Урок русского языка, 2 класс,
Система развивающего обучения
2018 – 2019 учебный год. Февраль
Учитель Л.В.Шаповал
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Цели урока:
1. Создание условий для формирования представлений об имени числительном как о части речи;
2. Формирование умений распознавать числительные среди других частей речи и правильно писать некоторые из них;
3. Развитие устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, устной и письменной речи;
4. Развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда;
5. Воспитание любви к родному языку, формирование интереса к национальному наследию.
Задачи урока:
1. Формировать умения распознавать числительные среди других частей речи. употреблять и правильно писать простые числительные;
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через творческую деятельность;
3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке, формированию коммуникативной компетенции через парную и коллективную работу; развитию навыков учебного труда;
4. Воспитывать любовь к родному языку, формировать интерес к национальному наследию.
План урока
|
Этапы урока. Цель этапа |
Время |
1 |
Мобилизующий этап урока. Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного мышления, внимания, памяти, наблюдательности |
2 мин |
2 |
Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; |
6 мин |
3 |
Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Репродуктивно – поисковый этап урока Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; |
6 мин |
4 |
Пробное учебное действие в парах Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; фиксация способа действия с помощью опорного сигнала, и преодоления трудностей. Развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание навыков учебного труда; |
6 мин |
|
Валеологическая пауза |
3 мин |
5 |
Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы |
6 мин |
6 |
Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
|
6 мин |
7 |
Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха
|
5 мин |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1. Мобилизующий этап урока – 2 мин Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на развитие наглядно – действенного мышления, внимания, памяти, наблюдательности. |
|||||||||||||
Всем говорим мы: “Здравствуйте! День наступил прекрасный, Потому что в нём ВЫ и Я!” Мозговая гимнастика Упражнение 1. «Качания головой» - 15 секунд - Дышите глубоко, расправьте плечики, уроните головку вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди. Упражнение 2 «Ленивые восьмёрки» - 15 секунд -Левой рукой нарисуйте в воздухе восьмёрки в горизонтальной плоскости. То же самое сделайте и правой рукой. А сейчас двумя руками вместе.
Упражнение 3. «Шапка для размышлений» - 15 секунд -Наденьте шапку. (ребёнок должен мягко завернуть ушки от верхней точки мочки вверх – 3 - 5 раз) - Все спокойны, добры и приветливы. Протяните ладошки друг другу, а сейчас мне. Почувствуйте, как происходит обмен доброй энергией, силой духа. Выдохните нерешительность и беспокойство. Вдохните свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу! И мы начинаем урок русского языка. |
Учащиеся стоя выполняют упражнения. Упражнение 1. Стимулирует мыслительные процессы.
Упражнение 2. Активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Упражнение 3. Улучшает внимание, ясность восприятия и речи.
|
||||||||||||
2. Мотивационный этап. Формирование темы и цели урока – 6 мин Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; |
|||||||||||||
- Дорогие ребята, мы продолжаем работу в нашем научно – исследовательском институте Грамматики. Николай Васильевич Гоголь, великий русский писатель, сказал о нашем языке так: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни слово, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг» - В чём смысл этих слов? - Сегодня вы вновь убедитесь в верности данного высказывания. И поможет нам в этом мудрый профессор Грамотей. - Внимание, на слайд. Профессор Грамотей приготовил для вас одну интересную запись. Прочитайте её, пожалуйста: Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. - Что вы прочитали? - Задумывались ли вы когда – нибудь, почему считалка называется «считалкой»? - К какому жанру они относятся? - Найдите в считалке имена существительные, подпишите их. Докажите правильность выполнения задания. - Что такое «имя существительное»?
