Открытый урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 2 класс

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок имя числительное 2 кл.docx

Урок русского языка, 2 класс,

Система развивающего обучения

2018 – 2019 учебный год. Февраль

 

 

Учитель Л.В.Шаповал

Тема: «Имя числительное как часть речи»

 

Цели урока:

1.      Создание условий для формирования представлений об имени числительном как о части речи;

2.      Формирование умений распознавать числительные среди других частей речи и правильно писать  некоторые из них;

3.      Развитие устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, устной и письменной речи;

4.      Развитие и воспитание коммуникативных навыков  и навыков учебного труда;

5.      Воспитание любви к родному языку, формирование интереса к национальному наследию.

 

Задачи урока:

1.      Формировать умения распознавать числительные среди других частей речи. употреблять  и правильно писать  простые числительные;

2.      Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через творческую деятельность;

3.      Способствовать созданию положительного настроя  на уроке,  формированию коммуникативной компетенции через парную и коллективную  работу; развитию навыков учебного труда;

4.      Воспитывать  любовь  к родному языку, формировать  интерес  к национальному наследию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

 

 

Этапы урока. Цель этапа

Время

1

Мобилизующий этап урока.

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного  мышления, внимания, памяти, наблюдательности

2 мин

2

Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

6 мин

3

Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Репродуктивно – поисковый этап урока

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений;  создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

6  мин

4

Пробное учебное действие в парах

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений; фиксация способа действия с помощью опорного сигнала, и преодоления трудностей. Развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

развитие и воспитание  навыков учебного труда;

6 мин

 

Валеологическая пауза

3 мин

5

Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

 6 мин

6

Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний

Цель: расширение  учебного  содержания,   необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности

 

6  мин

7

Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.       Мобилизующий этап урока – 2 мин

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного  мышления, внимания, памяти, наблюдательности.

Всем говорим мы: “Здравствуйте!

День наступил прекрасный,

Потому что в нём ВЫ и Я!”

Мозговая гимнастика

Упражнение 1.  «Качания головой» - 15 секунд

- Дышите глубоко, расправьте плечики, уроните головку вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди.

Упражнение 2 «Ленивые восьмёрки» - 15 секунд

-Левой рукой нарисуйте в воздухе восьмёрки в горизонтальной плоскости. То же самое сделайте и правой рукой. А сейчас двумя руками вместе.

 

Упражнение 3.  «Шапка для размышлений» - 15 секунд

-Наденьте шапку.

(ребёнок должен мягко завернуть ушки от верхней точки мочки вверх – 3 - 5 раз)

- Все спокойны, добры и приветливы. Протяните ладошки друг другу, а сейчас мне. Почувствуйте, как происходит обмен доброй энергией, силой духа. Выдохните нерешительность  и беспокойство. Вдохните свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей.  Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг  к другу! И мы начинаем урок русского языка.

 

 

 

 

Учащиеся стоя выполняют упражнения.

Упражнение  1. Стимулирует мыслительные процессы.

 

 

Упражнение 2.  Активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание,

повышает устойчивость внимания.

 

Упражнение 3.

 Улучшает внимание, ясность восприятия и речи.

 

2.      Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока –  6  мин

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

- Дорогие ребята, мы продолжаем работу в нашем научно – исследовательском институте Грамматики.

   Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, сказал о нашем языке так: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни слово, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг»

- В чём смысл этих слов?

- Сегодня вы вновь убедитесь  в верности данного высказывания. И поможет нам  в этом мудрый профессор Грамотей.

- Внимание, на слайд.  Профессор Грамотей  приготовил для вас одну интересную запись. Прочитайте её, пожалуйста:

 Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

-   Что вы прочитали?

 - Задумывались  ли вы когда – нибудь, почему считалка называется «считалкой»?

-  К какому жанру они относятся?

- Найдите в считалке имена существительные, подпишите их. Докажите правильность выполнения задания.

 - Что такое  «имя существительное»?

 

- Рассмотрите следующий слайд. Прочитайте математическую запись по – разному.   (6+3=9)

- Что объединяет считалку и математическое выражение?

-  Назовите числа выражения.

 - Назовите числа  в считалке.

- К какой группе вы отнесёте слова «две, три»?

