МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Организационная информация |
|
Предмет |
Русский язык |
Тема |
Изменение глаголов по временам |
Класс |
3 б |
Автор урока |
Горбунова Галина Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района Московской области |
Методическая информация |
|
УМС |
Образовательная система «Школа 2100» |
Учебник |
“Русский язык”, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Цели урока |
· познакомить с временными формами глагола; · развитие умение их правильно употреблять; · закрепить знания о глаголе. |
Задачи урока |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
|
Время реализации урока |
45 минут |
Знания, умения и навыки, используемые на уроке |
· формулировать тему урока, выделять проблему, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение, выражать свои мысли |
Необходимое оборудование и материалы |
· магнитная доска; · экран, ноутбук; · проектор · выставка детских работ; · карточки с новыми понятиями; · индивидуально-раздаточные листы на каждого учащегося; · цветные карандаши; · сообщения учащихся
|
Электронные ресурсы |
· Мультимедийная презентация «Изменение глаголов по временам» (Microsoft Power Point 2010) · Музыкальная физ. минутка https://youtu.be/y-Y9Le52OAg |
Структура урока в рамках деятельностного подхода |
I. Мотивация учащихся II. Актуализация и подготовка мышления учащихся. III.Развитие умений IV. Динамическая пауза. V. Работа с текстом. VI. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия. |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Примечания |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация
Вход в урок Удивляй! |
|
В стране родного языка
|
|
Слайд 2
|
|
||||||||||||||||||||||||||
Чистописание |
|
Допишите вместо вопроса нужное слово: Диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются – упражнение, сочиняют - … - Древний корень -ЧИН – в этом слове означает порядок, приставка -со- имеет значение соединения. Объединения, например, сограждане. Сочинение – это соединение и расположение в определённом порядке мыслей на определённую тему. Напишем это слово и подберём два однокоренных. |
нв пв б в
Сочинение, сочинять, сочинитель. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
ПС |
|
3 4 - Что без меня предметы? Лишь названья, Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. (В.Кондрашов)
- О какой части речи говорится в этом стихотворении?
-Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является глагол? - Для чего мы используем глаголы в речи?
- Какие грамматические признаки имеют глаголы?
Задание: - Определите грамматические признаки глаголов.
Бегает, прыгал, поиграет
|
глагол
действие
что делать? что сделать?
что делает? что делал? что сделает? что будет делать?
сказуемое
оживляет картинки
? |
щелчок Глагол
кластер
открываются таблички на доске
щелчок бегает, прыгал, поиграет
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
||||||||||||||||||||||||||
3. Формулирование проблемы. |
|
1 3 3 - Сформулируйте проблему, над которой будем работать на уроке! |
Мы будем учиться определять грамматические признаки глагола. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний. (Поиск решения) |
|
3 4 3 - Продолжим путешествие по необыкновенному городу Глагольску. Послушайте грамматическую сказку: Жил-был дядюшка Глагол со своими племянниками – тремя глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с дядюшкой по городу. Во время прогулок дядюшка Глагол рассказывал своим племянникам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и дядюшка решил вывести их на первую рабочую прогулку. - Дети, и я и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для существительных или местоимений действия и вместе служим… - А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай своё время». - Что мы делаем сейчас? – спросил дядюшка. «Бегаем, прыгаем, играем», - ответили глагольчики. Учитель: Эти действия происходят когда? В какой момент?
Действия, которые происходят сейчас, в настоящий момент и отвечают на вопрос что делает? обозначают настоящее время, сокращённо н.в.
- Что мы делали утром? – продолжил дядюшка Глагол. «Завтракали, мыли посуду, читали» Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы: завтракал, мыл, читал? //-//- позавтракал, помыл, почитал?
Действия, которые происходили в прошлом и отвечают на вопросы что делал? что сделал? обозначают прошедшее время, сокращённо п.в.
Дядюшка Глагол опять спрашивает племянников: «А что, мы будем делать вечером? - Будем смотреть телевизор, будем ужинать, будем спать.
Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы: посмотрит, почитает?
//-//- будет ужинать, будет спать?
Действия, которые только ещё будут происходить и отвечают на вопросы что сделает? что будет делать? обозначают будущее время, сокращённо б.в.
- Значит действия, которые обозначают глаголы могут происходить в разное время. - Как изменяются глаголы?
- Расскажите о глаголах настоящего времени.
- Расскажите о глаголах прошедшего времени.
- Расскажите о глаголах будущего времени.
- Сравним наш вывод с авторским в учебнике на стр. 106 |
- Сейчас, сегодня
- Что делал?
- Что сделал?
- Что сделает?
- Что будет делать?
- По временам.
- Глаголы в наст. вр. обозначают действие, которое происходит сейчас, и отвечают на вопрос что делает?
- Глаголы в прош. вр. обозначают действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?
- Глаголы в буд. вр. обозначают действие, которое только ещё будет происходить, и отвечают на вопрос что сделает? что будет делать?
Читают 3-и ученика |
Слайд 3
Постепенно открываются таблички на доске
настоящее время н.в.
прошедшее время п.в.
будущее время б.в. |
|
||||||||||||||||||||||||||
5. Динамическая пауза.
|
|
- А теперь, вместе с нашими глагольчиками отдохнём и наберёмся сил. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление. (Применяем новые знания)
|
|
3 4 6 1 3 - Продолжаем наше путешествие. Дядюшка Глагол со своими племянниками оказались в Муми-доле - Найдите упр. 349. Запишите в тетради. - Прочитайте задание. - Текст.
- Работа у доски: Яна Михалап Тимур Гильмутдинов |
Миша Баширов Никита Фанкин
Снег (что сделал?) выпал (п.в.). Он (что сделал?) подкрался, выбелил (п.в.). Муми-тролль(что делал?) стоял, смотрел, думал (п.в.). Зима (что делает?) пеленает (н.в.). Мы (что сделаем?) погрузимся (б.в.).
|
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
||||||||||||||||||||||||||
7.Первичное закрепление. (Расширение знаний)
|
|
- Развеселились наши глагольчики. Понравилось им на рабочей прогулке. И решили они дать задание вам ребята.
- Поработайте с карточками (в парах). Подберите и запишите к существительным глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
- Карточки подпишите, отложите на край стола. Я их проверю и тогда выставлю отметки. |
Работают с карточками: 1) девочка 2) щенок 3) солнце 4) друзья |
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия.
|
|
4 4 - Что нового мы узнали на уроке? - Положите перед собой карточку, где не смогли вначале урока выполнить задание. Как определить время глагола? – Назовите ключевые (новые) слова урока. Время, настоящее время, прошедшее время, будущее время. - Так, значит какова была тема урока? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
- Изменение глаголов по временам.
|
Тема открывается на доске. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
||||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание. |
|
Упр. 2, с. 116, составить схему-опору текста в рамке на с. 106. |
|
|
|
Деятельность учеников:
- Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.