Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему: «Сочинение-эссе по заданному тексту. Комплексный анализ текста»
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему: «Сочинение-эссе по заданному тексту. Комплексный анализ текста»

Оценка 4.8
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
11 кл
27.09.2022
Открытый  урок по русскому языку в 11 классе на тему: «Сочинение-эссе по заданному тексту. Комплексный анализ текста»
урок по подготовке к сочинению по данному тексту
конспект урока в 11 классе.docx

МОУ «Общеобразовательная школа-детский сад с.Хрустовая»

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока русского языка в 11 классе

Тема: «Сочинение-эссе по заданному тексту. Комплексный анализ текста».

 

(в рамках РМО директоров школ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Подготовила

 учитель русского языка

                                           и литературы

                                              1 кв. категории

                      Солонарь Р.Г.

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

Конспект урока развития речи в 11 классе

Сочинение-эссе по заданному тексту. Комплексный анализ текста.

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания  по теме урока.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста, привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи:

1.Образовательные:

- совершенствование навыка комплексного анализа текста;

- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

 

2.Развивающие:

-   развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;

- развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;

-  совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу.


3.Воспитательные:

-  способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

-  воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

- воспитывать стремление понимать красоту природы родного края.


Тип урока:
урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией  и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Оборудование:
– текст В.Солоухина, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова.

Планируемые  результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

План и временная структура урока (парный, 80 минут)

Организационный момент – 1 минута.

Мотивационный этап – 3 минуты.

Формулирование темы урока – 1 минута.

Целеполагание –  2 минуты.

Работа по теме урока – 69 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Оценивание. Рефлексия – 1 минута.

Домашнее задание – 1 минута.

                                               

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

-Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся!     Рада приветствовать Вас на уроке.

II. Подготовка к восприятию нового материала, психологический настрой.

- Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. Но прежде чем приступить к основной части урока, я хочу рассказать вам притчу.

- Ребята, что такое притча?   (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль))

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась.

 Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

-О чем эта притча?

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

( Нужно верить в свои силы,  серьезно относиться к делу и  стараться достичь цели. )

- Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня? ( успешная сдача ЕГЭ)

- А что нужно делать для этого? Берите за основу притчу. ( Верить в свои силы, ставить цель ребром, стараться, серьезно относиться к предметам.)

Анализ результатов  пробного экзамена  ЕГЭ по русскому показал, что одним из самых сложных  является  задание  части С, интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения.

Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно.

III. Определение темы,  цели и задач  урока.

– Работать мы будем с отрывком из рассказа В.Солоухина, входящего в книгу «Закон набата». Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

– Какова  цель нашего урока?

Цельподготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Задачи:              

  • формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
  • определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
  • излагать собственное мнение по проблеме;
  • приводить аргументы;
  • делать выводы.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова из стихотворения Виктора Поживина «Кувшинка»:

Светает. Тихо. В травах росы.
Едва колышется вода.
Склонили ивы низко косы,
На берег сонного пруда.

Крадётся солнца юркий лучик,
Раскрылась первая кувшинка,-
Цветок один из самых лучших...
Глазеет жёлтой серединкой...

А луч бежит всё дальше, дальше…
Смотрю ему  я  тихо  в след....
И не сыскать в природе фальши,
Таких понятий вовсе нет.

– Как вы понимаете эти слова?

2. Работа со словарем С.И.Ожегова.

– Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое природа?

Заглянем в словарь С.И.Ожегова:
природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность.

Ро́дина  — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

– Как человек воспринимает природу? Как взаимосвязана природа и человек? Почему мы можем говорить о связи природы и родины человека?  Сделайте вывод.

Вывод (делают учащиеся).  Природа – весь мир, человек – часть природы, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе, о том месте, где он живёт, о своей Родине.

3. Сообщение о В.Солоухине.

– Что вы знаете о В.Солоухине? (русский советский писатель и поэт, общественный деятель).
– Послушайте сообщение о  Владимире Алексеевиче Солоухине.

