Открытый урок по теме «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»».
Оценка 4.9

Открытый урок по теме «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»».

Оценка 4.9
docx
28.05.2024
Открытый урок по теме «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»».
moy_konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme_dary_tereka.docx

Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».

Класс: 4 Г.

Учитель: Вадалова Р.М.

Дата проведения: 09.10.2020 г.

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,           учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска,  презентация, карточки для учащихся.

Ход урока:

 

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Организационный момент.

Установка на работу.

 

 

Проверяет готовность к уроку

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.       Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

 

Готовятся к уроку

 

2.      Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

  Ребята, чего бы вы хотели получить от сегодняшнего урока литературного чтения?

Начните словами. Сегодня на уроке мне хотелось бы  получить …,узнать   

Ребята, мы нацелили себя на серьёзную работу, пусть у нас с вами всё получится.

-Послушайте пожалуйста отрывок из произведения Анны Ахматовой и скажите о ком эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов.
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.                                                                              

 Для нас Александр Сергеевич Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник.

Почему так говорим? (Он писал сказки в стихах).

Мы с вами прочитали сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и вы приготовили наиболее понравившийся отрывок наизусть.

2. Беседа.

К какому типу сказок относится сказка Пушкина? 

 Какой волшебный предмет сыграл важную роль в судьбе главных героев сказки? 

 Почему Пушкин сделал персонажем сказки именно зеркало? 

 Какие еще элементы волшебства присутствуют в сказке? 

Почему именно Ветер смог помочь Елисею в поисках царевны?  Молодцы, а теперь встаньте и немного отдохнём.

 

 

Отвечают.

3.      Подготовка к восприятию нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. Его имя…( слайд2)

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Ю.Лермонтов.

4.      Сообщение нового материала Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

 

 

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10).

Что нового вы узнали о поэте?

 

– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова(слайд11)

 

– Какие открытия сделали?

 

 

 

 

 

 

 

Читают.   

 

Отвечают.

 

 

Чтение  статьи

 

 

Ответы учеников:

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.

5.      Физминутка.

Интерактивная доска выключается.

 «Хомка »

Выполняют движения.

6.      Продолжение изучения нового материала.

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю.Лермонтова «Дары Терека».

Что такое Терек? (слайд13)

- Айбика прочитает нам информацию о реке Терек.

- Да, Терек – бурная горная река на Кавказе. На Тереке расположены такие города: Владикавказ, Беслан, Терек, Майский, Моздок, Кизляр.

- Посмотрите на карте.

Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись).

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова?

 

 

Река.

Читают информацию о реке.

 

 

 

Слушают.

 

 

Отвечают.

7.      Чтение текста.

Каким вы представили себе Терек?

– Как нужно читать стихотворение, чтобы передать свирепость Терека?

Прочитайте  текст и найдите непонятные слова.

Читают.

8.      Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? (слайд13)

дары, Казбек, Дарьял, валун

Читают, объясняют значение слов.

9.      Работа по содержанию текста.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

 

Беседует с учащимися:

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

 

 

 

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14)

 

 

- С кем автор сравнивает реку?

 

- Какие эпитеты он при этом использует?

 

- Что такое утесистые громады?

 

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

 

 

 

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

Олицетворения, эпитеты, сравнения.

Метафора – скрытое сравнение.

 

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Дикий, злобный.

 

- Горы, скалы.

 

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

 

 - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

 

Предлагает прочитать  следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

 

 

- Как меняется характер реки на равнине? (слайд15)

 

- Какие слова и выражения указывают на это?

 

- Что означает слово «лукавый»?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

 

 

 

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

 

 

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд16).

С кем сравнивается море?

 

 

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Хитрый.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

 

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне…»

 

Ответ детей:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

   Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

 

 

 

- Где Терек берет свое начало?(слайд17)

 

 

- С кем сравниваются облака?

 

 

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

 

 

 

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?(слайд18).

 

 

 

 

- Найдите сравнение в этих строках.

 

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

 

 

 

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

 

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

 

 

 Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

 

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

 

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

 

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

 

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

10.  Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой.

 

  Читают памятку с экрана:

 

 

 

11.  Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Несколько учеников выразительно читают текст. Обсуждение работ.

11.  Обобщение. Вывод.

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения. (слайд19)

 

Как принял старый Каспий дары Терека?

 

 

- Какова тема стихотворения?

 

- Какова основная мысль?

 

 

 

 

 

Как человек должен относиться к такой реке?

-

 

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя

 

- Да, они ему понравились

 

.

- Терек, и его непостоянный характер.

 

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

 

- С уважением, с восхищением, с опасением.

 

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

12.  Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока?

Закончите предложения. (Слайд 20).

Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Ответы детей.

13.  Домашнее задание

   (Слайд 21)

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

1.      Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.

2.      Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.

3.      Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».

 

 

Записывают.

14.  Итог урока.

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

 Урок закончен. Большое спасибо.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

 


 

Конспект урока по чтению по теме «М

Конспект урока по чтению по теме «М

Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник

Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10)

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10)

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14) -

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14) -

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Рефлексия. - С каким настроением вы заканчиваете урок?

Рефлексия. - С каким настроением вы заканчиваете урок?

Памятка. Выразительно читать стихотворение, это значит: - читать с чувством; - читать эмоционально; - соблюдать нужную интонацию; - правильно выдерживать паузы; - правильно ставить логические…

Памятка. Выразительно читать стихотворение, это значит: - читать с чувством; - читать эмоционально; - соблюдать нужную интонацию; - правильно выдерживать паузы; - правильно ставить логические…

Открытый урок по теме «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»».

Открытый урок по теме «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024