Урок по русскому языку в 1 «з» классе по теме: «Ударение».
Ход урока:
1.Мотивационно-ориентационный:
-Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. А сейчас повернитесь к гостям.
Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте».
-Повернитесь. Тихо садитесь. Все правильно сели. Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.
-Ребята, какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок русского языка).
-Для чего нам нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными, умными людьми).
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.(Фронтальная работа).
-Прочитайте:
Очень звонок наш звонок, начинаем наш урок.
-Что вы прочитали? (Предложение).
-Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).
-Почему вы думаете, что это предложение? (Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка).
-Сколько слов в этом предложении? (7слов).
-Что вас заинтересовало в этом предложении?
- Какие слова записаны одинаково, но произносятся по-разному? (Звонок и звонок).
-Почему вы читаете их по- разному? (Изменяется ударение).
- Слова звонок-звонок пишутся одинаково, произносятся по-разному.
-Где вы поставите ударение в этих словах? ( В слове звонок ударение стоит на первом слоге над буквой «о», а в слове звонок ударение стоит на втором слоге над буквой «о»).
- Что означают данные слова? (Звонок, значит очень громкий, а звонок -это устройство , которое используют в школах для подачи сигнала о начале и конце урока. Такой сигнал также называется звонком).
-Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Об ударении в словах).
-Кто может назвать тему нашего урока? (Ударение).
- Чему мы научимся? (Научимся правильно ставить ударение в словах).
-А для чего надо знать эту тему? (Чтобы наша речь была понятной и правильной).
-Сегодня мы будем исследовать ударение.
Откройте тетради. Вспомните правила положения тетради и посадки.
-Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь!
Массаж для рук. Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
-А сейчас сделаем массаж для наших рук, чтобы мы красиво написали.
- Помассируем подушечки пальцев тупым концом ручек. А теперь на другой руке.
-Запишите сегодняшнее число:
20 марта.
Минутка чистописания.
-Урок начинаем с минутки чистописания.
-С какой буквы начинается слово - ударение? (С буквы у).
-Давайте повторим, как пишется строчная буква у. Сначала пропишем элементы буквы в воздухе. Это палочка с закруглением внизу и длинная наклонная палочка с петлёй. Руки все поднимаем. Повторяем за мной.
-А теперь красиво напишем слово - ударение.
-Разделите, слово на слоги вертикальной линией. (У-да-ре-ни-е).
-Сколько в нем слогов? (5 слогов)
-Как проверить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-А теперь, разделите слово на слоги для переноса. (Уда-рение, ударе-ние).
Постановка учебной задачи.
-Итак, ребята переходим к изучению нового материала.
- У Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.
-Узнаем, для чего нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
Изучение нового материала.
-Отгадайте загадку:
-Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретёт. (Школа).
-Давайте еще раз правильно произнесём слово школа.
-Как мы произносим ударный слог?
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
-Значит - ударный слог - это слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие.
-Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).
-Так что же такое ударение? ( Выделение в слове голосом одного из слогов слова).
– Как на письме обозначается ударение? (Ударение обозначается наклонной палочкой).
-А теперь откройте учебник на странице 39. Прочитайте это правило внизу учебника.
-Это наш первый вывод: Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
-Давайте хором повторим правило.
-Кто запомнил, что такое ударение?
-Какой слог ударный, а какой безударный?
Первичное закрепление.
-Давайте потренируемся ставить ударение. Я буду показывать картинки. А вы произнесите слова, выделяя голосом ударение. И говорите, какой слог ударный, а какой безударный.
(Арбуз, барабан, рыба, лимон, ананас).
-В слове арбуз -2 слога, первый слог ар - безударный, второй слог буз -ударный.
- В слове барабан -3 слога, первый слог ба-безударный, второй слог ра- безударный, третий слог бан- ударный.
-В слове рыба-2 слога, первый слог ры- ударный, второй слог ба –безударный.
Самостоятельная работа. Работа с карточками. Карточки лежат на партах.
-Расставьте ударения в словах:
(Учитель, альбом, цветы, ручка).
-Над какими буквами вы поставили ударения. Произнесите. Это, какие звуки?
(И, о, ы, у)- это буквы гласных звуков.
-Что вы, заметили, выполняя это задание?
-(Ударение падает на гласный звук).
-Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
-А сейчас поиграем в игру «Стук-по стук».
-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны прикрепить эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед.
-Какой вывод мы должны сделать?
Третий вывод: ударение может падать на любой слог.
Работа по учебнику. Упр 2. Стр.40
- А сейчас работа в парах.
-Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются? Подбери слова к каждой схеме. (Карандаш, ручка, пенал, мяч) показать предметы.
Физминутка.
На дверях висит замок,
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
Продолжение работы по теме.
-Прочитайте стихотворение:
Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
-Скажите, в каких словах не поставлен знак ударения?
2 ученика читают стихотворение:
- Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт ответ:
-Ничего, житьё течёт,
Я – ударная всегда.
-Ой-ё-ёй, вот это да!
-Какие вы можете дать примеры: Свёкла, шофёр, актёр, вахтёр, берёза, шлёпанцы.
-Молодцы!
- В словах с буквой Ё ударение не ставится.
Слайд. Прочитайте слова:
Груша, вишня, слива, берёза.
Дача, кот, домик, крыша.
- Какое слово лишнее в первой строчке? (Берёза). А во второй? (Кот).
-Что вы можете сказать про эти слова? (В этих словах ударение не ставится).
-Сделайте четвертый вывод: знак ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.
-Ребята, что может случиться , если в слове кружки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение слова).
Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово:
- Кружки-кружки, замок-замок, гвоздики-гвоздики, стрелки-стрелки.
-А теперь давайте прочитаем предложения и посмотрим, в каких ещё словах ударение может изменить смысл слова.
На костре варилась вкусная уха.
У зайца два уха.
-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.
Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить значение всего слова.
Итог урока.
-Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы?
-Умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Ударение играет важную роль, так как благодаря ему мы можем различать слова.
-Давайте подведём итог.
-Прочитайте вопросы и ответьте на них полным ответом.
-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов).
-Какой слог называется ударным?
-Какой слог называется безударным?
-На какой звук падает ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
(Над словом из одного слова или над буквой ё ударение не ставится).
Рефлексия деятельности.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц Ударение, конечно, «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».
-А сейчас выберите зеленый лист, кому урок понравился, а желтый - если вы, что-то не усвоили или что-то было непонятно. И прикрепите на наше дерево. Но не расстраивайтесь, мы еще будем работать по этой теме и вы её усвоите.
-Что понравилось? Что запомнилось?
-Молодцы! Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.