Открытый урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 2 класс
Оценка 4.7

Открытый урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 2 класс

Оценка 4.7
docx
27.11.2020
Открытый урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 2 класс
открытый урок имя числительное 2 кл.docx

Урок русского языка, 2 класс,

Система развивающего обучения

2018 – 2019 учебный год. Февраль

 

 

Учитель Л.В.Шаповал

Тема: «Имя числительное как часть речи»

 

Цели урока:

1.      Создание условий для формирования представлений об имени числительном как о части речи;

2.      Формирование умений распознавать числительные среди других частей речи и правильно писать  некоторые из них;

3.      Развитие устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, устной и письменной речи;

4.      Развитие и воспитание коммуникативных навыков  и навыков учебного труда;

5.      Воспитание любви к родному языку, формирование интереса к национальному наследию.

 

Задачи урока:

1.      Формировать умения распознавать числительные среди других частей речи. употреблять  и правильно писать  простые числительные;

2.      Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через творческую деятельность;

3.      Способствовать созданию положительного настроя  на уроке,  формированию коммуникативной компетенции через парную и коллективную  работу; развитию навыков учебного труда;

4.      Воспитывать  любовь  к родному языку, формировать  интерес  к национальному наследию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

 

 

Этапы урока. Цель этапа

Время

1

Мобилизующий этап урока.

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного  мышления, внимания, памяти, наблюдательности

2 мин

2

Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

6 мин

3

Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Репродуктивно – поисковый этап урока

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений;  создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

6  мин

4

Пробное учебное действие в парах

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений; фиксация способа действия с помощью опорного сигнала, и преодоления трудностей. Развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

развитие и воспитание  навыков учебного труда;

6 мин

 

Валеологическая пауза

3 мин

5

Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

 6 мин

6

Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний

Цель: расширение  учебного  содержания,   необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности

 

6  мин

7

Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.       Мобилизующий этап урока – 2 мин

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного  мышления, внимания, памяти, наблюдательности.

Всем говорим мы: “Здравствуйте!

День наступил прекрасный,

Потому что в нём ВЫ и Я!”

Мозговая гимнастика

Упражнение 1.  «Качания головой» - 15 секунд

- Дышите глубоко, расправьте плечики, уроните головку вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди.

Упражнение 2 «Ленивые восьмёрки» - 15 секунд

-Левой рукой нарисуйте в воздухе восьмёрки в горизонтальной плоскости. То же самое сделайте и правой рукой. А сейчас двумя руками вместе.

 

Упражнение 3.  «Шапка для размышлений» - 15 секунд

-Наденьте шапку.

(ребёнок должен мягко завернуть ушки от верхней точки мочки вверх – 3 - 5 раз)

- Все спокойны, добры и приветливы. Протяните ладошки друг другу, а сейчас мне. Почувствуйте, как происходит обмен доброй энергией, силой духа. Выдохните нерешительность  и беспокойство. Вдохните свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей.  Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг  к другу! И мы начинаем урок русского языка.

 

 

 

 

Учащиеся стоя выполняют упражнения.

Упражнение  1. Стимулирует мыслительные процессы.

 

 

Упражнение 2.  Активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание,

повышает устойчивость внимания.

 

Упражнение 3.

 Улучшает внимание, ясность восприятия и речи.

 

2.      Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока –  6  мин

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

- Дорогие ребята, мы продолжаем работу в нашем научно – исследовательском институте Грамматики.

   Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, сказал о нашем языке так: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни слово, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг»

- В чём смысл этих слов?

- Сегодня вы вновь убедитесь  в верности данного высказывания. И поможет нам  в этом мудрый профессор Грамотей.

- Внимание, на слайд.  Профессор Грамотей  приготовил для вас одну интересную запись. Прочитайте её, пожалуйста:

 Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

-   Что вы прочитали?

 - Задумывались  ли вы когда – нибудь, почему считалка называется «считалкой»?

-  К какому жанру они относятся?

- Найдите в считалке имена существительные, подпишите их. Докажите правильность выполнения задания.

 - Что такое  «имя существительное»?

 

- Рассмотрите следующий слайд. Прочитайте математическую запись по – разному.   (6+3=9)

- Что объединяет считалку и математическое выражение?

-  Назовите числа выражения.

 - Назовите числа  в считалке.

- К какой группе вы отнесёте слова «две, три»?

-  Назовите эти слова с вопросами.

- Попробуйте подобрать название для новой части речи в русском языке   (родственное от слова «число»)

 - Вы уже догадались, наверное, что главной хозяйкой урока будет новая часть речи, которая так и называется «Имя числительное» 

-  С чего начнём урок?

