Министерство образования и науки РД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п. Белиджи»
Открытый урок
по русскому языку в 8 «А» классе
на тему:
«Синтаксический разбор словосочетаний»
Провела: учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№3п.Белиджи»
Лачинова Жанна Сефихановна
Дата:12.10.2020г
Тема: Синтаксический разбор словосочетаний
Цели:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
- закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
- закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
- изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
- формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
Развивающие:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
- развивать навыки работы на компьютере и использования информационных технологий;
Воспитательные:
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
- Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, карточки,учебник,тетрадь.
- Тип урока: урок "открытия" нового знания
-
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Тема урока. Постановка целей.
Предварительная оценка знаний по теме «Словосочетание»
· Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
· Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
· Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
· Я не смогу выполнить задания по теме
3. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание ( из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) образец, по которому строится словосочетание ( схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
4. Повторение и обобщение изученного.
1. Коллективная работа. (текст на карточках получает каждый учащийся)
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание: выписать из первых двух предложений словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
-знать определение словосочетания,
-что не является словосочетанием.
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.
3.. Задание: определить способ подчинительной связи в словосочетаниях и распределить их по таблице.
Какие теоретические знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)
1) Бежать быстро |
2) Говорить тихо |
3) Увидел в небе |
4) Катилась по дороге |
5) Крупные камни |
6) Приближался к месту |
7) Пушистый снег |
8) Зеленый лес |
9) Робко подошел |
10) Очень тихо |
5. Самостоятельная работа.
1 вариант |
2 вариант |
1) Подошел к окну |
1) Смотрел внимательно |
2) Улыбнулся грустно |
2) Творческая работа |
3) Их мнение |
3) Простое правило |
4) Уехал далеко |
4) Защита прав |
5) Подошел ближе |
5) Смотрю на одноклассников |
6) Содержится в комментарии |
6) Чужое мнение |
7) Основной тезис |
7) Читаю книгу |
8) Золотые звезды |
8) Цвет хаки |
9) Румянить небо |
9) Прилагает усилия |
10) Небольшое произведение |
10) Вернулся вечером |
примыкание |
согласование |
управление |
примыкание |
согласование |
управление |
|
|
|
|
|
|
6. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания (самостоятельная работа с учеником)
Изучение плана разбора и образцов разбора разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.
Закрепление темы.
1. По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор
выписанных словосочетаний ( задание 1 урока). Коллективная проверка.
1) Бежать быстро |
2) Говорить тихо |
3) Увидел в небе |
4) Катилась по дороге |
5) Крупные камни |
6) Приближался к месту |
7) Пушистый снег |
8) Зеленый лес |
9) Робко подошел |
10) Очень тихо |
8. Подготовка к ОГЭ.
Знакомство с примером задания.
ОГЭ – 2020. Задание7
Словосочетание
Пример задания 7. Замените словосочетание «озиралась
грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: озиралась с грациозностью
Советы для правильного выполнения задания
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно
задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся
вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения.
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем,
какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается
наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении
- существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие
заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог
(например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась
С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное
заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой –
чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании.
Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании
зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении
- ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).
7. Самостоятельная работа
(взаимопроверка)
6. Словосочетание БЕСШУМНО
ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ.
Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные
луни.(И.Соколов-Микитов)
7. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР
из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным
словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Внизу широко раскинулась долина, за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль
соседние хребты гор. (В.Быков)
8. Словосочетание В ДЕТСКОЙ
БИБЛИОТЕКЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ.
Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Я показал друзьям книги, которые взял в детской библиотеке. (Е.Коковин)___
9. Словосочетание НЕ
ПОСКУПИЛАСЬ НАГРАДИТЬ из приведённого ниже предложения построено на основе
ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Природа не поскупилась наградить этого зверя строгими внешними формами, приятно
ласкающими глаз. (Г.Федосеев)
10. Словосочетание В
СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе
СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и
в очках. (Е.Коковин)
Самопроверка
парили без шума
горные хребты
библиотека для детей
не поскупилась на награды
шляпа из соломы
5.Итог урока.
- с чем познакомились сегодня на уроке?
- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
5. Домашнее задание.
Рефлексия.
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание»
· Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
· Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
· Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
· Я не смогу выполнить задания по теме
Класс: 8 «А»
Дата:12.10.2020г
Тема урока: «Синтаксический разбор словосочетания»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация на тему «Синтаксический разбор словосочетания», набор карточек.
Урок Лачиновой Ж.С., учителя русского языка и литературы, организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне.
Структура урока соответствует требованиям к построению современного урока. На уроке продуманно использованы современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, уровневая дифференциация, проблемное обучение.
По своему типу урок изучения нового материала с элементами систематизации и обобщения пройденного материала. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества.
Жанна Сефихановна использовала разнообразные формы работы на уроке: взаимопроверка, беседа, дифференцированная работа по карточкам, работа в группах, комментированное письмо, творческая работа.
Темп урока высокий, учащиеся понимали учителя, были активны, показали хорошие знания при опросе теоретического материала и при выполнении практических заданий.
Урок был проведен на высоком методическом и теоретическом уровне, был насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Применение ИКТ на всех этапах урока позволило заинтересовать учащихся и поддержать высокий уровень мотивации к изучаемому материалу.
Урок был отлично спланирован, цели были достигнуты, оценивание было проведено объективно.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№3 п. Белиджи» Мейланова Ф.С.
Отзыв о посещенном уроке
учителя русского языка и литературы Лачиновой Ж.С.
Дата проведения: Дата:12.10.2020г
Место проведения: МБОУ «СОШ№3 п. Белиджи»
Класс: 8 «А»
Тема урока: «Синтаксический разбор словосочетания»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация на тему «Синтаксический разбор словосочетания», набор карточек.
Структура урока соответствует требованиям к построению современного урока. На уроке продуманно использованы современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, уровневая дифференциация, проблемное обучение.
На уроке параллельно с изучением нового материала проводился опрос и повторение ранее изученного. Диалог Лачиновой Ж.С. с учащимися показала, что учащиеся знают пройденный материал хорошо, они также умеют обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике. Лачинова Ж.С. грамотно использует разные методы работы (устный опрос, комментированная работа учащихся у доски, конструирование предложений, нахождение собственных ошибок и исправление их, самостоятельная работа учащихся).
В конце урока Жанна Сефихановна провела самостоятельную работу с использованием дифференцированного подхода, что позволило более слабым ученикам повысить интерес к предмету.
Ребята на уроке работают активно, с интересом, стараются на вопросы давать полные ответы, приводить примеры, доказывающие правильность рассуждений.
Урок получился плодотворным, с хорошей рабочей обстановкой, доброжелательной атмосферой и своей цели он достиг.
Зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ№3 п. Белиджи»
Асалиева Н.М.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.