Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чулатская средняя общеобразовательная школа»
Табасаранский район, Республика Дагестан
Открытый
урок по русскому языку в 8 классе
на тему:
«Подготовка к ОГЭ: Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении»
Автор и организатор проекта:
Гюлев Алим Сабирович
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чулатская СОШ»
Телефон 89640145666
Электронная почта: chulat.shkola@mail.ru
село Чулат
2018 год
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
Познавательные:
Знакомство с синтаксическими конструкциями, которыми могут быть выражены обращения, правилами выделения обращения на письме (выделительные знаки препинания).
Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
Развивающие:
Развитие устной речи обучающихся.
Развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательные:
Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Воспитывать любовь к Родине, родному языку, родному краю, культуре.
Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы.
Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: умение различать способ выражения обращения посредством определения его функции; умение находить в предложении обращение; умение употреблять обращение с учетом речевой ситуации.
Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
Учебник: (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2017 г.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару)
- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?
- Кому обращены слова автора песни?
- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 2
- Что вы выделили голосом?
- Что такое обращение?
3. Целеполагание
- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами.
Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен (+), подзабыли что-то (-) и тот, который еще не изучали (?)
Фрагменты правила «Обращение - это…» |
|
Звательная интонация |
|
Оценочная роль |
|
Не является членом предложения |
|
Выделяется запятыми, восклицательным знаком |
|
Распространенное и нераспространенное обращение |
|
- Что мы еще не знаем об обращении и должны изучить, чтобы правильно писать предложения с обращением?
(Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению синтаксиса и пунктуации, а так как в предложении кроме второстепенных членов встретилось обращение, то темой, возможно, будет изучение «Обращения».Значит, наши цели: повторить сведения об обращении, изученные в 5-7 классах, узнать что-то новое, формировать умение находить обращения в предложениях, определять правильную расстановку знаков препинания при обращении).
- Да, ребята, сегодня нам предстоит работа по систематизации знаний об обращении. Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении. Обращение распространенное и нераспространенное”.
- Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.
Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.)
- Где вы сможете применить полученные знания?
Запишите тему урока. – Слайд 3
4. Изучение нового материала (исследовательская работа)– Слайд4
- Сейчас мы приступаем к работе в группах. Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5
Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.
Ответы вами заносятся в кластер, в котором должна быть отражена основная мысль вашего исследования – Слайд6
Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе!
5. Защита исследовательской работы
- По ходу ответа вами заполняется кластер, в котором должна быть отражена основная мысль выступающего.
Представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные слайды с текстами стихов.
– Слайд 7-9
1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения. Доклад учащегося на тему: « Чем может быть выражено обращение?» (Задание на опережение)
Обращение выражается именем существительным в форме именительного падежа, а также субстантивированным прилагательным, причастием или числительным: Припомнитесь, тридцатые! (Р. Рождественский) Больной! На укол! Отдыхающие! Вашему вниманию предлагаются экскурсии.
2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.
3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.
Составление или проверка кластера. – Слайд 10-11
6. Закрепление
Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения, определите оно распространенное или нераспространенное.– Слайд 12
Оод…ночествокак твой характер крут! (Б.Ахмадулина)
Тебе Москва пережитое за полст…летьяо…даю. (П.Антокольский)
Что ты осень наделала с нами? (Н.Заболоцкий)
О мысль тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)
Прощай дом! Прощай старая жизнь! (А.Чехов)
Мать-земля моя родная
Сторона моя лесная
Край недавних детских лет
Отчий край ты есть иль нет? (А.Твардовский)
Прощ…й (не) мытая Россия
Страна рабов страна господ
И вы мундиры голубые
И ты им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)
Характеристика обращений.
- Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное. Итак, что такое распространенные обращения?
7. Решение проблемной ситуации.Слайд 13
Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........
Да, слова Родина, Отчизна, Отечество пишутся с прописной буквы в особом стилистическом употреблении (в тех контекстах, где этим словам приписывается особый высокий смысл). В таких сочетаниях, как малая родина, родина первого космонавта и т. п., правильно, конечно, со строчной.
Конечно, наша с вами малая родина – это наш край, в которой мы живем.
Давайте вернемся к песне, которая звучала в начале урока. Предлагаю всем встать, передохнуть и вместе ее спеть. Если вы забыли слова, то они есть у вас на столе.
8. Физкультминутка
9.Самостоятельная работа – Слайд 14-15
Взаимопроверка. Оценки.
10. Задание ОГЭ № 10 ОБРАЩЕНИЕ - Слайд 16
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.
1. – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.
Ответ:_________________________________(2)
2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.
Ответ:__________________________________(12)
3. – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.
Ответ:___________________________________(12)
4. – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
Ответ:___________________________________(12)
5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!
Ответ:__________________________________(67)
6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.
Ответ:__________________________________(23)
10. Рефлексия
Оценка знаний
11. Подведение итогов
Продолжите фразу “Знал” - “Узнал….” Слайд 17
Ребята, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.
• Достигли ли мы поставленных целей?
• Что понравилось на уроке?
• За что ты можешь себя похвалить
• За что ты можешь похвалить одноклассников?
• Чему вы научились на занятии?
• Какие задания вам понравились больше всего?
ИЛИ
Верно ли это утверждение?
1 Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью (да)
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией (да)
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения (нет)
4. Обращение имеет форму именительного падежа(да)
5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными(да)
6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными (нет)
7. Обращение может находиться в любой части предложения(да)
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком (да)
12. Домашнее
задание: Слайд
18-20
1. Исследовательская работа: проведите наблюдение за речью героев комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи? Каким
образом через речь персонажей Гоголь раскрывает их характеры?
выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 2 предложения с обращениями
1-вариант из 1,2 действий,
2-вариант из 3,4,5 действий;
2. . Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Какую
роль играет обращение в письменной и устной речи»
3. Доп. задание. Сочинить небольшое стихотворение, используя обращения, на тему «Моя родина»
13. Заключение
Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – Слайды 21-22
“Друзья мои, прекрасен наш союз!” Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.