-  Попробуйте сформулировать их:

·         Формирование  знаний …

·         Развитие  умений …

·         Воспитание  навыков …

 

- Прочитайте, на какие контрольные вопросы  мы должны ответить в ходе урока:

1.       Что такое «имя числительное»?

2.       Где и когда чаще всего употребляются имена числительные?

- Кто-то уже сейчас может что – нибудь рассказать о новой части речи? Что можете рассказать?

- Определяем главную орфографическую задачу урока -  учиться распознавать, применять  и грамотно писать  простые имена числительные.

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

Считалку

 

Считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх. В народной речи считалка имеет и такие названия: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки.

Считалки относятся к малым жанрам фольклора, устному народному творчеству.

 

Учащиеся выполняют работу в парах на карточках, находят и подписывают имена сущ.

 

Объединяют числа.

 

 

Эти слова обозначают количество (число) предметов и отвечают на вопрос «сколько». Учащиеся дают название новой части речи.

 

 

 

С постановки целей урока.

 

Формирование знаний об именах числительных как о самостоятельной части речи;

Развитие умений распознавать эти слова среди других частей речи,  правильно писать простые числительные;

Воспитание навыков общения и навыков учебного труда;

 

3.       Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Репродуктивно – поисковый этап урока - 6 мин

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений;  создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

Упражнение 1.  

(пробные действия,  выполняются  на карточках коллективно)

- Имя числительное пришло к нам из глубины веков. Добывая пищу, людям приходилось считать. Первоначально использовали для счёта слова «Один» и «Много». Позднее научились считать на пальцах рук и ног. Специальные названия чисел появились много позднее. В русском языке «Имя числительное» как часть речи – самая молодая, но одна из часто употребляемых.

- Что же любят числительные?

- Так давайте посчитаем.

- Начнём считать:

Один, одна –  моя страна.

Здесь наш родной, любимый дом.

Отчизна, Родина – она

У каждого из нас одна.

-  Какие числительные вы обнаружили  в этом стихотворении?

- Выпишите числительные с согласуемыми именами существительными.

- Что обозначают числительные?

- На какие вопросы они могут отвечать?

 

Упражнение 2

(пробные действия,  выполняются  в парах самостоятельно)

- Ребята, почему в народе  говорят: «Одна голова хорошо, а  две лучше»?

- Назовите имена числительные. Докажите, что слова «один, две» - числительные.

- Сейчас вы будете  выполнять работу в парах. Давайте посмотрим, что это за работа.

- Прочитайте задание. 

- Кому понятно задание?

- Прочитайте слова.

- Согласуйте  свои  действия с соседом.

- Желаю вам творческих успехов!

 

-  На карточках слова:

    два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка.

- Выберите  слова, которые могут дополнить группу имён числительных.

- Выпишите их, устно подставляя вопрос к каждому слову.

-  Надо ли было выписывать слова: пятерня, десятка?

- Что обозначают эти слова?

- Что обозначает слово «первый»? Надо ли его выписывать?

- Что ещё могут обозначать числительные?

 - На какой вопрос могут отвечать?

 

-  Какое задание мы выполняли?

-  Где возникли затруднения?

-  Кто из вас затруднялся  в выборе имён числительных?  

-  Почему возникли затруднения?

- Что будем  делать дальше? 

- А зачем  вам это нужно делать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числительные любят счёт.

 

 

 

Выписываем:

Один … (дом).

Одна … (страна, Отчизна, Родина).

Фиксация затруднений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписывают  слова: два, первый, трое, десять

 

Слова «пятерня и десятка» не выписываем. Они отвечают на вопрос «что», это имена сущ.

«Пятерня» - по - древнерусски означает «кисть руки» - пять.

Слово «первый» обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос «который» - это имя числительное.

4.      Валеологическая пауза     2 – 3 минуты

 

- А я предлагаю вам немного отдохнуть.

Упражнение  1 «Блиц»

1.      Сколько месяцев в году? Попрыгайте на ножках столько раз, чтобы на каждой было поровну (по 6)

2.      15 разделить на 5. Выполните наклоны туловища столько раз.   (3 раза)

3.      Сколько сезонов в году?  Подтянитесь столько раз.  (4 раза)

4.      Сколько раз нужно отмерить прежде, чем один раз отрезать?  Выполните приседания столько раз.     ( 7 раз)

Упражнение 2 «Хлопните в ладошки»

Условие: 

Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки:

 

Арифметика еды

Я на завтрак съел батон

Весом в двадцать с лишним тонн.

