнить упражнение 461 на с. 54

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Слушают объяснение учителя

Осмысливают домашнее задание

Записывают в дневнике.

 

Прощаются с учителем и приглашенными гостями.

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем

Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстникамиПриветствие учителя, психологический настрой

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстникамиПриветствие учителя, психологический настрой

Желаю вам всем успехов на уроке! 1)Личностные: - формирование мотивации к обучению и познанию 2)Регулятивные: - формирование взаимоотношений с окружающими

Желаю вам всем успехов на уроке! 1)Личностные: - формирование мотивации к обучению и познанию 2)Регулятивные: - формирование взаимоотношений с окружающими

Этап актуализации знаний (5 минут)

Этап актуализации знаний (5 минут)

Там очень опасно. 2. Ты еще здесь? 3

Там очень опасно. 2. Ты еще здесь? 3

Невосклицательные

Невосклицательные

Зима- настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!

Зима- настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!

Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован,

Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован,

Зима – настоящая волшебница! 2)

Зима – настоящая волшебница! 2)

Проверьте, как вы написали сочинение, исправьте ошибки и неточности, если это нужно

Проверьте, как вы написали сочинение, исправьте ошибки и неточности, если это нужно

Мне надо ещё потренироваться…

Мне надо ещё потренироваться…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023