Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Открытый урок русского языка в 4 классе
по теме "Спряжение глаголов"
Разработала урок
учитель начальных классов
Устарханова Заира Абукадыровна
Цели урока: Совершенствовать умение грамотно писать личные окончания глаголов; Совершенствовать умение определять грамматические признаки глаголов; Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление; Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю; Расширять кругозор и знания по краеведению.
1. Организационный момент.
- Я желаю всем доброго дня! Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и пожелайте друг другу удачи на уроке русского языка.
2. Сообщение темы и целей урока
- Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке?
- Мы продолжаем с вами работать над глаголами. Что мы знаем о глаголе?
-Скажите, что нужно знать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глаголов? (спряжение)
-Как зависит написание гласной в окончании глагола от спряжения?
Главными задачами нашего урока: учиться грамотно писать личные окончания глаголов, учиться определять время, лицо, число и спряжение глаголов
3. Актуализация знаний
1.Словарная работа
- Возьмите карточки для словарной работы. Прочитайте задание, выполните его. (Выполняют задание)
Задание
1.В каком ряду все слова с непроверяемой гласной о?
а) …втобус, в…сток, б…гаж;
б) в…кзал, яг…да, к…стёр;
в) м…роз, …ллея, ур…жай.
2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а?
а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина;
б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира;
в) к…пуста, к…рабль, ст…лица.
3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и?
а) д…ректор, ул…ца, сев…р;
б) п…нал, б…лет, уч…ник;
в) уж…н, р…сунок, ж…лище.
- Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания у соседа.
- Проверка выполнения задания.
- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.
Проверка
б) вокзал, ягода, костер;
2. Чистописание во оло оро
- На что похожи соединения, которые я вам сегодня предлагаю прописать?
4. Работа по теме урока.
ü Подумайте и выберите правильное утверждение
Спряжение глаголов – это
1) изменение глаголов по падежам
2) изменение глаголов по числам
3) изменение глаголов по родам и числам
4) изменение глаголов по числам и падежам
5) изменение глаголов по числам и лицам
6) изменение глаголов по родам и лицам
Вывод:
- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Ответы детей)
- Вы продолжите изучать особенности спряжений глаголов.
ü Выполним следующее задание: проспрягайте глаголы греть и светить. Кто хочет поработать у доски? (Один ученик у доски)
-Выделите окончания.
- Сравните окончания первого и второго глагола? Что вы заметили?
- Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Обратите ваше внимание на таблицу.
Таблица
I спр. II спр.
шь шь
-И
-Е
т т
м м
те те
-ут, -ют -ат, -ят
5. Физкультминутка
По дорожке побежим,
На лужайку прибежим.
Зёрен знаний поклюём.
Огонь внимания зажжём.
6. Дифференцированная работа с текстом.
1 уровень. ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок. Выделить грамматическую основу в этих предложениях. Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей. Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад. Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка. Слова для справок: усиливает, настаёт, доносится, думает, бросается, ползёт, видит, прижимает, ползёт.
2 уровень. ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму. Пользуйся словами для справок. В любых трех предложениях выдели грамматическую основу. Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей. Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад. Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка. Слова для справок: усиливать, наставать, доноситься, думать, бросаться, ползти, видеть, прижимать, ползти.
3 уровень. ЗАДАНИЕ: Вставить, выбрав подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей. Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он видит маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад. Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка. Слова для справок: начать, усиливать, наставать, наступать, доноситься, долетать, думать, знать, предполагать, спешить, бросаться, кидаться, ползти, идти, бежать, нестись, прижимать, хватать.
6. Закрепление.
Самостоятельная работа.
- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.
- «Самостоятельная работа»
1 вариант – 1 группа
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти -
молчать -
нести -
кричать –
лечь –
2 вариант – 2 группа
Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
3 группа – «Найди свою пару».
Запишите полученные слова в два столбика 1 и 2 спряжение.
Сбе |
вет |
Шум |
тит |
Плы |
гает |
Шаг |
ит |
По |
дят |
Бу |
оят |
Све |
шит |
Зве |
ют |
Спе |
нят |
Стр |
ают |
Сту |
щит |
Тре |
чат |
Лю |
бят |
Цве |
тет |
(Детям заранее были розданы карточки с «Самостоятельной работой» по группам:
1в. – сильным учащимся, 2в, 3гр. – слабым учащимся.)
Дети работают в тетрадях.
- Проверьте себя.
1 группа 2 группа
- ползёшь, ползут(1спр.) - ползёт, ползут(1спр.)