Один центнер сахара-песка,

Двести ведер молока,

Одну тонну  пустяков:

Масла, сыру, колобков,

Зраз, азу, и шашлыков.

 

Съел цистерну щей в обед,

Больше тысячи котлет,

Больше тысячи бифштексов.

Ужин был куда скромней:

Полвагона овощей,

Грузовик блинов и сушек,

Два вагона вкусных сушек,

Три – различных пустяков:

Сдоб, оладий, пирожков.

Завтрак, ужин и обед

Продолжался сорок лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 6 минут

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

-  Далее работать вы будете самостоятельно.

- В кружочке  обозначьте своё настроение на данный момент  урока. 

- А в квадратике обозначьте цифрой, какое количество ошибок вы можете допустить при выполнении заданий.

- А в треугольнике проставьте себе предварительную оценку за работу.

- Вам предстоит выполнить  тест и одно из двух   упражнений. 

Тест

1. Имя числительное – это:

-  Член предложения;

 - Часть речи;

-  Часть слова;

 

2. Числительное обозначает:

 - Предмет;

 - Признак предмета;

 - Количество предметов;

 - Порядок при счёте;

 

3. Имя числительное  отвечает на вопросы:

- Кто? Что?

- .Сколько?

- Который при счёте?

 - Что делает?

 

- Обобщите сказанное и сверьте с учебником на стр. 75

     (автор  Н.В.Нечаева)

 

-  У каждого народа есть своё заветное любимое число.

-  Как вы считаете, какие это числа у русского народа?

- Назовите сказки и  сказочных героев, в названии которых употреблено  число три.

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились, а сейчас прошу проверить себя в  самостоятельной работе, выбирая задание  по силам.

- Какие задания вам предлагаются?

 

Упражнение 3А

- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка.

- Подумайте, что обозначают пословицы:

Семь бед – один ответ.

Лук от семи недуг.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

 

- Спишите любую из пословиц.

- Найдите и укажите  числительное в ней (числ.) 

- А как понимаете образное выражение «Семь пятниц на неделе»? У кого так бывает?

- А почему именно «пятница»?

 

   Ранее пятница была базарным днём. Именно в пятницу покупали, продавали, обещали на следующей неделе привезти заказанный товар и рассчитаться за него. Но обещания не всегда выполнялись. Поэтому о непостоянных людях, на которых нельзя положиться, говорили «Семь пятниц на неделе»

 

Упражнение 3Б

 Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания в русском языке.

- К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой:

 

 

фразеологизм

значение

в один голос                                     

очень быстро

в два счета                                         

 очень похожи                                                       

как две капли воды                          

дружно, единодушно

заблудиться в трех соснах         

не выходить из дому

сидеть в четырех стенах              

запутаться в чём-то простом

 

- Найдите и подпишите числительные

 

-  Вспомните, в чём были ваши затруднения?

- Смогли вы их преодолеть?

- Кто почувствовал себя  увереннее?

- Кто допустил ошибки? В чём они заключаются?

- Подсчитайте и укажите количество ошибок в левом квадратике, поставьте себе оценку за эту работу. Не забудьте оценить старание и прилежание на уроке.

-  Настроение свое покажите в правом кружочке. Сравните его  с тем, какое было в начале урока, что изменилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это числа 3 и 7

 

3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Число 7 употребляется в значении «Все». Это число долгое время было предельным при счёте.

 

 

 

 

 

 

 

Так говорят о том человеке, кто часто меняет своё решение, постоянно отступает от своего слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают по силам и выполняют упражнение  3, работая индивидуально.

 

 

 

 

Проверка выполненного осуществляется  по эталону (на слайдах)

 

 

При условии времени пословицы объясняются детьми вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности.

6.      Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний – 6  минут

Цель: расширение  учебного  содержания,  необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности

 

В стране родного языка много правил и тайн.

Будь настойчив, мой друг, и всё узнавай!

   Грамотей остался доволен вашей работой и приготовил  вам  сказочный сюрприз.

-   Прочитайте сказку.

-  Что интересного заметили?

Сказка.

Десять цыплят.

  Жила – была  на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять)  маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица  выводила своих детей на прогулку.  На прогулке они знакомились с окружающей природой.  Мама -  курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались.

  Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три)  лисичками. Родители   учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми.

    Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои  были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе.

  Когда курочка пришла на эту поляну, она  очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой  цыплят и лисят, она   обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять)  врагов меньше!

