География-8 класс
Тема : Китай
Цели: 1)Дать экономико-географическую характеристику Китая, формировать знания о демографических особенностях Китая; закрепить знания об особенностях населения и хозяйства Японии.
2) Развивать коммуникативные, творческие способности, умение выступать перед аудиторией и обобщать услышанное, развивать язык и логическое мышление.
3) Воспитывать уважение к традициям и обычаям других народов.
Оборудование : мультимедийный проектор, карта "Центральная и Восточная Азия" ( атласы, контурные карты, опережающие задания по вопросам-символика страны, краткая историческая справка, китайские открытия, особенности жизни населения
Тип урока : комбинированный
Ход урока:
I) Оргмомент
II) Тема, ее мотивация
- Сегодняшний урок я начну с загадки:
В кругу России, Казахстана,
Кореи, Индии, Бутана
Страна простерлась вековая,
Таинственная, не простая.
Раскинула свои владенья
И процветает с вдохновеньем…
Ты не вздыхай, а отвечай: -
Как земли те зовут … (Китай)
- Правильно, и тема нашего урока “Китай”.
- Чтобы узнать самое интересное о Китае, мы с вами должны сформулировать цели урока (совместное формулирование целей урока) с показом их на отдельных листах на доске.
- Запишите дату и тему урока.
III) Проверка д / з ( §41)
- Работа в парах (взаимопроверка)
- Выполнение географического диктанта о Японии (Приложение 1)
- Задания можно выполнять в тетрадях на последних листах.
IV)Актуализация опорных знаний:
- Какое влияние на развитие хозяйственной деятельности оказывает высокий уровень обеспеченности трудовыми ресурсами?
- Какими причинами обусловлена территориальная неравномерность социально-экономического развития страны и каковы пути ее преодоления?
V)Объяснение новой темы:
1) А знаете ли вы, что согласно китайской традиции, сторон горизонта не 4 , а 5 : Север, Юг, Запад, Восток и центр.
- Жители Поднебесной долгие века считали, что их страна расположена именно в центре мира. Они считали себя представителями Единой на Земле высокоразвитой цивилизации. Сегодня этой цивилизации - одной из древнейших на планете-уже более 4 000 лет.
- Нынешний Китай-страна с интересным прошлым, блестящим современным и великим будущим.
- Сегодня мне будут помогать на уроке корреспонденты, которые подготовили интересную и важную информацию о стране и с удовольствием поделятся ею с вами.
Ваша задача: на основе услышанного и увиденного составить характеристику Китая.
Характеристика страны:
а) Название страны- …
б) Площадь- …
в) Столица- …
г) Форма правления- …
д) Административно-территориальное деление- …
е) Денежная единица- …
е) Государственные границы ( на контурной карте)
же) Полезные ископаемые - ( назвать и потом нанести на контурную карту, можно выполнить как домашнее задание)
с) Численность населения. ---
и) Религия- …
к) Отрасли промышленности-.. (нанести на контурную карту)
л) Отрасли сельского хозяйства. (нанести на контурную карту)
2) - Корреспондент 1 . "Китай-самая большая страна Восточной Азии, ее площадь = 9 561 тыс.км2 .Это 3-е место в мире после России и Канады. Столица-Пекин. Слово Китай пошло от названия племени киданей, которые правили Севером, когда состоялись первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово изначально пришло как Катаи-это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. В настоящее время официальное название страны - Китайская Народная Республика.По форме правления Китай является республикой. Это страна-унитарная, хотя в административно - территориальном отношении подразделяется на 23 провинции, пять автономных районов и четыре города центрального подчинения-Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Денежной единицей страны является юань. ”
- Ученики записывают основное из услышанного по плану в тетради.
3) - Корреспондент 2. государственная символика Китая”
Приложение [ 2 ]
4) Корреспондент 3. “страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них крупные-Тайвань и Хайнань. Китай граничит 14 государствами : на севере - с Монголией и Россией; на Западе - с Казахстаном и Афганистаном; на юго - западе – с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом; на востоке - с Кореей; имеет морскую границу – с Филиппинами и Японией. “
- Работа с контурными картами: из услышанного сообщения и с помощью карт атласа, нанести на контурные карты перечисленные объекты ( моря, океан, острова, государственные границы.)
5) Учитель : богатая и разнообразная природа Китая. На тысячи километров протянулось морское побережье. Чем дальше вглубь страны, тем меньше осадков. Северо-западные районы самые сухие, осадков практически нет.
В стране имеются местообитания 150 известных в мире полезных ископаемых.
- Пользуясь картами атласа, назовите полезные ископаемые Китая.
6) Корреспондент 4 " Население”-
Китай-самая населенная страна в мире. Здесь проживает около 1 млрд 394 тысяч человек, или 18 % жителей Земли. Чтобы задержать рост численности населения, в 1979 году Китай перешел к политике планового деторождения. Цель правительства - один ребенок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Этой политике сопротивляются, особенно в сельских районах. Семьи, нарушающие политику, часто лгут во время переписи населения.
В этнической структуре преобладают китайцы. Около 60 % населения находится в трудоспособном возрасте. Средняя продолжительность жизни мужчин= 73 года, женщин-77 лет.
- Национальная одежда очень разнообразна и ярка.
Религии-официально все население-атеисты, но многие практикуют конфуцианство, даосизм, буддизм.