- Рассмотрите следующий слайд. Прочитайте математическую запись по – разному. (6+3=9) - Что объединяет считалку и математическое выражение? - Назовите числа выражения. - Назовите числа в считалке. - К какой группе вы отнесёте слова «две, три»? - Назовите эти слова с вопросами. - Попробуйте подобрать название для новой части речи в русском языке (родственное от слова «число») - Вы уже догадались, наверное, что главной хозяйкой урока будет новая часть речи, которая так и называется «Имя числительное» - С чего начнём урок? - Попробуйте сформулировать их: · Формирование знаний … · Развитие умений … · Воспитание навыков …
- Прочитайте, на какие контрольные вопросы мы должны ответить в ходе урока: 1. Что такое «имя числительное»? 2. Где и когда чаще всего употребляются имена числительные? - Кто-то уже сейчас может что – нибудь рассказать о новой части речи? Что можете рассказать? - Определяем главную орфографическую задачу урока - учиться распознавать, применять и грамотно писать простые имена числительные. |
Высказывания детей.
Считалку
Считалка – это стишок, со счетом в различных детских играх. В народной речи считалка имеет и такие названия: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки. Считалки относятся к малым жанрам фольклора, устному народному творчеству.
Учащиеся выполняют работу в парах на карточках, находят и подписывают имена сущ.
Объединяют числа.
Эти слова обозначают количество (число) предметов и отвечают на вопрос «сколько». Учащиеся дают название новой части речи.
С постановки целей урока.
Формирование знаний об именах числительных как о самостоятельной части речи; Развитие умений распознавать эти слова среди других частей речи, правильно писать простые числительные; Воспитание навыков общения и навыков учебного труда;
|
||||||||||||
3. Пробное учебное действие в парах и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Репродуктивно – поисковый этап урока - 6 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; |
|||||||||||||
Упражнение 1. (пробные действия, выполняются на карточках коллективно) - Имя числительное пришло к нам из глубины веков. Добывая пищу, людям приходилось считать. Первоначально использовали для счёта слова «Один» и «Много». Позднее научились считать на пальцах рук и ног. Специальные названия чисел появились много позднее. В русском языке «Имя числительное» как часть речи – самая молодая, но одна из часто употребляемых. - Что же любят числительные? - Так давайте посчитаем. - Начнём считать: Один, одна – моя страна. Здесь наш родной, любимый дом. Отчизна, Родина – она У каждого из нас одна. - Какие числительные вы обнаружили в этом стихотворении? - Выпишите числительные с согласуемыми именами существительными. - Что обозначают числительные? - На какие вопросы они могут отвечать?
Упражнение 2 (пробные действия, выполняются в парах самостоятельно) - Ребята, почему в народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше»? - Назовите имена числительные. Докажите, что слова «один, две» - числительные. - Сейчас вы будете выполнять работу в парах. Давайте посмотрим, что это за работа. - Прочитайте задание. - Кому понятно задание? - Прочитайте слова. - Согласуйте свои действия с соседом. - Желаю вам творческих успехов!
- На карточках слова: два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка. - Выберите слова, которые могут дополнить группу имён числительных. - Выпишите их, устно подставляя вопрос к каждому слову. - Надо ли было выписывать слова: пятерня, десятка? - Что обозначают эти слова? - Что обозначает слово «первый»? Надо ли его выписывать? - Что ещё могут обозначать числительные? - На какой вопрос могут отвечать?
- Какое задание мы выполняли? - Где возникли затруднения? - Кто из вас затруднялся в выборе имён числительных? - Почему возникли затруднения? - Что будем делать дальше? - А зачем вам это нужно делать? |
Числительные любят счёт.
Выписываем: Один … (дом). Одна … (страна, Отчизна, Родина). Фиксация затруднений;
Выписывают слова: два, первый, трое, десять
Слова «пятерня и десятка» не выписываем. Они отвечают на вопрос «что», это имена сущ. «Пятерня» - по - древнерусски означает «кисть руки» - пять. Слово «первый» обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос «который» - это имя числительное. |
||||||||||||
4. Валеологическая пауза 2 – 3 минуты |
|||||||||||||
- А я предлагаю вам немного отдохнуть. Упражнение 1 «Блиц» 1. Сколько месяцев в году? Попрыгайте на ножках столько раз, чтобы на каждой было поровну (по 6) 2. 15 разделить на 5. Выполните наклоны туловища столько раз. (3 раза) 3. Сколько сезонов в году? Подтянитесь столько раз. (4 раза) 4. Сколько раз нужно отмерить прежде, чем один раз отрезать? Выполните приседания столько раз. ( 7 раз) Упражнение 2 «Хлопните в ладошки» Условие: Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки:
Арифметика еды Я на завтрак съел батон Весом в двадцать с лишним тонн. Один центнер сахара-песка, Двести ведер молока, Одну тонну пустяков: Масла, сыру, колобков, Зраз, азу, и шашлыков.