Подготовленный ученик рассказывает о писателе.

За годы жизни Владимир Алексеевич Солоухин успел  многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А.Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя -  эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо,  было вполне естественно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Поэтому Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности.

4. Чтение отрывка из текста В.Солоухина.

Чтение и осмысление текста

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

– (3)Как же так?  – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

 – (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

 

– Какой тип речи представлен в тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
–Каков стиль речи? (Художественный)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2) Валерия – знакомая героя-рассказчика –  любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

5. Лингвистическая картина текста. (Самостоятельная работа: тестирование с раздаточным материалом).

Задание тестирования: найдите в тексте или группе предложений:

– риторическое восклицание (№10)

 – метафора (№22)

– сравнение (№26, 28).

 – гипербола (№57).
– среди предложений 43-46 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (№45).
 – среди предложений 20-24 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (№23).
 – среди предложений 47-50 найдите бессоюзное предложение (№49).
– какое из предложений 25-27 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? (№27)

Взаимопроверка.

6. Смысловой анализ текста.

1) Беседа:

–  Попробуем определить тему этого текста.  (Текст о любви к Родине, к природе родного края).

– С чего начинается любовь к родному краю?
– Во что со временем перерастает эта любовь? (В любовь ко всему человечеству.)

– От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица самого героя.)

–Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? (Точка зрения главного героя взаимодействует в тексте с точкой зрения героини, он  по многим признакам любит свою родину, место, где родился и вырос. Для героя неброская русская природа средней полосы прекрасней и милей экзотических заокеанских красот.)

Что можно сказать о синтаксической структуре текста? (Для синтаксиса рассказа характерно особое абзацное построение: абзац включает несколько сложных синтаксических единиц или строится  как последовательность многочленных сложных предложений, каждое из которых насыщено тропами, заключают в себе определённую микротему.)

– Давайте вспомним, какова композиция сочинения.

1.     Вступление.

2.     Сформулировать основную проблему.

3.     Прокомментировать проблему.

4.     Изложить авторскую позицию по проблеме.

5.     Изложить свое мнение по заявленной проблеме.

6.     Два аргумента.

7.     Заключение-вывод.

2) Формулирование проблемы текста.

– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)

– Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

  • проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,
  • проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
  • проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

Основная проблема – это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. (Речевые клише.)

  • Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление? Над этим вопросом размышляет В.Солоухин в своем тексте.
  • В своем тексте В.Солоухин рассматривает проблему восприятия природы.
  • В чём проявляется любовь человека к Отечеству? Об этом вопросе рассуждает В. Солоухин в своём тексте.
  • В своём тексте  Солоухин  поднимает проблему взаимопонимания людей.
  • Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек? Об этом размышляет в своём тексте В.Солоухин.

–  Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.

Примерный круг проблем

1. Проблема восприятия природы родного края.

2. Проблема любви к Родине.

3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)

3) Комментарий проблемы текста.

–  Нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:

  • оценочной и специальной лексики,
  • эмоционального тона текста,
  • художественных средств,
  • композиции произведения и т.д.

Также автор может рассказать об истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны со сформулированной выпускником проблемой.

– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. 
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?

  • Почему автор предпочел именно эту проблему?
  • Актуальна ли она? Часто ли мы встречаемся с этой проблемой в наши дни?
  • К какой категории относится избранная автором проблема?
  • Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
  • Как характеризует автора выбор данной проблемы?

– Давайте вернемся к тексту В.Солоухина.

·        К какой категории можно отнести проблему? (Нравственная).

·        Дадим определение проблемы. (Важная, волнующая, острая, актуальная, серьезная, сложная)

·        Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это важная проблема,

потому что ….

4) Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению.  Учитель: Начало рассказа — это обобщённая картина бытовых реалий, представления о солнечном деревенском лете, от которого невозможно уехать (так думает героиня). А концовка рассказа — нравственный вывод о прекрасном в мире природы и человеке. «Нам из целой реки, в сущности, из целого мира, понадобилось одна — единственная кувшинка». Ведь через этот цветок герои глубже познали первозданный природный мир, а может быть, и законы природы: сила, стихия, свобода.