-  Назовите эти слова с вопросами.

- Попробуйте подобрать название для новой части речи в русском языке   (родственное от слова «число»)

 - Вы уже догадались, наверное, что главной хозяйкой урока будет новая часть речи, которая так и называется «Имя числительное» 

-  С чего начнём урок?

-  Попробуйте сформулировать их:

·         Формирование  знаний …

·         Развитие  умений …

·         Воспитание  навыков …

 

- Прочитайте, на какие контрольные вопросы  мы должны ответить в ходе урока:

1.       Что такое «имя числительное»?

2.       Где и когда чаще всего употребляются имена числительные?

- Кто-то уже сейчас может что – нибудь рассказать о новой части речи? Что можете рассказать?

- Определяем главную орфографическую задачу урока -  учиться распознавать, применять  и грамотно писать  простые имена числительные.

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

Считалку

 

Считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх. В народной речи считалка имеет и такие названия: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки.

Считалки относятся к малым жанрам фольклора, устному народному творчеству.

 

Учащиеся выполняют работу в парах на карточках, находят и подписывают имена сущ.

 

Объединяют числа.

 

 

Эти слова обозначают количество (число) предметов и отвечают на вопрос «сколько». Учащиеся дают название новой части речи.

 

 

 

С постановки целей урока.

 

Формирование знаний об именах числительных как о самостоятельной части речи;

Развитие умений распознавать эти слова среди других частей речи,  правильно писать простые числительные;

Воспитание навыков общения и навыков учебного труда;

 

3.       Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Репродуктивно – поисковый этап урока - 6 мин

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений;  создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

Упражнение 1.  

(пробные действия,  выполняются  на карточках коллективно)

- Имя числительное пришло к нам из глубины веков. Добывая пищу, людям приходилось считать. Первоначально использовали для счёта слова «Один» и «Много». Позднее научились считать на пальцах рук и ног. Специальные названия чисел появились много позднее. В русском языке «Имя числительное» как часть речи – самая молодая, но одна из часто употребляемых.

- Что же любят числительные?

- Так давайте посчитаем.

- Начнём считать:

Один, одна –  моя страна.

Здесь наш родной, любимый дом.

Отчизна, Родина – она

У каждого из нас одна.

-  Какие числительные вы обнаружили  в этом стихотворении?

- Выпишите числительные с согласуемыми именами существительными.

- Что обозначают числительные?

- На какие вопросы они могут отвечать?

 

Упражнение 2

(пробные действия,  выполняются  в парах самостоятельно)

- Ребята, почему в народе  говорят: «Одна голова хорошо, а  две лучше»?

- Назовите имена числительные. Докажите, что слова «один, две» - числительные.

- Сейчас вы будете  выполнять работу в парах. Давайте посмотрим, что это за работа.

- Прочитайте задание. 

- Кому понятно задание?

- Прочитайте слова.

- Согласуйте  свои  действия с соседом.

- Желаю вам творческих успехов!

 

-  На карточках слова:

    два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка.

- Выберите  слова, которые могут дополнить группу имён числительных.

- Выпишите их, устно подставляя вопрос к каждому слову.

-  Надо ли было выписывать слова: пятерня, десятка?

- Что обозначают эти слова?

- Что обозначает слово «первый»? Надо ли его выписывать?

- Что ещё могут обозначать числительные?

 - На какой вопрос могут отвечать?

 

-  Какое задание мы выполняли?

-  Где возникли затруднения?

-  Кто из вас затруднялся  в выборе имён числительных?  

-  Почему возникли затруднения?

- Что будем  делать дальше? 

- А зачем  вам это нужно делать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числительные любят счёт.

 

 

 

Выписываем:

Один … (дом).

Одна … (страна, Отчизна, Родина).

Фиксация затруднений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписывают  слова: два, первый, трое, десять

 

Слова «пятерня и десятка» не выписываем. Они отвечают на вопрос «что», это имена сущ.

«Пятерня» - по - древнерусски означает «кисть руки» - пять.

Слово «первый» обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос «который» - это имя числительное.

4.      Валеологическая пауза     2 – 3 минуты

 

- А я предлагаю вам немного отдохнуть.

