Открытый урок по русскому языку в 11 «А» классе на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку в 11 «А» классе на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Оценка 4.8
rtf
18.04.2022
Открытый урок                  по русскому языку                                        в 11 «А» классе                 на тему:                       «Понятие о сложноподчиненном предложении»
УРОКЖАННЫ.rtf

 

 

Министерство образования и науки РД                                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Белиджи»

 

 

Открытый урок                  по русскому языку                                        в 11 «А» классе                 на тему:                       «Понятие о сложноподчиненном предложении»

 

 

 

Провела: учитель                                                                                                                          русского языка и литературы                                                                                     МБОУ «СОШ№3п.Белиджи»                                                                              Лачинова Жанна Сефихановна

 

 

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

- формирование:

а) понятия о сложноподчиненном предложении;

б) знаний о структуре СПП;

в) умения составлять схемы СПП

- развитие: а) орфографической и пунктуационной грамотности;

б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников (работа со словарем);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Раздаточный материал: карточки с текстами.

Необходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

- Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка, сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

1 ошибка-4

1.     ошибки-3.

·         А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?

(разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели)

·         Хорошо. Искусственный?

(созданный руками человека, неестественный)

·         Инициатива?

(принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности)

·         Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?.

- А что изучает синтаксис?

- Какие виды предложений вам известны?

- А какими бывают сложные предложения?

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

- Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?

Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.

Мысли ни на чем одном не могли остановиться, потому что ее сердце сильно билось.

- Так как мы знаем, к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.

- А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?

- Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.

- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Сложноподчиненное предложение.

- Запишем тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении.  (СПП)»

III. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

- Так как мы еще не знаем этого вида предложений, какие цели поставим перед собой?

-дать понятие СПП.

-узнать о строении СПП.

-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.

Вам необходимо сегодня составить буклет сложноподчинённого предложения.

Решение главного проблемного вопроса. Как определить, что перед нами СПП?

1 группа – понятие о СПП, нахождение придаточной части

2 группа – чем соединяется, отличие союзов от союзных слов

1.     группа – виды СПП

4 группа – работа с СПП (практическая часть)

- Что такое СПП?

- Из чего оно состоит?

- Где может стоять придаточная часть?

- Какими схемами можно обозначить СПП?

- Чем соединяются СПП?

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

- Где стоит союз или союзное слово?

- На какие виды делятся СПП?

- А теперь проверим работу 4 группы. Вы должны были разобрать предложения, указать главную часть и придаточную и их место по отношению друг к другу, выделить союз или союзное слово и составить схему.

VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

1.     Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

2.     Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

3.     Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

4.     Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

5.     Знаки препинания в СПП – выделительные.

V. Самостоятельное освоение изученного (работа в микрогруппах).

Группа №1. Соедините половинки, чтобы получились СПП.

1.     Облачко обратилось в  белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо.

2.     Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман.

3.     Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь.

4.     Кто может знать, что ждёт меня?

5.     Запела птица голосом  блаженным о том, как мы друг друга берегли.

6.     Делайте всё возможное, чтобы наш город становился краше.

Группа №2. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.

1.Работа так и не была закончена в срок (...) все материалы привезли вовремя. 2)В горах быстро смеркалось (...) нам пришлось задуматься о ночлеге.3) Туристы не сразу увидели дом (...) он был скрыт за деревьями.4)Мы успеем вернуться к утру в том случае (...) нас не задержат непредвиденные обстоятельства. 5) Каждому из нас мила и люба своя родина (...) ты родился вырос или живёшь. 6) Старик не сумел ответить (…) он будет делать с кладом.

Для справок: если, где, потому что, хотя, поэтому, что.

Группа №3. Продолжить предложения, чтобы получились СПП.

1.     Книгу надо беречь (почему?).

2.     Будешь много знать (при каком условии?).

3.     Перечитывают те книги (какие?).

4.     Друзья часто спрашивают о том ( о чем?).

5.     Я посмотрел в бинокль и увидел (что?) .

6.     Наконец мы увидели дом (какой?).

Группа №4. Из пар простых предложений составить СПП:

1.     Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)

2.     Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)

3.     Начался урок. Ученики приступили к выполнению самостоятельной работы. (Когда)

4.     Кончился письменный экзамен по русскому языку. Девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. (Когда)

5.     В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть форточку. (Поэтому)

6.     Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (Который)

VI. закрепление материала

Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

1.     Прочтите про себя текст нашего земляка.

2.     Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.     Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей».)

4.     Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)

5.     Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)

6.     В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.

7.     Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. (№2.)

8.     Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).)

VII. Подведение итогов:

Учитель: Вернёмся к началу урока.

- Как определить, что перед нами СПП?

- Теперь я прошу предоставить полученный буклет.

- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?

Подготовка к ОГЭ.

Задание 12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

·         Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей.

Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4) солнцем озарится,(5) – продолжал Лис. – Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Аниска вдруг почувствовала, (1) что сердце у неё большое-большое, (2) во всю грудь, (3) что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы, (4) она сразу расскажет ему, (5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу заступилась за Аниску.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось...,

- Мне было трудно, когда...,

- На что обратим внимание на следующем уроке?

- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.

Запишем домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в жизни человека»

Или

Выполнить упр. 11 стр.204

 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Раздаточный материал: карточки с текстами

Раздаточный материал: карточки с текстами

Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали

Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали

СПП (практическая часть) - Что такое

СПП (практическая часть) - Что такое

Работа так и не была закончена в срок (

Работа так и не была закончена в срок (

С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать…

С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать…

Аниска вдруг почувствовала, (1) что сердце у неё большое-большое, (2) во всю грудь, (3) что всё оно такое живое и тёплое

Аниска вдруг почувствовала, (1) что сердце у неё большое-большое, (2) во всю грудь, (3) что всё оно такое живое и тёплое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022