Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся.
Задачи:
Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных
Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления,
находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.
Формирование универсальных учебных действий.
Планируемые результаты:
Предметные: знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Метапредметные
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, картина с изображением зимы, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости.
Поприветствуйте их.
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. Я, уверена , у нас все получится.
II. Актуализация знаний.
1.Минутка Чистописания
- Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Ребята, а теперь посмотрите на эту чудесную картину.
- Какое время года на ней изображено? (Зима)
- А какие ассоциации вызывает это слово? (Ответы детей)
- Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.
- Послушайте отрывок из одного стихотворения.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Ребята, а вы знаете кому принадлежат эти строки? ( А.С.Пушкину)
- С кем поэт сравнивает зиму? Как он ее называет? (Волшебница)
- Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник …… (Новый год)
Какой первый звук слышим в слове Новый [ н ]. Дайте характеристику.
(согласный, звонкий непарный, тверд парный.)
Запишем в тетради:___ Нн ____________________________
2. Словарная работа.
Начнём е с мозговой разминки. - Запишите слова в строчку по первой букве групп слов.
Пишем с коментированием.
- Поставьте ударение, выделите орфограмму.
Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания)
- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)
- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)
- Определите склонение имён существительных. (проверка)
-Как определить склонение существительных?( по роду и окончанию)
-Сегодня произведения Пушкина помогут нам справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока.
III. Тема урока,
1)Постановка проблемы.
-Прочитайте отрывки из сказок.
Гости князю
поклонились
Воротился старик ко старухе…
Гости к пристани идут…
Вот пошёл он к синему морю.
- Откуда эти строчки? (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотой рыбке”)
- У существительных с выделенными окончаниями определите падеж.
. Проблемный вопрос:
Как вы думаете- почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?
- Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.
2). Определение целей урока.
- Ребята, кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте задачу урока. ( Под руководством учителя формулируют цель и определяют задачи урока.)
(-Поупражняться в правописании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.))
IV. Физминутка для глаз
- Ребята, вы писали, читали и ваши глазки устали. Давайте с вами сделаем гимнастику для глаз.
V. Наблюдение над языковым материалом.
1.Работа в группе
- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей. Я разделила класс на 3 группы: каждая исследовательская группа получила карточки с именами существительными одного из склонений: 1 ряд – 1 склонение, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3 склонение.
Карточка № 1 для 1-й исследовательской группы.
Приближался (к чему?) к вод…( ), речк…( ), опушк.. ( );
обрадовался (кому?) лис… ( ), тётк.. ( ), царевн….( ).
Задания:
1.вставьте и выделите пропущенные окончания
2.Определите падеж и склонение им. сущ.
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 1 скл. в д.п.
4.Проверьте себя по учебнику.
№2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение. (в тетради)
Поклонись рыбк..., пришли к цариц..., пристают к застав... .
Вывод: Имена существительные 1 склонения в Д.п. имеют окончание –е
Карточка № 1 для 2 исследовательской группы
Идёт (к чему?) к столу ( ), к мор… ( );
обратился (к кому?) к петушк….( ), к кон…( ).
Задания:
1.вставьте и выделите пропущенные окончания
2.Определите падеж и склонение им. сущ.
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 2 скл. в д.п.
4.Проверьте себя по учебнику .
№2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.
Плывёт по мор..., молвит царевич..., идёт по неб... .
Вывод: Имена существительные 2склонения в Д.п. имеют окончание –у. -ю
Карточка № 1 для 3 исследовательской группы.
Дивятся (чему?) печи, совести, храбрости
подошёл (к кому?) к матери, к дочери.
Задания:
1.вставьте и выделите пропущенные окончания
2.Определите падеж и склонение им. сущ.
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 3 скл. в Д.п.
4.Проверьте себя по учебнику.
№2.Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.
Тужить по дочер..., подошёл к пристан..., воротился к ноч... .
Положите перед собой карточку № 1.
Задания под цифрой 1 - вы выполняете на листочках, а под цифрой 2 - письменно в тетрадь.
Читайте внимательно задание и приступите к работе.
Вывод: Имена существительные 3 склонения в Д.п. имеют окончание –и.
. Проверка.
- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
VI. Закрепление изученного
1).-Запишите данные имена существительные в дательном падеже. Укажите склонение. Если нужно употребите предлоги.
Выделите окончание
Тропинка, площадь, печка, печь
По тропинке, (1 скл) к площади (3 скл), к печке1 скл),к печи 3скл)
2)Петушок вспорхнул со спиц.., к колесниц.. полетел.
- Из какого произведения эти строки? (Сказка о золотом петушке) Спишите предложения, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите склонение, падеж .
Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу У древних греков и римлян: двухколёсная повозка, употреблявшаяся при боевых действиях, для спортивных состязаний.
-Разберите по членам предложения, обозначьте части речи .
Дайте характеристику предложению.(простое, повеств, невосклиц, с однородн член)
VII Работа в паре
1.Образуйте от существительного колесница однокоренные слова
2.Запишите слова в тетрадь и разберите по составу
Колесница
колесный
колесито.
VIII Работа по учебнику
Упражнение 215 с.116
Списать и разобрать 3-4 предложения)
Вывод: – Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?
1. Определить падеж
2. Определить склонение
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже
IХ. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Понравилась ли вам работа на уроке?
- Кто легко справился со всеми заданиями?
- А что вам помогло справиться с заданиями?
(Знания: падежей, склонений, род имен существительных)
- Кто испытывал трудности?
-Ребята ,а с каким настроением вы пришли на урок? А с каким настроением закончился урок
Оцените себя
Х .Итог урока:
– Какие окончания надо писать у имен существительных 1, 2, 3-го склонения в дательном падеже
-Отчего же разные безударные окончания.
(Дательный падеж имени существительного можно определить по вопросам, по предлогам «по», «к» (которые употребляются только с существительными в дательном падеже) и по окончаниям.)
ХI Домашнее задание.
Выполнить задания на карточках, по учебнику повторить правило.
Д.П.
Кому?
Чему?
1 скл.
-Е
2 скл.
-У.Ю
3 скл.
-И.
Безудаоных имен существительных в дательномк.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.