МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ №2»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Разработала : Шамхалова Моси Микаиловна
Учитель русского языка и литературы
2021 -2022 учебный год
Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении, учитывая смысловые отношения и интонацию их частей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложного предложения.
2. Закрепить навык правильного нахождения грамматической основы предложения.
3. Отработать навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.
4. Обучить уч-ся частичному лингвистическому анализу текста.
5. Работать с синтаксическими средствами языковой выразительности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.
2. Формировать эстетический и музыкальный вкус подростков.
Развивающие:
1.Формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
2.Развивать чувственное, эмоциональное восприятие текста учащимися.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Приветствие и проверка готовности к уроку.
2. Актуализация прежних знаний.
Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
3. Целеполагание.
- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)
4. Словарный диктант
Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; таяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.
Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.
5. Проверка домашнего задания.
6. Закрепление.
Анализ предложений. Работа в паре
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
[ ], [ ] и [ ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
6. Минутка подготовки к ОГЭ
Среди предложений 21-29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(21)И на
первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил
девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки
мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу
зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову. (27)А на
перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже
чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
7. Домашнее задание.
Параграф 38, упражнение 216
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.