Открытый урок по русскому языку по теме "Ударение"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по русскому языку в первом классе по теме "Ударение"
Иконка файла материала Ударение. Аракчаа Э.С..docx

Урок по русскому языку в 1 «з» классе по теме: «Ударение».

Ход урока:

1.Мотивационно-ориентационный:

-Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. А сейчас повернитесь к гостям.

     Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте».

    -Повернитесь. Тихо садитесь. Все правильно сели. Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

-Ребята, какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас  урок русского языка).

-Для чего нам нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными, умными  людьми).

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.(Фронтальная работа).

 -Прочитайте:

Очень звонок наш звонок, начинаем наш урок.

-Что вы прочитали? (Предложение).

-Из чего состоит предложение? (Предложение состоит  из слов).

-Почему вы думаете, что это предложение? (Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка).

-Сколько слов в этом предложении? (7слов).

-Что вас заинтересовало в этом предложении?

- Какие слова записаны одинаково, но произносятся по-разному? (Звонок и звонок).

-Почему вы читаете их по- разному? (Изменяется ударение).

- Слова  звонок-звонок  пишутся одинаково, произносятся по-разному.

-Где вы поставите  ударение в этих словах? ( В слове звонок ударение стоит на первом слоге над буквой «о», а в слове звонок ударение стоит на втором слоге над буквой «о»).

- Что означают данные слова? (Звонок, значит очень  громкий, а звонок -это устройство , которое используют в школах для подачи сигнала о начале и конце урока. Такой сигнал также называется звонком).

-Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Об ударении в словах).

-Кто может назвать тему нашего урока? (Ударение).

-  Чему мы научимся? (Научимся правильно ставить ударение в словах).

-А для чего надо знать эту тему? (Чтобы наша речь была понятной и правильной).

-Сегодня мы будем исследовать ударение.

Откройте тетради.  Вспомните правила положения тетради и посадки.

-Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я, друзья, от вас не  скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо не согнусь,  за работу я возьмусь!

Массаж для рук. Подготовим руки к письму.  Выполним пальчиковую гимнастику.

-А сейчас сделаем массаж для наших рук, чтобы мы красиво написали.

- Помассируем подушечки пальцев тупым концом ручек. А теперь на другой руке.

-Запишите сегодняшнее число:

20 марта.

Минутка чистописания.

-Урок начинаем с минутки чистописания.       

-С какой буквы начинается слово -  ударение?  (С буквы у).

 -Давайте повторим, как пишется строчная буква у. Сначала пропишем элементы буквы в воздухе. Это палочка с закруглением внизу и длинная наклонная палочка с петлёй.  Руки все поднимаем. Повторяем за мной.

-А теперь красиво напишем слово -  ударение.

-Разделите,  слово на слоги вертикальной линией. (У-да-ре-ни-е).

-Сколько в нем слогов? (5 слогов)

-Как проверить,  сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

-А теперь,  разделите слово на слоги для переноса. (Уда-рение, ударе-ние).

Постановка учебной задачи.

-Итак, ребята переходим к изучению нового материала.

- У  Ударения еще много секретов, которые предстоит узнать.

-Узнаем, для чего нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку:

-Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретёт. (Школа).

-Давайте еще раз правильно произнесём слово школа.

-Как мы произносим ударный слог?

 (Его мы произносим с большей силой и длительностью).

-Значит  - ударный слог - это слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие.

-Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

-Так что же такое ударение? ( Выделение в слове голосом одного из слогов слова).

– Как на письме обозначается ударение? (Ударение обозначается наклонной палочкой).

-А теперь откройте учебник  на странице 39. Прочитайте это правило внизу учебника.

-Это наш первый вывод: Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Давайте хором повторим правило.

-Кто запомнил, что такое ударение?

-Какой слог ударный, а какой безударный?

Первичное закрепление.

-Давайте потренируемся ставить ударение. Я буду показывать картинки. А вы произнесите слова, выделяя голосом ударение. И говорите, какой слог ударный, а какой безударный.

(Арбуз, барабан, рыба, лимон, ананас).

-В слове арбуз -2 слога, первый слог ар - безударный, второй слог буз -ударный.

- В слове барабан -3 слога, первый слог ба-безударный, второй слог ра- безударный, третий слог бан- ударный.

-В слове рыба-2 слога, первый слог ры- ударный, второй слог ба –безударный.

Самостоятельная работа. Работа с карточками. Карточки лежат на партах.

-Расставьте ударения в словах:

(Учитель, альбом, цветы, ручка).

-Над какими буквами вы поставили ударения. Произнесите. Это,  какие звуки?

(И, о, ы, у)- это буквы гласных звуков.

-Что вы,  заметили,  выполняя это задание?

-(Ударение падает на гласный звук).

-Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

-А сейчас поиграем в игру «Стук-по стук».

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны прикрепить эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед.

-Какой вывод мы должны сделать?

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Работа по учебнику. Упр 2. Стр.40 

- А сейчас работа в парах.

-Посмотри на схемы слов.  Объясни, чем они различаются?  Подбери слова к каждой схеме. (Карандаш, ручка, пенал, мяч) показать предметы.

Физминутка.

На дверях висит замок,

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Продолжение работы по теме.

-Прочитайте стихотворение:

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

-Скажите,  в каких словах не поставлен знак ударения?

2 ученика читают стихотворение:

- Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт ответ:

-Ничего, житьё течёт,

Я – ударная всегда.

-Ой-ё-ёй, вот это да!

-Какие вы можете дать примеры: Свёкла, шофёр, актёр, вахтёр, берёза, шлёпанцы.

-Молодцы!

- В словах с буквой Ё ударение не ставится.

Слайд.  Прочитайте слова:

Груша, вишня, слива, берёза.

Дача, кот, домик, крыша.

- Какое слово лишнее в первой строчке? (Берёза). А во второй?  (Кот).

-Что вы можете сказать про эти слова? (В этих словах ударение не ставится).

-Сделайте четвертый вывод: знак ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

-Ребята, что может случиться , если в слове кружки поставить ударение на другую букву?  (Изменит значение слова).

Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово:

- Кружки-кружки, замок-замок,  гвоздики-гвоздики, стрелки-стрелки.

-А теперь давайте прочитаем предложения и посмотрим, в каких ещё словах ударение может изменить смысл слова.

На костре варилась вкусная уха.

У зайца два уха.

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить значение всего слова.

Итог урока.

-Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы?

-Умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Ударение играет важную роль, так как  благодаря ему   мы можем различать слова.

-Давайте подведём итог. 

-Прочитайте вопросы и ответьте на них полным ответом.

-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов).

-Какой слог называется ударным?

-Какой слог называется безударным?

-На какой звук падает ударение?

-На какой слог может падать ударение?

-В каких словах ударение не ставится?

 (Над словом из одного слова или  над буквой ё ударение не ставится).

Рефлексия деятельности.

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все его секреты мы раскрыли.

Принц Ударение,  конечно, «мОлодец»,

     А каждый из нас «молодЕц».

-А сейчас выберите зеленый лист, кому урок понравился, а желтый  - если вы, что-то не усвоили или что-то было непонятно.  И прикрепите на наше дерево. Но не расстраивайтесь, мы еще будем работать по этой теме и вы её усвоите.

-Что понравилось? Что запомнилось?

-Молодцы!  Урок окончен.