- Прочитайте сказку, изменив форму числительного  по смыслу.

- Правописание числительных в нужной форме – это тема следующего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 5 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

Мы сейчас начнём рассказ,

Как урок прошел у нас.

 

- Вспомните, какой была тема урока.

- Какие цели ставили  перед собой?

- Удалось ли нам достичь этих  целей?

- Какую главную орфографическую задачу решали на уроке?

- Как вы справились с её решением?

- На  какие контрольные вопросы получили ответы?

- Каким был наш  урок?

- Каким был ты на этом уроке?

- Пояснения к домашней работе    (Упр. 167)

 

- Перед началом урока  и я ставила перед собой цели. Я хотела, чтобы вам было интересно, чтобы наш урок принёс вам полезные знания, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Как вы думаете, я достигла своих целей? Выскажите своё мнение. Я благодарю вас за добрые слова.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для работы по теме:   «Имя числительное как часть речи»

 

Начинается считалка:      на берёзу села галка,

Две вороны, воробей,      три сороки, соловей.

 

- Найдите в считалке имена сущ., подпишите их.

 

Контрольные вопросы по теме:

1.      Что такое «имя числительное»?

2.      Где и когда чаще всего употребляются имена числительные?

 

Упражнение 1

Один, одна –  моя страна.    Здесь наш родной, любимый дом.

Отчизна, Родина – она   у каждого из нас одна.

- Выпишите  числительные с согласуемыми именами существительными:

Один                              Одна   

Упражнение 2  (работа в парах)

 

- Одна голова хорошо, а  две лучше

- Укажите  имена числительные  (числ.)

- Из слов:    два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка-

- Выберите и выпишите  слова, которые могут дополнить группу имён числительных, устно подставляя вопросы:

 

 

 

 


  Сколько ошибок ты

 можешь сделать

в самостоятельной работе?                     Поставь  оценку                         Отметь настроение

 


Тест «Имя числительное»

отметь галочкой верные суждения

1. Имя числительное – это:

-  Член предложения;           - Часть речи;            -  Часть слова;

 

2. Имя  числительное обозначает:

 - Предмет;      - Признак предмета;       - Количество предметов;     - Порядок при счёте;

 

3. Имя числительное  отвечает на вопросы:

- Кто? Что?      - Сколько?        - Который при счёте         - Что делает?        - Какой?

 

 

 

 

 

 


Упражнение 3А     - Подумайте, что обозначают пословицы:

Семь бед – один ответ.

Лук от семи недуг.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

- Спишите любую из пословиц.

 

 


- Найдите и укажите  числительное в ней (числ.) 

 

фразеологизм

значение

 

в один голос                                  

очень быстро

 

в два счета                                         

 очень похожи                                                       

 

как две капли воды                          

дружно, единодушно

 

заблудиться в трех соснах         

не выходить из дому

 

сидеть в четырех стенах              

запутаться в чём-то простом

Упражнение 3Б   - К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой. Найдите и подпишите числительные

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 


Сколько ошибок ты сделал?                                                                            Твоё настроение.

Твоя оценка за урок?

Сказка о дружбе.

      Жила – была  на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять)  маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица  выводила своих детей на прогулку.  На прогулке они знакомились с окружающей природой.  Мама -  курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались.

      Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три)  лисичками. Родители   учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми.

      Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои  были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе.

     Когда курочка пришла на эту поляну, она  очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой  цыплят и лисят, она   обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять)  врагов меньше!

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка, 2 класс,

Урок русского языка, 2 класс,

План урока Этапы урока

План урока Этапы урока

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

Начинается считалка: На березу села галка,

Начинается считалка: На березу села галка,

Что же любят числительные? -

Что же любят числительные? -

Сколько сезонов в году? Подтянитесь столько раз

Сколько сезонов в году? Подтянитесь столько раз

Имя числительное отвечает на вопросы: -

Имя числительное отвечает на вопросы: -

Найдите и подпишите числительные -

Найдите и подпишите числительные -

Мы сейчас начнём рассказ, Как урок прошел у нас

Мы сейчас начнём рассказ, Как урок прошел у нас

Карточка для работы по теме: «Имя числительное как часть речи»

Карточка для работы по теме: «Имя числительное как часть речи»

Упражнение 3А - Подумайте, что обозначают пословицы:

Упражнение 3А - Подумайте, что обозначают пословицы:

Когда курочка пришла на эту поляну, она очень испугалась за своих деточек

Когда курочка пришла на эту поляну, она очень испугалась за своих деточек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020