Съел цистерну щей в обед, Больше тысячи котлет, Больше тысячи бифштексов. Ужин был куда скромней: Полвагона овощей, Грузовик блинов и сушек, Два вагона вкусных сушек, Три – различных пустяков: Сдоб, оладий, пирожков. Завтрак, ужин и обед Продолжался сорок лет. |
|
||||||||||||
5. Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 6 минут Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме «имена числительные», организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы |
|||||||||||||
- Далее работать вы будете самостоятельно. - В кружочке обозначьте своё настроение на данный момент урока. - А в квадратике обозначьте цифрой, какое количество ошибок вы можете допустить при выполнении заданий. - А в треугольнике проставьте себе предварительную оценку за работу. - Вам предстоит выполнить тест и одно из двух упражнений. Тест 1. Имя числительное – это: - Член предложения; - Часть речи; - Часть слова;
2. Числительное обозначает: - Предмет; - Признак предмета; - Количество предметов; - Порядок при счёте;
3. Имя числительное отвечает на вопросы: - Кто? Что? - .Сколько? - Который при счёте? - Что делает?
- Обобщите сказанное и сверьте с учебником на стр. 75 (автор Н.В.Нечаева)
- У каждого народа есть своё заветное любимое число. - Как вы считаете, какие это числа у русского народа? - Назовите сказки и сказочных героев, в названии которых употреблено число три. - Молодцы, вы очень хорошо потрудились, а сейчас прошу проверить себя в самостоятельной работе, выбирая задание по силам. - Какие задания вам предлагаются?
Упражнение 3А - Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. - Подумайте, что обозначают пословицы: Семь бед – один ответ. Лук от семи недуг. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе.
- Спишите любую из пословиц. - Найдите и укажите числительное в ней (числ.) - А как понимаете образное выражение «Семь пятниц на неделе»? У кого так бывает? - А почему именно «пятница»?
Ранее пятница была базарным днём. Именно в пятницу покупали, продавали, обещали на следующей неделе привезти заказанный товар и рассчитаться за него. Но обещания не всегда выполнялись. Поэтому о непостоянных людях, на которых нельзя положиться, говорили «Семь пятниц на неделе»
Упражнение 3Б Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания в русском языке. - К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой:
- Найдите и подпишите числительные
- Вспомните, в чём были ваши затруднения? - Смогли вы их преодолеть? - Кто почувствовал себя увереннее? - Кто допустил ошибки? В чём они заключаются? - Подсчитайте и укажите количество ошибок в левом квадратике, поставьте себе оценку за эту работу. Не забудьте оценить старание и прилежание на уроке. - Настроение свое покажите в правом кружочке. Сравните его с тем, какое было в начале урока, что изменилось? |
Это числа 3 и 7
3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках и т. д.
Число 7 употребляется в значении «Все». Это число долгое время было предельным при счёте.
Так говорят о том человеке, кто часто меняет своё решение, постоянно отступает от своего слова.
Учащиеся выбирают по силам и выполняют упражнение 3, работая индивидуально.
Проверка выполненного осуществляется по эталону (на слайдах)
При условии времени пословицы объясняются детьми вслух.
Рефлексия деятельности. |
||||||||||||
6. Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний – 6 минут Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
|
|||||||||||||
В стране родного языка много правил и тайн. Будь настойчив, мой друг, и всё узнавай! Грамотей остался доволен вашей работой и приготовил вам сказочный сюрприз. - Прочитайте сказку. - Что интересного заметили? Сказка. Десять цыплят. Жила – была на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять) маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица выводила своих детей на прогулку. На прогулке они знакомились с окружающей природой. Мама - курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались. Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три) лисичками. Родители учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми. Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе. Когда курочка пришла на эту поляну, она очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой цыплят и лисят, она обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять) врагов меньше! - Прочитайте сказку, изменив форму числительного по смыслу. - Правописание числительных в нужной форме – это тема следующего урока. |
|
||||||||||||
7.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 5 мин Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха
|
|||||||||||||
Мы сейчас начнём рассказ, Как урок прошел у нас.