Упражнение  1 «Блиц»

1.      Сколько месяцев в году? Попрыгайте на ножках столько раз, чтобы на каждой было поровну (по 6)

2.      15 разделить на 5. Выполните наклоны туловища столько раз.   (3 раза)

3.      Сколько сезонов в году?  Подтянитесь столько раз.  (4 раза)

4.      Сколько раз нужно отмерить прежде, чем один раз отрезать?  Выполните приседания столько раз.     ( 7 раз)

Упражнение 2 «Хлопните в ладошки»

Условие: 

Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки:

 

Арифметика еды

Я на завтрак съел батон

Весом в двадцать с лишним тонн.

Один центнер сахара-песка,

Двести ведер молока,

Одну тонну  пустяков:

Масла, сыру, колобков,

Зраз, азу, и шашлыков.

 

Съел цистерну щей в обед,

Больше тысячи котлет,

Больше тысячи бифштексов.

Ужин был куда скромней:

Полвагона овощей,

Грузовик блинов и сушек,

Два вагона вкусных сушек,

Три – различных пустяков:

Сдоб, оладий, пирожков.

Завтрак, ужин и обед

Продолжался сорок лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 6 минут

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

-  Далее работать вы будете самостоятельно.

- В кружочке  обозначьте своё настроение на данный момент  урока. 

- А в квадратике обозначьте цифрой, какое количество ошибок вы можете допустить при выполнении заданий.

- А в треугольнике проставьте себе предварительную оценку за работу.

- Вам предстоит выполнить  тест и одно из двух   упражнений. 

Тест

1. Имя числительное – это:

-  Член предложения;

 - Часть речи;

-  Часть слова;

 

2. Числительное обозначает:

 - Предмет;

 - Признак предмета;

 - Количество предметов;

 - Порядок при счёте;

 

3. Имя числительное  отвечает на вопросы:

- Кто? Что?

- .Сколько?

- Который при счёте?

 - Что делает?

 

- Обобщите сказанное и сверьте с учебником на стр. 75

     (автор  Н.В.Нечаева)

 

-  У каждого народа есть своё заветное любимое число.

-  Как вы считаете, какие это числа у русского народа?

- Назовите сказки и  сказочных героев, в названии которых употреблено  число три.

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились, а сейчас прошу проверить себя в  самостоятельной работе, выбирая задание  по силам.

- Какие задания вам предлагаются?

 

Упражнение 3А

- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка.

- Подумайте, что обозначают пословицы:

Семь бед – один ответ.

Лук от семи недуг.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

 

- Спишите любую из пословиц.

- Найдите и укажите  числительное в ней (числ.) 

- А как понимаете образное выражение «Семь пятниц на неделе»? У кого так бывает?

- А почему именно «пятница»?

 

   Ранее пятница была базарным днём. Именно в пятницу покупали, продавали, обещали на следующей неделе привезти заказанный товар и рассчитаться за него. Но обещания не всегда выполнялись. Поэтому о непостоянных людях, на которых нельзя положиться, говорили «Семь пятниц на неделе»

 

Упражнение 3Б

 Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания в русском языке.

- К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой:

 

 

фразеологизм

значение

в один голос                                     

очень быстро

в два счета                                         

 очень похожи                                                       

как две капли воды                          

дружно, единодушно

заблудиться в трех соснах         

не выходить из дому

сидеть в четырех стенах              

запутаться в чём-то простом

 

- Найдите и подпишите числительные

 

-  Вспомните, в чём были ваши затруднения?

- Смогли вы их преодолеть?

- Кто почувствовал себя  увереннее?

- Кто допустил ошибки? В чём они заключаются?

- Подсчитайте и укажите количество ошибок в левом квадратике, поставьте себе оценку за эту работу. Не забудьте оценить старание и прилежание на уроке.

-  Настроение свое покажите в правом кружочке. Сравните его  с тем, какое было в начале урока, что изменилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это числа 3 и 7

 

3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Число 7 употребляется в значении «Все». Это число долгое время было предельным при счёте.

 

 

 

 

 

 

 

Так говорят о том человеке, кто часто меняет своё решение, постоянно отступает от своего слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают по силам и выполняют упражнение  3, работая индивидуально.

 

 

 

 

Проверка выполненного осуществляется  по эталону (на слайдах)

 

 

При условии времени пословицы объясняются детьми вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности.

