Открытый урок по теме" Имя прилагательное" в 5 классе
Оценка 5

Открытый урок по теме" Имя прилагательное" в 5 классе

Оценка 5
docx
26.05.2021
Открытый урок по теме" Имя прилагательное" в  5 классе
открытый урок .имя прилагательное ,5 класс..docx

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Цель деятельности учителя: Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки; 

образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой  на  шипящий;

развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие

способности, повышать интерес к предмету;

воспитывать уважение к русскому языку, чувство доброжелательности,сплочённости, взаимовыручки.

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД)

Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; индивидуальная; групповая, парная, фронтальная.

Оборудование; наглядно-демонстративный материал   Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока

I. Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята!  … Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые, любознательные ребята! Улыбнитесь мне, гостям, и садитесь по местам.

-Скажите, какое приветствие вам понравилось больше?

-Почему? (Во втором приветствии Вы употребили имена прилагательные)

Вопросы: какое у вас настроение? каков сегодняшний день? Какой частью речи являлись ваши ответы? (прилаг.) А отличались ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилаг, которые отвечали на второй? (полные/краткие) Что мы ещё знаем об имени прилагательном? (определение, правило правописания падежных окончаний прилагательных, морфологический разбор)

Весь материал по теме «Имя прилаг.» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (при затруднении -пословица) Какие цели мы перед собой поставим? Перед нами стоит сложная задача – составить полное представление об имени прилаг. Я предлагаю вам обратиться за помощью к авторитетным людям, настоящим знатокам русского языка, к поэтам и писателям. Мы будем заходить к ним в гости и выведывать, как поживают в их произведениях имена прилагательные.

II. Определение темы и задач урока.

-Чтобы продолжить урок, нам надо поставить перед собой задачи.

 (нужно закрепить пройденную тему, повторить морфологические  признаки прилагательного, подбирать  прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки,  краткую форму прилагательных

грамотно писать прилагательные с основой  на  шипящий)

*Сообщаем ребенку с ОВЗ(ЗПР) цель урока на листочке (должен прочитать учителю)

 

 

III. Актуализация опорных знаний.

1. В гостях у Ладыженской: восстанови определение  –

2. В гостях у сказки: исправь ошибки, вставь запятые, проговаривание правил (письм.) – в парах

Лексическое зад.: продолжить, подобрать синонимы (у.) – вместе

3. В гостях у русской литературы: Назовите произведения русских писателей и поэтов, в названиях которых есть прилагательные (А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,  Бажов Павел Петрович «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»)

4. Карточка№1: повторение правила «О и Е после шипящих в окончании прилаг.»: чужой, шёлковые, в дремучем, большого, хорошему, свежего, шоколадный, рыжему, у горячего, жёлтый, пригожему. Толковый словарь.

Для обучающихся с ОВЗ:работа с толковым словарем.

 

5.Физкультминутка: -Какое настроение у вас было перед уроком? (весёлое, радостное, бодрое, хорошее, замечательное)

-Каков сегодня день?

(хорош, пригож)

- Отличаются ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилагательных, которые отвечали на второй? (полные/краткие) Сейчас проведем физкультминутку с пользой для тела и ума: она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если  в краткой – сжимаетесь в комочек.

   Свеж, прозрачен, порывистый, горяч, чудесные, чист, тихое, ярок, ослепительный ,веселы, меч, черная, бодры, не страшен, горячий, высок, жгучий, неуклюж.

 

6. Работа по вариантам и у доски

(2 человека)   после шипящего на конце слова пишется Ь (1вар) и не пишется Ь (2вар).                    

 Ученики выписывают соответствующие номера в тетрадь

1.Кустарник колюч(?). 2.Правильная реч(?).   3.Напиток шипуч(?). 4. Роскош(?).  5. Возле рощ(?).  6. Брош(?). 

7. Серая мыш(?).        8.Мальчик пригож(?).   9.Горячая печ(?).    10.Упряж(?).    11.Много дач(?).    12.Блиндаж(?).

13.Ценная помощ(?).  14. Рубеж(?)                 15. Чай горяч(?).     16. Опытный врач(?)

Для обучающихся с ОВЗ: Карточка для индивидуальной работы

Выпишите в тетрадь, подчеркните прилагательные волнистой чертой

 

Сильно любознательное

 Имя прилагательное.

 В чём предметов-то секрет?

 На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

 Сильный, добрая, родная.

 А оно? Оно смешное,

 Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

 Речь обогатить должны.

(Елена Мельникова-Кравченко)

 

 

 

 

 

6. Карточка№2: Ваша задача – согласовать  прилагательные с существительными и записать  только окончания имен прилагательных. 

С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью.

-Проверим по эталону.

 -им, -ом, -им, -ей, -ом, -ое,-ая,-им,-ое,-ой.

*ученик с ОВЗ (ЗПР) должен попытаться выписать прилагательные без оценки

7.. Морфологический разбор имен прилагательных.

1.Сделать морфологический разбор словосочетаний :Любимая сказка ,день хорош, солнечный день.

Найти ошибку в разборе:

I. Быстрые (ручейки)- прилаг. Ручейки (какие?)  быстрые

II. н.ф.- быстрые; в Им. п., мн.ч., м. р.

III. Ручейки (какие?) быстрые.

 

Для обучающихся с ОВЗ: составить предложение с прилагательными любимая.хорош,солнечный.

 

 

IV. Рефлексия.

На партах  лежат кружочки со смайликами: зеленый ,красный желтый.

Понравился ли вам урок?

Зеленый –да, желтый – затрудняюсь ответить, красный – нет.

Повторение морфологических характеристик и синтаксической роли прилагательных в тексте.

Ответить на вопросы, касающиеся затруднений, связанных с составлением текста.

*Слушать, как рассказывают одноклассники о затруднениях, связанных с составлением текста.

Узнать, с чем он согласен.

 

V. Домашнее задание:

1 уровень: Творческая работа «Даём объявление»

У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.

Просклоняйте любое словосочетание из вашего объявления.

2 уровень -  Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных.

На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты.

3 уровень - в  словосочетаниях «прилаг+ сущ»,

определить род, число, падеж.

 Удивленное лицо, ясный день, дружные ребята, свежий воздух, серая мышь.

Для обучающихся с ОВЗ :

Удивленное лицо, ясный день, дружные ребята, свежий воздух, серая мышь.

Определить  число и род.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

III. Актуализация опорных знаний

III. Актуализация опорных знаний

Карточка№2: Ваша задача – согласовать прилагательные с существительными и записать только окончания имен прилагательных

Карточка№2: Ваша задача – согласовать прилагательные с существительными и записать только окончания имен прилагательных

Открытый урок по теме" Имя прилагательное" в 5 классе

Открытый урок по теме" Имя прилагательное" в  5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021