Доля городского населения около 55%. Крупные города-Пекин, Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь “
7) Корреспондент 5 " Промышленность”
В структуре ВВП страны промышленность составляет 42%. Наряду с традиционными отраслями (текстильной, угольной, черной и цветной металлургией) в Китае получили развитие нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, фармацевтическая, автомобильная, авиационная, космическая и электронная промышленность.
Китай является мировым лидером по выработке электроэнергии и более 70% ее производят на ТЭС.
Китай занимает 1-е место в мире по добыче железных руд, выплавке чугуна, стали, производству стальных труб, а также по производству алюминия.
Китай входит в число крупнейших мировых производителей бытовой техники : холодильников, стиральных машин, телевизоров, электронно-вычислительных машин и других товаров.
Китай занимает 1-е место в мире по выпуску химических волокон.
Задание: на контурные карты нанести крупные промышленные центры .
8) Корреспондент 6 " сельское хозяйство”
- В сельском хозяйстве ведущую роль играет растениеводство. Это обусловлено расположением страны в трех климатических поясах. Основу растениеводства составляет зерновое хозяйство. Главная зерновая и продовольственная культура - рис.
Китай мировой лидер по сбору пшеницы.На юге располагаются плантации сахарного тростника и табака, к югу от реки Янцзы и на острове Хайнань - чайные плантации.
Основная отрасль животноводства- свиноводство. Но Китай- мировой лидер по поголовью овец. Разводят крупный рогатый скот, коз, развито птицеводство, шелководство”
9) Учитель
В грузообороте лидируют водный и железнодорожный транспорт.
- Одна из главных особенностей экономики Китая – неравномерность территориального развития. Поэтому для привлечения иностранных инвестиций создаются свободные экономические зоны.
Свободные экономические зоны-территории, характеризующиеся особыми условиями ведения хозяйственной деятельности , на которых для иностранных и национальных предпринимателей предусмотрены налоговые и таможенные льготы .(Приложение 3)
VI) Закрепление изученного
- Фронтальная беседа:
1. Визитная карточка Китая
2.Покажите на карте море и океан, омывающие берега страны.
3. Природа Китая (климатические пояса, полезные ископаемые)
4. Какая развита промышленность?
5.Ччто запомнили из презентации?
VII)Результат урока. Рефлексия
- Сегодня мы получили только самое общее представление о стране, но хочется верить, что оно не оставило вас равнодушными и вы захотите более подробно познакомиться с Китаем.
- А теперь продолжите предложение : - Мне сегодня на уроке лучше всего запомнилось про …
- Я смогу подготовить сообщение или презентацию о ... ( по желанию учеников)
- В ваших тетрадях добавьте баллы: все корреспонденты - по 5 баллов, за работу на уроке - ... (отдельным ученикам с наилучшими ответами)
VIII)д / с ( § 42)
Приложение 1
Географический диктант " Япония”
1.Ближайшие материковые соседи Японии- ... (Китай, Россия, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) )
2. Перечислите названия крупнейших островов, на которых расположена Япония- ... ( Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю)
3. Особенностью территории является ... (бедность на минерально-сырьевые ресурсы)
4.Климат Японии... (умеренный и субтропический муссонный)
5 . По численности населения Япония занимает ... (11) место в мире
6. Рождаемость в стране - ...(одна из самых низких), а продолжительность жизни ... (одна из самых высоких в мире)
7. Основные религии - ... ( буддизм, синтоизм, конфуцианство)
8 . Средняя плотность населения - ... (335 чел / км2 )
9. Хозяйство Японии имеет структуру... ( типичную постиндустриальную)
10.Сельское хозяйство специализируется исключительно на производстве ... ( пищевой продукции)
Приложение 2
Флаг Китайской Народной Республики ("пятизвездочный красный флаг") был разработан Цзэн Ляньсуном, экономистом и актером из провинции Чжэцзян. Флаг был утвержден 1 октября 1949 г. на Народном политическом консультативном совете. Его основной цвет-красный цвет коммунизма. В левом верхнем углу помещена пятиконечная Золотая Звезда, обрамленная дугой из четырех меньших звезд. Крупная звезда олицетворяет лидерство Коммунистической партии Китая. Маленькие звезды окружают большую, что символизирует большое сплочение революционного китайского народа .
Герб Китайской Народной Республики был принят 20 сентября 1950 года. На нем отражены государственный флаг, площадь Тяньаньмэнь, пшеничные колосья и зубчатое колесо. Символизирует борьбу за победу в новой демократической революции, которую вел китайский народ, со времени "движения 4-го мая" 1919 года и создание нового Китая -- государства, которым руководит рабочий класс, опирающие на рабоче-крестьянскую демократическую диктатуру народа.
В красном круге над изображением ворот располагаются пять звезд, как на государственном флаге КНР. Круг обрамляют колосья риса и пшеницы, отражающие маоистскую философию аграрной революции. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующее промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь в городе Пекине, на которой возвышаются врата Тяньаньмэнь, что в переводе означает «Врата небесного спокойствия». Эти ворота символизирует древние традиции китайского народа.
Приложение 3
Свободные экономические зоны-территории, характеризующиеся особыми условиями ведения хозяйственной деятельности , на которых для иностранных и национальных предпринимателей предусмотрены налоговые и таможенные льготы .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.