6.      Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний – 6  минут

Цель: расширение  учебного  содержания,  необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности

 

В стране родного языка много правил и тайн.

Будь настойчив, мой друг, и всё узнавай!

   Грамотей остался доволен вашей работой и приготовил  вам  сказочный сюрприз.

-   Прочитайте сказку.

-  Что интересного заметили?

Сказка.

Десять цыплят.

  Жила – была  на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять)  маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица  выводила своих детей на прогулку.  На прогулке они знакомились с окружающей природой.  Мама -  курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались.

  Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три)  лисичками. Родители   учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми.

    Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои  были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе.

  Когда курочка пришла на эту поляну, она  очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой  цыплят и лисят, она   обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять)  врагов меньше!

- Прочитайте сказку, изменив форму числительного  по смыслу.

- Правописание числительных в нужной форме – это тема следующего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 5 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

Мы сейчас начнём рассказ,

Как урок прошел у нас.

 

- Вспомните, какой была тема урока.

- Какие цели ставили  перед собой?

- Удалось ли нам достичь этих  целей?

- Какую главную орфографическую задачу решали на уроке?

- Как вы справились с её решением?

- На  какие контрольные вопросы получили ответы?

- Каким был наш  урок?

- Каким был ты на этом уроке?

- Пояснения к домашней работе    (Упр. 167)

 

- Перед началом урока  и я ставила перед собой цели. Я хотела, чтобы вам было интересно, чтобы наш урок принёс вам полезные знания, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Как вы думаете, я достигла своих целей? Выскажите своё мнение. Я благодарю вас за добрые слова.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для работы по теме:   «Имя числительное как часть речи»

 

Начинается считалка:      на берёзу села галка,

Две вороны, воробей,      три сороки, соловей.

 

- Найдите в считалке имена сущ., подпишите их.

 

Контрольные вопросы по теме:

1.      Что такое «имя числительное»?

2.      Где и когда чаще всего употребляются имена числительные?

 

Упражнение 1

Один, одна –  моя страна.    Здесь наш родной, любимый дом.

Отчизна, Родина – она   у каждого из нас одна.

- Выпишите  числительные с согласуемыми именами существительными:

Один                              Одна   

Упражнение 2  (работа в парах)

 

- Одна голова хорошо, а  две лучше

- Укажите  имена числительные  (числ.)

- Из слов:    два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка-

- Выберите и выпишите  слова, которые могут дополнить группу имён числительных, устно подставляя вопросы:

 

 

 

 


  Сколько ошибок ты

 можешь сделать

в самостоятельной работе?                     Поставь  оценку                         Отметь настроение

 


Тест «Имя числительное»

отметь галочкой верные суждения

1. Имя числительное – это:

-  Член предложения;           - Часть речи;            -  Часть слова;

 

2. Имя  числительное обозначает:

 - Предмет;      - Признак предмета;       - Количество предметов;     - Порядок при счёте;

 

3. Имя числительное  отвечает на вопросы:

- Кто? Что?      - Сколько?        - Который при счёте         - Что делает?        - Какой?

 

 

 

 

 

 


Упражнение 3А     - Подумайте, что обозначают пословицы:

Семь бед – один ответ.

Лук от семи недуг.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.

- Спишите любую из пословиц.

 

 


- Найдите и укажите  числительное в ней (числ.) 

 

фразеологизм

значение

 

в один голос                                  

очень быстро

 

в два счета                                         

 очень похожи                                                       

 

как две капли воды                          

дружно, единодушно

 

заблудиться в трех соснах         

не выходить из дому

 

сидеть в четырех стенах              

запутаться в чём-то простом

Упражнение 3Б   - К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой. Найдите и подпишите числительные

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 


Сколько ошибок ты сделал?                                                                            Твоё настроение.

Твоя оценка за урок?

Сказка о дружбе.

      Жила – была  на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять)  маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица  выводила своих детей на прогулку.  На прогулке они знакомились с окружающей природой.  Мама -  курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались.

      Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три)  лисичками. Родители   учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми.

      Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои  были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе.

     Когда курочка пришла на эту поляну, она  очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой  цыплят и лисят, она   обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять)  врагов меньше!