Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Падеж имен прилагательных"
Оценка 4.9

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Падеж имен прилагательных"

Оценка 4.9
Рабочие листы
docx
русский язык
3 кл—4 кл
11.02.2022
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Падеж имен прилагательных"
Тема1.docx

Открытый урок в 3 классе по русскому языку

Тема: «Изменение имен существительных по падежам» (1 урок)

3 класс

Цель: знакомство с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса.

Задачи урока:

1.      Развивать навыки грамотного письма.

2.      Развивать и совершенствовать речь учащихся.

3.      Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.

4.      Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.

Методы обучения:

·         Словесные (беседа, фронтальный опрос);

·         Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

·         Практические (упражнения);

·         Поисковые (частично-поисковые);

 

                                                   Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно-мотивационный этап.

- Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

Игра-приветствие «Пальчики».

-Давайте проведём игру, разомнём пальчики.

-Желаю  (касаются большими пальцами)

-успеха (указательными)

-большого (средними)

-во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами).

- Здравствуйте! (всей ладонью)

-Удачи тебе на урок! (переплетают пальцы)

 

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний.

1. Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек трудолюбивый, всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

2. Давайте прочитаем стихотворение В.Лифшица, которое называется «Труд». (на экране)

- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение?

Труд.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба -

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).

- Так о чём это стихотворение?

- В каких словах выражена главная мысль стихотворения?

- Какая часть речи преобладает в этом тексте?

3. Вот уже несколько уроков мы работаем над этой большой темой.

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (Выберите из предложенных слов только те, которые касаются имен существительных)

На доске:

Имена существительные

(на доске расположены в разброс карточки со словами и вопросами: предмет, Кто? Что?, Какой?, Что делает?, признак, действие, собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род, склонение, число)

-Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках. (вывесить табличку Знал)

А, оказывается, среди оставшихся слов есть еще слово, которое относится к имени существительному. Кто-нибудь догадается, какое?

- Каким способом его можно найти?

5. Сообщение темы урока и постановка цели.

-Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?

- А хотите узнать о нём что-то новое?

- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?

Вывешивается табличка «Буду узнавать»

-А что это что-то новое, мы узнаем прямо сейчас.

6. Отгадайте загадку:

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - …

У вас на столах возьмите карточку .

- Вставьте в текст слово Кот, так чтобы получилось правильное стихотворение, выделите в этих словах окончание. Выполняем задание в парах.

У норы добычи ждет

Притаившись, серый _______,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от _______,

А теперь и за версту

Не приблизится к ________,

Крыса старая - и та,

Видя грозного _______,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с __________.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ________.

(проверка на экране цепочкой)

- Что заметили в этих словах?

- А что было бы, если бы они не менялись? Почему?

- Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении. т.е. существует смысловая связь.

7. Работа в тетради (коллективная работа)

-Давайте из каждого предложения выпишем существительное «кот» с вопросом, который можно задать к этому слову.

- На одинаковые ли вопросы отвечает существительное? А окончания при этом одинаковые?

Вывод: Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на разные вопросы. (грамматическая связь).

- Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ

-Для чего выполняли это задание?

-А как называется такое изменение?

Вывод: Итак, изменение имён существительных по вопросам называется склонением.

8. В русском языке существует 6 падежей. Прочитайте название этих падежей на плакате Знакомство с падежами   

Именительный падеж - кто? что?

Родительный падеж - кого? чего?

Дательный падеж - кому? чему?

Винительный падеж - кого? что?

Творительный падеж - кем? чем?

Предложный падеж -о ком? о чём?

-Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

  Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.

 Родился – стал родительным.  Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.

 Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.

  Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.

 Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.

-Какие названия падежей запомнили?

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей 

  Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

Слово падеж произошло от латинского casus (падение)

 "Это интересно". Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. В осетинском-8. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. "Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонение.

- Почему каждый падеж имеет по два вопроса?

- Подумайте, посовещайтесь в парах.

- Для запоминания названия падежей есть такая старинная присказка. Запомнишь его - запомнишь и падежи.

«Иван рубит дрова, Варвара топит печку».

-С чем мы сейчас познакомились? (вывесить табличку ПАДЕЖИ). (Вывешивается табличка Узнал)

-А зачем нужны падежи?

-Правильно. И мы уже сказали, что изменение по вопросам - это склонение, а можно сказать - это изменение по падежам.

Физминутка

9. - А хотите сами просклонять имя существительное?

- Попробуйте сами просклонять и выделите окончания:

- слово коза

Упражнения для закрепления…

1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.

                   Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком.

                   То место, где ……………. впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем.

Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

Самопроверка:

- Самооценка:

- Для чего выполняли это задание?

Итог урока. Рефлексия:

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы  заполнили лист самооценки:

Ф.И. ученика------------------------ Лист самооценки

1.На уроке работал…..

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я …

доволен

Не доволен

3. Урок для меня показался….

коротким

длинным

4.За урок я ….

устал

не устал

5. Моё настроение…

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был…

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7.Домашнее задание мне кажется…

лёгким

интересным

трудным

не интересным

 

- Молодцы! В языках других народов разное количество падежей. У немцев их 4, у финнов - 15. А наша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво, чего я вам от души желаю!

Домашнее задание.

1) Составьте сказку о падежах.
2) Нарисовать портрет какого-нибудь падежа.(по представлению)
3) Сочинить своё стихотворение для запоминания падежей. Спасибо за урок!


 

Открытый урок в 3 классе по русскому языку

Открытый урок в 3 классе по русскому языку

И каждый ломтик хлеба - Всё это создано трудом,

И каждый ломтик хлеба - Всё это создано трудом,

Вывод: Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т

Вывод: Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т

Почему каждый падеж имеет по два вопроса? -

Почему каждый падеж имеет по два вопроса? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022