- молчишь, молчат (2спр.) - молчит, молчат (2спр.)
- несёшь, несут (1спр.) - несёт, несут (1спр.)
- кричишь, кричат (2спр.) - кричит, кричат (2спр.)
- ляжешь, лягут (1спр.)
1 спряжение |
2 спряжение |
Шагают |
Светит |
Цевтёт |
Строит |
Плывет |
Звенят |
Сбегает |
Спешат |
Поют |
Стучат |
Трещит |
|
Шумит |
|
Будят |
|
Любят |
- Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.
- Молодцы! Эти ученики получают оценку «5»., у кого 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки - 3
7. Работа с учебником, выполнение упражнения.
ü А теперь давайте откроем учебник на странице Упражнение 155
и выполним упражнение с. 95. Нам предлагается списать текст, выделить окончания глаголов, указать их лицо и число.
ü Возьмите карточки «ТЕСТ на оценку». Выполните задания теста.
1. Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2 б) 3 в) 4
2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...
а) прошедшего времени;
б) настоящего времени;
в) будущего времени.
3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
а) что делает? что делают?
б) что сделает? что будет делать?
в) что делал? что делали?
4. Выбери глаголы будущего времени
а) пробежала в) прилетит д) запищат
б) воркует г) напишу е) сфотографирует
8. Рефлексия.
-Всякое уменье трудом даётся. Вы сегодня трудились весь урок, чему же вы научились?
1.На уроке я работал
Активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
Интересным / скучным
4.За урок я
Устал /не устал
5.Моё настроение стало
Лучше /хуже
- Говорю всем вам: большое спасибо за урок!
9. Домашнее задание: сведения о языке на с. 96, упр.158
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об уроке русского языка в 4б классе
по теме "Спряжение глаголов"
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
Урок являлся логическим звеном в разделе «Глагол». Использовала различные формы организации учащихся: фронтальную с применением рисунка-дерева, позволяющую проверить сознательное усвоение учебного материала (уровень знаний), взаимопроверку, самостоятельную работу. Все этапы урока тщательно продумывала, учитывала возрастные особенности учащихся. При чистописании совершенствовались каллиграфические навыки учащихся, развивались орфографическая зоркость, мышление, память учащихся.
На уроке осуществлялись межпредметные связи с уроком окружающего мира. Воспитательным моментом было формирование культуры поведения в природе. Важным условием считаю выработку у учащихся умения оперировать ранее полученными знаниями.
При самостоятельной работе проверялось умение различать спряжение глагола,
знание начальной формы глагола, правописание мягкого знака после шипящих
Соблюдались требования научной организации труда. Применение компьютера
помогло мне рационально использовать время на уроке, проверить и оценить
знания всех учащихся. А опорные схемы – алгоритмы определения спряжения
глаголов способствовали четкой организации при усвоении изученного материала.
Ставя проблемные вопросы, учила детей делать обобщающие выводы. Считаю,
что на уроке соблюдены принципы научности, доступности и прочности знаний.
Учащиеся активно работали весь урок. А использование сигнальных карточек (I
спр. и II спр.) при проверке самостоятельной работы показало, что класс в
основном хорошо усвоил изучаемый материал.
Старалась заботиться о здоровье детей: дозировала учебную нагрузку, следила
за посадкой детей, провела физминутку. На уроке была дружественная атмосфера.
Этому способствовали методы стимулирования интереса к учению: создание
ситуаций занимательности, успеха, создание атмосферы важности урока.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв родителей
об уроке русского языка в 4б классе
по теме "Спряжение глаголов"
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
Это по типу урок «Открытие новых знаний». К моменту изучения данной темы ученики уже были ознакомлены с глаголом и его признаками. В процессе изучения данной темы старалась развивать орфографическую зоркость, внимание, воображение; формировать навык самоконтроля и познавательной активности; воспитывать умение работать в парах; формировать личностные качества, такие как ответственность, коммуникативность.
Урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями и упражнениями на уроке, значит, цель урока достигнута.
Заира Абукадыровна старалась обеспечить на уроке смену одного вида деятельности другим, использовала различные виды работы: индивидуальную, фронтальную, работу в парах, самостоятельную работу.
На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные.
Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. Самостоятельно сформулировать новое правило. На уроках Заира Абукадыровна старается развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.
План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.
Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.
С целью здоровьесбережения использованы: массаж ладоней, физминутка. Смена видов деятельности также способствует здоровьесбережению.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников.
Родители 4б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.