Тема урока: Что такое родственные слова? 2 класс «Школа России»
Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова;
с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся
Основные виды учебной деятельности: Находить родственные слова в тексте и среди других слов. Различать родственные слова и синонимы. Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.
|
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
|
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Ход урока.
Этапы урока |
Речь и деятельность учителя |
Речь и деятельность учащихся. |
1. организационный момент. |
Прозвенел звонок, Начинается урок! Откройте , пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. |
|
2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
Орфографическая минутка.
Повторение пройденного
|
Если ручкой я пишу, Минутка чистописания. Пишем правильно делая соединения. Вм он ля ле
У каждого на столе лежат карточки с текстом. Прочитаем стихотворение. Выпишите из стихотворения слова-антонимы. Вспомним, какие слова называют антонимами? Яблоко. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А Котёнку всё равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Г. Сапгир
Написание, какого словарного слова из стихотворения вы знаете? Составьте предложение со словом яблоко. Запишем предложение, подчеркнем основу. Какие еще словарные слова вам встретились в стихотворении? Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой. - Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные.
|
Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.
Читает хорошо читающий ученик
Антонимы-слова противоположные по смыслу.
низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое. (у доски работает ученик, затем сверка, самооценка с помощью светофора)
Яблоко
Воробей, цыпленок.
в…р…бей, ц..пл…н…к |
3. самоопределение к деятельности. |
Посмотрите на слайд, на какой вопрос нам нужно будет ответить на уроке? Чтобы ответить на поставленный вопрос, нам нужно много потрудиться..
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница - О! Здравствуйте! Вы кто такие? - Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».
Ребята, кого мы называем родственниками?
Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Поднимите руку у кого есть родственники.
Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Кого же здесь можно назвать родственниками? Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.
|
Что такое родственные слова?
Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята ж доказывают. Гусь, гусяню, гусят. -Родственные слова близки по смыслу.
|
4. работа по теме урока. |
А теперь давайте посмотрим на следующий слайд. -Достаточно ли того, чтобы слова были близки по смыслу? Слайд 6. -Чем похожи слова? Какое слово лишнее? Почему? Море,вода,моряк,морячка. Слайд 7. -Давайте сделаем вывод, какой же еще признак должен быть у родственных слов? Слайд 8. -Итак, давайте подведем итог. -Какие слова будут называться родственными?
Откройте учебники на стр.58. Прочитаем правило. Верно ли мы ответили на вопрос? А сейчас перед нами стоит очень важная задача - научиться находить родственные слова. -К нам пришла гостья: Загадка. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса Кто же это? (Лиса) Слайд 10. Лиса просит помочь найти ей родственников: Лиса, лисенок, лисий, листок. -Все ли слова будут родственными? Почему?
|
Что такое родственные слова?
Дети отвечают на вопросы: -лишнее слово вода, так как у всех есть общая часть мор.
-Общая, одинаковая часть
Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся. Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусята, гусыня.( у доски ученик) - Гус. Гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина. Родственные слова, так как есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб |
5. физминутка. |
Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – наместо тихо сесть.
Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем. Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимаем. А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно Скачем выше, скачем дружно! От души мы потянулись И на место вновь вернулись. |
|
6. закрепление изученного материала.
Работа в паре
|
А теперь поработайте сами. Попробуйте найти родственные слова. Докажите сию точку зрения. Слайд 11. Водный, вода, водитель, водолаз. Сайд 12. Дом, домик, домашний, изба.
Прослушав сказку, назовите родственные слова.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивали Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки. - Почему, - спрашивала Елочка у бабушки Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком Какая общая часть у всех этих слов?
Работа в паре (задание на листочках на каждой парте) Слайд 13. -Найдите родственные слова, зачеркните лишнее слово. 1. Чайка, чайник, чайный. 2.Лес, лесник, лестница, лесок. 3. Дерево, деревце, сосна, деревянный. 4.Школа, школьник, школьный, ученик.
Проверка по сайдам 14,15,16,17.
-К нам пришла на урок еще одна гостья: Загадка. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.(Рыбка) Слайд 19. Рыбка просит найти родственные слова. -А сейчас проведем конкурс. -Кто больше запишет родственных слов? -О чем будем помнить?
Подведение итога конкурса. -У кого сколько слов? Какие?
|
Учащиеся по слайдам находят родственные слова, доказывают свою точку зрения
Ель, Елка, Ель, ельник, еловые.
Ел-
Дети работают в паре. Затем объясняют.
Проверяют коллективно по слайдам
Ученики отгадывают загадку.
Учащиеся самостоятельно записывают родственные слова.
Дети читают записанные слова. Дети дописывают слова |
7. рефлексия. |
Индивидуальная работа по карточкам. -Найдите родственные слова и зачеркните лишнее. 1.Гора, горный, гореть, горняк. 2.Рис, рисовать, рисунок, рисование. 3.Жаркий,теплица, тепло, теплый. 4. Сыр, сырость, сырок. Сырник. В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
Проверка .Слайд 22. Проверьте работу по слайду. Если верно –поставь +. Если неверно – поставь -. Посчитай количество +. 4 «+»-оценка «5» 3 «+» -оценка «4» 2 «+» -оценка «3» 1 «+»- оценка «2».
|
Учащиеся проверяют по слайду, оценивают свою работу
|
8. подведение итогов урока. |
Что нового узнали на уроке? Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными? |
Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. |
9. домашнее задание. |
Упр.79 стр.59. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.