Ребята зачитывают результаты групповой работы, обсуждают их достоинства и недостатки.

5) Изложение авторской позиции.

– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

– Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.

Авторская позиция может быть выражена

Четко, прямо, непосредственно

Через модальный план текста

                     

В названии текста.

Риторические вопросы.

В отдельных предложениях.

Риторические восклицания.

Через ряд аргументов.

Порядок слов.

 

Лексические повторы.

 

Оценочная лексика.

 

Модальные слова и частицы, вводные конструкции.

 – Какова позиция автора? Подтвердите цитатой.

Слово «кувшинка» в тексте наполнено более высоким и глубоким смыслом: «кувшинка» -  это символ красоты, чистоты, Родины, наконец,  просто счастья.

Таким «приращением» смысла характеризуются и другие слова рассказа: река, круча и другое. Эти символы малой Родины – средство психологической характеристики героя: то, с каким чувством произносит их герой,   как  описывает   их,   подчёркивает   его  любовь   к  родным  местам, восприимчивость его натуры, поэтичность.

То ли красота родной земли делает человека поэтом, то ли человек с тонкой душой видит в простых вещах поэзию. Наверное, и то, и другое - всё в рассказе, как и в жизни, переплетено, взаимосвязано и взаимозависимо.

Итак, в небольшом рассказе Владимир Солоухин попытался выразить, как больно и горько любящему человеку представить, что его восхищение и единение с природой не найдёт ответа в сердце приехавшей девушки может быть, произойдёт «отъединение» их друг от друга.

6) Аргументация собственного мнения по проблеме.       

– Выразите собственное мнение по данной проблеме.(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что могущество природы может превратить человека из несчастного в счастливого. От нее зависит жизнь человека, его эстетическое развитие, его понимание красоты, его понимание любви к Родине. Любовь к Родине – в стремлении любоваться каждой травинкой и цветком, растущими в родной сторонке.)

– Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два)

Литературные аргументы.

Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях:

1) А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

2) Л.Н. Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

3) стихи Ф.Тютчева, С.Есенина, Н.Рубцова (Учащиеся приводят пример.)

Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)

7) Работа в парах.

– А теперь придумайте вступление, заключение. (По группам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.

V. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Что сегодня делали на уроке?

– Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного писателя В.Солоухина, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор.

– Практически мы проговорили о  том сочинении, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?

– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

VI. Оценивание. Рефлексия

- Что дал вам сегодняшний урок?

- На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?

  • 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
  • 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
  • 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

VII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.

 

 

Образец сочинения-эссе по тексту В.Солоухина

 

Родина…  Пишу это слово, и в памяти оживают дорогие сердцу места: дом, где я выросла, тихая улица, раскинувшийся простор степей… Для людей, любящих свою родину,  простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы – всегда имеют большое значение.  Может, кому-то такая природа покажется незамысловатой, а тому, кто часто бывает вдали от родных мест, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

         Проблема любви к своей Родине, месту, где родился и вырос, поднимается    известным писателем, поэтом и публицистом                              В. А. Солоухиным в его произведении. Она была и будет актуальна во все времена, так как человек и знакомые ему с детства места -  это одно целое, неотъемлемая часть друг друга.

         Не случайно автор показывает, как любовь к природе родного края переполняет героя. Ему так хочется рассказать всё «по порядку о реке, полях и лугах», о том, что так дорого для его души, к чему юноша относится с таким трепетом и восхищением. Симпатии В. Солоухина  на стороне молодого человека, который испытывает волнение и переживает, что  его родные места покажутся любимой девушке невзрачными и скучными. Даже слово «кувшинка» автор наполняет глубоким смыслом.  Кувшинка -   символ красоты, чистоты, Родины, наконец,  просто счастья. Река, круча - эти символы малой Родины являются средством психологической характеристики героя: то, с каким чувством относится к ним молодой человек,   как  описывает   их,   подчёркивает   его  любовь   к  родным  местам, восприимчивость его натуры, поэтичность. То ли красота родной земли делает человека поэтом, то ли человек с тонкой душой видит в простых вещах поэзию. Наверное, и то, и другое - всё в рассказе, как и в жизни, переплетено, взаимосвязано и взаимозависимо.