- Вспомните, какой была тема урока. - Какие цели ставили перед собой? - Удалось ли нам достичь этих целей? - Какую главную орфографическую задачу решали на уроке? - Как вы справились с её решением? - На какие контрольные вопросы получили ответы? - Каким был наш урок? - Каким был ты на этом уроке? - Пояснения к домашней работе (Упр. 167)
- Перед началом урока и я ставила перед собой цели. Я хотела, чтобы вам было интересно, чтобы наш урок принёс вам полезные знания, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Как вы думаете, я достигла своих целей? Выскажите своё мнение. Я благодарю вас за добрые слова.
|
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
|
Карточка для работы по теме: «Имя числительное как часть речи»
Начинается считалка: на берёзу села галка,
Две вороны, воробей, три сороки, соловей.
- Найдите в считалке имена сущ., подпишите их.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое «имя числительное»?
2. Где и когда чаще всего употребляются имена числительные?
Упражнение 1
Один, одна – моя страна. Здесь наш родной, любимый дом.
Отчизна, Родина – она у каждого из нас одна.
- Выпишите числительные с согласуемыми именами существительными:
Один Одна
Упражнение 2 (работа в парах)
- Одна голова хорошо, а две лучше
- Укажите имена числительные (числ.)
- Из слов: два, ранняя, пятерня, зима, первый, трое, десять, десятка-
- Выберите и выпишите слова, которые могут дополнить группу имён числительных, устно подставляя вопросы:
Сколько ошибок ты
можешь сделать
в самостоятельной работе? Поставь оценку Отметь настроение
Тест «Имя числительное»
отметь галочкой верные суждения
1. Имя числительное – это:
- Член предложения; - Часть речи; - Часть слова;
2. Имя числительное обозначает:
- Предмет; - Признак предмета; - Количество предметов; - Порядок при счёте;
3. Имя числительное отвечает на вопросы:
- Кто? Что? - Сколько? - Который при счёте - Что делает? - Какой?
Упражнение 3А - Подумайте, что обозначают пословицы:
Семь бед – один ответ.
Лук от семи недуг.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
- Спишите любую из пословиц.
- Найдите и укажите числительное в ней (числ.)
фразеологизм |
значение |
в один голос |
очень быстро |
в два счета |
очень похожи |
как две капли воды |
дружно, единодушно |
заблудиться в трех соснах |
не выходить из дому |
сидеть в четырех стенах |
запутаться в чём-то простом |
Упражнение 3Б - К данным фразеологизмам найдите его значение и соедините стрелочкой. Найдите и подпишите числительные
Сколько ошибок ты сделал? Твоё настроение.
Твоя оценка за урок?
Сказка о дружбе.
Жила – была на опушке леса в маленьком уютном домике курочка со своими (десять) маленькими цыплятами. Им было по (один) месяцу. Каждый день мама – курица выводила своих детей на прогулку. На прогулке они знакомились с окружающей природой. Мама - курочка учила цыплят быть добрыми, не обижать маленьких зверей. Цыплятки маму слушались.
Недалеко от них в лесу жила семья лисиц. Кроме мамы с папой в семье дружно жили (два) лисёнка с (три) лисичками. Родители учили своих (пять) лисят быть хитрыми и злыми.
Как-то утром на тропинке повстречались лисята и цыплята. В природе они были врагами. Но наши герои были еще маленькие. Они подружились и стали играть на полянке вместе.
Когда курочка пришла на эту поляну, она очень испугалась за своих деточек. Понаблюдав за дружной игрой цыплят и лисят, она обрадовалась. Может быть, у ее (десять) цыплят будет теперь на (пять) врагов меньше!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.