         Позиция Владимира Солоухина близка и понятна: писатель показывает любовь героя к отчему краю через  восхищение природой родной земли, единение с ней. 

                                                                                                                                 Я полностью согласна с мнением автора: места, где мы выросли, связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за эти счастливые моменты.  В литературе и в жизни есть множество примеров, которые могут служить доказательством позиции писателя.

         Так, известный русский путешественник А. Никитин в своей книге  «Хождение за три моря» писал, что  побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, русских берёзках и степных ковылях,  тосковал о них.

         Недавно я прочитала стихотворение  Владимира Солоухина «Цветы» и поняла, что любовь к Родине для поэта-писателя – это любовь ко всему, что с ней связано: к каждой травинке (как и в рассказе), к каждому цветку.   Очень проникновенно написано в стихотворении об одуванчике.  (Я никогда и не рассматривала его в этой плоскости...) Кусочек солнца.  Цветы – это любовь, как пишет автор, любовь к родной стороне. Нельзя не согласиться! Читаешь, а  перед глазами предстаёт картина... Зеленая полянка, залитая солнцем,  пестрит разнообразными цветами. На фоне ярко-голубого неба летают ласточки. Легкий летний ветерок доносит запахи ландыша и леса. А лес шумит...   Шумит о чем-то своём. Где-то вдалеке журчит вода... Наверное, речка... И каждая строчка стихотворения о том, что Отечество прекрасно, надо только уметь любоваться его красотами.

         Родина – это места, где прошли детство,  юность… Нас всегда тянет к родной земле, к её природе. Она является точкой опоры даже в трудные моменты жизни.

 

Раздаточный материал

 

Отрывок из текста В.Солоухина.

 (1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

– (3)Как же так?  – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

 – (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

 

Лингвистический анализ  текста.

1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2) Валерия – знакомая героя-рассказчика –  любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

2.Найдите в тексте:

1)риторическое восклицание

 2) метафору

3) сравнение

 4)гиперболу
5)среди предложений 43-46 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным 
 6)среди предложений 20-24 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
7) среди предложений 47-50 найдите бессоюзное сложное предложение
8) какое из предложений 25-27 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Общеобразовательная школа-детский сад с

МОУ «Общеобразовательная школа-детский сад с

Конспект урока развития речи в 11 классе

Конспект урока развития речи в 11 классе

План и временная структура урока (парный, 80 минут)

План и временная структура урока (парный, 80 минут)

А что нужно делать для этого? Берите за основу притчу

А что нужно делать для этого? Берите за основу притчу

Работа со словарем С.И.Ожегова

Работа со словарем С.И.Ожегова

Чтение отрывка из текста В.Солоухина

Чтение отрывка из текста В.Солоухина

Ну вот, я знала, что ты именно здесь

Ну вот, я знала, что ты именно здесь

Взаимопроверка. 6. Смысловой анализ текста

Взаимопроверка. 6. Смысловой анализ текста

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны: проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса, проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по…

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны: проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса, проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по…

Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора

Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора

Ведь через этот цветок герои глубже познали первозданный природный мир, а может быть, и законы природы: сила, стихия, свобода

Ведь через этот цветок герои глубже познали первозданный природный мир, а может быть, и законы природы: сила, стихия, свобода

Аргументация собственного мнения по проблеме

Аргументация собственного мнения по проблеме

Практически мы проговорили о том сочинении, которое вам предстоит написать

Практически мы проговорили о том сочинении, которое вам предстоит написать

Я полностью согласна с мнением автора: места, где мы выросли, связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за эти счастливые…

Я полностью согласна с мнением автора: места, где мы выросли, связаны у нас с первыми радостями жизни, с еще не осознанной благодарностью за эти счастливые…

Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь

Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022